Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ / УЧАЩИЕСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Треногин Виталий Владимирович, Федак Евгений Иосифович

В данной статье авторы раскрывают сущность и организацию педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации (Далее по тексту - ВПО) учащихся кадетских классов Росгвардии. Проводится анализ педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии и обосновывается эффективность от организации педагогического обеспечения. Также рассмотрены объективные факторы и элементы формирования ВПО учащихся кадетских классов. В заключение статьи предложены рекомендации по повышению эффективности педагогического обеспечения формирования ВПО обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Треногин Виталий Владимирович, Федак Евгений Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION FOR STUDENTS OF CADET CLASSES OF THE ROSHGUARD

In this article, the authors reveal the essence and organization of pedagogical support for military-professional orientation (hereinafter referred to as HPE) of students of cadet classes of Rosgvardiya. The analysis of the pedagogical support of HPE students of cadet classes of the Russian Guard is carried out and the effectiveness of the organization of pedagogical support is justified. Objective factors and elements of the formation of the HPE of students of cadet classes are also considered. In conclusion, the article offers recommendations for improving the effectiveness of pedagogical support for the formation of students' HPE.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ»

Педагогика

УДК 37

адъюнкт Треногин Виталий Владимирович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Пермь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Федак Евгений Иосифович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, (г. Москва)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ

Аннотация. В данной статье авторы раскрывают сущность и организацию педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации (Далее по тексту - ВПО) учащихся кадетских классов Росгвардии. Проводится анализ педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии и обосновывается эффективность от организации педагогического обеспечения. Также рассмотрены объективные факторы и элементы формирования ВПО учащихся кадетских классов. В заключение статьи предложены рекомендации по повышению эффективности педагогического обеспечения формирования ВПО обучающихся.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, военно-профессиональная ориентация, компоненты, учащиеся кадетских классов, умения и навыки, подготовка, формирование.

Annotation. In this article, the authors reveal the essence and organization of pedagogical support for military-professional orientation (hereinafter referred to as HPE) of students of cadet classes of Rosgvardiya. The analysis of the pedagogical support of HPE students of cadet classes of the Russian Guard is carried out and the effectiveness of the organization of pedagogical support is justified. Objective factors and elements of the formation of the HPE of students of cadet classes are also considered. In conclusion, the article offers recommendations for improving the effectiveness of pedagogical support for the formation of students' HPE.

Key words: pedagogical support, military-professional orientation, components, students of cadet classes, skills and abilities, training, formation.

Введение. На сегодняшний день кадетские классы Росгвардии представляют собой учебные заведения, в которых строгая дисциплина, занятия и физические нагрузки являются необходимыми условиями военного обучения [7]. И, одной из задач воспитания кадет Росгвардии является формирование военно-профессиональной ориентации, которая представляет собой личностное образование, включающее потребности, мотивы, интересы, жизненные приоритеты, проявляемые как должное отношение к военной профессии [3]. Стоит принимать и факт того, что участниками данного педагогического процесса выступают субъекты, имеющие свой взгляд и собственные убеждения по выбору профессии.

Любая из профессиональных деятельностей воздействует на самореализацию личности, следовательно, развитие ВПО учащихся кадетских классов находится в прямой зависимости от специфики образовательной среды [4].

По данной причине исследование, посвящённое ВПО, связано с изучением педагогических факторов совершенства формирования и сопровождения ориентации в условиях образовательной среды. Целью данной статьи является анализ и оценка эффективности педагогического процесса ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.

Изложение основного материала статьи. Реформирование Росгвардии тесным образом связано с довузовским образованием, подготовка которого осуществляется в кадетских классах и корпусах, призванных обеспечить объективную подготовку воспитанников к продолжению профессионального военного образования. Одной из ключевых задач, реализуемых образовательными организациями Росгвардии, является формирование основ для осознанного выбора профессии, получение специальных знаний, - это означает, что образовательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы мотивировать обучающихся кадетских классов на реализацию себя в войсках национальной гвардии.

Современные исследования в отношении ВПО рассматриваются по-разному. Вместе с этим, ориентация раскрывается как сторона личности, обладающая характеризующейся динамичностью. В работах изучавших данное явление можно встретить следующие положения:

- ориентация представляет собой типологическую характеристику личности, интегративный показатель отношения человека к социальным ролям характеризующая личность как определённый тип [11];

- ориентация представляет собой также отражение личности, ядро человека, суть личности, отвечающее за своеобразие социальной составляющей, её деятельности.

Военные педагоги в своих исследованиях сходятся во мнении того, что ориентация представляет собой систему, имеющую в основе приоритетов, идеалов. Так, по мнению В. Штерн ориентация представляет собой направленность к какой-либо деятельности.

Так, по определению Н.В. Кузьминой профессиональная ориентация представляет собой устойчивый интерес к профессиональной деятельности и желание заниматься ею.

По определению Е.А. Климовой индивидуальные качества психики человека выражаются сквозь профессиональную ориентацию личности - систему интересов и желаний, задающую направления деятельности каждого человека [8].

По мнению А.К. Марковой, ключевую роль в процессе формирования личности как профессионала играет непосредственно профессиональная ориентация, определяющая систему отношений личности к окружению и самому себе, позволяя противостоять негативным воздействиям извне и изнутри, в связи с чем, ориентация личности является основой самореализации и профессионализма» [10].

По мнению А.М. Столяренко профессиональная ориентация представляет собой ведущее свойство личности, содержащее в себе особенности мотивационной системы и желания в избранной профессии.

По мнению А.Н. Томилина «без профессиональной ориентации личность не может стать профессионалом [6, С. 44].

Из анализа определений военно-профессиональной ориентации обучающихся современных кадетских классов Росгвардии следует сделать общий вывод, что профессиональная ориентация характеризуется следующими особенностями:

- представляет собой систему побуждений, направленных на вовлечение способностей человека в конкретной деятельности, в том числе и к своему призванию;

- определяет цивилизованные пути в решении профессиональных задач, являясь основой саморазвития и профессионализма.

Анализ работы с кадетами даёт представление, какой должна быть деятельность в направлении ВПО. Грамотный подход к планированию и реализации организации педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации

обучающихся должны иметь ступенчатую структуру [5]. Исходя из анализа педагогического опыта преподавателей на сегодняшний день, следует выделить 4 этапа ВПО обучающихся.

Рассмотрим каждый из них.

1) Первый этап ВПО (подготовительный) - необходимо начинать еще с раннего детства. На данном этапе педагог должен работать над формированием у кадет трудолюбия, дисциплинированности и ответственности за своё поведение.

2) Второй этап ВПО (формирующий) - необходимо осуществлять в отношении обучающихся средних классов. За данный период педагогу следует организовать знакомство с разными видами деятельности - можно предложить обучающимся принять участие в военно - патриотической игре или проявить себя на тематических заданиях.

3) Третий этап ВПО (базовый) - необходимо осуществлять в отношении обучающихся 10-11 классов. На этом этапе следует организовывать профконсультационную работу, где основной задачей является углубление познаний о выборе профессии.

4) Четвёртый этап ВПО (завершающий) - предусматривает у обучающихся осознание профориентации, которая предполагает окончательное решение по выбору профессии.

Стоит отметить, что решающим звеном в деятельности педагогов и командиров является воспитательная работа с личным составом. Анализ публикаций позволяет сделать вывод, что эффективность процесса воспитания личного состава во многом зависит от профессиональной компетентности педагога или командира, а также профессионализма в его деятельности. Следует также отметить, что управление воспитательной работой в войсках национальной гвардии требует научного переосмысления. Анализирую опыт педагогического обеспечения формирования ВПО обучающихся кадетских классов Росгвардии выявлено, что главным интересом к выбору профессии является потребность в полезности воинского труда и престижности данной служебной деятельности.

Анализ практики педагогического обеспечения формирования ВПО кадетов показал, что, в большей степени, выявлены объективные факторы внешней среды, такие как:

- престиж профессии и уровень социальной защищенности;

- забота государства и политическая обстановка в стране;

- условия трудовой деятельности.

Рассматривая педагогическое обеспечение процесса формирования ВПО кадетов, следует выделить также элементы воздействия:

- профессиональный отбор;

- гуманитаризация военного образования и военной деятельности;

- система уставных требований к личности кадета;

- профессиональное самообразование личности;

- организационный порядок;

- межличностное общение преподавательского состава с кадетами;

- образовательно-воспитательный процесс в кадетском классе.

Выводы. Исследование механизма педагогического обеспечения процесса формирования ВПО обучающихся кадетских классов Росгвардии позволяет предложить следующие рекомендации по повышению эффективности педагогического обечпечения формирования ВПО обучающихся [2]:

1) Совершенство по управлению педагогического обеспечения формирования ВПО кадетов и качественному проведению мероприятий по образовательному и воспитательному аспекту, связанных с дальнейшей разработкой управления ВПО:

- анализ формирования ценностных направлений обучающихся и выявление критериев их развития;

- рассмотрение вопросов взаимосвязи ценностных направлений и профессиональной деятельности обучающихся в современных условиях;

- изучение методов разрешения проблем в функционировании структуры управления ВПО на формирование ценностных направлений обучающихся;

- психологический анализ роли субъектов управления ВПО в формировании ценностных направлений обучающихся;

- применение положительного опыта в решении проблем и др.

2) Рекомендации практического характера:

- разработка и внедрение в образование механизмов обеспечения условий по повышению эффективности ВПО;

- объективная помощь и способствование прояснению ценностных ориентаций воспитанников.

3) Рекомендации по воспитательной работе с учетом интересов обучающихся кадетских классов:

- формирование и развитие взаимосвязей с гражданскими организациями, а также СМИ;

- обеспечение формирования взаимосвязи участников управления ВПО.

4) Рекомендации по убеждению в значимости воинской деятельности:

- разработка способов и путей устранения дезинформации по отношению к деятельности воспитанников.

5) Рекомендации по совершенствованию организации формирования ВПО с учетом значения в формировании интересов личностей кадетов:

- формирование общественного мнения, доверительности, взаимопонимания по управлению ВПО.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что данное исследование раскрывает анализ практики, проблемные вопросы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов, а также формирование и управление военно-профессиональной ориентации как одного из необходимых аспектов в условиях образования и реформирования войск национальной гвардии.

Литература:

1. Алехин, И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие / И.А. Алехин. - М.: ВУ, 2003. - С. 45-49.

2. Денисов, А.Е. Профессиональная и военно-профессиональная направленность личности как психолого-педагогический феномен / А.Е. Денисов // Поволжский педагогический вестник, 2018. - № 1(18). - С. 60.

3. Военная педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: ВПА, 1980. - С. 13 -14

4. Железняк, Л.Ф. Методика изучения ВПО офицеров / Л.Ф. Железняк // Военная мысль, 1970. - № 6. - С. 70-77.

5. Ковалевский, В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики / В.Ф. Ковалевский. - М.: Воениздат, 1983. - С. 217.

6. Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Крысяк. - М.: 1999. - С. 41.

7. Лаптев, Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. Монография / Л.Г. Лаптев. - М.: ИТАР-ТАСС, 1998. - С. 28.

8. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984

9. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - Т.2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 110-125.

10. Сейтешев, А.П. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих / А.П. Сейтешев. - М.: Высш. шк., 1975. - С. 34.

11. Смирнов, Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. / Г.Л. Смирнов. -М.: Политиздат, 1980. - С. 66-67.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Третьякова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Карманова Анна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (г. Краснодар)

ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблема поиска тенденция, векторов и технологического оснащения для перестройки педагогического процесса в вузах. Данный посыл регламентирован запросом ответа на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования. Образование является системообразующей деятельностью любого университета. Именно этот факт обусловливает понимание и трактовку современных реалий таким образом, что любые серьезные изменения в ее организации не могут не вызвать волну преобразований практически во всех остальных видах деятельности, от науки до инфраструктуры. Стоит только запланировать процесс трансформирования высшего учебного заведения, и сразу придется перестроить все остальные сегменты и структурные подразделения. Переход на модель индивидуальных образовательных траекторий привел к необходимости серьезных изменений, главным образом, потому, что в новом пространстве требуются новые формы оптимального взаимодействия всех структурных подразделений университета, а также единое интуитивно-понятное пространство для студентов, преподавателей и администраторов. Для решения возникающих жизненных задач, современная личность вынуждена ставить себе цели и подбирать способы решения, а также средства развития. При этом обязательным условием является использование цифровых средств, человек должен быть компетентным и обладать всем необходимым набором этих надпрофессиональных навыков. И это уже не только наличие уверенных мягких навыков. Контекст условий глобальной цифровой трансформации выдвигает в качестве миссии современных вузов формирование, поддержание и развитие навыков работников, которые будут актуальны для Индустрии 4.0. Такой переход позволит способствовать достижению необходимого уровня конкурентоспособности персонала на рынке труда. Благодаря такой метаморфозе будет транслироваться более эффективная его адаптационная составляющая в условиях новых реалий. Очевидно, что владение подобными навыками обеспечит использование работниками новых цифровых возможностей, а значит, будет способствовать росту эффективности персонала и предприятий, развитию общества и экономики в целом. Стремительными темпами сегодня транслируется растущий спрос на квалифицированных специалистов. Система образования должна обновлять образовательные программы и учебные планы. Масштаб и статистические данные о включении в них новых актуальных курсов и дисциплин огромен. При их изучении обучающиеся овладеют наборами современных компетенций, сформированных не только под запросы работодателей, но и с учетом потребностей цифровой экономики.

Ключевые слова: компетентностная модель, цифровая трансформация, компетенции цифровой экономики, критическое мышление, цифровые средства, цифровые технологии, актуализация учебно-методических материалов.

Annotation. The article deals with the problem of finding trends, vectors and technological equipment for the restructuring of the pedagogical process in universities. This message is regulated by the request to respond to the challenges associated with the digital transformation of education. Education is a system-forming activity of any university. It is this fact that determines the understanding and interpretation of modern realities in such a way that any serious changes in its organization cannot but cause a wave of transformations in almost all other types of activities, from science to infrastructure. It is only necessary to plan the process of transforming a higher educational institution, and all other segments and structural divisions will have to be rebuilt immediately. The transition to the model of individual educational trajectories has led to the need for serious changes, mainly because the new space requires new forms of optimal interaction of all structural units of the university, as well as a single intuitive space for students, teachers and administrators. To solve emerging life problems, the modern personality is forced to set goals for himself and select solutions, as well as means of development. At the same time, the use of digital tools is a prerequisite, a person must be competent and have all the necessary set of these supra-professional skills. And this is not only the presence of confident soft skills. The context of the conditions of global digital transformation puts forward as the mission of modern universities the formation, maintenance and development of skills of employees that will be relevant for Industry 4.0. Such a transition will help to achieve the necessary level of competitiveness of personnel in the labor market. Thanks to such a metamorphosis, a more effective adaptation component will be broadcast in the conditions of new realities. It is obvious that the possession of such skills will ensure the use of new digital opportunities by employees, which means it will contribute to the increase in the efficiency of personnel and enterprises, the development of society and the economy as a whole. The growing demand for qualified specialists is being broadcast at a rapid pace today. The education system should update educational programs and curricula. The scale and statistical data on the inclusion of new relevant courses and disciplines in them is huge. When studying them, students will master sets of modern competencies formed not only for the needs of employers, but also taking into account the needs of the digital economy.

Key words: competence model, digital transformation, digital economy competencies, critical thinking, digital tools, digital technologies, updating of teaching materials

Введение. Влияние глобальных трендов на образовательную деятельность - персонификация образования. Мы живем в интересное время, стремительное развитие новых технологий приводит к постоянным изменениям в структуре экономики, регулярно появляются новые рынки, новые товары, меняется социальный ландшафт, как следствие возникают новые каналы взаимодействий, по-новому размечается социальное пространство. К глобальным трендам в сфере образования относится персонификация. На сегодняшний день влияние цифровой экономики на формирование набора ключевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.