Раздел 3. Частное право, договорное регулирование
профессиональные честь И ДОСТОИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ служащих: предпосылки междисциплинарного подхода
Е.Г. Комиссарова
(профессор кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук,
профессор; 8 (3452) 59-84-37)
Анализируя имеющиеся достижения юридических и иных наук по проблеме чести и достоинства, автор стремится раскрыть сущность таких благ, как профессиональные честь и достоинство. В статье эти категории исследуются в аспекте нравственных регуляторов профессионального поведения государственных служащих с обоснованием необходимости междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: честь, достоинство, личные нематериальные блага, государственные служащие, профессиональная честь, профессиональное достоинство.
Изменения, осуществляемые в структуре и деятельности институтов власти, обусловливают необходимость формирования нового типа государственного служащего, чьи профессиональные качества зависят не столько от социально-бытовых условий их жизни, сколько от политических, правовых и нравственных норм, выступающих ориентирами профессионального поведения и образующих их духовный норматив. Это ставит в разряд значимых и необходимых ценностно-культурные параметры личности государственных служащих. В условиях изменения идеологических подходов с ними связывается новое качество профессиональных ресурсов, стоящих на службе интересов государства и общества*.
* Как отмечено в Кодексе профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, разработанном с учетом общих принципов служебного поведения государственных служащих, необходимость соблюдения норм этики и нравственности при исполнении служебных обязанностей - один из видов должного профессионального поведения государственных служащих. Этические требования - это такие требования, которые обращены к сознанию и совести сотрудника (см.: Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД РФ от 24 дек. 2008 г. № 1138. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс»).
Государственная служба - это вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ. Государственный служащий - это часть государства, залог его успешного функционирования, отсюда следует ряд нормативно сформулированных качеств, которыми государственный служащий должен обязательно обладать. Как следует из актов действующего законодательства, в ряду характеристик, влияющих на качество профессиональной успешности государственного служащего, находятся его профессиональные честь и достоинство.
Эти понятия как факторы нравственного профессионального поведения во множестве присутствуют в действующих нормативных правовых актах самой разной отраслевой принадлежности. Тем самым законодатель стремится унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих, отводя праву собственную роль в установлении групповых этических норм и правил поведения, лежащих в плоскости морали.
Понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» относятся к разряду понятий производных, так как произошли от понятий «честь» и «достоинство», позиционируемых по от-
30
ношению к ним как понятия материнские. В действующем законодательстве они формально не определены. Для права понятия «честь» и «достоинство», относящиеся к морально-этическим, были и остаются, в первую очередь, понятиями воображаемыми, а не нормативными.
Но смысловое их наполнение в праве достаточно ясное - это блага, сопутствующие личности. Сущностная сторона этих благ во многом оценочная, а потому юристы в части их определения неизменно прибегают к толковым словарям. При этом редко задумываются о том, что они «изначально не приспособлены для выполнения правовых функций и не могут быть основанием для принятия следственных и судебных решений» [1, с. 262].
Отсюда нетождественность определений чести и достоинства, раскрываемых разными авторами. Поскольку в целом они не выглядят противоречиво, для целей настоящей статьи приведем относительно универсальные научные формулировки чести и достоинства. Согласно им определение чести трактуется как объективная оценка (положительная или отрицательная) обществом конкретной личности в совокупности ее качеств, свойств и способностей.
Применительно к понятию чести всегда различают два аспекта - объективный и субъективный, т.е. личный. Внутренняя (субъективная) сторона заключается в способности человека самому оценивать свои действия и поступки, осознавать свою честь, репутацию, чувствовать о себе мнение в определенной общественной среде и выступать как внутренний мотив деятельности и поведения личности. В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека. Отсюда честь - это положительная оценка отражений духовных качеств лица в сознании окружающего общества.
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование
Достоинство раскрывается через оценку личностью своих моральных и иных социальных качеств, которая основана на оценке общественной. Наряду с честью, достоинство определяет отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Ценностный аспект понятий «честь» и «достоинство», имеющих собственное определение за пределами права, применительно к праву многозначен. Первичная их значимость для права заключается в признании чести и достоинства видами личных нематериальных благ, находящихся в ряду объектов гражданских прав, по отношению к которым у их обладателей есть права. Примерный перечень таких благ содержится в ст. 150 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), и эта норма небезосновательно считается одной из зримых точек пересечения норм морали и права.
В ней констатируется наличие у физического лица названных благ, поэтому она выполняет функцию «связующего звена» между морально-этическими и разноотраслевыми правовыми понятиями, оформляющими права физического лица по отношению к таким благам, как честь и достоинство, их защиту, охрану, восстановление.
Вторичная значимость понятий «честь» и «достоинство», находящихся в неразрывной связи между собой в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности, состоит в том, что они стали производными для таких понятий, как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». Кроме общего нравственного критерия их объединяет «групповой» характер. В отличие от чести и достоинства, носителями которых являются отдельные индивиды в социуме, применительно к этим понятиям речь идет об индивидах, относящихся к конкретным профессиональным сообществам (группам).
Так, сотрудник полиции, с одной стороны, как и все его соотечественники,
- обычный член социума, обладающий имущественными и личными неимущественными правами, реализация которых
Юридическая наука и правоохранительная практика обеспечивает его необходимое социальное благополучие как физического лица. С другой стороны, в силу того, что сотрудник полиции - это государственный служащий, т.е. лицо, исполняющее свои профессиональные обязанности от имени государства, он должен обладать особыми нравственными характеристиками. Отсюда дуализм его правового статуса.
В рамках своего второго статуса он наделяется дополнительными правами (и обязанностями), в числе которых право на профессиональные честь и достоинство, составляющими, наряду с профессиональным долгом, основу его профессиональной этики, где в понятии «профессиональная честь» выражается оценка значимости профессии полицейского в жизни общества.
Осознание этой значимости важно для всякого государственного служащего и в идеале должно составлять основу его профессионального достоинства, самооценку собственной деятельности. В плане аргументации этого тезиса оказываются актуальными Семь заповедей для полицейских служащих, которыми руководствовалась немецкая полиция после Второй мировой войны. В числе первых среди таких заповедей была гордость своей принадлежностью к полиции.
Не менее звучными являлись и остальные шесть заповедей: беспристрастность, неподкупность, справедливость; непоколебимая строгость и мужество в борьбе с преступностью; вежливость, скромность и доброжелательство в отношении к законопослушным гражданам; готовность помочь, особенно детям, старикам и немощным людям; быть хорошим полицейским, на которого можно положиться в любое время и в любой ситуации [2, с. 73]. Благодаря этим послевоенным заповедям Германия сегодня обладает глубоко проработанной концепцией этических норм поведения сотрудника полиции, а этические вопросы стали значимой частью полицейской науки.
Для российского же законодателя эти понятия пока остаются в числе не до конца
**
идентифицированных**.
Во всякой человеческой деятельности присутствует нравственный аспект, следовательно, деятельность может быть предметом и моральной оценки. Отсюда и внимание законодателя к категориям профессиональных чести и достоинства, постепенно становящимся элементом профессиональной культуры, влияющим на профессиональную самооценку государственных служащих, их социальную успешность и служебный авторитет. Эти тенденции неизбежно тематизируют и актуализируют вопрос о достаточности того общеупотребительного значения, в котором принято использовать профессиональную честь и профессиональное достоинство.
Как и базовые понятия «честь» и «достоинство», понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» обладают морально-этическим подтекстом, а соответственно являются безграничными и также оценочными. Согласно общеупотребительному значению, под честью, в ее профессиональном значении, понимается заслуженная репутация, доброе имя, личный, авторитет, проявляющиеся в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам. Профессиональное достоинство принято неразрывно связывать с долгом и честью, оно представляет собой единство морального духа, высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях. Небезосновательно принято считать, что профессиональные честь и достоинство одного служащего - это профессионально-нравствен-
** Понятие «профессиональная честь» употреблялось ранее в таком советском законе, как Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (ст. 14), принятых Верховным Советом СССР 19 декабря 1969 г. (см.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 52. Ст. 466). Однако никаких норм, направленных на ее защиту, принято не было, а потому понятие существовало в разряде умозрительных. В целом же советское законодательство, ориентированное на слом государственного аппарата, не использовало таких понятий.
32
ный потенциал того коллектива, в котором выполняется служебная деятельность.
По смыслу нормативных текстов, в которых используются понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство», они не только образуют морально-нравственные основания правового статуса государственных служащих, допустимый прогноз их служебного поведения, но и выступают регуляторами такого поведения. И коль скоро эти категории попали в сферу правового регулирования, необходима идентификация этих понятий применительно к нормативной сфере. Причина ясна и понятна - право должно «знать», что ему охранять. Отсюда задачи юридической и иных общественных наук, имеющих непосредственную связь с юриспруденцией: они должны быть связаны с вычленением субъективных и объективных характеристик этих категорий, их местом в общественном и профессиональном сознании государственного служащего, с анализом факторов, влияющих на формирование этих качеств у государственных служащих, и факторов, препятствующих их формированию.
Решение этих и сопутствующих им задач с поиском соответствующих ответов должно быть подчинено определенному методологическому регламенту. Он заключается в том, что юридические суждения в сфере идентификации чести, достоинства и производных от них понятий не должны быть и не могут являться суждениями первого порядка. Связано это с тем, что наделение такими благами каждого индивида как участника социума и как участника профессионального сообщества - отнюдь не заслуга нормативных установлений, исходящих от государства и его органов. Ибо ни одна отрасль права, ни один нормативный акт не могут наделить физическое лицо честью и достоинством, как и государственного служащего профессиональными честью и достоинством. Соответственно, в задачу права не входит формулировка легальных дефиниций этих понятий, поэтому для права они всегда будут находиться в разряде оценочных.
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование
Концепция, согласно которой право не регулирует данные отношения в их нормальном состоянии, а только обеспечивает их охрану от возможных нарушений, была высказана более пятидесяти лет назад
О.С. Иоффе [3, с. 55-56]. В этом же ключе развивается современное законодательство и гражданское право, вслед за Конституцией Российской Федерации наделившее граждан правами на честь и достоинство и поименовавшее эти блага (наряду с жизнью, здоровьем, личной жизнью и именем) для целей охранительного воздействия в качестве личных нематериальных благ, как благ нетоварных, необоротоспособных, не имеющих денежного эквивалента. Отсюда смысл и назначение правовых суждений о чести и достоинстве и производных от них слов. Они, применительно к области правового регулирования, не в феноменологических характеристиках этих качеств, а в юридическом признании принадлежности физическому лицу прав на неотчуждаемые нематериальные блага и права на их охрану от посягательств. Следование этой аксиоме предопределяет вторичность правовых суждений, против всех иных, по отношению к таким видам нематериальных благ, как честь и достоинство. И происходит эта вторичность от того, что эти блага не нуждаются в позитивном регулирующем воздействии, поскольку правовые нормы не могут и не должны содержать каких-либо указаний относительно порядка владения, пользования и распоряжения ими.
Следование обозначенному методологическому приему выводит на первый план значимость и первоочередность суждений внеправового характера, предопределяя целесообразность и необходимость междисциплинарного подхода к исследованию чести и достоинства физического лица и их производных в виде профессиональных чести и достоинства.
В методике научной деятельности междисциплинарный подход означает заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин, включая создание междисциплинарных объектов. В числе таких объектов честь и достоинство как широкие, богатые по содержанию
Юридическая наука и правоохранительная практика и глубоко диалектические по своей природе категории, способные восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права в виде защищаемых законом социальных благ
Общеизвестна формализованность правового пространства, делающая его намного уже всех иных пространств. Сравнение морально-нравственного, философского, социального пространств и пространства правового позволяет увидеть гораздо больший объем первых трех. Это предопределяет необходимость учета «трудозатрат» представителей соответствующих областей, которые неизбежно должны учитываться в изысканиях правовых.
Так, методы философского характера формируют методологическую направленность всякого правового исследования. Особенности познавательных средств философии, берущие начала от онтологических предпосылок существования социальной жизни, философские суждения о должном, не совпадающие с сюжетом реально существующих повседневных событий -это те предпосылки, которые обеспечивают впоследствии понимание существующего права, его реальное назначение и адекватность действующих правовых форм. А если учесть, что «философия нацелена на выявление человеческого содержания в предметных формах права» [4, с. 19], то ее приемы, направленные на исследование истории формирования и эволюции представлений о правах человека: от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных, выполняют незаменимую роль в феноменологической методологии.
Не менее важен и тот факт, что понятия «честь» и «достоинство» - это не только нравственные, деятельностные категории, но и исторические, и в философской науке они появились раньше, чем в юридической, о них, как понятиях оценочных, философы заговорили раньше юристов, как и о разных видах чести - гражданской, служебной, военной, рыцарской, мужской. Так, по А. Шопенгауэру, «служебная честь - это всеобщее мнение других, что человек, занимающий свою должность,
действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности» [5, с. 360].
В отличие от философии, «располагающей возможностями рассуждать о должном» [6, с. 9], такая наука, как социология, изучает действительность. В ее «компетенции», применительно к исследуемому вопросу, лежит исследование проблемы функций исследуемых категорий, которые выступают не только «корректорами» профессионального поведения, но и критериями его стандартизации. Значимы в этой части функции контроля и социального влияния по отношению к таким благам, как профессиональные честь и достоинство.
Исследование чести и достоинства, профессиональных чести и достоинства в рамках разных предметных отраслей неправового свойства не устраняет необходимости исследования этих категорий в рамках правового подхода, который также дифференцирован в связи со структурным делением права.
Право как явление социальной жизни тесно связано с человеческим бытием, благом, справедливостью. Это обусловливает его объективную связь с другими науками, в рамках которых формулируются исследовательские итоги долгого и сложного пути философско-религиозного и социального осмысления чести и достоинства как видов основополагающих прав лиц, получивших впоследствии государственное и международно-правовое признание. Истинное же назначение правовых суждений должно сводиться к поискам наиболее совершенных теоретических и правовых моделей, относящихся к условиям, способам и формам защиты этих благ. Так, теория гражданского права не без участия судебной практики [7] достаточно четко определилась с общим пониманием таких категорий, как «честь» и «достоинство»; сформулированы также юридико-фактические основания возникновения охранительного правоотношения по защите чести и достоинства (ст. 152 ГК РФ). Значимы они и для профессиональных чести и достоинства. Наряду с имеющимися законодательными
достижениями в этой области, предстоит доктринально сформировать идеологически устойчивые и эффективно работающие ценностные ориентиры для государственных служащих с учетом сферы применения их служебных усилий. Наличие такого теоретического задела позволит повысить социальный статус, престиж и репутацию государственной службы, обеспечит формирование позитивного облика государственного служащего и существование зримых нравственно-этических, моральнонравственных, интеллектуально-мировоззренческих, организационно-управленческих характеристик. А в условиях внесения неформальных корректив в способы и методы работы государственных служащих, совершенствования их профессионального облика даст возможность сформировать и внедрить профессиональный поведенческий стандарт государственного служащего, в котором понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» будут наделены необходимыми признаками идентификации.
В силу специфики задач, выполняемых государственными служащими, их профессиональные честь и достоинство могут стать объектом посягательств, нуждаясь в соответствующих формах и способах правовой защиты. Проблемы такой защиты нашли отражение в доктрине - перечень работ, посвященных им, внушителен. При всей их значимой просветительской, теоретической и практической ценности нельзя не увидеть, что они посвящены главным образом защите таких наиболее важных нематериальных благ, как жизнь и здоровье, и, как правило, в уголовно-правовом аспекте. Иные аспекты затронуты слабо. Так, например, как показывает уголовно-правовая практика, не столь редки случаи восприятия фактов нарушения профессиональных чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел через убеждение о том, что это необходимый атрибут их профессиональной деятельности, сопряженной с негативной социальной средой. Ущербность такого убеждения очевидна. Дело не ограничивается лишь искаженным восприятием нормальной профес-
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование сиональной жизнедеятельности органов внутренних дел как одного из важных сегментов действующей правоохранительной системы, имеют место и факты «удара» по репутации этих органов и их роли в государственном управлении. Страдает и индивидуальное измерение в деятельности органов внутренних дел, относящееся к чувствам конкретного сотрудника. В их числе чувства профессиональной престижности службы в органах внутренних дел, надежности профессионального статуса, репутации конкретного сотрудника в системе органов внутренних дел и его ощущения, связанные с причастностью к этому виду государственной деятельности.
Обзор и анализ имеющегося законодательства показывает, что институт правовой защиты профессиональных чести и достоинства относится к числу комплексных. Это обязывает и правовую доктрину к его междисциплинарному исследованию с целью обеспечения системного взаимодействия имеющихся разноотраслевых норм, направленных на защиту этих благ, их цельного идейного начала, связанного с недопустимостью всякого покушения на основы федеральной государственной службы и ее представителей. При этом надлежит придерживаться того аксиоматического установления, что взаимодействие норм - это не только учет соотношения норм материального права различной отраслевой принадлежности с нормами процессуальных отраслей, это и учет основных правовых позиций Европейского Суда по правам человека, выраженных в его постановлениях и касающихся вопросов применения и толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждое лицо имеет право на защиту своей чести и доброго имени, а также норм Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» [8]. Известно, что позиция Европейского Суда по правам человека направлена на декриминализацию проблемы, связанной с нарушением и защитой личных нематериальных благ Международная практика придержива-
Юридическая наука и правоохранительная практика ется в этом вопросе использования гражданско-правовых мер и способов защиты. Применительно к исследуемой тематике надлежит отыскать тот разумный взвешенный баланс, который необходим всякому правовому государству при решении вопроса о том, под юрисдикцию каких норм
- уголовно-правовых, административных или гражданско-правовых и в каких случаях должны попадать правонарушения, связанные с ущемлением профессиональных чести и достоинства. Пока среди имеющихся таких исследований, которые на междисциплинарном уровне обеспечили бы цельный и одновременно внутренне дифференцированный подход к проблемам правовой защиты чести и достоинства государственных служащих, нет. Для реализации указанных идей необходим должный доктринальный задел со стороны научной мысли, который бы послужил идеологическим, политическим, законодательным и мировоззренческим целям, связанным с защитой профессиональных чести и достоинства государственных служащих.
1. Цена слова: из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в су-
дебных процессах по защите чести и достоинства и деловой репутации / под ред. М.В. Горбаневского. 3-е изд., испр. и доп. М.: Галерия, 2002.
2. Кукушкин В.М. Полицейская деонтология. Социологический анализ зарубежных концепций. М.: Изд-во Акад. МВД РФ, 1994.
3. Иоффе О.С. Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР // Советское государство и право. 1956. № 2.
4. Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.
5. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
6. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.
7. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февр. 2005 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.
8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514.