Научная статья на тему 'Право на профессиональную честь в ряду субъективных гражданских прав'

Право на профессиональную честь в ряду субъективных гражданских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ЛИЧНЫЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / СУБЪЕКТИВНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ / HONOUR / DIGNITY / PERSONAL NON-MATERIAL BENEFITS / CIVIL RIGHT / MEANS OF DEFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комиссарова Е. Г.

Анализируются исторические аспекты понятия «профессиональная честь», его соотношение с имеющимся в законодательстве понятием «честь», вопросы исследования материально-правовых предпосылок защиты права на профессиональную честь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right of professional honour in row of civil rights

The article is devoted to analysis of historical aspects of concept “professional honour”. Correlation of “professional honour” with a legislative concept “honour” is analysed. Also legal material preconditions of defence of right of professional honour is researched.

Текст научной работы на тему «Право на профессиональную честь в ряду субъективных гражданских прав»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 238-241.

УДК 347

Е.Г. Комиссарова

ПРАВО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЧЕСТЬ В РЯДУ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Анализируются исторические аспекты понятия «профессиональная честь», его соотношение с имеющимся в законодательстве понятием «честь», вопросы исследования материально-правовых предпосылок защиты права на профессиональную честь.

Ключевые слова: честь, достоинство, личные нематериальные блага, субъективное гражданское право, способы защиты.

Вслед за такими видами объектов гражданских прав, как честь и достоинство, в правовое пространство вошли профессиональные честь и достоинство. После принятия этических кодексов для лиц отдельных профессий эти конструкции стали атрибутом значительного числа нормативно-правовых актов не только как показатель «нравственно-этического бума», но и как возврат к регламентации правил профессиональной морали. Следование её нормам стало одним из условий пригодности к выполнению профессиональных обязанностей лицами, которые в процессе своей трудовой деятельности выходят на межличностные отношения. Как отмечено в специальной литературе, это такие профессии, при выполнении которых необходимо проникать во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на него как на личность, принимать непосредственное участие в изменении его судьбы, что обусловливает существование таких норм профессиональной морали, которые, с одной стороны, содействуют успешному осуществлению профессиональных функций, с другой - обеспечивают охрану интересов личности, группы людей или государства [1].

Все это актуализирует вопрос о морально-нравственных основаниях правового статуса лиц отдельных профессий и означает, что в общей линейке профессий начинают неформально выделяться те, выполнение которых связано не только с качествами профессиональной квалификации, но и с обладанием такими духовными нормативами, которые выражаются через профессиональные честь и достоинство. Момент, безусловно, положительный, если избегать погружения в пока безответные со стороны науки вопросы о том, какая отрасль права «ответственна» за формирование материально-правовых предпосылок для возникновения охранительного правоотношения по защите профессиональной чести; в каком соотношении допустимо «пересечение» норм по защите личных неимущественных прав из права гражданского с нормами права трудового, где только начинается постановка проблемы о личных неимущественных правах; как соотносится профессиональная честь с деловой репутацией лица; совпадает ли структура субъективного права на гражданскую честь, которой присущ только охранительный компонент, с аналогичным правом на профессиональную честь. Наличие этих вопросов, а также увеличение числа используемых правом культурно-нравственных единиц является показателем необходимости того, что от популяризации права на профессиональную честь пора переходить к его юридическому осмыслению.

В сути моральных категорий, их назначении и социальной ценности учит разбираться такая наука, как этика. В этой области сформулировано исходное понятие «честь», ставшее отправным для иных исследовательских областей, в том числе и для юриспруденции. Длительная история

© Е.Г. Комиссарова, 2013

развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, и степень развития теории привели к насыщенности её категориально-терминологического аппарата. Изучая мораль и её субстанциональные категории, современная этическая наука оперирует уже не только сугубо философскими понятиями «добро», «зло», «совесть», «справедливость», но и такими, как «профессиональная честь и достоинство», «профессиональный такт», «долг», «доблесть», также входящими в морально-этическую систему. Указанные понятия находятся в структуре профессиональной этики, сформированной как часть этики вследствие появления и развития идей о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами. Назначение профессиональной этики состоит в выработке норм профессиональной морали, возникающих и бытующих в конкретной профессиональной группе, и их соотношении с общеэтическими нормами.

Нельзя однозначно утверждать, что новизна законодательного подхода, связанного с использованием понятия «профессиональная честь», является абсолютной. Она во многом напоминает «хорошо забытое старое», ведь в обобщенном значении нравственные нормативы для лиц определенных профессий известны российской истории с давних времен в виде рыцарской, родовой, сословной, военной, служебной чести, существовавших в большей степени в неписаном виде. Это наглядное свидетельство того, что понятие «честь» не только нравственное и деятельностное, но и историческое. О нем наряду с другими оценочными понятиями заговорили в других областях раньше юристов. Так, по А. Шопенгауэру, «служебная честь - это всеобщее мнение других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности» [2].

В советское время, когда трудовое право выделилось из гражданского, а главным работодателем стало государство, понятия «честь», «профессиональная честь» и «честь трудовая» были тождественными. Как утверждалось в литературе, «в социалистическом обществе все трудятся» [3], а «социализму имманентно присущ трудовой характер образа жизни: одинаковая для всех обязанность трудиться становится правилом социалистического общежития, а отношение к труду - решающим критерием нравственной оценки личности» [4]. В силу этого самостоятельное понятие «честь» в законодательстве того времени отсутствовало, а если и использовалось, то как синоним чести трудовой. Защита её осуществлялась исключительно нормами административного и уголовного права. В этот исторический период по-другому быть не могло. По замечанию Д. М. Генкина, «личные неимущественные

права граждан в советских условиях должны защищаться государственным, административным, уголовным правом, вотумом советской общественности, вотумом, имеющим огромное значение, а не гражданско-правовым порядком [5].

Трудовое законодательство использовало понятие «трудовая честь». В условиях существовавшего тезиса о том, что труд при социализме не является товаром, отсутствия каких-либо теоретических учений о личных неимущественных правах в сфере трудового права трудовая честь защищалась методами трудового права в виде запрета на увольнение по основаниям, не предусмотренным законом. Разговор о чести именно в трудовом ключе полностью исключал всякие суждения о каких-либо материальных компенсациях в случае её ущемления. Учение об отнесении права на трудовую честь к неимущественному элементу трудовых отношений получило своё развитие позднее в трудах И. Бару, С.А. Иванова, Р.З. Лившица.

Законодательная ситуация изменилась в 1961 г. с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, где впервые были закреплены права на честь и достоинство. С этого времени понятие «честь» обретает широкое, а не только «трудовое» значение. Благодаря гражданско-правовым установлениям честь отнесена к разряду личных нематериальных благ, а право на честь квалифицировано как особое (личное неимущественное) субъективное

право. С этого времени теория и практика достаточно четко определились с содержанием права на честь как абсолютного субъективного права управомоченного лица, которому корреспондирует всеобщая обязанность неопределенного круга лиц, заключающаяся в воздержании от посягательств на честь лица. Стали известны и юридико-фактические основания возникновения охранительного отношения по защите чести и достоинства в случае их нарушения в виде распространения сведений, порочащих честь и достоинство. Позднее законодателем был сделан шаг в сторону закрепления и права на профессиональную честь [6]. Никаких особых материально-правовых предпосылок для этого вида чести не закреплялось, что позволяло сделать вывод о распространении на это право той модели, которая уже предусматривалась Основами гражданского законодательства 1961 г.

Как и базовое понятие «честь», понятие «профессиональная честь» обладает морально-этическим подтекстом, а соответственно, является безграничным и также оценочным. Под честью в её профессиональном значении принято понимать заслуженную репутацию, доброе имя, личный авторитет, проявляющиеся в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам. Небез-

240

Е.Г. Комиссарова

основательно принято считать, что профессиональная честь одного служащего - это профессионально-нравственный потенциал того коллектива, в котором выполняется профессиональная деятельность. Тем самым подчеркивается и групповое значение данного качества.

По смыслу уже достаточно множественных современных нормативных текстов, в которых используется понятие «профессиональная честь», обладание профессиональной честью не только образует моральнонравственные основания правового статуса лиц отдельных профессий, допустимый прогноз их трудового поведения, но и является, с одной стороны, регулятором такого поведения, а с другой, само нуждается в охране. А потому включение категории «профессиональная честь» в сферу правового регулирования предопределяет её идентификацию применительно к нормативной сфере. Причина, в общем-то, ясна и понятна - право должно «знать» что ему охранять и какими способами.

Решение этих и сопутствующих им задач с поиском соответствующих ответов должно быть подчинено определённому методологическому регламенту, в общем-то, небезызвестному, благодаря достаточно развитой гражданско-правовой теории личных неимущественных прав. Однако кратко воспроизведем его.

1. Юридические суждения в сфере определения профессиональной чести не должны быть и не могут являться суждениями первого порядка. Это значит, что в задачу права не входит формулировка легальной дефиниции этого понятия, оно, как и понятие «честь», для права будет находиться в разряде оценочных.

Концепция о том, что право не регулирует данных отношений в их нормальном состоянии, а только обеспечивает их охрану от возможных нарушений, была высказана более пятидесяти лет назад О.С. Иоффе [7]. Отсюда смысл и назначение правовых суждений о чести и достоинстве и производных от них слов. Они применительно к области правового регулирования состоят не в феноменологических характеристиках этих качеств, а в юридическом признании принадлежности физическому лицу прав на неотчуждаемые нематериальные блага и право на их охрану от посягательств.

2. Нельзя отрицать тот факт, что типология юридических формул в своей основе для чести в её общегражданском (непрофессиональном) понимании и профессиональной чести предполагается единой - они находятся в разряде личных нематериальных благ физического лица.

3. Учитывая, что абсолютное большинство нормативных актов, содержащих отсылку к профессиональной чести, находят консолидацию в трудовом законодательстве, надле-

жит принять тот факт, что часть юридико-фактических оснований для возникновения охранительного правоотношения по защите профессиональной чести должна быть сформирована, в том числе и с учетом его норм, но без отрицания приоритета норм гражданского законодательства (ст. 150, 151 ГК РФ).

Каких-либо научных суждений о соотношении чести и профессиональной чести пока не высказано. Действующая судебная практика по делам о защите профессиональных чести и достоинства идёт по известному пути, отраженному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [8]. Но вопросы, правда пока теоретического свойства, уже возникают.

Представляется, что в число значимых попадает вопрос о том, достаточно ли для регулирования отношений в сфере профессиональной морали той модельной схемы, которая уже предложена в действующем гражданском законодательстве применительно к чести и достоинству в целом.

Нельзя утверждать, что профессиональная мораль - это автономная субстанция. Этот вид морали неизбежно находится в тесной связи с общей моралью, и игнорирование этой связи влечет за собой подмену морали инструктивными и уставными документами, на самом деле имеющими мало общего с моралью. А с другой стороны, понятие «профессиональная честь» наиболее востребовано в области трудовых (служебных) отношений. Здесь возникновение права на профессиональную честь, в отличие от права на гражданскую честь, связано с возрастом и личными характеристиками, значимыми в момент заключения трудового договора. Несмотря на общий моральный подтекст чести и профессиональной чести, нельзя не учитывать и тот факт, что нормы этического характера в профессиональной сфере носят деонтологический характер. А потому моральные требования, предъявляемые в рамках профессиональной этики, существуют на уровне обязывающих предписаний. Важно и то, что субъективные права на профессиональные честь и достоинство не ограничиваются только охранительной компонентой, как это имеет место в отношении прав на честь и достоинство, которым корреспондирует обязанность третьих лиц не вмешиваться в сферу обладания ими. Тогда как в содержании права на профессиональную честь нельзя не учитывать правомочия на действия по оценке профессиональной чести. Нельзя исключить из сферы научного внимания и тот факт, что для защиты профессиональной чести нужны, наряду с имеющимися (иными отраслевыми), и свои способы защиты. Все это

с неизбежностью ставит вопрос об исследовании феномена профессиональной чести на стыке гражданско-правовой науки, имеющихся в этой части её «трудозатрат» и науки трудового права.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев : Лыбидь, 1990. С. 15.

[2] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 360.

[3] Агарков М. М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. № 8. С. 67.

[4] Пашков А. С., Ротань В. Г. Социальная политика и трудовое право. М., 1986. С. 192.

[5] Генкин Д. М. Предмет гражданского права // Советское государство и право. 1999. № 4. С. 16.

[6] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении // Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 52. Ст. 466.

[7] Иоффе О. С. Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР // Советское государство и право. 1956. № 2. С. 55-56.

[8] О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.