Научная статья на тему 'Честь, достоинство и репутация как объекты уголовно-правовой охраны'

Честь, достоинство и репутация как объекты уголовно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1928
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / РЕПУТАЦИЯ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ОСКОРБЛЕНИЕ / КЛЕВЕТА / HONOUR / DIGNITY / REPUTATION / BUSINESS REPUTATION / INSULT / SLANDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулиева Натаван Байрам Кызы

Правовая защита интересов личности составляет одно из приоритетных направлений деятельности государства. Честь, достоинство, репутация образуют неотъемлемую морально-этическую составляющую в структуре личности. Уголовно-правовая защита чести, достоинства и репутации осуществляется посредством криминализации опасных для таких объектов деяний. Уголовный закон охраняет нематериальные блага обычных граждан и специальных субъектов. Необходимость в существовании и разграничении таких законодательных конструкций социально обусловлена. В настоящей статье раскрываются понятия чести, достоинства; анализируются имеющиеся в юридической и иной литературе дефиниции исследуемых категорий, высказывается авторское суждение по данным вопросам. Методы исследования: анализ, синтез, метод сравнительного правоведения. Настоящее исследование может быть использовано в правоприменительной и научной деятельности, в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HONOUR, DIGNITY AND REPUTATION AS OBJECTS OF CRIMINAL LAW PROTECTION

Legal protection of interests of the individual is one of the priority directions of activity of the state. Honour, dignity and reputation form an inherent ethical component of the personality structure. Criminal law protection of honour, dignity and reputation is performed by criminalizing the acts that are dangerous for such objects. Criminal law protects intangible benefits ща ordinary citizens and special subjects. The need for the existence and delineation of such legislative constructions is socially determined. In this paper the concepts of honour and dignity are defined; the existing legal and other scientific definitions of the studied categories are analyzed, the author’s own judgment is suggested. The author used the research methods of analysis, synthesis, method of comparative law. The present study can be used in law enforcement and research activities in the educational process.

Текст научной работы на тему «Честь, достоинство и репутация как объекты уголовно-правовой охраны»

УДК 343.3

ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

Н. Б. Гулиева

HONOUR, DIGNITY AND REPUTATION AS OBJECTS OF CRIMINAL LAW PROTECTION

N. B. Guliyeva

Правовая защита интересов личности составляет одно из приоритетных направлений деятельности государства. Честь, достоинство, репутация образуют неотъемлемую морально-этическую составляющую в структуре личности. Уголовно-правовая защита чести, достоинства и репутации осуществляется посредством криминализации опасных для таких объектов деяний. Уголовный закон охраняет нематериальные блага обычных граждан и специальных субъектов. Необходимость в существовании и разграничении таких законодательных конструкций социально обусловлена.

В настоящей статье раскрываются понятия чести, достоинства; анализируются имеющиеся в юридической и иной литературе дефиниции исследуемых категорий, высказывается авторское суждение по данным вопросам. Методы исследования: анализ, синтез, метод сравнительного правоведения. Настоящее исследование может быть использовано в правоприменительной и научной деятельности, в учебном процессе.

Legal protection of interests of the individual is one of the priority directions of activity of the state. Honour, dignity and reputation form an inherent ethical component of the personality structure. Criminal law protection of honour, dignity and reputation is performed by criminalizing the acts that are dangerous for such objects. Criminal law protects intangible benefits ща ordinary citizens and special subjects. The need for the existence and delineation of such legislative constructions is socially determined.

In this paper the concepts of honour and dignity are defined; the existing legal and other scientific definitions of the studied categories are analyzed, the author's own judgment is suggested. The author used the research methods of analysis, synthesis, method of comparative law. The present study can be used in law enforcement and research activities in the educational process.

Ключевые слова: честь, достоинство, репутация, деловая репутация, оскорбление, клевета.

Keywords: honour, dignity, reputation, business reputation, insult, slander.

Современная концепция уголовно-правовой охраны нематериальных благ предусматривает ряд запретов посягать на честь, достоинство, репутацию и деловую репутацию граждан. В большинстве случаев законодатель обусловливает необходимость введения таких запретов специальным статусом потерпевшего. Так, единственной в Уголовном кодексе Российской Федерации нормой, предусматривающей уголовную ответственность за преступление против чести, достоинства и репутации безотносительно специального статуса потерпевшего, является норма о клевете. В остальном ответственность наступает за частные случаи клеветы и оскорбления. Речь идет о таких преступлениях, как оскорбление представителя власти, неуважение к суду, оскорбление военнослужащего и клевета в отношении судьи. Такие нормы содержат полиобъектные составы преступлений и призваны охранять, в первую очередь, другие объекты - интересы правосудия, порядок управления, интересы воинской службы. Честь, достоинство, репутация, будучи дополнительными обязательными объектами в таких составах, охраняются уголовным законом наряду основными. Данное обстоятельство не умаляет значимости таких нематериальных благ, как честь, достоинство и репутация. На наш взгляд, смысловая нагрузка указанных морально-этических категорий не может разниться в зависимости от того, кто является носителем таких благ.

В этой связи вызывает возражение позиция некоторых авторов, разграничивающих понятие чести и достоинства обычных граждан с понятием чести и достоинства отдельных субъектов. Так, анализируя конструктивные признаки специальных составов клеветы и оскорбления, ряд ученых указывают на отличительные

признаки чести, достоинства и репутации потерпевших, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности. Например, И. Г. Бублик выделяет профессиональную честь и достоинство сотрудника полиции [1, с. 80]. Автор следующим образом раскрывает понятие чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел: честь сотрудника органов внутренних дел - это сопровождающееся положительной оценкой отражение его качеств в общественном сознании. Достоинство сотрудника органов внутренних дел - это осознание им собственной ценности как человека в общем (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя власти (профессиональное достоинство). Деловая репутация сотрудника органов внутренних дел - это отражение служебных качеств лица в общественном сознании [1, с. 81].

С. С. Киселев полагает что, честь и достоинство сотрудников органов внутренних обладают спецификой в силу особого положения органов внутренних дел в государственном механизме. Так, честь сотрудника органов внутренних С. С. Киселев определяет как положительную социальную оценку нравственных качеств, проявляющихся в признании авторитета сотрудника и органов внутренних дел в целом при выполнении служебного долга представителем государственной власти. Достоинство, по его мнению, это самостоятельная положительная оценка сотрудником своих нравственных качеств в виду осознания профессиональной принадлежности, значимости статуса представителя власти и авторитета органов внутренних дел [4, с. 26].

214 | Н.Б. Гулиева

Полагаем, что интерпретация понятия чести, достоинства и репутации человека должна быть единой, независимо от профессионального статуса потерпевшего. Бесспорно, что в специальных составах клеветы или оскорбления специфика деятельности потерпевшего, его должность (статус) предопределяют направленность умысла причинить вред конкретному лицу - обладателю профессионального и иного статуса. Данное обстоятельство объясняет наличие в уголовном законе специальных норм, охраняющих в первую очередь другие объекты, а именно: интересы правосудия, порядок управления или интересы воинской службы. Именно поэтому честь, достоинство и репутация человека (выделено нами - Н. Б. Гулиева) в таких составах преступлений являются дополнительными объектами. Однако разграничивать «природу» таких морально-этических категорий как честь, достоинство, репутация личности по признакам профессиональной или иной принадлежности человека, нельзя. В этой связи высказанные в юридической литературе мнения о том, что честь, достоинство и репутация специальных субъектов обладают спецификой, отличной от чести и достоинства обычных людей, на наш взгляд, не убедительны. Сторонники такой позиции переносят в какой-то степени содержание основного объекта на дополнительный обязательный.

Целесообразно в этой связи обратиться к понятию чести, достоинства и репутации. Указанные категории могут быть охарактеризованы с точки зрения философской, этимологической, социологической и этической. Рассмотрим некоторые из них.

С точки зрения философского понимания честь -это «понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). ... Понятие чести зависит от общественного положения человека. Поэтому в условиях классового и социального отчуждения оно сохраняет социально-дифференцированное содержание, связано с иерархическими отношениями, теми или иными формами неравноправия. Честь поэтому, с одной стороны, может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с другой стороны, у тех, кто лишен общественных привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. Честь - важный стимул общественного поведения» [15, с. 659 - 660]. В представлениях о чести находит отражение общественное положение как самого человека, так и социальной группы к которой он принадлежит. «Объективно честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно - наша боязнь перед этим мнением» (А. Шопенгауэр) [12, с. 799].

Достоинство с философской точки зрения - это характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. . Достоинство как моральное понятие («общечеловеческое достоинство» по И. Канту) характеризует индивида как личность: достоинство человека определяется не его происхождением, богатством, образованием или социальным положением, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. По И. Канту, достоинство, выступающее основанием волнения, противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности, своекорыстным. Самоценность достоинства удостоверяется тем, что оно, в отличие от цены, не имеет эквивалента; как «внутренняя ценность» оно имеет отношение не к склонности и потребности, а соответствует вкусу [9, с. 761].

С этимологической точки зрения слово «честь» происходить от той же основы, что и чтить, почитать. Поэтому честь буквально означает «почитание», «почет», «уважение» [16, с. 364]. Достоинство же произ-водно от прилагательного «достойный», т. е. такой, какой следует, каким должен быть» [16, с. 76].

В социологии честь раскрывается как категория объективно-субъективного порядка. Объективную сторону чести составляют те реальные качества личности, через которые проявляются действительные качества человека, субъективную - их оценка, через которую раскрывается ценность человека в общественном мнении или самооценке [13, с. 760]. Русский философ П. Кропоткин трактовал понятие чести в виде синтеза моральных ценностей самой личности, ее духовного богатства и достоинства [13, с. 761].

Достоинство социологами определяется как этическая категория, характеризующая индивида как нравственную личность. Достоинство можно понимать как главное мотивационное основание индивидуального поведения, определяющее характер взаимодействия индивидов друг с другом, с природой и обществом [13, с. 295].

Репутация раскрывается как сформировавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо [14, с. 302]. Аналогичным образом понятие репутации раскрывается в толковом словаре русского языка [2, с. 1118].

В юридической литературе понятие чести, достоинства, репутации раскрывается по-разному. Так, Е. О. Рыбина отмечает, что честь и достоинство в большей степени отражают духовные качества человека, а понятие репутации связывается с представлениями общества о поведении, поступках конкретного индивида, на основании которых делается вывод о его моральных качествах и ценностных установках [11].

Т. Ю. Вавилычева раскрывает достоинство как отраженную в сознании положительную самооценку лица как обладателя определенного набора качеств, принятых в среде его общения, а также как осознание социумом обязанности уважительного отношения к конкретному индивиду, признание его неотъемлемых личных прав. Категории «честь» и «достоинство» вытекают одна из другой, различия в их содержании зависят от степени развития индивида, воспитания, формирования правосознания, выработки определенной жизненной позиции, личностного самоутверждения [3, с. 16, 24]. Понятие репутации, по её мнению, очень

Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2 215

близко к понятию чести, однако не включает апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении [3, с. 16, 25].

М. М. Королева наиболее обоснованной считает точку зрения, согласно которой под честью понимается положительная оценка человека со стороны общества, под достоинством - самооценка лицом своего положения в обществе и требование уважения к себе как к личности со стороны окружающих. Репутацию человека, по мнению автора, следует трактовать в широком смысле и не отождествлять с понятием деловой репутации [8, с. 14].

Анализируя позиции ученых относительно понятия чести, достоинства и репутации, следует отметить, что каждая из них заслуживает внимания и одобрения. Полагаем, что особая природа таких морально-этических категорий создает определенные сложности в четком определении их понятий. Этим обусловлено обращение и заимствование философских, социальных, этических и этимологических начал в процессе формулирования дефиниции чести, достоинства и репутации. На наш взгляд, честь представляет собой особую категорию, отражающую общественную оценку личностных качеств человека с нравственной, моральной, этической и социальной точек зрения. Характеристика личностных качеств человека с позиций его моральной ответственности, честности, порядочности, справедливости, доброты, благородства и т. д. охватывается категорией чести. Некоторые формы общественно-опасных посягательств на честь проявляются в профессиональной среде, например, во время или в связи с исполнением лицом своих профессиональных обязанностей. Однако вряд ли можно говорить о профессиональной чести человека. Честь человека не может зависеть от его профессии, в то время как посягательства на честь человека могут быть обусловлены его профессией. О наличии так называемой профессиональной чести встречаются суждения не только в юридической литературе. Так, некоторые социологи отмечают, что честь как стимул выполнения общественного долга выступает обычно в форме профессиональной чести. ...Сознание профессиональной чести требует от личности добросовестного и ответственного отношения к себе, своим делам и поступкам [13, с. 761].

Ранее нами уже высказывались критические суждения по приведенной выше позиции. Полагаем, что речь идет о чести и достоинстве человека, обязанного ответственно и добросовестно относиться к своей профессии. Поэтому речь можно вести о чести профессионального сообщества (профессии), о профессиональ-

ном долге, о долге службы и т. д. В кодексах профессиональной этики используются такие понятия, как честь и достоинство профессии (выделена нами -Н. Б. Гулиева) нотариуса [10], честь медицинского сообщества [6], честь и достоинство, присущие профессии (выделена нами - Н. Б. Гулиева) адвоката, честь адвоката [5]. Буквальное толкование положений кодексов профессиональной этики подтверждает нашу позицию о чести человека, не привязанной к его профессии. В Кодексе судейской этики указано, что правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных (выделено нами - Н. Б. Гулиева) чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти. Согласно ст. 6 Кодекса судейской этики судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное (выделено нами -Н. Б. Гулиева) достоинство, дорожить своей честью (выделено нами - Н. Б. Гулиева), избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи [7].

Бесспорно честь судьи, равно как и честь адвоката или нотариуса существует, поскольку именно обладатели профессионального статуса - судьи, сотрудники полиции, адвокаты и т. д. являются носителями личностных качеств. Правосудие, адвокатская или нотариальная или иная деятельность осуществляется посредством деятельности - действий конкретных людей, а не сообщества (судейского, адвокатского) в целом.

Аналогичным образом, на наш взгляд, следует раскрывать понятие достоинства. Достоинство человека независимо от его профессионального статуса представляет собой оценку лицом (самооценку) своих личностных качеств с точки зрения морали, нравственности, этики, социальной точки зрения. Самооценка своих профессиональных качеств также охватывается собирательным термином «достоинство» (хотя ранее мы цитировали мнения ученых о тесной взаимосвязи и переплетении понятий чести и достоинства). Репутация также может включать в себя оценку профессиональных качеств человека, мнения, отзывы о его деятельных способностях, квалификации, компетентных достоинствах и недостатках со стороны окружающих. В таком истолковании речь следует вести о деловой репутации. В целом же репутация раскрывается как сложившееся о лице общественное мнение: о его качествах, способностях, заслугах, достоинствах или недостатках, значимости для окружающих, авторитете.

Литература

1. Бублик И. Г. О подходах к определению чести, достоинства и деловой репутации сотрудника органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 12-2. С. 79 -82.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

3. Вавилычева Т. Ю. Современные проблемы защиты чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

4. Киселев С. С. Уголовно-правовая охрана чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел: дис. канд. юрид. наук. Омск, 2013.

5. Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (ред. от 22.04.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

216 | Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2

6. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации, принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Королева М. М. Преступления против чести и достоинства по уголовному праву Российской Федерации и стран АТР: Японии, Республики Корея и Китайской Народной Республики (сравнительно-правовой анализ): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

9. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М.: Мысль, 2010. Т. 1.

10. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18.04.2001 (с изм. от 31.03.2006) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

11. Рыбина Е. О. Уголовно-правовая защита чести, достоинства и репутации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

12. Современный философский словарь / под общей ред. д-ра филол. наук, проф. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004.

13. Социологическая энциклопедия: в 2-х т. М.: Мысль, 2003. Т. 2.

14. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М - НОРМА, 1998.

15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. Изд. 7, перераб. и доп. М. 2001.

16. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994.

Информация об авторе:

Гулиева Натаван Байрам кызы - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета КемГУ, natavan-1212@mail.ru.

Natavan Bairam kyzy Guliyeva - Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Criminal Law and Criminology, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

УДК 67.404.2

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ

Е. М. Гунин, Р. Д. Бахышов

ABOUT THE PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS AND ACTIVITIES OF MUTUAL INSURANCE SOCIETIES E. M. Gunin, R. D. Bahyshov

В статье показаны и проанализированы основные особенности правового статуса и деятельности обществ взаимного страхования как особой разновидности страховщиков. Общество взаимного страхования - это одна из организационно-правовых форм страховой организации (юридического лица), которая осуществляет платное страхование за счет своих собственных средств, страхуя имущественные интересы членов общества.

The paper shows and analyzes the main peculiarities of the legal status and activities of mutual insurance societies as a special variety of insurers. The mutual insurance society is one of the legal forms of insurance companies (legal entities) which provides paid insurance at their own expense, insuring the property interests of the members of the society.

Ключевые слова: страхование, страховой случай, общество взаимного страхования, страховщик, страхователь, некоммерческая организация.

Keywords: insurance, insurable event, mutual insurance society, the insurer, the insured, non-profit organization.

Общество взаимного страхования (далее - ОВС) -это страховая организация, созданная гражданами и юридическими лицами на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств для страхования своего имущества и иных имущественных интересов (п. 1 ст. 968 ГК РФ) [1]. По своей правовой сущности общество взаимного страхования является потребительским кооперативом [1].

Согласно п. 1 ст. 968 ГК РФ, граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы, указанные в п. 2 ст. 929 ГК

РФ, на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности установлены в ФЗ «О взаимном страховании» от 29.11.2007 г. № 286-ФЗ [3]. Взаимное страхование является специфической некоммерческой формой организации страховых операций, при которой страховой фонд создается страхователями на бесприбыльной основе. Общества взаимного страхования

Е. МЛ. Гунин, Р. Д. Бахышов 217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.