УДК 37.016: 159.9 + 378.14
ТРУДОГРАММА: МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛЬ -«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
Зволейко Е.В.
Переход на многоуровневую систему профессиональной подготовки, внедрение компетентностного подхода в образовании, изменения в содержании профессии «специальный психолог», требуют разработки новой образовательной модели подготовки специалистов этого профиля, которая строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста. Цель статьи - дать характеристику профессиональнодеятельностной стороны модели бакалавра специального образования, профиль
- «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии». В представленной «трудограмме» выделены предмет и направленность труда, определены цель, область и объекты деятельности. Описаны компоненты, определяющие специфику деятельности -профессиональные знания, средства, условия, представлены критерии, по которым может быть определена эффективность труда психолога.
Представленная модель может быть использована как ориентир в профессиональном обучении и при осуществлении конкретных трудовых функций.
Ключевые слова: бакалавр специального образования; психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии; модель деятельности.
«LABOURGRAM: MODEL OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE BACHELOR OF THE SPECIAL FORMATION, PROFILE -
PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT OF THE FORMING THE PERSONS WITH BREACHES IN DEVELOPMENT»
Zvoleyko E.V.
The crossing to new system of professional education, inculcation of competentional approach at the education, changes at the maintenance at the profession «special psychologe» require of working out a new educational model of study of specialists of that profile, that build for organization of professional education and way out model of specialist. The aim of article - to give a characteristic of professional-activistical of side of model of bachelor special education, profile - «Psychological accompaniment of the forming the persons with breaches in development». In presented «labourgram» is chosen subject and directivity of the labour, is determined purpose, area and objects to activity. The Described components, defining specifics to activity - a professional knowledges, facility, condition, is presented criteria, on which can be determined efficiency of the labour of the psychologist.
Represented model may be used as orient at the professional study and when doing a professional functions.
Keywords: bachelor of the special formation; the psychological accompaniment of the forming the persons with breaches in development; the model to activity; labourgram.
Введение. Переход на многоуровневую систему профессиональной подготовки, внедрение компетентностного подхода в образовании, изменения в содержании профессии «специальный психолог», требуют разработки новой образовательной модели подготовки специалистов этого профиля, которая
строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста [1, с.20]. В публикациях (В.И.Байденко, В.Д.Шадриков)
отмечается необходимость разработки стандартов (моделей) бакалавров. Авторы, работавшие над построением моделей специалиста (А.А.Вербицкий,
Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Е.С.Смирнова, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков и др.) выделяют две ее составляющие: деятельностную и личностную, в силу того, что в каждом труде присутствуют две стороны -объектная и субъектная. В качестве самостоятельной модели бакалавра может выступить трудограмма как описание его труда в профессии.
Цель данной статьи - дать характеристику профессиональнодеятельностной стороны модели бакалавра по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», которая может быть использована как ориентир в профессиональном обучении и при осуществлении конкретных трудовых функций.
Материалы и методы исследования. Исследование проведено на основе анализа требований ФГОС ВПО (2010) к содержанию профессиональной компетентности бакалавров, анализа нормативно-правовой базы системы специального образования, функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога.
Результаты исследования и их обсуждение.
1.«Миссия» профессии, ее цель, направленность труда. Профиль подготовки относит специалиста к сфере практической психологии, которая ориентирована на поиск, разработку и применение эффективных способов, методов психологической помощи людям в решении их конкретных проблем. Субъектом профессиональной деятельности бакалавра являются дети, имеющие какие-либо нарушения в психическом и (или) физическом развитии, которые препятствуют присвоению ребенком социокультурного опыта, приводят к нарушениям социально-психологической адаптации. Отсюда цель деятельности специального психолога - обеспечение максимальной социально-
психологической адаптации ребенка с нарушениями в развитии в образовательной среде, а в перспективе - социальной адаптации и интеграции в общество (Семаго М.М., 2005) [2]. Коррекция и компенсация недостатков развития осуществляется психолого-педагогическими средствами.
Профиль подготовки ориентирует специалиста на область, затрагивающую практику специального образования. Деятельность психолога необходимо понимать как оказание специальной психологической помощи, «поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных на усредненную по многим показателям ... массу детей» [2, с. 8]. Бакалавр является специалистом - специальным психологом, то есть свою деятельность он осуществляет с позиций именно психологии, опираясь на ее методологию и методы.
2.Область профессиональной деятельности - образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), реализуемое на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения.
З.Объекты профессиональной деятельности - коррекционноразвивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы. Если изначально специальный психолог готовился к профессиональной деятельности в системе специального образования, то сегодня он должен быть компетентен в работе в условиях массового образования, в котором апробируются различные варианты интегрированного обучения детей с ОВЗ.
4.Предмет труда. Предметом интереса, «распознавания», труда психолога являются социальные системы, сообщества, группы, отдельные люди. Основная операциональная цель профессиональной деятельности - преобразование. Психолог на основе знаний общих и специфических закономерностей психического развития стремится прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека, для оптимального воздействия на него с целью
проявления его возможностей (Абрамова Г.С.,1994). Специальная психология в образовании, как особая психологическая практика, ориентируется не на исследование психики, а на «работу с психикой». Предметом труда специального психолога выступает многообразие аспектов изучения и преодоления психологических проблем людей с различными физическими и психическими недостатками, возникающими у них на разных этапах взросления, образования, социализации. Предметом труда является процесс и продукт совместно-распределенной деятельности специалиста и человека (группы людей), получающего профессиональную помощь и услуги.
5.Характеристика субъектов профессиональной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К ним относят: детей-инвалидов, либо детей, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания [3, с.6]. Группа детей с нарушениями в развитии чрезвычайно неоднородна, выделяют такие категории: с интеллектуальными, сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, с нарушениями в эмоциональной, личностной сферах. Для каждой категории детей свойственны свои особенности развития; более того, внутри каждой категории наблюдаются существенные различия в степени развития тех или иных психических или физических образований.
По данным отечественных исследователей, в последние десятилетия отмечается рост числа детей с отклонениями в развитии. Практика психологической деятельности открывает множество ранее не отмечаемых вариантов развития. Увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести к традиционно выделяемым видам психического дизонтогенеза, отмечается значительное усложнение структуры отклонений в развитии,
увеличение количества сочетанных нарушений, комплексность причин отклоняющегося развития (Лебединский В.В., 1985). Нарушения психического развития у детей имеют разную динамику: наряду со стойкими отклонениями, наблюдается множество обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Поэтому велик диапазон различий в развитии детей с ОВЗ: от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимым, тяжелым поражением ЦНС. Этот выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
б.Опорные организационные структуры профессиональной деятельности. Ими являются: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с ОВЗ (с 1 по 8 вид); дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ОВЗ (с 1 по 8 вид); психолого-медико-педагогические консультации, комиссии, консилиумы; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), образовательные учреждения для воспитанников с девиантным поведением, учреждения надомного обучения, дополнительного образования; Службы ранней помощи. В системе общего образования бакалавр может работать в школах, где существуют классы коррекционно-развивающего обучения (специальные или компенсирующего вида), интегрированные классы, а также в дошкольных образовательных учреждениях, где функционируют группы смешанные, интегрированные, кратковременного пребывания. Работа специалиста в различных структурах имеет свою специфику.
7.Профессиональные знания. Профессиональная эрудиция психолога включает совокупность общекультурных, общепрофессиональных и специальных знаний: знания из области истории, философии, экономики образования, иностранного языка, правоведения (в том числе семейного права),
русского языка и культуры речи, математики и информатики, информационных технологий, концепций современного естествознания; знания из областей общей, возрастной, педагогической, специальной психологии, общей и специальной педагогики, общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, филологические и медико-биологические основы дефектологии; знания психологических особенностей человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, вариантов психофизического развития при разных видах дизонтогенеза, специфических закономерностей развития, особенностей поведения и деятельности ребенка с разными типами отклонений; критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства их компенсации; принципы деятельности специального психолога, ключевые концепции, теории, положения в области дефектологии, педагогические системы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
8.Средства и технологии труда. В профессиональной деятельности используются преимущественно внутренние (вербальные и невербальные) функциональные орудия и средства труда, другие имеют вспомогательное применение. К средствам труда относятся: операции и действия; «техники» -совокупность приемов, умений, применяемых для решения отдельных задач деятельности и общения; технологии - системы средств нормативной профессиональной деятельности. Методы работы направлены на изучение психических процессов и явлений и оказание конкретной психологической помощи; их можно разделить на три группы: исследования, профилактики, воздействия. К методам исследования относятся: наблюдение, опрос, беседа, разные виды эксперимента, психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности. К методам профилактики относятся меры предупреждающего характера, направленные на предотвращение возможных вторичных отклонений в развитии: создание специальных условий для получения
образования, работа с педагогами, родителями и мероприятия, направленные на
решение типичных и (или) конкретных проблем ребенка.
К методам воздействия относятся психокоррекция, психотерапия. Под психотерапией понимается целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического (физического) состояния. Психокоррекция рассматривается как способ психологического воздействия на человека для оптимизации развития психических процессов, функций и гармонизации личностных свойств. В зависимости от целей различают направления коррекции: оптимизация социальной ситуации развития ребенка; развитие различных видов деятельности; формирование возрастно-психологических новообразований, а также коррекцию эмоционального и личностного развития, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности, поведения.
9.Виды психологической деятельности. По содержанию деятельность психолога в образовательном учреждении можно разделить на организационнометодическую и психологическую. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 01.03.2004 за № 945, нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю; из них на различные виды работ непосредственно с детьми, другими участниками образовательного процесса отводится 18 часов, а остальное время - на виды работ, которые проводятся без их участия. Психологическая деятельность состоит в подготовке, проведении психологических мероприятий, в анализе и представлении их результатов. К основным ее видам относят: психодиагностику, психокоррекционную и
развивающую работу, консультирование, психопрофилактику, психологическое просвещение, экспертную деятельность (см. работы Г.С.Абрамовой, М.Р.Битяновой, В.И.Дубровиной, М.М.Семаго и др.). В ходе организационнометодической деятельности специалист решает следующие профессиональные задачи: организации профессионального пространства; планирования
профессиональной деятельности; осуществления аналитико-прогностической деятельности, профессионального и межпрофессионального взаимодействия,
социально-диспетчерской функции; повышения уровня своей профессиональной компетентности; организации и проведения научноисследовательской работы в сфере образования.
10.Специфика специальной психологической деятельности. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии существенно отличается от помощи здоровым как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса:
- цель работы психолога в специальном образовании - выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации в образовательном учреждении, социальной среде в целом
- работа психолога требует значительно большей продолжительности в связи с особенностями детей: их умственная работоспособность, темп деятельности, утомляемость и истощаемость не позволяют интенсифицировать диагностику особенностей развития или наполнение коррекционного занятия, провести эти работы в стандартно определяемые сроки; большим оказывается объем необходимой помощи, поэтому увеличивается количество занятий с детьми в связи с крайне невысокой динамикой их развития
- при работе с нормально развивающимися детьми преимущество отдается непосредственной работе с ними, тогда как для специального психолога повышается значение работы с родителями и педагогами, которые становятся субъектами деятельности специального психолога, его равноправными партнерами. Специфика работы психолога напрямую зависит от вида отклоняющегося развития детей и степени нарушений.
11.Модель специальной психологической службы и статус специалиста. Выбор той или иной модели как стратегии профессиональной деятельности осуществляется психологом на основании объективных факторов
- вида образовательного учреждения, организационной структуры службы,
запроса на определенные виды работ, а также с учетом субъективных - уровня полученного образования, степени профессиональной компетентности (стажа, опыта), отрефлексированной профессиональной позиции (профессиональных предпочтений). На практике психолог, как правило, реализует один из вариантов модели психологического сопровождения образования и развития ребенка с ОВЗ - через создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия (Битянова М.Р., 1997).
Статус психолога в образовательном учреждении определяется кругом решаемых им задач. Статус этого специалиста необходимо понимать как «вспомогательного по отношению к педагогу специалиста, решающего дополнительные (а не основные) задачи образования» [2, с.17]. И хотя специальный психолог - это «помогающий специалист», сфера его деятельности носит интегративный, междисциплинарный характер, что делает его главной координирующей фигурой по отношению к ребенку с отклонениями в развитии; такая функция возлагается на психолога в силу большего его «проникновения» в личность ребенка, в силу того, что он в большей степени является выразителем его интересов и прав [2, с.40]. В каждом образовательном учреждении существует разнообразие местных условий, множество комбинаций факторов, поэтому должна быть создана авторская модель службы. Специалист должен знать возможные системы работы психолога в сфере образования, с другой стороны - осознавать пределы своей профессиональной компетентности.
12.Условия и организация труда. Для работы психолога выделяется кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения разных видов работ и хранения документации, методических материалов. Районные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов в соответствии с их функциональными обязанностями. Время, затраченное на выполнение того или иного вида работ, может варьироваться в зависимости от
причин обращений, первичности-повторности приема и пр. В соответствии с запросом администрации образовательного учреждения, первоочередными задачами, ставящимися перед психологом, сочетание видов работ и количество времени на их выполнение может изменяться. Если на какие-то виды работ не существует запроса, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие. Ориентировочное распределение рабочего времени, формы учета деятельности и отчетности психолога образовательного учреждения регламентированы соответствующими нормативными документами.
13.Результат труда и оценка его эффективности. До настоящего времени не существует однозначных критериев, позволяющих судить об эффективности работы психолога. Адекватность психодиагностики может проверяться результативностью рекомендаций, предложенных на основе материалов обследования. Эффективность психокоррекции и консультирования может быть оценена с помощью объективных критериев: объективно
регистрируемых параметров, характеризующих изменения в различных модальностях (Абрамова Г.С., 1994); наличию позитивных сдвигов в предмете коррекции - познавательной, личностной и пр. сферах; устойчивостью изменений в последующей жизни человека. Результатом труда (реализации комплексной коррекционно-развивающей программы) могут являться положительная динамика состояния психофизиологического, психического и психологического здоровья (динамика показателей развития: уровня
сформированности психических функций, социальных компетенций).
Ведущим критерием в специальном образовании выступает успешность адаптации ребенка в образовательной среде, уменьшение степени дезадаптации
- переходе состояния ребенка из одной группы «психологического здоровья» в другую, менее тяжелую по параметру адаптации (Семаго М.М., 2005). Субъективными критериями могут являться субъективно переживаемые ребенком изменения во внутреннем мире, мнения педагогов и родителей об эффективности работы специалиста. На результативность деятельности
психолога специального образования влияет специфика организации его деятельности: необходимость увеличения объемов оказываемой помощи, количества и продолжительности проведения всех видов работ.
14.Должности, структура психологической службы. Функционал психолога зависит от структурного подразделения, в котором он работает, и тех задач, которые оно призвано решать. В зависимости от места работы и занимаемой должности психолог может совмещать несколько видов деятельности - последовательно во времени или одновременно, или же осуществлять преимущественно один вид деятельности, периодически выполняя другие. Выбор приоритетных направлений работы, их соотношение определяются потребностями образовательного учреждения (его типом), количеством штатных единиц психологов. На выбор направлений работы оказывает влияние уровень полученного образования, профессиональные предпочтения специалиста. Очередность решения задач зависит от конкретной ситуации в школе, определяется актуальными проблемами, стоящими в данный момент перед учреждением, поэтому в конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным.
В должности специального психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования работают специалисты с соответствующим базовым образованием или специалисты, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области специальной психологии. Назначение на должность производится на основании документов о полученном образовании, стажа согласно действующим нормативам. Структурные звенья психологической службы предусмотрены в каждом типе образовательных учреждений РФ. Служба имеет двойное подчинение - по административной и профессиональной линиям. Административное осуществляется отделами службы практической психологии департаментов образования (разных уровней), руководителями учреждений образования.
Профессиональное - через сеть психологических Центров, научнометодических кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов. Научнометодическое обеспечение службы осуществляется научными учреждениями разных уровней, соответствующими подразделениями вузов и органов управления образованием. Руководящий орган - отдел психологической службы органов управления образованием.
Заключение. Характеристика профессионально-деятельностной стороны модели бакалавра по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» может быть использована как ориентир в профессиональном обучении и при осуществлении конкретных трудовых функций.
Работа выполнена в рамках государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011.
Список литературы
1.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
2.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: Аркти, 2005. 336 с.
3.Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. // Дефектология. 2009. №1. С.5-19
References
l.Markova A.K. Psihologija professionalizma [Psychology of professionalization]. Moscow: Znanie, 1996. 308 p.
2.Semago M.M., Semago N.Ja. Organizacija i soderzhanie dejatel'nosti psihologa special'nogo obrazovanija [Organization and maintenance of psychologe of a special education]. Moscow: Arkti, 2005. 336 p.
3.Malofeev N.N., Goncharova E.L., Nikol'skaja O.S., Kukushkina O.I. Defektologija, no.1 (2009): 5-19
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Зволейко Елена Владимировна, доцент кафедры специальной психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского
ул. Бабушкина, 129, г. Чита, 672007, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zvoleyko Elena Vladimirovna, associate professor, Department of Special Psychology, associate professor
Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G.Chernyshevsky
129, Babushkina st., Chita, 672007, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Клименко Т.К., профессор, доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского