Научная статья на тему 'Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологические подходы к диагностике и прогнозированию'

Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологические подходы к диагностике и прогнозированию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3266
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологические подходы к диагностике и прогнозированию»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

В.А. Шаповал*

Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологические подходы к диагностике и прогнозированию

Не вызывает сомнения тот факт, что здоровье населения страны имеет государственное значение и рассматривается как один из основных факторов национальной безопасности.

Состояние здоровья подрастающего поколения наглядно отражается в интегральном показателе годности граждан к военной службе, который по данным Центральной военноврачебной комиссии Министерства обороны Российской Федерации в последние годы составляет 66-68%. В структуре заболеваний, явившихся основанием для освобождения от призыва на военную службу, лидируют психические расстройства, число которых за последние три года увеличилось с 50 до 68 случаев на тысячу. Ведущее место (около 40%) занимают психические расстройства и среди причин досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Ненамного благоприятней выглядит обстановка с состоянием здоровья лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации1, среди которых негодным признается каждый пятый кандидат. В структуре заболеваний, по которым поступающие на службу в ОВД признаны негодными, первое место занимают болезни глаз и их придатков, второе - психические расстройства, третье -заболевания костно-мышечной системы. В структуре заболеваний, по которым поступающие на службу в ОВД признаны временно негодными, первое место занимают психические расстройства, причем их доля возрастает, второе - болезни эндокринной системы, третье - болезни органов пищеварения2.

Доля психических расстройств в общей структуре заболеваний, по которым поступающие на службу в ОВД признаются негодными, в последние годы составляет 13-16%, а временно негодными

- 25-29%. Среди поступающих на учебу в образовательные и военно-образовательные учреждения МВД России3 эти показатели равны 5-7% и 11-15% соответственно4. И это в условиях жесткого современного законодательства, которое резко ограничивает возможности установления психиатрического диагноза без стационарного обследования и дает широкие права гражданам для опротестования выводов военно-врачебных комиссий в судебных инстанциях.

Неблагоприятные тенденции в сфере физического и психического здоровья населения страны, в т.ч. его репродуктивно-трудоспособной части, сочетаются с такими негативными социальнопсихологическими факторами, как отсутствие воспитательной работы среди подрастающего поколения, размывание нравственных и моральных устоев общества, безработица, беспризорность, что не может не отразиться на жизненных установках и мотивации поведения лиц, поступающих на службу в ОВД.

Среди кандидатов на службу в органы и на учебу в вузы МВД РФ все чаще встречаются лица с неопределенной мотивацией, имеющие явный или скрытый корыстно-утилитарный интерес, асоциальные установки, опыт употребления наркотических веществ или связанные с криминальной средой. Отмечено снижение интеллектуального уровня кандидатов на службу в правоохранительные структуры. Нередко уровень их знаний и осведомленность существенно отстают от полученного образования.

Существующее в настоящее время медицинское законодательство Российской Федерации не дает возможности врачам-экспертам ведомственных военно-врачебных комиссий5 препятствовать поступлению на службу в ОВД и учебу в гражданам с нервно-психической неустойчивостью, негативными чертами характера, ограниченными умственными способностями и узким кругозором, склонностью к алкоголизму и наркомании, низкими морально-волевыми качествами, сниженной психической и физической работоспособностью и другими отрицательными проявлениями, являющимися не совместимыми с работой в правоохранительных органах.

Компенсировать эту проблему, создать барьер для данной категории лиц «группы риска» призваны ведомственные региональные центры психологической диагностики6, выносящие заключения о степени профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу в ОВД и учебу в вузы МВД РФ.

* Профессор кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент, полковник милиции.

В последние годы доля лиц «группы риска» среди кандидатов на службу в среднем по России составляет 30% (17,0 - 40,2%), среди кандидатов на учебу - 17,3% (8,5 - 26,2%), среди сотрудников при перемещении 13,4% (3,7 - 27,7%). По результатам психологического обследования лица с умеренно выраженными признаками «группы риска», как правило, имеют сниженный уровень профессиональной психологической пригодности, который в выводе ЦПД формулируется как «рекомендуется условно».

Кандидаты с явными негативными проявлениями на службу, учебу в органах внутренних дел или к назначению на должность не рекомендуются. Их доля среди проходящих психологическое обследование в ЦПД с целью профессионального отбора кандидатов на службу составляет 8,0% (6,4 - 12,1%), среди кандидатов на учебу 3,4% (2,4 - 5,6%), среди сотрудников при перемещении 2,5% (0,6 - 7,3%), среди стажеров - 11,7% (2,3 - 21,4%).

Существенным является тот факт, что заключения ЦПД о степени профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу в ОВД и учебу в вузы МВД РФ имеют рекомендательный характер для руководства подразделений органов внутренних дел (вузов МВД), зачастую ими не учитываются.

Вместе с тем служба в органах внутренних дел, особенно в последние годы, носит чрезвычайно напряженный и экстремальный характер, поскольку сопряжена с риском потери здоровья и даже жизни. Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе в правоохранительных органах, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервнопсихических расстройств. Это в конечном итоге приводит к раннему увольнению со службы, снижению профессионального долголетия и развитию стойких состояний психической дезадаптации.

Данные научных исследований, а также выборочные исследования в органах внутренних дел в период контртеррористической операции на Северном Кавказе показывают, что отдельные симптомы посттравматического стрессового расстройства проявляются у 50-70% личного состава, а в состоянии психической дезадаптации находятся до 30% сотрудников.

В структуре заболеваний, приведших сотрудников ОВД к негодности и ограниченной годности к службе, превалируют болезни системы кровообращения (23-26%), травмы, отравления, другие последствия воздействия внешних причин (20-23%), а также психические расстройства (10-12%)7.

По данным плановых и целевых психопрофилактических осмотров, сотрудников ОВД доля лиц «группы риска» составляет 17,4 - 19,5% (13,4 - 23,0%)8.

На схеме 1 представлены примерные численные значения отсева кандидатов на службу в ОВД на этапах медицинского и профессионального психологического отбора, в кадровых аппаратах подразделений после прохождения этих этапов, а также в первые годы службы. Так, из каждых 100 тысяч кандидатов ВВК по медицинским противопоказаниям отсеивают 20 тыс., в т.ч. 17 тыс. по соматической патологии и 3 тыс. по психическим расстройствам. Из 80 тыс. признанных годными к службе по состоянию здоровья 22 тыс. составляют лица «группы риска», из которых 5 тыс. «не рекомендуются» на службу в ОВД по психологическим и психофизиологическим качествам и 17 тыс. «рекомендуются условно».

Обращает на себя внимание тот факт, что 46% «не рекомендованных» и 64% «условно рекомендованных» ЦПД все же принимаются на службу. Такие лица увольняются на первом году службы в 10 раз чаще, чем «рекомендованные в первую очередь» и в 3-4 раза чаще, чем «рекомендованные» (5,6 - 5,7% против 0,6% и 1,6% соответственно), а вероятность развития у них психических расстройств в первые три года службы в 10-20 раз выше, чем у «рекомендованных».

Профессиональная некомпетентность и несостоятельность, в т.ч. по профессиональному здоровью, сотрудников, наделенных властными полномочиями и правом применения табельного оружия, не только дискредитируют правоохранительные органы в глазах общества, но и могут представлять социальную опасность и потенциальную угрозу безопасности и здоровью как окружающих граждан, так и собственным.

Таким образом, перечисленные социально-демографические, медико-биологические и психологические характеристики лиц, поступающих на службу в ОВД, экстремальные особенности и высокая социальная значимость профессиональной деятельности сотрудников предъявляют сегодня повышенные требования к уровню их профессионального здоровья, а также требуют адекватной системы его первичной и вторичной психопрофилактики в рамках ведомственной системы медикопсихологического обеспечения.

В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание различных специалистов. Однако пока еще не сложилось общее мнение о том, какое

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Схема 1. Примерный отсев кандидатов на службу в ОВД на этапах профессионального отбора и в первые годы службы*

17 000 даются негоднымиили временно негодными по соматическим

3 000

признаются негодными или временно негодными по психическим расстройствам

2300 (46%) принимают

2170 (94,4

прослужат более

1

4 (0,20%) будут иметь психические расстройства в первые 3 года

На каждые 100 000 кандидатов на службу в органы

Военно-врачебные комиссии

ТУ

V

83 000

признаются годными к службе по соматическому

Центры психологической

25000 58000

кандидатов с кандидатов

признаками без признаков

«группы риска»

56 000 рекомендуют ся на службу

(9%) *е

принимают ся на

(1,6%) увольняют ся на ' году

2000

рекомендуют ся на службу

Ю (1%)

принимают ся служб

1968 (99,4

прослужат более

1

10 (0,10%) 5 (0,01%) будут 0 (0,00%) будут

будут иметь иметь иметь

психические психические психические

расстройства в расстройства в расстройства в

первые 3 года первые 3 года первые 3 года

По данным Аналитических обзоров деятельности Центров психологической диагностики Органов внутренних дел Российской Федерации по итогам 1999-2001 гг

содержание следует вкладывать в понятие профессионального здоровья. На этот счет разными авторами высказываются определенные соображения. Так, В. А. Пономаренко9 рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Центральным пунктом в данной трактовке является вопрос о функциональных состояниях и, соответственно, оценке функциональных резервов. Чем более они выражены, тем выше вероятность продления профессионального долголетия. По мнению А.Г. Маклакова10, профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Результаты современных социологических обследований промышленных предприятий России с очевидностью убеждают в том, что на профессиональное здоровье работников, кроме неудовлетворительной организации и плохих условий труда, не менее сильное и негативное влияние оказывают психологические и поведенческие факторы. Среди них в первую очередь следует упомянуть такие, как низкий уровень мотивации к труду, неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, в т.ч. повышенная конфликтность, постоянное нервное напряжение персонала, неадекватный стиль или просто низкий уровень руководства и др.

В основу концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, предлагаемой Г.С. Никифоровым11 положена идея сквозного психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. А процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Вместе с тем, по мнению многих авторов, современное освещение вопросов профессионального здоровья в литературе представлено явно неполно и неравномерно, что не позволяет пока дать исчерпывающие ответы по всему вектору их рассмотрения.

С нашей точки зрения, понятие «профессиональное здоровье» не является чем-то новым. По сути, речь идет лишь о смещении акцентов с традиционного нозоцентрического подхода, ориентированного на выявление у кандидатов болезней и физических недостатков, являющихся противопоказанием к службе в соответствии с нормативным перечнем, к нормоцентрическому, ориентированному на оценку количественных показателей собственно здоровья кандидата. Т.е. речь идет о необходимости оценки «нормы» или «количества здоровья», ресурса здоровой био-психо-социо-духовной составляющей человека относительно характера и среды его профессиональной деятельности.

Данное понятие, по-видимому, лежит в таких континуумах, как: профессиональное здоровье

- профессиональные заболевания; профессиональная социально-психическая адаптация -профессиональная социально-психическая дезадаптация; профессиональная успешность (эффективность, надежность) - профессиональная неуспешность (ненадежность, бесполезность); профессиональная самореализация (конструктивное профессиональное развитие, профессиональная трансформация) - профессиональная деформация (профессиональная деградация); профессиональное мастерство (гибкость, креативность, новаторство) - профессиональные стереотипы (ригидность, консерватизм, догматизм); сознательная мотивация на профессиональную деятельность - бессознательное влечение (тропизм) к определенной профессиональной деятельности, в т.ч. по патологическим мотивам, и т.п.

Кроме того, рассмотрение профессионального здоровья с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода не может не учитывать его тесную связь с такими ключевыми понятиями, как «адаптогенез» и «социализация» личности, психофизиологическая и психологическая «цена» профессиональной деятельности; профессиональное «выгорание», «трудоголизм» и др.

В этой связи решение проблемы первичной диагностики, прогнозирования и мониторинга профессионального здоровья сотрудников ОВД в условиях массовых обследований не может быть успешным без учета таких организационно-методологических подходов, как:

1) уровневый принцип его оценки;

2) использование дополнительных «измеряющих» методов донозологической и прогностической диагностики;

3) применение средств автоматизации и компьютерных технологий при обработке и анализе многоуровневой диагностической информации, а также при создании и ведении баз данных профессионального здоровья сотрудников.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Сегодня одной из основных задач медико-психологического отбора кандидатов на службу является их градация по состоянию профессионального здоровья и степени профессиональной надежности в конкретных условиях служебно-профессиональной деятельности, что требует выделения более удобной, по сравнению с чисто клинической, формы оценки здоровья, такой, например, как группа профессионального здоровья (ГПЗ).

Эта медико-организационная форма оценки организма, психики и личности испытуемого, интегрирующая в себе различные аспекты ее анализа (диагностическая оценка, прогностическая оценка, экспертное заключение, организационное решение) и разные виды диагнозов (симптоматический, синдромологический, уровневый, нозологический). Основываясь на клиническом методе, она позволяет одновременно использовать другие методы диагностики (например, психологический, психофизиологический и др.), что особенно важно как для распознавания очерченной патологии, так и для диагностики предпатологии (психической дезадаптации), а также психофизиологических особенностей и био-психо-социального ресурса здоровых людей.

Удобство этой формы оценки состоит в том, что отнесение обследуемого к группе профессионального здоровья в подавляющем большинстве случаев требует не окончательного нозологического диагноза, а прежде всего определения уровня патологии и умения увидеть в симптомах или синдромах, определяющих этот уровень, их прогностический смысл.

Так, например, в процессе медико-психологического отбора кандидатов в Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ уже много лет успешно используется 4-уровневая градация психического здоровья:

I группа - здоровые. В нее включаются лица, у которых в прошлом и настоящем не обнаружено какой-либо патологии психических функций (сторон личности) и получены данные (в т.ч. психологические) о хорошем, гармоничном их развитии. Прогноз в отношении здоровья в условиях предстоящей деятельности хороший. Годен к поступлению. Нуждается в общих мерах профилактики, направленных на сохранение оптимума психического здоровья. Уровень психической адаптивности высокий.

II группа - практически здоровые. В эту группу входят кандидаты, у которых имеются предпосылки к проявлению или легкие проявления слабости отдельных психических функций (сторон личности). Прогноз удовлетворительный (без неблагоприятных признаков). Годен к поступлению в вуз. Нуждается в общих мерах психопрофилактики и педагогической коррекции обнаруженных недостатков для достижения и сохранения оптимума психического здоровья. Уровень психической адаптивности средний.

III группа - практически здоровые с неблагоприятными признаками в плане прогноза на предстоящую деятельность. К данной группе относятся лица, в отношении которых получены данные, свидетельствующие о нарушениях психической адаптации, не достигающих клинического уровня и не исключающих способность выполнять служебные обязанности. Прогноз в отношении психического здоровья в связи с предстоящей деятельностью сомнительный. Годен к поступлению в вуз в соответствии с руководящими документами. Нуждается в дальнейшем медикопсихологическом сопровождении (систематическом врачебно-психологическом наблюдении, мерах профилактики, медицинской реабилитации, медико-педагогической коррекции отмеченных прогностически неблагоприятных симптомов). Уровень психической адаптивности низкий.

IV группа включает лиц, у которых выявлены признаки психической патологии, достаточные для формулирования клинического нозологического диагноза. Получены данные, свидетельствующие о клинически выраженных нарушениях психической адаптации. По состоянию здоровья они не способны полностью выполнять служебные обязанности и в полной мере руководить своим поведением. Прогноз на обучение в вузе неблагоприятный. Уровень психической адаптивности крайне низкий. Негоден к поступлению в вуз. Для принятия решения, как правило, достаточно амбулаторного обследования. Нуждается в плановом обследовании, наблюдении, реадаптации и реабилитации.

Как следует из изложенного, общая закономерность формирования групп при медикопсихологическом отборе такова, что чем острее социальное значение экспертного вывода, тем более полной информации он требует для своего обоснования. Так, экспертное решение для лиц с IV группой психического здоровья «не годен к поступлению в вуз» должно быть обосновано соответствующим клиническим диагнозом, в то время как экспертный, вывод «годен к поступлению» при отнесении обследуемого к III группе психического здоровья требует констатации у него лишь отдельных признаков психической дезадаптации (психической неустойчивости), не ограничивающих годность для поступления в вуз, но предполагающих последующий медико-психологический контроль за его психическим здоровьем и целенаправленные психопрофилактические мероприятия. А этот же вывод при включении кандидата во II или в I группы уже требует констатации не только отсутствия признаков

психической патологии, но и достаточного и высокого уровня личностной сбалансированности, гармоничности, развития адаптивных способностей.

Таким образом, группы профессионального здоровья - это градации, обобщающие разные оценки соматического и психического состояния, а также личности обследуемых и позволяющие дифференцировать испытуемых на этой основе, что делает их использование при медикопсихологическом отборе кандидатов на службу в ОВД рациональным и эффективным.

Количественное соотношение групп существенно зависит от степени требований к состоянию здоровья, валидности и надежности вспомогательных диагностических методов обследования, опыта и компетентности специалистов, отношения руководства к результатам медико-психологического отбора и степени значимости этих результатов в ряду других компонентов профотбора для принятия окончательного организационного решения, конкурса и других факторов. Так, при низких требованиях к профессиональному здоровью и ограниченных возможностях методов диагностики происходит сдвиг оценок в сторону гиподиагностики предпатологии и патологии. В этом случае подавляющее большинство обследуемых попадает в группы здоровых и практически здоровых. При повышении требований к состоянию профессионального здоровья и при использовании методик, тонко улавливающих дисбалланс организма, психической деятельности и личности, отмечается тенденция к гипердиагностике предпатологии и патологии. Усреднение требований и нормативных данных используемых методик приводит к устойчивому соотношению численного состава групп по закону нормального распределения.

Уровневый принцип оценки диагностики, прогнозирования и мониторинга профессионального здоровья сотрудников ОВД, безусловно, требует использования дополнительных «измеряющих» методов донозологической и прогностической диагностики.

Имеющиеся затруднения в успешном решении данной проблемы связаны с неудовлетворенной потребностью ведомственных специалистов психиатров и психологов в «тонком» и адекватном психодиагностическом инструментарии, несмотря на достаточно обширный арсенал методик клинической психодиагностики.

Традиционно применяемый в целях медико-психологического и профессиональнопсихологического отбора кандидатов в ОВД Многофакторный метод исследования личности (ММИЛ) во-первых, «морально» устарел и остро нуждаются в серьезной работе по рестандартизации, ревалидизации и реадаптации в связи с происшедшими за последнее 15 -летие существенными социо-культуральными изменениями в обществе и трансформацией менталитета жителей России. Во-вторых, в связи с тотальной «коммерционализацией» книгоиздательской деятельности, эксплуатирующей повышенный интерес населения к психологии, психодиагностические методики в своем подавляющем большинстве стали широко доступны для использования дилетантами, в т.ч. и в целях «тренировки» потенциальных кандидатов, заинтересованных в получении «нужного» результата при поступлении на службу в правоохранительные органы. Данный факт существенно дискредитирует применение методов психологической диагностики и снижает их психометрические показатели (валидность, надежность, достоверность). И, в-третьих, одной из существенных проблем психодиагностического инструментария является его значительная привязанность к строго определенным теоретическим концепциям, что в значительной степени усложняет практическое использование тестовых результатов пользователями разного уровня подготовки (психологами, психиатрами, психотерапевтами и др.). Иными словами, результаты тестирования, зачастую содержат весьма ценную информацию, но ее непосредственное использование в очень сильной степени зависит от уровня специальной психологической образованности потребителя, в частности, знанием концепции и владением «языком», терминологией метода. А т.к. в конечном счете результаты профессиональной медико-психологической диагностики ориентированы на руководство, кадры и воспитательные структуры, возможность их неадекватно заниженной или завышенной оценки в связи с неквалифицированной, ложной их интерпретацией значительно возрастает.

В этой связи современный психодиагностический инструментарий должен позволять не только получать психологически важную информацию, но и представлять ее в форме, удобной для пользователей разного уровня подготовки: психиатров, психотерапевтов, клинических психологов, психологов кадрово-воспитательного аппарата, руководящего состава и др., что предполагает использование возможностей новых психодиагностических подходов.

В качестве одного из таких подходов может быть предложена экспертно-диагностическая система нового поколения для оценки и прогнозирования профессионального здоровья и комплексного исследования Я-структуры личности в психодинамическом контексте на основе Психодинамически-ориентированного личностного опросника «ПОЛО-РЕСУРС-2004».

Система была разработана нами в ракурсе практических задач ведомственных медицинских и психологических служб на основе русскоязычной версии Я-структурного теста Гюнтера Амона

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

(Ю. Я. Тупицин, В. В. Бочаров и др., 1998), методических рекомендаций Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологичского института им. В.М. Бехтерева «Исследование и оценка нервно-психического здоровья населения» (Тупицын Ю.Я., Бочаров В.В., Иовлев Б.В., Жук С.П., 1999), а также более чем 20 других широко известных психологических опросников (Стандартизованный метод исследования личности Л.Н. Собчик, Многофакторный личностный опросник FPI, Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, «Самоактуализационный тест» Э. Шострома (Personal Orientation Inventory - POI) и ряда других.

Система прошла апробацию, адаптацию и ревалидизацию на выборке абитуриентов и курсантов Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России, курсантов факультета подготовки руководителей райгорорганов, а также сотрудников ОВД, превышающей 2000 испытуемых.

Исследование проводилось в рамках модели системы медико-психологического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД России, интегрирующей комплекс мероприятий психологопсихиатрической военно-врачебной экспертизы, профессионально-психологического отбора абитуриентов и массовых психопрофилактических обследований курсантов в процессе обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модификация исходного теста была связана с необходимостью включения в него недостающих для ситуации экспертизы шкал достоверности (лжи, агравации, коррекции), ряда дополнительных шкал для прогнозирования основных типов психической дезадаптации, а также в целях повышения надежности-согласованности диагностических шкал опросника.

Существенная новизна экспертной системы заключается в ее методологическом базисе -концептуально новой гуманструктурологической парадигме, разработанной основателем динамической психиатрии немецким психиатром и психологом Гюнтером Амоном. В настоящее время динамическая психиатрия и гуманструктурологическая психология представляют собой перспективное и стремительно развивающееся научно-практическое направление, интегрирующее в себе психиатрию, психологию, психоанализ, групповую динамику и психосоматику в рамках творческой терапевтической концепции, и базирующееся на принципиально новом понимании профессионального здоровья, как соотношения конструктивных (адаптивных) и деструктивно-дефицитарных (психопатологически измененных и недоразвитых) составляющих психической активности индивида, болезни и ее категорий, а также взглядов на человека, стремящихся в холистическом подходе максимально интегрировать различные аспекты понимания биопсихосоциальной сущности человека12.

Основополагающим понятием личности по Г. Аммону является «Я - идентичность» - ядерное психологическое образование, определяющее ее целостность и опосредованное структурой центральных гуман-функций - важнейших интрапсихических образований, репрезентативно отражающих бессознательное и обеспечивающих психическое здоровье и социально-психическую адаптацию индивида: 1) агрессии (деятельной активности); 2) страха (тревоги); 3) внешнего «Я-отграничения» (контроля внешних границ «Я»); 4) внутреннего «Я-отграничения» (контроля внутренних границ «Я»); 5) нарциссизма (степени целостного принятия себя); 6) сексуальности (способности к установлению многоуровневого симбиоза в партнерских отношениях). Обусловленные характером первичного симбиоза в раннем детстве центральные Я-функции могут быть сформированы «нормально», «патологически» или «задержаны» в своем развитии, в связи с чем в динамической психиатрии выделяются три их качественных состояния: конструктивность, деструктивность и дефицитарность.

В качестве тестовых «мишеней» каждая из этих составляющих доступна измерению с помощью соответствующих шкал теста Г. Аммона и в своем суммарном соотношении в Т-приведении наглядно представляют психографический «срез» гуманструктуры испытуемого, дающий ключ к пониманию его бессознательного.

Психодиагностическая система ПОЛО-ресурс представляет собой стандартный перечень из 377 утверждений13, отражающих различные аспекты функционирования личности и включает в себя следующие блоки шкал.

I. Шкалы тестовых установок (триада коррекционных шкал) ПОЛО-ресурс 3 специальных шкалы для оценки степени выраженности тестовых установок (неискренности, аггравации, диссимуляции).

II. Основные шкалы Я-структуры личности - 18 основных шкал, объединенных в 6 отдельных триад: 1) агрессии; 2) страха; 3) внешнего «Я-отграничения»; 4) внутреннего «Я-отграничения»; 5) нарциссизма и 6) сексуальности. Каждая триада включает конструктивную, деструктивную и дефицитарную шкалу.

III. Интегральные шкалы Я-структуры личности первого уровня - 3 интегральных шкалы (производные конструктивных, деструктивных и дефицитарных шкал всех шести основных

гуман-функций): общей конструктивности, общей деструктивности и общей дефицитарности Я-структуры личности.

IV. Интегральные шкалы Я-структуры личности второго уровня - 2 интегральных шкалы (производных интегральных шкал первого уровня): 1) адаптационный потенциал и 2) потенциал психической активности.

V. Дополнительные шкалы дезадаптации, отражающие определяемый или прогнозируемый тип психической дезадаптации человека: 1) психосоматический; 2) невротический;

3) психопатоподобный; 4) психоорганический (тормозимый).

IV. Результирующая, интегральная шкала - ресурс психического (профессионального) здоровья.

Вопросы перечня затрагивают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и проведения в различных жизненных ситуациях. Фактически испытуемым предлагается оценить себя и свое поведение в пространстве воображаемых обстоятельств, заданных тестовыми утверждениями. Выбор испытуемым в виде согласия или несогласия с утверждениями теста позволяют регистрировать поведенческие проявления, в которых отображаются как адаптивные, т.е. конструктивные, так и неадаптивные - деструктивные и дефицитарные компоненты личностных реакций.

Использование интегральной (блоковой) группировки показателей теста по данным исходного перечня утверждений позволяет выделить три блока: деструктивности, дефицитарности и конструктивности.

Блок деструктивности формируется как суммарный показатель по шести деструктивным шкалам и фактически репрезентирует психопатологическую симптоматику. Блок дефицитарности суммирует показатели шести дефицитарных шкал, отражающих нераскрытость, нереализованность личности, стремление функционировать, используя минимум собственных возможностей. Блок конструктивности формируется как суммарный показатель по шести конструктивным шкалам, по своему содержанию характеризуют адаптивные формы поведения в различных жизненных ситуациях и в значительной степени позволяет оценить адаптационный ресурс личности, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам, отстаивать свои жизненные позиции, сохраняя при этом значимые интерперсональные отношения.

Интегральный показатель «адаптационный потенциал» соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений, а показатель «потенциал психической активности» - соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности.

Техническая реализация массовых психодиагностических обследований осуществляется с помощью программно-технического комплекса, разработанного в Центре психологической диагностики ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основе лицензионного пакета программ ABBYY Form Reader 6.0, обеспечивающего 1) автоматизированный ввод и обработку результатов с бланка с помощью сканера; 2) распечатку индивидуальной психограммы (профиля) Я-структуры личности испытуемого; 3) создание, ведение и статистический анализ многоплановых баз данных испытуемых; 4) оперативную адаптацию, рестандартизацию, ревалидизацию и оценку погрешности показателей психодиагностического инструментария с учетом специфики обследуемого контингента испытуемых.

Таким образом, профессиональное здоровье является определяющим показателем профессиональной надежности и успешности служебно-профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Решение проблемы первичной диагностики, прогнозирования и мониторинга профессионального здоровья в условиях массовых обследований кандидатов на службу и сотрудников ОВД требует использования уровневого принципа и введения такой медико-организационная формы его оценки как группа профессионального здоровья (ГПЗ). Данный конструкт может интегрировать в себе различные аспекты анализа организма, психики и личности испытуемого (диагностическая оценка, прогностическая оценка, экспертное заключение, организационное решение), а также результаты психодиагностических исследований.

В отличие от устаревших, традиционно используемых психодиагностических методик, предлагается экспертно-диагностическая система нового поколения на основе Психодинамически-ориентированного личностного опросника «ПОЛО-РЕСУРС-2004» для оценки и прогнозирования профессионального здоровья и комплексного исследования Я-структуры личности на уровне бессознательных поведенческих программ.

Уровень профессионального здоровья испытуемого, определяемый с помощью ПОЛО-ресурс, представляется соотношением конструктивных (здоровых, адаптивных) и деструктивно-

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

дефицитарных (психопатологически измененных и недоразвитых) компонентов центральных Я-функций в целостной гуман-структуре индивида. При этом интегральный показатель ресурса профессионального (психического) здоровья служит удобным и обоснованным аргументом для градации испытуемых на группы психического (профессионального) здоровья и принятия адекватного организационного решения кадровыми службами и руководством, а также для получения интегральных и сравнительных характеристик состояния психического (профессионального) здоровья любых, отвечающих минимальным требованиям к испытуемым к испытуемым, контингентов (популяций) как в виде одномоментных «срезов», так и в ходе динамического наблюдения (в лонгитюде).

Психодинамически ориентированная (глубинная) диагностика гуман-структуры личности и профессионального здоровья сотрудников ОВД позволяет избежать многих ошибок, связанных с затратными, неэффективными, а порой и приносящими вред психокоррекционными, психотерапевтическими, реабилитационными и воспитательными мероприятиями ведомственных медицинских, психологических и кадрово-воспитательных служб, в основном базирующихся на традиционной поверхностной психодиагностике личностного фасада, те. лишь вторичных функций Я, психокоррекции симптомов и психотерапии приспособления, в то время как базисные структуры личности сотрудника остаются в конечном итоге несынтегрированными.

Разработанная алгоритмизированная система оценки профессионального здоровья позволяет существенно сократить время на исследование различных контингентов сотрудников для выявления уровня профессионального здоровья, сохранить достаточную степень достоверности полученных результатов и создать более эффективную систему психогигиенических и психопрофилактических программ для сотрудников ОВД.

1 Далее - ОВД.

2 По данным аналитических обзоров деятельности военно-врачебных комиссий органов внутренних дел Российской Федерации.

3 Далее - вузы МВД РФ.

4 По данным Аналитических обзоров деятельности Центров психологической диагностики Органов внутренних дел Российской Федерации по итогам 2000-2001 гг.

5 Далее - ВВК.

6 далее - ЦПД.

7 По данным аналитических обзоров деятельности военно-врачебных комиссий органов внутренних дел Российской Федерации.

8 По данным Аналитических обзоров деятельности Центров психологической диагностики Органов внутренних дел Российской Федерации по итогам 1998-2001 гг.

9 См.: Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчиков. М., 1992.

10 См.: Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1996.

11 См.: Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие. СПб., 1996.

12 См.: Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М.Кабанова, Н.Г. Незнанова.

СПб., 2003.

13 В настоящее время для решения задач массовых психопрофилактических обследований курсантов вузов и сотрудников ОВД разработан сокращенный автоматизированный вариант методики ПОЛО-РЕСУРС-К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.