Научная статья на тему 'Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»'

Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / БАКАЛАВР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENCE MODEL / BACHELOR OF SPECIAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN EDUCATING MENTALLY DEFICIENT PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

В статье представлена компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», включающая характеристику области, объектов и субъектов профессиональной деятельности, её виды и задачи, требования к выпускникам, завершившим обучение по бакалаврской программе: состав универсальных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Competence Model of Special (Speech Pathology) Bachelor Education, Profile «Psychological Support in Educating Mentally Deficient People»1

The article describes a competence model of training bachelors of special (Speech Pathology) education, «Psychological Support in Educating Mentally Deficient People» profile. It characterizes the sphere, objects and subjects of the professional training process, its types and tasks, requirements for future Bachelor graduates. The requirements are listed in the educational standard for bachelors in the form of universal, general and special professional competencies.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»»

УДК 378 ББК Ч 481.2

Е. В. Зволейко

г. Чита, Россия

Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»

В статье представлена компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», включающая характеристику области, объектов и субъектов профессиональной деятельности, её виды и задачи, требования к выпускникам, завершившим обучение по бакалаврской программе: состав универсальных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностная модель, бакалавр специального образования, психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии.

E. V. Zvoleyko Chita, Russia A Competence Model of Special (Speech Pathology) Bachelor Education, Profile «Psychological Support in Educating Mentally Deficient People»

The article describes a competence model of training bachelors of special (Speech Pathology) education, «Psychological Support in Educating Mentally Deficient People» profile. It characterizes the sphere, objects and subjects of the professional training process, its types and tasks, requirements for future Bachelor graduates. The requirements are listed in the educational standard for bachelors in the form of universal, general and special professional competencies.

Keywords: competence, competency, competence model, bachelor of special education, psychological support in educating mentally deficient people.

Компетентностная модель бакалавра представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций (профессиональных задач) он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций (В. Д. Шадриков, 2004) [1].

1. Общая характеристика ступени образования

ФГОС ВПО по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование (степень - бакалавр специального (дефектологического) образования) [3] утвержден приказом МО РФ 555/25 от 25.05.2009. ФГОС ВПО (2009) определено семь профилей подготовки, перечень которых соответствует видам деятельности дефектологов в системе специального образования, а также профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии».

Профиль подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» ориентирует специалиста на область, затрагивающую практику специального образова-

ния, поэтому специалист относится к категории педагогических работников. Бакалавр обеспечивает оказание специальной психологической помощи в образовании лицам (детям, подросткам, взрослым), имеющим различные отклонения в развитии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) бакалавриата - 4 года, общая трудоемкость - 240 зачётных единиц.

ООП бакалавриата предусматривает изучение трёх учебных циклов - «Гуманитарного, социального и экономического», «Математического и естественно-научного» и «Профессионального», а также разделов: физическая культура, практика и научно-исследовательская работа; итоговую государственную аттестацию. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть всех трех циклов даёт возможность расширения знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет получить углубленные знания и навыки для профессиональной

142

© Е. В. Зволейко, 2011

деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре. Вариативная часть профессионального цикла дисциплин обеспечивает профилизацию. Практики представляют вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку и включают два вида - учебную и производственную (педагогическую). Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Выпускная квалификационная работа бакалавра ориентирована на реальную практику специального образования, призвана способствовать решению конкретной психолого-педагогической проблемы.

2. Характеристика области и объектов профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности бакалавра - образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Бакалавр является специалистом - специальным психологом, и его статус в образовательном учреждении определяется кругом решаемых им задач. Статус этого специалиста необходимо понимать как «вспомогательного по отношению к педагогу специалиста, решающего дополнительные (а не основные) задачи образования (в ситуации обучения в регулярном образовательном учреждении)» [2, с. 17]. Деятельность психолога по отношению к детям с отклонениями в развитии необходимо понимать как оказание специальной психологической помощи, «поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных на усредненную по многим показателям... массу детей» [2, с. 8]. Субъектом профессиональной деятельности специального психолога являются дети, имеющие отклонения в развитии одной или нескольких сфер - интеллектуальной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой, которые в большинстве случаев приводят к нарушениям социально-психологической адаптации, проявляющейся в трудностях обучения, поведенческих девиациях, в нарушении процесса социализации и пр. Отсюда целью деятельности специального психолога является «обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребёнка в образовательной среде» [2, с. 9].

Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии существенно отличается от помощи здоровым как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса. Это означает, что психолог должен быть подготовлен к решению специальных профессиональных задач, с учётом сложности своего субъекта профессиональной деятельности - ребёнка, имеющего нарушения в развитии. Если изначально специальный психолог готовился к профессиональной деятельности в системе специального образования, то сегодня он должен быть компетентен в работе в условиях массового образования, в котором апробируются различные варианты интегрированного обучения.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процесс; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы.

Опорными организационными структурами профессиональной деятельности бакалавра являются: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (с 1 по 8 вид); дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ОВЗ (с 1 по 8 вид); психолого-медико-педагогические консультации, комиссии, консилиумы; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), образовательные учреждения для воспитанников с девиантным поведением, учреждения надомного обучения, дополнительного образования; службы ранней помощи. В системе общего образования бакалавр может работать в школах, где существуют классы коррекционно-развивающего обучения (специальные или компенсирующего вида), интегрированные классы, а также в дошкольных учреждениях, где функционируют группы смешанные, интегрированные, кратковременного пребывания.

3. Характеристика субъектов профессиональной деятельности

Группа лиц с нарушениями в развитии чрезвычайно неоднородна. Традиционно выделяют такие группы детей: с интеллектуальными нарушениями (лица с умственной отсталостью, с задержкой психического развития); с сенсорными нарушениями (неслышащие и слабослышащие, невидящие и слабовидящие, с комплексным нарушением анализаторов); с двигательными, речевыми, с нарушениями в эмоциональной и личност-

ной сфере. В настоящее время появилось значительное количество детей, у которых отклонения в развитии нельзя отнести к «классическим» видам, но испытывающих значительные, выходящие за нормативные границы, трудности адаптации, обучения, воспитания, развития в целом.

4. Виды и задачи профессиональной деятельности

Видами профессиональной деятельности бакалавра специального образования являются: коррекционно-педагогическая, диагностико-кон-сультативная, исследовательская, культурно-просветительская.

Профессиональные задачи бакалавра специального образования

В области коррекционно-педагогической деятельности:

1. Компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ.

2. Изучение, образование, развитие, абили-тация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ как в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей.

3. Построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы с ними на основе анализа данных психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ.

4. Планирование, организация и анализ собственной коррекционно-педагогической деятельности и её совершенствование, в том числе с использованием информационных технологий.

5. Осуществление психолого-педагогическо-го сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ.

В области диагностико-консультативной деятельности:

1. Психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ.

2. Консультирование лиц с ОВЗ по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода в реабилитационном процессе, а также членов их семей и педагогов.

3. Осуществление консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания.

В области исследовательской деятельности:

1. Сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности.

2. Выбор и обоснование образовательной программы и учебно-методического обеспечения.

3. Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

В области культурно-просветительской деятельности:

1. Формирование общей культуры лиц с ОВЗ.

2. Организация культурного пространства образовательного учреждения.

3. Взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями.

4. Пропаганда толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.

5. Состав универсальных компетенций

1. Компетенции самоорганизации и самоуправления

Ценностно-смысловые: готов соблюдать систему социальных норм и ценностей в России, демонстрировать уважительное отношение к таковым в других странах; владеет моральными нормами, готов к нравственному выбору в сложной ситуации, устойчив во взглядах, убеждениях, ценностях, умеет противостоять негативным влияниям окружающего социума; умеет принимать решения, объяснять свои действия, брать на себя ответственность за их последствия; ценностно ориентирован по отношению к получаемой профессии; способен простраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Личностного развития: владеет навыками эмоциональной регуляции, самоподдержки, самоорганизации и самоконтроля средствами и методами укрепления собственного здоровья; выполняет требования охраны труда; стремится к достижению успеха (целеустремлен, настойчив в достижении целей и преодоления препятствий); способен овладевать новыми видами деятельности, адаптироваться к меняющимся условиям, мобилен; осознавать и переосмысливать содержание своей деятельности.

2. Социального взаимодействия

Коммуникативные: способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессио-

нальной сферах, к толерантности, социальной мобильности; к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умеет выступать публично, вести дискуссию; владеет одним из иностранных языков в рамках профессионального общения; способен работать с научными текстами; способен демонстрировать в зависимости от ситуации лидерские и исполнительские качества; способен принять иное, отличное от собственного, мнение, стремится достичь взаимопонимания без мер принуждения, давления, унижения; способен придерживаться в общении этических норм; способен к импровизации, умению находить нестандартное решение в различных условиях общения; способен к совместной деятельности в группе, демонстрации эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости в ситуациях общения.

Социально-трудовые: знает и соблюдает права и обязанности гражданина, способен выполнять различные социальные роли; способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности; способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

3. Системно-деятельностные

Учебно-познавательные: умеет определить цели познавательной деятельности, найти оптимальные способы её достижения, оценить результаты; способен «присваивать», преобразовывать и созидать знания; способен самостоятельно добывать знания; умеет организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебнопознавательной деятельности; умеет определять и обосновывать выбор вида исследования, необходимого для решения проблемы, формулировать проблему и гипотезу, методологический аппарат; применять методы теоретического и эмпирического исследования: делать теоретические обобщения на основе использования понятий, принципов, законов, концепций; осуществлять сбор фактов, устанавливать закономерности; способен к планированию, выполнению, оформлению результатов исследования; способен представить результаты исследования с использованием современных технологий; способен оценить эффективность исследования, найти ему применение в практике образовательных учреждений.

Общекультурные: способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и

общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем, политической организации общества; способен использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной деятельности; готов учитывать основные закономерности естественнонаучных процессов в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в науке; способен использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; готов к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Информационные: готов к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способен к работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен критически оценивать достоверность информации, формулировать на этой основе правильные выводы; способен соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе; знает особенности информационных потоков в своей области деятельности

6. Состав общепрофессиональных компетенций

Знает: нормы международного, российского, регионального законодательства в области защиты прав лиц с ОВЗ; современное состояние системы специального и общего образования в РФ, направления её модернизации; основные нормативные документы в области организации специального образовательного процесса, принципы и условия организации коррекционно-образовательной среды; методологию и терминологию, используемую в специальной психологии и педагогике; закономерности и основные теории отклоняющегося развития; основные задачи и направления учебновоспитательной работы учреждений специального образования; сущность и алгоритмы специальных педагогических технологий и методик, основные концепции: коррекционно-развивающего, интегрированного обучения, теории ранней помощи.

Способен: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий.

В области коррекционно-педагогической деятельности: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с ОВЗ; готов к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных, так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; готов к использованию современных специальных информационных технологий и технических средств для оптимизации коррекционно-образовательного процесса; готов к осуществлению психолого-педагогичес-кого сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья; готов к взаимодействию с общественными организациями, объединениями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и иными организационными структурами, направленными на консолидацию усилий в деятельности по социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ; готов к оказанию психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.

В области диагностико-консультативной деятельности: способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории; способен к анализу данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики; способен осуществлять динамическое наблюдение за

ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности; готов к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения.

В области исследовательской деятельности: готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционнопедагогической деятельности; готов к использованию знаний в области современного русского литературного языка, к лингвистическому анализу языкового и речевого материала; способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ.

В области культурно-просветительской деятельности: готов к формированию общей культуры лиц с ОВЗ и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения

7. Состав специальных компетенций

В области коррекционно-развивающей деятельности: умеет использовать рекомендованные способы и приёмы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; готов организовывать различные виды деятельности; умеет определять цель и задачи коррекционно-развивающих занятий, готов разрабатывать и применять коррекционно-развивающие технологии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей; способен обучать родителей и педагогов приемам эффективного взаимодействия в коррекционно-развивающей работе с детьми; владеет методами психологической коррекции: по развитию психических функций, эмоционально-волевой сферы, формированию учебно-познавательной мотивации; способен оценить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы

В области диагностической деятельности: способен отбирать и применять количественные и качественные методы диагностики развития, общения, деятельности, личности детей разных возрастов; выстраивать диагностическую деятельность на основе принципов диагностики отклоняющегося развития; на основе результатов диагностики определить образовательный маршрут, формы обучения, объём и виды помощи.

В области консультативной деятельности: способен осуществлять консультирование педагогов по вопросам: трудностей усвоения программ обучения учащимися, проблемам мотивации учения; выявления и развития способностей учащихся; особенностей познавательного, эмоционального, личностного развития; причин нарушений поведения, конфликтных отношений со взрослыми и сверстниками; проведения профориентационной работы с учащимися. Осуществлять консультирование родителей по вопросам: готовности детей к обучению в школе, проблемам мотивации учения, трудностей адаптации ребёнка в школе; причин нарушений поведения; особенностей познавательного, эмоционального и личностного развития; внутрисемейных отношений; трудностей профессионального самоопределения. Осуществлять консультирование учащихся по вопросам: школьной успеваемости; особенностей личностного развития; межличностных отношений; взаимоотношений с членами семьи.

В области исследовательской деятельности: способен организовать этапы исследования: сбор анамнестических сведений; использование методов скрининговой, углублённой диагностики; интерпретацию полученных данных; оформление

результатов обследования; формулирование психологического заключения и рекомендаций; определение вероятностного прогноза развития.

В области культурно-просветительской деятельности: способен осуществлять просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с различными типами нарушений; готов предоставлять информацию об учреждениях, оказывающих специальную помощь в лечении, обучении, развитии ребенка с ОВЗ.

В области психопрофилактической деятельности: способен организовать работу по предупреждению вторичных нарушений в развитии; создавать оптимальные условия для адаптации учащихся к начальному периоду учебной деятельности, этапу перехода из начальной школы в среднюю; готов вести разъяснительную работу среди нормально развивающихся детей, их родителей по проблемам детей с ОВЗ.

В области экспертной деятельности: готов организовать экспертизу соответствия образовательной среды, образовательных программ, учебных планов и учебных пособий возрастным и психологическим возможностям учащихся; работать в составе ПМПк образовательного учреждения.

Список литературы

1. Пузанков Д., Федоров Б., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 4.

2. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (степень - бакалавр специального (дефектологического) образования). М., 2009.

Рукопись поступила в редакцию 20.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.