Научная статья на тему 'Профессиональные и специальные Компетенции бакалавров специального образования (профиль психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)'

Профессиональные и специальные Компетенции бакалавров специального образования (профиль психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ / ЭКСПЕРТНАЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ / SPECIAL PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS / PROFESSIONAL AND SPECIAL COMPETENCIES / DIAGNOSTICS / CORRECTIONAL-DEVELOPMENT / CONSULTATIVE / PROPHYLACTIC / EXPERT / ORGANIZATIONAL-METHODIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

В статье определены общепрофессиональные и специальные компетенции бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии по основным видам деятельности: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической, экспертной, организационно-методической. Определение состава компетенций поможет в дальнейшем сформировать компетентностную модель выпускника по направлению и профилю подготовки, систематизировать виды профессиональных задач специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and Special Competencies of Bachelor's Special Pedagogics (Psychological Guidance in Education of Individuals with Various Disorders)

In the article the author defined professional and special competencies for bachelors of special pedagogics (psychological guidance in education of individuals with various disorders) in major activities such as didactical, correctional-development, consultative, preventive, expert and organizational-methodic ones. Structure definition of competencies can help in future to make a competent model of a final-year student in the course of studies, to plan a fundamental educational program, to systematize the forms of professional goals of a specialist.

Текст научной работы на тему «Профессиональные и специальные Компетенции бакалавров специального образования (профиль психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)»

УДК 378.147: 15 ББК Ч 486. 61

Е. В. Зволейко

г. Чита

Профессиональные и специальные компетенции бакалавров специального образования (профиль - Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)

В статье определены общепрофессиональные и специальные компетенции бакалавров специального образования по профилю психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии по основным видам деятельности: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической, экспертной, организационно-методической. Определение состава компетенций поможет в дальнейшем сформировать компетентностную модель выпускника по направлению и профилю подготовки, систематизировать виды профессиональных задач специалиста.

Ключевые слова: специальная психология и педагогика; профессиональные и специальные компетенции; диагностическая деятельность; коррекционно-развивающая; консультативная; профилактическая; экспертная; организационно-методическая

E. V. Zvoleyko

Chita

Professional and Special Competencies of Bachelor’s Special Pedagogics (Psychological Guidance in Education of Individuals with Various Disorders)

In the article the author defined professional and special competencies for bachelors of special pedagogics (psychological guidance in education of individuals with various disorders) in major activities such as didactical, correctional-development, consultative, preventive, expert and organizational-methodic ones. Structure definition of competencies can help in future to make a competent model of a final-year student in the course of studies, to plan a fundamental educational program, to systematize the forms of professional goals of a specialist.

Key words: special psychology and pedagogics, professional and special competencies; diagnostics, correctional-development, consultative, prophylactic, expert, organizational-methodic.

Переход отечественной системы высшего образования на новую парадигму - компетентност-ный подход, ставит задачу структурирования содержания образования в компетентностном формате. Проектирование состава общепрофессиональных и специальных компетенций было произведено через процедуры: анализа задач профессиональной деятельности бакалавра (профиль -психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии), содержащегося в ФГОС ВПО (2010); анализа современной нормативно-правовой базы системы специального образования; функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога. Исследование базируется на концепции реформирования специального образования РФ (ИКП РАО, г. Москва); на материалах, раскрывающих теоретико-методологические основы организации коррекционно-образовательного процесса в специальных образовательных учреждениях (В. И. Лубовский, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко и др.), интегрированного обучения (Н. Н. Малофеев, Л. М. Шипицына и др.); на

работах, определяющих основные направления деятельности специального психолога (М. М. Семаго).

Системообразующим фактором, регламентирующим деятельность специального психолога, является участие его в процессе психологопедагогического сопровождения, организуемом в образовательном учреждении. Психологическое сопровождение - это комплексный подход, одна из вариативных моделей оказания специализированной помощи ребенку и семье. В рамках сопровождающей деятельности бакалавр осуществляет следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, консультативную, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую, экспертную, а также сопутствующую им организационно-методическую.

Компетенции в области диагностической деятельности Результаты психолого-педагогического обследования определяют тип образовательного учреждения, соответствующий образовательным

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

потребностям ребенка, формы обучения; являются основой для определения видов и объема помощи. Объект психолого-педагогической диагностики - процесс изучения психического развития детей, имеющих отклонения в развитии. Однако возможно выделение психологической и педагогической линии в диагностике [1]. В комплексном обследовании психологическое изучение первично, направлено на выявление имеющихся нарушений и вторичных отклонений, его цель - изучение уровня сформированности возрастных новообразований, мотивации и уровня обучаемости. К специфическим психологическим аспектам диагностики относится: изучение умственного, речевого, моторного развития, гнозиса и праксиса, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности, а также характерологических черт личности. Психологическое изучение позволит определить причины и механизмы возникших учебных проблем, спрогнозировать возможные трудности обучения.

Задачами диагностики при комплексном психолого-педагогическом подходе является: раннее выявление отклонений; определение причин и характера первичного нарушения, степени

его выраженности; выявление индивидуальнопсихологических особенностей развития; определение специфических образовательных потребностей и путей коррекционно-педагогического воздействия; определение условий воспитания и психологической помощи семье; обоснование психолого-педагогического прогноза (Е. А. Екжа-нова, Е. А. Стребелева, 2007). Диагностическая деятельность специалиста строится по двум направлениям - диагностика ребенка и социальной ситуации его развития (его семьи). Основная задача психодиагностики - выявить своеобразие психического развития конкретного ребенка, результат - постановка психолого-педагогического диагноза, типологизирующего характер и специфику отклоняющегося развития. Выявление этого своеобразия позволяет определить основные направления обучения ребенка с недостатками развития - тип учреждения, специальные образовательные условия, указания к индивидуальной программе обучения. К основным трудностим в диагностической деятельности относятся: отсутствие тестов, предназначенных для «специфических популяций»; статистических нормативов для большинства категорий детей (Анастази А., 1982). Перечень компетенций - в табл. 1.

Таблица 1

Компетенции в области диагностической деятельности

Общепрофессиональные Специальные

1. Способен отбирать и применять методы диагностики развития, общения, деятельности, личности детей разных возрастов 1. Способен отбирать и применять методы качественной оценки психического развития

2. Способен организовать этапы исследования: сбор анамнестических сведений; использование методов скрининговой, углубленной диагностики; интерпретацию полученных данных; оформление результатов обследования; формулирование психологического заключения и рекомендаций; определение вероятностного прогноза развития 2. Способен выстраивать диагностическую деятельность на основе принципов диагностики применительно к отклоняющемуся развитию. Способен осуществлять контроль динамики психического развития ребенка, эффективности специализированной помощи. Способен осуществлять диагностику социальной ситуации развития ребенка

3. Способен использовать результаты диагностики в консультативной, коррекционно-развивающей работе 3. Способен на основе результатов диагностики определить образовательный маршрут, формы обучения, объем и виды помощи

Компетенции в области консультативной деятельности Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения. Консультирование определяется как «информационный, индивидуально и психотерапевтически ориентированный процесс, обладающий определенными временными параметрами» [3, с. 148], оно нацелено на решение конкретных проблем, возникающих у участников образовательного процесса. Задачами его являются: оказание помощи педагогам (родителям) в вопросах обучения, воспитания; выбор стратегии семейных взаимоотношений с учетом возраста

ребенка, структуры дефекта; включение педагогов и родителей в реализацию индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Виды консультирования - по обращениям; по итогам обследования; обучающее (разъяснение этапов работы по коррекционной программе, демонстрация приемов работы); этапное (корректировка программ, сбор дополнительных данных). Формы консультирования - беседы с родителями с использованием анкетирования (сбор дополнительной информации; помощь в формулировании проблем ребенка); оформление рекомендаций для педагогов, родителей. Перечень компетенций представлен в табл. 2.

Компетенции в области консультативной деятельности

Таблица 2

Специальные

Общепрофессиональные

1. Способен осуществлять консультирование педагогов по вопросам:

- трудностей усвоения программ обучения учащимися; проблемам мотивации учения; выявления и развития способностей учашцхся;

- особенностей познавательного, эмоционального, личностного развития;

- причин нарушения поведения; конфликтных отношений со взрослыми и сверстниками;

- проведения профориентационной работы с учащимися

2. Способен осуществлять консультирование родителей по вопросам:

- готовности детей к обучению в школе; проблемам мотивации учения;

- трудностей адаптации ребенка в школе, причин нарушения поведения;

- особенностей познавательного, эмоционального и личностного развития;

- внутрисемейных отношений с другими членами семьи;

- трудностей профессионального самоопределения

3. Способен осуществлять консультирование учащихся по вопросам:

- школьной успеваемости; особенностей личностного развития;

- межличностных отношений; взаимоотношений в семье

4. Готов проводить профконсультирование, профориентационные мероприятия в целях профессионального самоопределения учащихся

Компетенции в области коррекционноразвивающей деятельности Развивающая и коррекционная работа - это разработка и реализация развивающих и коррекционных программ, составленных на основе результатов психолого-педагогической диагностики, ее цель - воздействие на системы: взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа. В коррекционной работе специалист ориентируется на определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, а в развивающей - на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка [2]. Содержание программ коррекции всегда индивидуально, что обусловлено неоднородностью состава учащихся. Индивидуальная программа -это описание комплекса взаимосвязанных задач и направлений в работе специалиста с ребенком,

охватывающих все стороны его личности (физическая и психическая сферы). Для составления индивидуальной программы коррекции необходимо определить структуру нарушения, выявить первично пострадавшее звено и вторичные отклонения. Определение структуры нарушения позволит правильно определить очередность коррекционных воздействий.

Для каждой категории детей с отклонениями в развитии существуют приоритетные направления работы. При разработке индивидуальной программы коррекции определяется ведущее направление, которое составляет ее основу, а также последовательность и объем сопутствующих мероприятий. К наиболее востребованным направлениям работы относятся: умственное развитие; формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, о времени и пространстве; развитие речи, обогащение словаря; сенсорное и сенсомоторное развитие; нормализация ведущей деятельности; подготовка к восприятию учебного материала, формирование учебных умений и навыков. Перечень компетенций - в табл. 3.

Таблица 3

Компетенции в области коррекционно-развивающей деятельности

Общепрофессиональные \ Специальные

1. Умеет использовать рекомендованные способы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

2. Умеет определять цель и задачи совместной и индивидуальной деятельности, готов выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка 2. Умеет определять цель и задачи коррекционноразвивающих занятий, готов разрабатывать и применять коррекционно-развивающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

3. Способен организовать совместную деятельность, межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды 3. Способен обучать родителей и педагогов приемам эффективного взаимодействия в коррекционноразвивающей работе с детьми

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

Продолжение табл.

Общепрофессиональные Специальные

4. Владеет способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения 4. Владеет методами психологической коррекции: по развитию психических функций, эмоциональноволевой сферы, формированию учебно-познавательной мотивации

5. Способен оценить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы

в адаптации, в усвоении программы обучения, используются методы вторичной профилактики, подразумевающие раннее выявление проблем и проведение работы по их преодолению. Биологическое неблагополучие ребенка служит первичной предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способной вызвать вторичные отклонения в развитии, которые могут быть в значительной степени преодолены посредством обучения, специально организованного и особым образом устроенного. Поэтому задача третичной профилактики - предотвращение возникших вторичных отклонений, обусловленных первичным недостатком. Перечень компетенций представлен в табл. 4.

Таблица 4

Компетенции в области психопрофилактической деятельности

Общепрофессиональные Специальные

1. Способен организовать работу по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии 1. Способен организовать работу по предупреждению вторичных нарушений в развитии

2. Способен создавать оптимальные условия для адаптации учащихся к начальному периоду учебной деятельности, этапу перехода из начальной школы в среднюю 2. Готов вести разъяснительную работу среди нормально развивающихся детей, их родителей по проблемам детей с ОВЗ, формировать толерантное к ним отношение

Компетенции в области просветительской деятельности Специалист должен быть источником информации для родителей, ориентирован на расширение внешних информационных ресурсов и поиск недостающей информации. Осведомленные о доступных вариантах помощи, родители чаще прибегают к консультационным услугам, занимают более заинтересованную позицию, принимая на себя ответственность за благополучие ребенка и обеспечение нормального хода его психического развития. Цель просветительской работы - формирование у педагогов и родителей психологической Компетенции в области прос компетентности в вопросах обучения и развития ребенка. Задачами является: своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, о необходимости специальных коррекционных занятий; формирование активной позиции в вопросах обучения и воспитания и адекватных форм взаимодействия с детьми. Формы просвещения для родителей - родительские собрания, семинары, «круглые столы», лектории (с приглашением узких специалистов); для педагогов - выступления на методобъединениях, педсоветах, в ходе консультирования. Перечень компетенций представлен в табл. 5. Таблица 5 ветительской деятельности

Общепрофессиональные Специальные

1. Способен осуществлять просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей 1. Способен осуществлять просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с различными типами нарушений

2. Готов обучать педагогов способам эффективного взаимодействия с детьми в учебных и внеучебных ситуациях 2. Готов предоставлять информацию об учреждениях, оказывающих специальную помощь в лечении, обучении, развитии ребенка с ОВЗ

Компетенции в области психопрофилактической деятельности Психопрофилактическая работа обеспечивает психологизацию образовательного процесса: позволяет оказать помощь педагогам и родителям в реализации потенциальных возможностей ребенка, предупреждении возможных нарушений в становлении его личности и интеллекта. Первичная психопрофилактика включает мероприятия по созданию благоприятных условий для обучения. В центре внимания специалиста -забота о психическом здоровье и психических ресурсах детей. Учитывая, что психолог имеет дело с детьми, у которых уже имеются трудности

Компетенции в области экспертной деятельности Экспертная деятельность выстраивается по двум направлениям: экспертиза образовательной среды, образовательных условий и экспертиза участников образовательного процесса. В рамках первого направления специалист проводит экспертизу психолого-педагогических программ, образовательных проектов; опытно-экспериментальной работы; нормативно-правовых документов, учебно-методических пособий. В рамках второго - участвует в экспертизе уровня квалификации

педагогов, планов учебной и воспитательной работы, авторских программ, учебно-методических комплексов; осуществляет экспертную деятельность в составе ПМПк образовательного учреждения (в определении образовательного маршрута ребенка, в выявлении детей, нуждающихся в дополнительной помощи и определении ее видов и объема). К экспертной относится деятельность по определению уровня готовности ребенка к началу школьного обучения [4, с. 48]. Перечень компетенций - в табл. 6.

Таблица 6

Компетенции в области экспертной деятельности

Общепрофессиональные Специальные

1. Готов организовать экспертизу соответствия образовательной среды, образовательных программ, учебных планов и учебно-методических пособий возрастным и психологическим возможностям учащихся

2. Готов работать в составе ПМПк образовательного учреждения

3. Умеет определять уровень готовности ребенка к школе

Компетенции в области организационно-методической деятельности

Организационно-методическая деятельность является комплексным направлением, включает следующие ее виды:

- планово-прогностическую: проектирование психолого-педагогических условий, технологий, видов работ, адекватных состоянию обучающихся, задачам коррекционно-педагогического процесса. Виды работ: анализ и планирование деятельности; ведение форм учета и отчетности;

- аналитическую: анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки программ коррекции; анализ результатов комплексного изучения учащихся; анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащихся; супервизорство; составление аналитических отчетов о проделанной работе, статистических справок, выписок по запросам;

- организационно-исполнительскую: участие в межведомственном взаимодействии; в междисциплинарных психолого-педагогических и медико-социальных мероприятиях; взаимодей-

ствие со смежными специалистами; обеспечение взаимосвязи направлений в работе ПМПк;

- методическую: адаптация содержания образовательных программ и способов их освоения к возможностям обучающихся; содействие в обеспечении педагогических работников научно-методическими материалами; создание материально-технических условий (оформление кабинета, специально оборудованных зон и помещений, наполнение педагогического процесса дидактическим оборудованием); ведение форм учета и отчетности;

- контрольно-оценочную: изучение эффективности усвоения программ обучения и коррекции; оформление психологического заключения;

- исследовательскую: проведение научноисследовательской работы в сфере образования; руководство исследовательской деятельностью учащихся; в сфере повышения квалификации: участие в курсах повышения квалификации, в семинарах и конференциях; методобъединениях; работа по самообразованию.

Список литературы

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // Дефектология. 2007. № 6. С. 49-59.

2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Письмо Минобразования РФ от 27. 06. 2003. № 28 - 51 - 513/16.

3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.

4. Семаго М. М. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.