Научная статья на тему 'Психодинамическая диагностика и прогнозирование психического здоровья сотрудников силовых ведомств'

Психодинамическая диагностика и прогнозирование психического здоровья сотрудников силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1151
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕСУРСОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАН-СТРУКТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Г. АММОНА / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ Я-ФУНКЦИИ / Я-ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕФИЦИТАРНОСТЬ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ПОЛО) РЕСУРС / MENTAL HEALTH / RECOURSE-CENTERED APPROACH / CONCEPT OF HUMAN-STRUCTURAL PERSONALITY / GUNTER AMMON / CENTRAL SELF-FUNCTIONS / SELF-IDENTITY / CONSTRUCTIVENESS / DESTRUCTIVENESS / DEFICIENCY / PSYCHODYNAMIC PERSONALITY QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич

Статья посвящена разработке системы психологической диагностики психического здоровья в аспекте современных организационно-методологических подходов: уровневого, ресурсоцентрического, гуман-структурологической концепции личности, измерения неосознаваемых центральных Я-функций и психодинамического феномена Я-идентичность в аспекте соотношения их конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлений, применения современных средств автоматизации и информационных технологий. Освещается опыт авторской разработки и практического использования психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) Ресурс (2006), а также автоматизированной экспертно-диагностической системы для оценки, прогнозирования и мониторинга на его основе психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

chological diagnostics and prognosis of mental health in emergency services personnel as part of a comprehensive psychological prevention program

A system is proposed for psychological diagnostics of mental health using state-of-the-art IT and methodology, such as graded and resource centered approaches, concept of human-structural personality, measuring subconscious central self-functions, and psychodynamic phenomenon of selfidentity. The authors developed a psychodynamic personality questionnaire called Resource 2006 that gave rise to an automatic diagnostic system for assessment, prognosis and monitoring of mental health.

Текст научной работы на тему «Психодинамическая диагностика и прогнозирование психического здоровья сотрудников силовых ведомств»

В. А. Шаповал

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Актуальность диагностики и прогнозирования психического здоровья сотрудников силовых ведомств обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности и социальной опасностью лиц с низким уровнем психического здоровья, находящихся на службе, о чем красноречиво свидетельствуют участившиеся в последнее время случаи неадекватного поведения сотрудников правоохранительных органов, например, такие как расстрел людей в московском супермаркете сотрудником начальствующего состава милиции в апреле 2009 г. [9]. Подобного рода факты, участившиеся на фоне широкого распространения и прогрессирующей тенденции роста среди личного состава этих ведомств числа состояний психической дезадаптации — от «эмоционального выгорания», алкоголизации, насилия в семье и в быту, разводов, кризиса профессиональной идентичности и профессиональной деформации до профессиональной патологии, инвалидизации и брутальных исходов в виде гомицидов, суицидов и гибели по личной неосторожности при исполнении профессиональных обязанностей и применении табельного оружия, в контексте начатой реформы МВД [12], модернизации ведомственных психологических служб [19] и программ сохранения и укрепления психического здоровья военнослужащих [20] требуют разработки более эффективных по сравнению с имеющимися в распоряжении ведомственных психологов методов психологической диагностики психического здоровья сотрудников и курсантов учебных заведений Российских силовых структур.

Среди основных направлений реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ до 2020 г.» программа сохранения и укрепления психического здоровья военнослужащих выделена отдельной строкой. В числе прочих мероприятий она предусматривает научную разработку и внедрение в практику системы массовых психопрофилактических обследований военнослужащих на основе концепции многомерного скрининга психического здоровья и современных экспресс-диагностических технологий [20]. Актуальность данной программы для сотрудников всех без исключения силовых ведомств связана с непрекращающимся ростом числа стрессогенных психических расстройств и состояний дезадаптации, для оценки которых трудно применимы традиционные психиатрические критерии. При этом в контексте донозологической и прогностической психодиагностики речь идет не столько об обнаружении явной психопатологии, сколько о выделении диагностически и прогностически валидных ресурснокомпенсаторных критериев именно психического (психологического) здоровья сотрудника с позиций прежде всего ресурсоцентрического (дополненного патоцентрическим) подхода в единой системе медико-психологического обеспечения. Причем эти критерии должны быть валидны, измеряемы и «мониторируемы», т. е. позволять отслеживать динамику состояния психического здоровья сотрудников, отражающую психологическую «цену» их служебно-профессиональной деятельности и эффективность функционирования (боеспособности) различных подразделений (от отделения до войсковой части, соединения, округа и т. п.).

© В. А. Шаповал, 2010

В этой связи решение проблемы первичной диагностики, скрининга и мониторинга психического здоровья сотрудников силовых ведомств в условиях массовых психопрофилактических обследований сегодня не может быть успешным без учета следующих организационно-методологических принципов [3, 19]:

• принципа уровневой оценки и прогнозирования психического здоровья, сочетающего в себе преимущества как патоцентрической, так и ресурсоцентрической диагностики с градацией испытуемых на критериальные группы (уровни) психического здоровья [13, 15, 16];

• применения эффективных методов психодиагностики, созданных на основе валидной психодиагностической концепции;

• широкого использования современных компьютерных технологий при создании, обработке, анализе и ведении многомерных баз психологических данных;

• периодического совершенствования экспертно-диагностической системы на основе обратной связи (катамнестических данных и экспертных оценок).

Имеющиеся затруднения в успешном решении проблемы оценки и прогнозирования психического здоровья при обследованиях массовых контингентов сотрудников силовых ведомств, на наш взгляд, связаны прежде всего с неудовлетворенной потребностью специалистов ведомственных психодиагностических центров и психологических служб в «тонком» и адекватном психодиагностическом инструментарии, обеспечивающем выполнение важного принципа преемственности использования психодиагностической информации на различных этапах психологического сопровождения сотрудников (психологический отбор, скрининг, мониторинг, тренинги, коррекция, терапия, реадаптация, реабилитация и др.).

Несмотря на достаточно обширный арсенал методов клинической психодиагностики, для решения указанных задач его все же явно недостаточно. Так, например, проблема использования методик, традиционно применяемых для этих целей в силовых ведомствах РФ (опросники МЛО, СМИЛ, ММИЛ), заключается в том, что они (как и их родоначальник — тест MMPI, 1940) имеют патоцентрическую направленность и лишены соотнесенности с какой-либо концепцией личности, что делает валидную прогностическую оценку психического здоровья на их основе, равно как и формулирование последующих экспертных, организационных и коррекционно-реабилитационных рекомендаций, весьма затруднительной. Кроме того, непосредственное использование результатов массовых психодиагностических обследований, содержащих достаточно ценную информацию, в значительной степени зависит от уровня специальной квалификации эксперта, а также от его способности представить их в обобщенном виде руководству разного уровня (от командира подразделения до министра), на которых в конечном итоге эти результаты и ориентированы. В этой связи современный психодиагностический инструментарий должен позволять не только получать валидную и надежную информацию о психическом здоровье и личности сотрудников, но и представлять ее в форме, доступной и удобной для пользователей разного уровня (испытуемые, психологи, врачи, воспитатели, сотрудники кадровых аппаратов, средний и высший руководящий состав и т. п.).

Немаловажным в настоящее время представляется и такой факт, как широкая известность и доступность (Интернет, свободная продажа) указанных выше тестов для тренировок кандидатов в целях получения желаемого результата перед прохождением психологического тестирования при приеме на службу или сотрудников при выдвижении на вышестоящую должность. Это существенно снижает валидность, искажает или вовсе дискредитирует результаты проводимых психодиагностических исследова-

ний с помощью «штатных» методик. Наконец, согласно современным психодинамическим представлениям, психическая сфера человека включает осознаваемую и неосознаваемую части. Причем именно неосознаваемая часть, составляющая около 90% всего психического материала [2] и являющаяся основным объектом деструктивного информационно-психологического воздействия, обусловливает неадекватность поведения человека, особенно в экстремальных и критических ситуациях, выбор профессиональной деятельности, сексуальных партнеров, увлечений, а также его психическое здоровье в целом. В этой связи результаты тестирования с помощью традиционно применяемых методик в ситуации психолого-психиатрической экспертизы, массовых обследований, несмотря на их декларируемую «полупроективность» [10] и наличие специальных коррекционных шкал, позволяют оценить главным образом лишь демонстрируемый испытуемыми личностный «фасад», отражающий их представление о социальных ожиданиях психологов и администрации.

Нами была предпринята попытка преодоления проблемы существенной ограниченности научно-методологической парадигмы указанного психодиагностического подхода за счет привлечения некоторых ценных наработок западных школ, которые в силу существовавших идеологических запретов долгое время оставались невостребованными. Наше внимание привлекла одна из них — гуман-структурологический холистический подход, максимально интегрирующий различные аспекты понимания человека как целостной био-психо-социо-духовной сущности, разработанный в рамках современной динамической психиатрии [7]. Последняя представляет собой относительно новое научно-практическое направление, появившееся в Германии в рамках творческой терапевтической концепции, интегрирующей традиционную «статическую» психиатрию, психоанализ, групповую динамическую психотерапию и психосоматику, а также рассматриваемое как смена парадигм «в подходе к науке, к человеку, к тому, что раньше обозначалось болезнью и ее категориями, смена в подходе человека к самому себе вплоть до нового восприятия организационных форм общества» [1].

В основу данного направления положена структурно-функциональная модель личности, созданная в результате трансформации взглядов на бессознательное и топографической модели личности З. Фрейда (Я, Оно, Сверх-Я). С позиций рассматриваемой концепции, личность представляет собой сложное многоуровневое структурное образование, включающее:

• первичные органические структуры, охватывающие биологические, соматические, физиологические и нейрофизиологические особенности индивида;

• центральные личностные образования, находящиеся в области бессознательного;

• вторичные осознаваемые «функциональные носители личности», обеспечивающие контакт с внешним миром: мышление, память, интеллект, речь, эмоции и т. д.

Особое значение в данной концепции личности имеет понимание соотношения «сознательного и бессознательного». Поскольку бессознательное недоступно непосредственному наблюдению и проявляется в каждой актуальной интеракции как конденсат отношений, через вторичные, осознаваемые психологические функции, теоретически оно может включать в себя потенциально бесконечное количество гипотетических конструктов. В этой связи для решения психотерапевтических задач Г. Аммоном были отобраны шесть центральных Я-функций, которые репрезентативно отражают целостную структуру бессознательного и содержательно понимаются как изначально наделенные конструктивным ресурсом:

• агрессия (деятельная активность);

• страх (совладание с тревогой);

• внешнее Я-отграничение (автономия с гибкой границей «Я»);

• внутреннее Я-отграничение (гибкая регуляция границ осознающего «Я» и неосознаваемых побуждений);

• нарциссизм (позитивное самопринятие);

• сексуальность (взаимообогащающее единение).

Основополагающим понятием в концепции Г. Аммона является Я-идентичность — ядерное психологическое образование, опосредованное структурой центральных Я-функций, динамизирующее и интегрирующее их друг с другом в единое целое. Процесс развития человека, возникновения психических расстройств, психологических проблем и их преодоления понимается динамической психиатрией как процесс преобразования Я-идентичности. Актуализируясь на психодинамической почве всех интернализированных межличностных отношений, всего историко-биографического опыта индивида, на основе структурирования первичных, центральных и вторичных функций, Я-идентичность как интегративная центральная сила «Я» обеспечивает формирование специфически человеческой индивидуальности и находится в постоянном развитии. Причем решающее значение в ее формировании придается характеру воздействия групповой динамики первичной группы и в первую очередь — процессам сепарации-индивидуации при разрешении симбиотического комплекса с матерью. При этом центральные Я-функции могут быть сформированы «нормально», «патологически» или «задержаны» в своем развитии, соответствующим образом предопределяя последующее социальное развитие, личностную и профессиональную идентичность, а также уровень психического здоровья человека. Таким образом, центральные Я-функции композиционно представляют собой соотношение трех качественных состояний: конструктивности, деструктивности и дефицитарности.

Психическое здоровье с позиций динамической психиатрии понимается не как статически хорошее самочувствие и отсутствие психопатологии, а как «динамически и в виде процесса развивающееся со-бытие». Быть здоровым — означает быть способным к развитию и находиться в процессе развития. Иными словами, здоровье означает целостный процесс гомеостаза в смысле текущего равновесия тела, духа, души и окружающей среды. С позиций Я-структурной концепции, это означает постоянный процесс интеграции первичных, центральных и вторичных Я-функций со способностью принимать и отдавать социальную энергию в группах, в которых человек живет и которые он же формирует [1]. Данное определение наилучшим образом соответствует современной трактовке, максимально сближающей понятия «психическое» и «психологическое» здоровье, рассматривая их в качестве фундаментальной способности человека к самоорганизации, саморазвитию, критическому осмыслению и генерированию информации, необходимой для формирования и реализации конструктивных жизненных сценариев [8].

Решающим выгодным отличием рассматриваемой концепции личности является удачная попытка операционализации центральных Я-функций в качестве тестовых «мишеней», репрезентативно отражающих целостную структуру бессознательного, завершившаяся разработкой специального психометрического метода их квантификации — ISTA (Я-структурного теста Г. Аммона) [22], впервые дающего возможность получения объективной оценки неосознаваемых компонентов личности. ISTA представляет собой опросник, направленный на получение сознательного самоотчета испытуемого в виде самооценок собственных переживаний и поведенческих проявлений в представленных тестовыми утверждениями ситуациях отношений, содержащих опыт групп-ана-литического наблюдения, адекватно отражающих структуру центральных Я-функций в их конструктивном, деструктивном и дефицитарном проявлениях.

Однако ISTA разрабатывался преимущественно на психиатрическом контингенте и предназначен для тестирования испытуемых, находящихся в ситуации консультирования, т. е. психологической открытости и заинтересованности в получении психотерапевтической помощи. Поэтому наш многолетний опыт его использования в ситуации психолого-психиатрической экспертизы практически здоровых лиц для решения задач профессионального психологического отбора и массовых психопрофилактических обследований [18] сопровождался работой по его психометрической экспертизе, адаптации, коррекции и модификации. Эта работа завершилась созданием фактически нового психодиагностического инструментария, по рекомендации руководителя научного коллектива разработчиков русскоязычной версии Я-структурного теста Института им. В. М. Бехтерева доктора медицинских наук профессора В. Я. Тупицына [23] получившего название «Психодинамически ориентированный личностный опросник» (П0Л0-2000) [17]. В качестве ключевых в данной работе можно отметить следующие моменты.

1. Включение в состав методики а) 7 шкал из перечня СМИЛ: шкал тестовых установок (L, F, K) и шкал, диагностирующих наиболее распространенные у курсантов типы психической дезадаптации (психосоматический — Hs, поведенческий — Gm, невротический— N и тормозимо-психоорганический — D4) [16]; б) 3 суммарных шкал (общей конструктивности, деструктивности и дефицитарности), двух производных от них шкал (адаптационного потенциала и потенциала активности) [13]; в) предложенных нами 2 интегральных шкал: общей социо-психо-соматическойпроблемности (сумма значений всех деструктивно-дефицитарных шкал, 4 шкал психической дезадаптации) и шкалы ресурса психического здоровья (разность значений шкал общей конструктивности и общей социо-психо-соматической проблемности), рассчитанных в Т-приведении. В результате перечень утверждений теста был расширен с 220 до 377, а количество шкал возросло с 18 до 32.

2. Создание системы автоматизированной обработки результатов на основе ABBYY FormReader 6.0 и авторской программы (В. Н. Арсеньев, В. А. Шаповал, 2000), реализованной в Microsoft Office Access, позволяющей с помощью сканера и компьютера за минимальный промежуток времени обрабатывать с высокой точностью практически неограниченное количество регистрационных бланков и представлять полученные результаты как в индивидуальной (психограмма Я-структуры личности), так и в групповой (матрица данных в Microsoft Office Access или Excel) форме с выводом как первичных ответов испытуемого («да»/«нет»), так и суммарных показателей шкал в виде «сырых» и стандартизированных в Т-приведении баллов. После апробации на абитуриентах военного института внутренних войск данная версия теста была включена в арсенал методик Центра психодиагностики ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где успешно применяется по настоящее время.

3. Использование автоматизированной версии ПОЛО-2000 при обследовании больших однородных выборок испытуемых открыло возможность анализа первичных ответов (айтемов), а также оценки и минимизации средней погрешности измерения психометрических характеристик теста с помощью методики «X.xls», основанной на сравнении полученных эмпирических данных по выборке испытуемых, с данными, полученными методом вероятностного моделирования Монте-Карло для различных виртуальных ансамблей [21]. В результате были выявлены шкалы с недопустимым уровнем погрешности и осуществлена их корректировка путем замены ряда исходных утверждений опросника новыми, отобранными на основе содержательно-концептуальной валидности из библиотеки утверждений более 20 широко известных психологических опрос-

ников (МЛО, FPI, Келлермана—Плутчика, Шуберта, Басса—Дарки, Рейзаса, Ряхов-ского, Ассингера, Котенкова, Шострома и др). Таким образом, была разработана новая усовершенствованная версия опросника ПОЛО-2004, позволяющая получать более надежные результаты тестирования за счет примерно двукратного снижения погрешности измерения психометрических характеристик [21].

4. Практическое применение автоматизированной версии ПОЛО-2004 при массовых обследованиях (n > 1000) и дальнейшее повышение надежности (внутренней согласованности) шкал теста на основе a-критерия Кронбаха (SPSS) [5] за счет отбраковки «слабо работающих» утверждений, что привело к сокращению общего количества утверждений с 377 до 270 (без уменьшения числа шкал), а также созданию качественно отличающихся по составу утверждений мужского и женского вариантов теста ПОЛО «Ресурс-2006» с последующей их стандартизацией на мужской (n > 2000) и женской (n > 300) выборках, представленных абитуриентами, курсантами и студентами вузов Санкт-Петербурга. Несмотря на стремление максимально сохранить концепцию и содержательную валидность базовых шкал Я-структуры личности, в ПОЛО «Ресурс-2006» после указанных процедур осталось лишь 33 (15%) исходных утверждения Я-структурного теста.

5. Анализ и процедура повышения внутренней согласованности суммарных шкал (конструктивности, деструктивности и дефицитарности) привели к сокращению числа утверждений, а также к созданию «короткого» экспресс-варианта теста (версия ПОЛО-К), содержащего 107 (мужской вариант) и 110 (женский вариант) утверждений. Он состоит из трех основных шкал: конструктивности, деструктивности и дефицитар-ности Я-структуры личности, а также трех производных от них шкал: адаптационного потенциала, потенциала активности и интегральной шкалы ресурса психического здоровья. Обращает на себя внимание тот факт, что полученные в результате психометрической экспертизы и усиления внутренней согласованности мужской и женский варианты опросника стали качественно отличаться и по составу утверждений, оставшихся в интегральных шкалах. Данный факт подтверждает наше предположение о важности учета гендерного фактора при разработке и совершенствовании психодиагностического инструментария для оценки и прогнозирования психического здоровья сотрудников силовых ведомств.

6. Статистический анализ результатов обследования объемной выборки испытуемых показал отличие от нормального эмпирического распределения показателей большинства деструктивно-дефицитарных шкал опросника. В связи с этим нами была осуществлена процедура принудительной нелинейной нормализации перевода «сырых» баллов шкал опросника в стандартизованные Т-баллы [6]. Кроме того, на основе сравнения в Т-приведении показателей шкалы общей конструктивности со шкалами общей деструктивности и дефицитарности нами был разработан алгоритм градации испытуемых на критериальные группы «психического здоровья» из трех, четырех и семи градаций.

Последняя полная версия ПОЛО «Ресурс» (2006) представляет собой стандартный перечень из 270 утверждений, отражающих различные аспекты функционирования личности, и позволяет получать психограмму Я-структуры личности (в Т-приведении), включающую 5 блоков шкал:

• триаду шкал тестовых установок (неискренности, аггравации, диссимуляции);

• 6 триад (конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих) основных шкал Я-структуры личности: агрессии; страха; внешнего Я-отграничения, внутреннего Я-отграничения, нарциссизма и сексуальности;

• триаду интегральных шкал Я-идентичности (общей конструктивности, деструктивности, дефицитарности) и их производных (адаптационного потенциала и потенциала психической активности);

• блок шкал дезадаптации (психосоматического, психопатоподобного, невротического и тормозимого типа);

• интегральных шкал общей социо-психо-соматической проблемности и конструктивного ресурса психического здоровья.

Настоящий этап исследований связан с разработкой и экспериментальной апробацией автоматизированных экспертно-диагностических комплексов, созданных на основе ПОЛО «Ресурс-2006» в сочетании с другими психодиагностическими методиками, построенными по двоичному типу кодировки ответов, а также с учетом технических возможностей (айтем-пространства регистрационного бланка формата А4 на 377 утверждений). Нами разработаны 10 таких комплексов для оценки и прогнозирования психического здоровья, решения ряда других задач психологического обеспечения организованных контингентов, а также совершенствования психодиагностической системы. Так, корреляционный анализ полученных в ходе исследования экспериментальных данных показал наличие высоко достоверных корреляционных связей показателей его шкал с показателями таких методик, как тест на ассертивность, шкала креативности (В. А. Шаповал, 2007), методика исследования профессиональной, личностной и гендерной идентичности Л. Б. Шнейдер (2006); МЛО «Адаптивность» (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин, 1990), Дж. Кейрси (1995), УСК (Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинда), тест Т. Лири (в адаптации Л. Н. Соб-чик, 2003), методика диагностики формально-динамических характеристик поведения (Я. Стреляу, О. Митина и др., 2005), Индекс жизненного стиля (Р. Плутчик, Г. Келлерман и Г. Конте в модиф. У. Б. Клубовой, 1991), опросник диагностики склонности к насилию Г. Модсли (русскоязычная адаптация В. М. Голянич, Т. В. Тулупьева, В. А. Шаповал, 2009); тест CAT (Э. Шосторма в модификации Л. Я. Гозмана и М. Кроза, 1987), шкала оценки потребности в достижении цели (Ю. М. Орлова, 1978); методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса (адаптация М. А. Котик, 1981); ценностей личности (Ш. Шварц, 2004); социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салли-вена (адаптация Е. С. Михайловой, 1996), самооценки актуального психического состояния— «СУПОС-8» (О. Микшик, 1977), групповой оценки личности на основе парных сравнений (наша модификация методики В. Г. Мельникова «Вектор», 2001).

Как отмечалось выше, одной из основных задач массовых психодиагностических обследований сотрудников силовых ведомства является их градация на группы психического здоровья (ГПЗ) [17]. Так, например, при обследовании в процессе психоло-го-психиатрического освидетельствования и профессионально-психологического отбора кандидатов в СПбВИ ВВ МВД РФ много лет успешно используется четырехуровневая градация на основе классификации Б. С. Фролова [13]. Предварительная «психодиагностическая» градация испытуемых на 4 ГПЗ по результатам их обследования с помощью ПОЛО «Ресурс» осуществляется на основе разработанного нами автоматизированного алгоритма соотношения показателей шкал общих конструктивности, деструктивности и дефицитарности в принудительно нормализованном Т-приведении (таблица).

Автоматизированная экспертно-диагностическая система для массовых психопрофилактических исследований на базе ПОЛО «Ресурс» на основе применения ABBYY FormReader 6.0 и авторской программы (В. Н. Арсеньев, В. А. Шаповал, 2006), реализованной в Microsoft Office Access, позволяет с высокой точностью обрабатывать ре-

Таблица. Уровни психического здоровья на основе формализованного алгоритма оценки результатов психодиагностического обследования с помощью ПОЛО «Ресурс»

ГПЗ Тип Я-идентичности

I Конструктивный тип Я-идентичности с преобладанием общей конструктивности над общей деструктивностью и общей дефицитарностью на 10 Т-баллов (1 а) и более

II Неопределенный (смешанный) тип Я-идентичности без явного преобладания общей конструктивности над общей деструктивностью и общей дефицитарностью, или наоборот, с разностью показателей в диапазоне от +5 до —5 Т-баллов (0,5 а)

III Деструктивно-дефицитарный тип Я-идентичности с преобладанием общей деструктивности и общей дефицитарности над общей конструктивностью от 5 (0,5 а) до 15 (1,5 а) Т-баллов

IV Выраженный деструктивно-дефицитарный тип Я-идентичности с преобладанием общей деструктивности и общей дефицитарности над общей конструктивностью на 15 Т-бал-лов (1,5 а) и более

зультаты в среднем около 100 испытуемых в час и представлять полученные результаты как в индивидуальной графической (психограмма Я-структуры личности), так и в групповой (электронная матрица данных в Microsoft Office Excel) форме, в виде списка обследованных с указанием итоговой группы психического здоровья каждого испытуемого. Кроме того, процентное соотношение групп психологического здоровья, определенных в результате массового психодиагностического обследования, позволяет получать качественные характеристики состояния психического здоровья любых отвечающих минимальным требованиям к испытуемым контингентов (популяций) как в виде одномоментных «срезов», так и в ходе динамического наблюдения (в лонгитю-де). На этой основе открывается возможность осуществления психопрофилактического мониторинга боеспособности подразделений [3], а также «психологического аудита», направленного на оценку развивающего или профдеформирующего (социопатическо-го) воздействия на личность профессиональной среды, как групподинамического поля межперсональных взаимодействий и трансформации Я-идентичности субъектов профессиональной деятельности.

Так, например, по результатам трехлетних обследований кандидатов в ввуз с помощью психодиагностической системы ПОЛО «Ресурс-2006» (n = 1201) у 17,57% зачисленных на учебу был диагностирован высокий уровень психического здоровья, у 69,11% — средний и у 13,32% — низкий (лица с IV ГПЗ, как правило, на учебу не принимались или объединялись с III ГПЗ). Эмпирическое распределение градаций почти соответствует нормальному и существенно отличается от аналогичных усредненных данных подразделений профессионально-психологического отбора вузов МО РФ (I группа— 3,8%; II — 46,3%, III — 49,9%) [14]. Хотя в приведенном источнике речь и идет о группах профпригодности, базирующихся на комплексной оценке личности абитуриента, основой оценки входящего в нее психического здоровья становятся результаты тестирования с помощью «штатного» психодиагностического инструмента — МЛО «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, 1990), шкалы которого являются патоцентрически ориентированными. В то же время градация на ГПЗ по результатам ПОЛО ориентирована прежде всего на конструктивный ресурс личностной идентичности. Это предположение было подтверждено при сравнении независимых экспертных заключений, сделанных в отношении одних и тех же испытуемых (n = 271) по результатам использования комплексного психодиагностического опросника «МЛО-ПОЛО-(С)-МИПИ» [4]. Несмотря на достоверно положительную корреляцию заклю-

чений (r = 0,45; p < 0,001), общее совпадение экспертных заключений составило лишь 28,8%, причем наименьшее число совпадений (1,87%) было по I ГПЗ, а наибольшее — по III (56,4%) и IV ГПЗ (47,8%).

Данный факт может быть объяснен ситуациями, при которых по результатам МЛО у испытуемого определялся высокий уровень нервно-психической неустойчивости и в соответствии с утвержденным алгоритмом оценок выставлялась III или IV ГПЗ, в то время как по результатам ПОЛО определялось превышение шкалы общей конструктивности Я-структуры личности над шкалами общей деструктивности и общей дефицитарности на 10 и более Т-баллов, указывающее на компенсацию деструктивно-дефицитар-ных проявлений высоким конструктивным ресурсом. На этом основании испытуемый относился нами к I ГПЗ.

Безусловно, основным критерием валидности психодиагностических прогнозов является отдаленный катамнез, однако априори можно предположить более высокую прогностическую валидность предлагаемого ресурсо-центрического подхода, особенно актуального для контингента I ГПЗ (конструктивный тип личности), представляющего в контексте боеспособности и профессиональной успешности сотрудников российских силовых ведомств наиболее эффективный ресурс национальной безопасности.

Таким образом, предлагаемая экспертно-психодиагностическая система, базирующаяся на основе нового концептуально-методологического психодинамического подхода, сочетающего в себе преимущества как патоцентрической, так и ресурсоцентрической диагностики с градацией испытуемых на критериальные группы, может быть полезной и эффективной для оценки, прогнозирования и мониторинга психического здоровья сотрудников силовых ведомств в условиях массовых психопрофилактических обследований. Ее применение будет способствовать модернизации и построению более эффективной модели системы психологического обеспечения сотрудников силовых структур государства, а также поможет избежать многих ошибок и социально опасных явлений, связанных с неэффективными, затратными, а порой и вредными организационными, воспитательными, психодиагностическими, коррекционными и реабилитационными мероприятиями ведомственных кадровых, воспитательных, психологических и медицинских служб, базирующихся в основном на традиционной поверхностной, симптомоцентрической психодиагностике личностного фасада, т. е. лишь вторичных Я-функций, психокоррекции симптомов и психотерапии приспособления, в то время как базисные структуры личности сотрудника в конечном итоге остаются не интегрированными.

Литература

1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб., 1995. С. 179-180.

2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Сер. «Гиппократ». Ростов-на-Дону, 2000. С. 13.

3. Кикоть В. Я., Шаповал В. А., Бондарук А. Ф. Концепция медико-психологического обеспечения сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России как фактора повышения их боеспособности // 200 лет МВД: Материалы Международ. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 г. СПб., 1998. С. 48-53.

4. Комплексный психодиагностический опросник МЛО-ПОЛО-(С)-МИПИ (Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО «Ресурс») В. А. Шаповала (скрининговый мужской вариант), Методика исследования профессиональной идентичности

(МИПИ) Л. Б. Шнейдер) // Квалификационное задание для профессионально-психологического отбора / Сост. В. А. Шаповал. СПб., 2008. 23 с.

5. Наследов А. Д. ЯРЯЯ: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб., 2006. 416 с.

6. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб., 2006. С. 54-57.

7. Очерки динамической психиатрии: Транскультуральное исследование / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. СПб.: Институт им. В. М. Бехтерева, 2003. 438 с.

8. Проект Федерального закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности». иКЬ: http://www.bpaonline.ru/codex/Htdownload11.htm (дата обращения — 28.11.09).

9. Пьяный майор милиции расстреливал людей без разбора. Вести. Дата обновления: 28 апреля 2009 г. иИЬ: http://www.vesti.ru/doc.html?id=280189 (дата обращения — 20.11.09).

10. Собчик Л. Н. Психодиагностика в медицине: Практическое руководство. М., 2007. С. 25.

11. Тупицын Ю. Я., Бочаров В. В. Методика оценки уровня психического здоровья // Психосоциальная реабилитация и качество жизни. СПб., 2001. С. 351-361.

12. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» иИЬ: http://www.rg.ru/2009/12/28/mvd-dok.html (дата обращения — 30.12.09).

13. Фролов Б. С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. Л., 1982. 61 с.

14. Чермянин С. В. и др. Методические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в вузах Министерства обороны // Военно-медицинский журнал. 2008. №6. С. 50-52.

15. Шаповал В. А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения: Автореф. дис. . . . канд. мед. наук. СПб., 1991. 16 с.

16. Шаповал В. А. Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологические подходы к диагностике и прогнозированию // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2006. № 2 (30). С. 344-352.

17. Шаповал В. А. Психодинамически ориентированный метод оценки бессознательных центральных Я-функций личности и психического здоровья сотрудников правоохранительных органов // Медико-психологическая реабилитация сотрудников органов внутренних дел. Современное состояние и перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 9-10 октября 2003 г. Санкт-Петербург. СПб., 2003. С. 56-59.

18. Шаповал В. А., Бочаров В. В. Я-структурный тест Г. Аммона: перспективы использования в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в вузе // 200 лет МВД: Материалы Междунар. научн.-практ. конф. 28-29 мая 1998 г. Санкт-Петербург. СПб., 1998. С. 84-88.

19. Шаповал В. А. Новые концептуально-методологические подходы к реформированию системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Реформирование органов внутренних дел в условиях демократического и правового государства: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, при финансовой поддержке Программы ОБСЕ «По реформе органов внутренних дел Кыргызской Республики» // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Э. А. Алиева. 2009. Вып. 10, апрель. С. 253-257.

20. Шаппо В. В. Основные направления реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года» // Военно-медицинский журнал. 2008. №6. С. 9.

21. Ярошевкая Е. Ю., Ельяшевич А. М., Шаповал В. А. Моделирование индивидуальных вероятностных оценок психометрических характеристик при усовершенствовании и разработке психодиагностических опросников для профессионального психологического отбора и психологического мониторинга сотрудников органов внутренних дел // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России 2006. № 3 (31). С. 318-323.

22. Я-структурный тест Аммона (1ЯТА), разработка и практическое применение // Очерки динамической психиатрии: Транскультуральное исследование / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. СПб., 2003. С. 83-123.

23. Я-структурный тест Амона: Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: Пособие для психологов и врачей / Авт.-сост. Ю. Я. Тупицын, В. В. Бочаров, Т. В. Алхазова и др. СПб., 1998. 70 с.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.