Научная статья на тему 'Профессиональное здоровье педагога: социальный аспект'

Профессиональное здоровье педагога: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатрова Е. А.

Статья затрагивает проблему здоровья педагога образовательных учреждений профессионального образования. В статье рассматриваются социальные аспекты профессионального здоровья педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное здоровье педагога: социальный аспект»

Представленность подростками чувственного опыта

эм.конф.

эм.дизкон.

Инт.Эм.к.

□высокие □низкие

самоцен

самоприн.

самоприв.

кол. О. чув.

Описанный проективный метод «Эмоциональное переживание себя и свое окружение» позволяет нам с одной стороны, создать развивающее стимулирование интереса подростка к своим переживаниям мира вокруг него и себя в этом мире. А с другой стороны, позволяет в объективной форме исследовать осознаваемый пласт чувств, эмоций и переживаний подростка.

Литература

1. Осницкий А.К. Методика определения характеристик социальной адаптации //Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 54 - 64.

2. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М. 1993. - 32с.

3. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дисс. ...докт. психол.наук. - М. 1985.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Шатрова Е.А., аспирант

Институт развития образовательных систем РАО г. Томск, Россия

Статья затрагивает проблему здоровья педагога образовательных учреждений профессионального образования. В статье рассматриваются социальные аспекты профессионального здоровья педагога.

Сохранению здоровья педагога сегодня уделяется большое внимание. Актуальность сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога обусловлена тем, что в современном профессиональном образовании происходят серьезные изменения: модернизация профессионального образования, переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и т.д. Современные изменения в образовании являются стрессовыми, повышают уровень заболеваемости участников образовательного процесса и не могут способствовать опережающему развитию профессионального образования.

В современном образовании востребован активный, творческий, социально адаптированный педагог и развитие профессионального образования возможно лишь при условии сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога.

Проблема профессионального здоровья педагога - сложная, многосторонняя, включающая философский, медицинский, психологический, социальный и другие аспекты.

В статье мы рассматриваем социальные аспекты профессионального здоровья педагога. Основные понятия здоровьесбережения такие как, «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «ценности здоровья» определяет социология здоровья.

Пока еще не сложилось общего мнения о том, какое содержание следует вкладывать в понятие «профессиональное здоровье». Так, Пономаренко В.А. рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков понимает профессиональное здоровье как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

В социальном аспекте здоровье рассматривается как необходимое условие полноценной жизни в социуме, наполненном взаимодействием с окружающими. Под образом жизни понимается совокупность принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье. Кроме того, образ жизни характеризует жизнь в целом, основанную на взаимодействии ее условий и особенностей индивидуального поведения, определяемого социально-культурными факторами и личностными характеристиками. Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья человека. Это также «коллективная модель поведения в отношении здоровья, выбор которой ограничен жизненными шансами индивида» [1].

Состояние человеческого организма в свете социальной оценки зависит, прежде всего, от соответствия человека тому или иному виду общественной деятельности. Человек должен обладать хорошим здоровьем, чтобы во всей полноте осуществлять профессиональную и социальную деятельность и достигать ее целей.

Здоровье рассматривается как одна из высших жизненных ценностей человека, связанная с категориями блага социума, красоты и мудрости. В понятие здоровья входят такие формы поведения, которые позволяют улучшать нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. По мнению Е.И.Рогова «быть здоровым — значит самореализовываться» (Рогов Е.И., 1999, с. 496).

Ценность здоровья человека рассматривают П. Д. Рамзаева и С. И. Тарасова (Рамзаева П. Д., Тарасова С. И., 1988). В качестве слагаемых здоровья человека они выделяют такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность...

Социальная ценность здоровья связана с тем, что человек зависит не только от природной среды, но и от общественной стороны этой среды. Многие авторы (Э.Дюркгейм, И.В.Солодникова, В.А. Фролов и др.) понимают социальную значимость здоровья как систему ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде. Они утверждают, что социальный фактор выступает определенным «индикатором» протекания адаптационного процесса всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Социальный фактор связан с дезадаптацией людей и характеризуется наличием массовых психических состояний (чаще неосознаваемых), к которым можно отнести тревожность, стресс, страх, апатию, агрессию, возникающие в ответ на изменение состояния общества. В результате отмечается ухудшение здоровья населения.

Одним из доминирующих социальных факторов, влияющих на здоровье человека, является социальный стресс. У. Кеннон определил социальный стресс как реакцию на чрезвычайную ситуацию. Если происходящие события непредсказуемы и не поддаются контролю, то они будут особенно стрессогенными для людей. Таким образом, природные бедствия и неблагоприятная социальная окружающая среда являются стрессогенными, так же как и изменения в жизни и ежедневные мелкие неприятности. Все эти стрессогенные факторы могут подвергать здоровье педагога опасности.

Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание условий для профилактики и восстановления его здоровья. Ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, недостаточное осознание педагогом ценности здоровья.

Нами проведен опрос педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования. В результате опроса педагогов удалось выяснить особенности позитивного и негативного отношения к собственному здоровью. Итоги показали, что самооценка своего здоровья выглядят следующим образом:

- оценивают себя здоровыми людьми лишь 20 % педагогов;

- регулярно делают утреннюю гимнастику - 4,5 %,

- занимаются спортом - 5% .

Из анализа видно, что показатель деятельности по самооздоровлению у педагогов очень низкий. Это положение можно объяснить не только высокой степенью интенсивности труда педагогов, значительной их загруженностью, стрессогенностью (60% педагогов часто испытывают стресс), конфликтностью (20% педагогов часто вступают в конфликты), но и низкой культурой здоровья и неграмотностью в вопросах здоровьесбережения, как отмечают 98% педагогов.

Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая в рамках образовательного учреждения по созданию условий здоровьесбережения, которая, по мнению 90% респондентов не проводится. Именно в образовательном учреждении нужно формировать ценности здоровья, здорового образа жизни.

Главной задачей, на наш взгляд, сегодня является, развитие здоровьесберегающей компетентности педагога образовательных учреждений профессионального образования.

Для разрешения такой социально значимой проблемы, как сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога нами определены приоритетные направления деятельности:

- восприятие педагогом своего профессионального здоровья как личной ценности;

- повышение мотивации педагога к здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;

- повышение стрессоустойчивости, самооценки педагога, снижение уровня тревожности.

Нами разработана модель организационно-педагогической деятельности, направленной на

развитие здоровьесберегающей компетентности педагога, в которой представлены: организационно-педагогические условия, направления реализации, сущность.

Цель: развитие здоровьесберегающей компетентности педагога.

Организационно-педагогические условия Направления реализации Сущность

Просветительская работа 1)Определение неизвестных аспектов здоровьесбережения. 2) Выбор технологий, форм, методов, приемов здоровьес-бережения 1)Повышение квалификации 2) Самообразование

Диагностика 1)Проведение первичного, текущего и итогового мониторинга по развитию здо-ровьесберегающей компетентности педагога. 2)Выявление направлений здоровьесбережения, требующих повышенного внимания. 1)Отслеживание развития здоровьесберегающей компетентности педагога. 2)Мониторинг профессионального здоровья педагога. Формы: анкетирование, тестирование, мониторинг.

Профилактика 1)Проведение мероприятий, направленных на профилактику сохранения и укрепления здоровья педагога. 1) Создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагога.

Итак, одним из важных приоритетов в профессиональном образовании является профессиональное здоровье педагога. Его можно сохранить лишь путем создания условий как в обществе, в целом, через повышение престижа профессии педагога, так и в образовательном учреждении, через самореализацию педагога в условиях творческой, комфортной, здоровьесберегающей среды.

Литература

1. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. — М., 2002.

2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.2004, стр. 68.

3. Науменко Ю.В. Социокультурная концепция формирования феномена «здоровье» в процессе общего образования //Инновации в образовании. - 2010. - № 3.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ

Шишкина Ю.М.

Воронежский институт высоких технологий г. Воронеж, Россия

В статье рассматриваются психологические особенности при ведении переговоров.

Анализ показывает, что в современном бизнесе встречаются случаи, когда люди не оправдываю ожиданий других. Люди часто оказываются одураченными разного рода мошенниками. Видимо, это чаще всего происходит потому, что мы наивно полагаем, что человек, с которым мы вступаем в товарно-денежные отношения, непременно поступит так же честно, как мы сами повели бы себя на его месте. И ошибаемся. Поэтому сегодня так важно умение понимать и различать ложь ваших деловых партнеров. Психолог В.В. Знаков в своей работе отмечает, что понимание обмана требует ответа по крайней мере на два вопроса: 1) есть ли основания для того, чтобы считать полученное сообщение ложью, 2) каковы подлинные установки и цели человека, передающего это сообщение? Во время делового разговора очень важно получить информацию, дающую ответ на эти вопросы. Здесь нам на помощь приходит психология лжи.

Современные психологи утверждают, что лжеца, как бы он не старался скрыть свою ложь, можно распознать, потому что его выдает несогласованность между микросигналами подсознания в мимике, жестах, осанке и тем, что он говорит. Понятно, что подсознание всегда честно и искренне. Обманывать может только сознание. Вот почему так важно уметь «читать» те действия, поступки, которые сознанием не контролируются. Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика с головой. Во время обмана наше подсознание выбрасывает истинную информацию, которая проявляется в различных микродвижениях, противоречащих сказанным словам.

Конечно, сознательно контролировать каждый свой поведенческий акт не может ни один человек. Исключение составляют только гениальные актеры, умеющие полностью «входить в образ» и патологические вруны-психопаты, искренне верящие в свою ложь.

В процессе обнаружения обмана очень информативны жесты, связанные с приближением рук к лицу. Они всегда должны настораживать: видимо у вашего собеседника на уме что-то нехорошее. Чаще всего это явное преувеличение действительного факта или явная неправда. Психолог В. Шейнов описывает такие жесты следующим образом.

Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одной из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если такой жест используется собеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот в тот момент, когда говорите вы, а он слушает — это значит, он думает, что вы лжете.

Однако, люди часто обманываются при первом знакомстве именно потому, что не имеют возможности сравнить и таким образом заметить изменения поведения другого.

Литература

1. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.

2. Шейнов В. П. Психология влияния. М.: Ось-89, 2002.

3. Шейнов В. П. Психология власти. М.: Ось-89, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.