АЗИМОВ Фуркат Абдухамидович — подполковник юстиции запаса, исследователь, преподаватель-исследователь департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодара (г. Краснодар; a.furkat@krd.ru)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема соотношения свободы с формированием профессиональных качеств офицера Войск национальной гвардии Российской Федерации (далее -Росгвардия), необходимых для выполнения задач мирного и военного времени. Обозначенные в статье подходы рекомендованы для проведения агитационно-пропагандистской работы с военнослужащими Росгвардии.
Ключевые слова: философия, профессионализм, военнослужащие Росгвардии, свобода, соотношение свободы и дисциплинированности, проблемы воспитания, выполнение задач мирного и военного времени
Одной из актуальных проблем современной философии является вопрос объективности законов войны и вооруженной борьбы. Если вопрос носит объективный характер, то закономерно спросить, что зависит от человека в этих условиях? Может, осознав свое бессилие, человек должен подчиниться стихии? Иначе говоря, свободен или не свободен в выборе человек? Если все-таки свободен, то в чем это проявляется, и какие существуют границы? А если он полностью зависим от объективной реальности, то стоит ли пытаться что-либо изменить? Эти и многие другие вопросы постоянно возникают у каждого человека, в т.ч. в воинской деятельности. Задают себе подобные вопросы и руководители Росгвардии различных рангов.
Немецкий философ Иммануил Кант так формулировал подобные вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?» Нахождение правильного ответа на них способствует проявлению инициативы, активности и творчества. Командир должен быть постоянно рядом с подчиненным. Поэтому важно, чтобы каждый, говоря словами А.В. Суворова, во-первых, знал свой маневр, во-вторых, в случае изменения обстоятельств сумел бы найти новые способы и методы действия. Особенно ценны эти качества в сложных и опасных ситуациях, которые возникают в процессе выполнения военнослужащими Росгвардии задач мирного и военного времени. Эффективная и успешная деятельность современного офицера Росгвардии предполагает отказ от дилеммы: либо абсолютная свобода, либо абсолютная несвобода. Проявления «чистой», неограниченной свободы присущи прежде всего «волевым» начальникам, игнорирующим объективные условия и закономерности, считающим, что им все дозволено. Такие руководители в своей деятельности нередко доходят до произвола. При этом искренне удивляются, когда их решения не выполняются, задуманное не реализуется, или, что бывает чаще всего, в результате получается не то, что было запланировано.
Другая крайность - абсолютизация несвободы, догматизация идеи судьбы, стихийных сил, обстоятельств. Такая позиция унижает человека, его достоинство как активно действующей самостоятельной силы, ведет к стремлению переждать, отсидеться, укрыться от коллизий, столкновений и других непри-
ятных событий, происходящих в армейском организме, приводит к неуправляемым процессам в воинском коллективе и, в итоге, к дезорганизации. Командир, не способный управлять процессами, происходящими в подчиненном ему подразделении, является уже не командиром, а посторонним наблюдателем. По мнению М. Драгомирова, у командира искусного и решительного теория будет впрок; у не искусного, но решительного руководителя цель будет достигнута дорогой ценой, но достигнута; нерешительный, хотя и теоретически осведомленный командир ничего не достигнет. Следовательно, в военном деле самое опасное - это ни на что не решиться. Даже самое дерзкое решение, хуже, самое необдуманное не является столь рискованным, как нерешительность [Драгомиров 1906: 1-2].
Свобода в научном понимании характеризуется способностью принятия решения со знанием дела. Если обратиться к литературе, посвященной вопросам профессионализма в военной области, то, видимо, не случайно «профессионализм» или «компетентность» определяются как высокая степень профессионально-деловой надежности офицера, его способность принимать безошибочные решения в рамках своих служебно-должностных функций.
Безусловно, понятия «профессионализм» и «свобода», при всей схожести, не тождественны и имеют свою специфику. Чтобы стать свободным, нужно знать дело, иными словами, закономерности развития того объекта, на который направлена деятельность, и иметь твердые навыки работы. Поэтому знание и умелое использование принципов функционирования, эксплуатации и применения военной техники, психологии и социологии личности, воинского коллектива - неотъемлемые слагаемые профессионализма и всего того, что составляет важнейшие условия свободы офицера Росгвардии. Профессионализм - это, как правило, результат огромной любви к своему делу. Более того, настоящего мастера отличает шарм - то, что в переводе с французского означает изящество, легкость, красоту, гармонию, при этом проявляются такие личностные качества, как уверенность в действиях, смелость, самостоятельность, раскованность. И, в конечном счете, свобода.
Одной из важнейших черт, присущих профессионализму, является дисциплинированность, являющаяся качественным отражением дисциплины. Между свободой и дисциплиной нет противоречия. Дисциплинированность -это типичное проявление умения пользоваться свободой и понимание ее ценности. Высшее проявление дисциплины - самодисциплина, которая не только несет сдерживающую функцию (ограничение себя в чем-то, подавление мешающих чувств, соблазнов и т.д.), но и способствует положительной направленности поступков (достичь чего-то, сделать, преодолеть, узнать и исполнить). Последнее и позволяет почувствовать себя свободным.
Свобода в деятельности военнослужащего Росгвардии определяется не только профессионализмом субъекта, но и объективными факторами. Не исключено, что командир может попасть в такие условия, которые не позволяют решить то, что ему под силу как профессионалу. В данном случае можно говорить об отличии свободы от профессионализма. Поэтому условия, когда в деятельности можно выбрать альтернативу, играют немаловажную роль, и если ограничения, накладываемые этими условиями, объективны, то их следует воспринимать как необходимость. Среди них такие, как определенные рамки решений вышестоящего командира; качественно-количественные характеристики, определяющие возможности военной техники и личного состава; характер и особенности предстоящих задач мирного и военного времени и другие особенности. Таким образом, свобода командира обусловлена мерой его
профессионализма, условиями деятельности - другими словами, объективной необходимостью и степенью ее осознания и овладения.
Существует и обратное влияние свободы на профессионализм. Она определяет процессы становления военного специалиста, роста его мастерства, а также возможности и степень реализации человека как профессионала.
Ограничения в экономической, политической, правовой, духовной сферах тормозят многие процессы профессионализма; если он и достигается, то с огромными материальными и моральными издержками. Офицер, которого во время службы отвлекают мысли о том, как чувствует себя дома больной ребенок в нетопленном бараке или как устроить жену, не имеющую прописки, на работу, который не защищен от волюнтаризма начальника, не сможет стать профессионалом в истинном смысле слова.
Свобода - не только познание и признание необходимости, но и ее дополнение. Ведь военнослужащий реализует не только и не столько требования объективных законов и условий в «чистом виде». Его действия неповторимы и отмечены печатью индивидуальности. В деятельности истинно свободного человека реализуется не только необходимость, но присутствует нечто сверх того. Это нечто либо ускоряет, либо замедляет реализацию цели, придает результату деятельности специфическую окраску. Иными словами, свободный человек не механически подчиняется требованиям необходимости, а осознанно становится творцом. Например, в сходных условиях и обстоятельствах разные военачальники будут действовать, в конечном счете, более или менее одинаково, но личностные качества придадут этой деятельности специфическую окраску («физиономию», по выражению Г.В. Плеханова). Известно, что стиль деятельности, почерк наиболее талантливых полководцев знаменовали в прошлом целые эпохи в развитии военного искусства. Они были связаны с именами Александра Македонского, Александра Невского, Суворова, Наполеона. Невозможно спутать операции, разрабатываемые и проводимые Г. Жуковым, И. Коневым, К. Рокоссовским.
Сегодня каждый военный специалист Росгвардии становится творцом истории, ибо какой бы пост он ни занимал в войсках, он начинает осознавать себя не просто «одним из винтиков» государственной машины.
Для этого нужны определенные условия. Первое - это компетентность, профессионализм. Второе - высокие моральные качества военнослужащего Росгвардии, порождающие профессиональную и социальную ответственность. Третье - создание системы эргономического обеспечения деятельности, т.е. организация рабочего места, удобного режима работы и т.д. Однако не следует сводить проблему соотношения свободы и ответственности только к технологическим аспектам. Она пронизывает все стороны деятельности командира. Решаясь на что-то, совершая поступок, человек отвечает за него перед самим собой, коллективом, всем обществом.
Существует и обратная сторона свободы. Это боязнь выбора, неумение или нежелание действовать в ситуации, требующей самостоятельности и риска. А ведь риск неизбежен в любом деле, а в военном - особенно. Вообще настоящий профессионал - это человек ищущий, новатор, идущий на риск. Искусство риска всегда отличало выдающихся полководцев. Так, риск, доходящий до дерзости, был проявлен командующим 3-м Украинским фронтом Ф.И. Толбухиным при проведении Ясско-Кишиневской операции. Почти полностью оголив 200 км фронта, он 90% всех сил и средств сосредоточил на направлении главного удара шириной в 40 км [Бирюзов 1963: 80].
Особенно недопустима боязнь риска для офицера-руководителя Росгвардии,
ведь принятие и реализация решения есть выбор. «А вдруг ошибусь?» - рассуждает иной офицер. Спокойнее быть ретранслятором вышестоящих решений и указаний. И это вполне объяснимо, ибо за бездеятельность наказание, как правило, на порядок меньше, чем за рискованное действие, особенно если оно привело к нежелательным последствиям. Такой подход - прямой путь к полной безответственности. Но в этом случае не приходится говорить и о свободе. Поэтому и сегодня далеко не праздными представляются вопросы, мучавшие Ивана Карамазова: нужна ли человеку свобода? Может быть, спокойствие, безмятежность и даже равнодушие дороже свободы? Русский философ Н.А. Бердяев писал, что свобода порождает страдание, отказ же от нее уменьшает страдание; свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее; свобода трудна, она есть тяжелое бремя [Бердяев 2021].
Таким образом, необходимо отметить, что степень реализации свободы в интересах выполнения задач мирного и военного времени офицерами Росгвардии неразрывно связана рамками формирования множества качеств, положительно влияющих на их профессионализм [Яренских Иванов, Безматерных 2017].
Использование обозначенных в рамках данной статьи подходов будет способствовать формированию у будущих офицеров Росгвардии способности к принятию разумных, грамотных и обоснованных решений, что, несомненно, позволит добиться положительных результатов в воинской деятельности.
Список литературы
Бирюзов С.С. 1963. Советский солдат на Балканах. М.: Воениздат. 336 с.
Бердяев Н.А. 2021. Самопознание. М.: Эксмо. 544 с.
Драгомиров М.И. 1906. Учебник тактики. Ч. 1. Киев.
Яренских А.Г., Иванов И.В., Безматерных А.Н. 2017. Повышение эффективности обучения курсантов средствами образовательной мотивации. -Академический вестник Войск национальной гвардии Российской Федерации. № 4. С. 34-36.
AZIMOV Furkat Abdukhamidovich, Lieutenant Colonel of Justice, Reserve; Researcher, Lecturer-researcher, Department of Municipal Economy and Fuel-Energy Complex of the Administration of the Municipal Union of Krasnodar, (Krasnodar; a.furkat@krd.ru)
PROFESSIONAL QUALITIES OF THE OFFICER OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article deals with the actual problem of the correlation of freedom with the formation of professional qualities of an officer of the National Guard of the Russian Federation (hereinafter referred to as Rosgvardiya), necessary to perform tasks of peacetime and wartime. The approaches outlined in the article are recommended for conducting agitation and propaganda work with the servicemen of the Rosgvardiya.
Keywords: philosophy, professionalism, soldiers of the Russian Guard, freedom, ratio of freedom and discipline, problems of education, performance of tasks of peacetime and wartime