педагогические науки
Каленик Роман Сергеевич УРОВЕНЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ...
УДК 37.018
УРОВЕНЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
© 2018
Каленик Роман Сергеевич, преподаватель кафедры тактико - специальной, огневой и физической подготовки Дальневосточный юридический институт МВД России, филиал во Владивостоке (690087, Россия, Владивосток, улица Котельникова, 21, e-mail: [email protected]) Аннотация. Последствия происходящей интенсификации образования сказываются не только на учащихся, но и на педагогических работниках, специфика работы которых связана с исполнением обязанностей одновременно педагогов и сотрудников полиции. В данной статье рассмотрены проблемы сохранения и формирования здоровья педагогических работников образовательных организаций МВД России. Дано значение и роль формирования вале-ологической компетентности в профессиональной деятельности педагогических работников, как одного из путей оказывающих непосредственное влияние на уровень профессионального долголетия. В статье впервые используя различные методики и опросники определяющие отношение и поведение педагогов в сфере сохранения и формирования здоровья, определен уровень сформированности данной валеологической компетентности у педагогических работников образовательных организаций МВД России. По результатам проведенного исследования определены наиболее распространённые заболевания, возникающие у сотрудников в период педагогической деятельности, а также причины, способствующие низкому уровню сформированности данной компетентности у преподавательского состава образовательных организаций МВД России. Предложены пути способствующие приданию положительной динамики в решении данной проблемы. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в педагогической деятельности и в служебной подготовке при рассмотрении вопросов связанных с основами профессионального долголетия педагогических работников образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: здоровье, валеологическая компетентность, педагогические работники, здоровьесберегаю-щие компетенции, терминальные и инструментальные ценности, отношение к здоровью, здоровьесберегающие технологии, ценностные ориентации, здоровьесберегающая модель.
THE LEVEL OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL WORKERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA.
© 2018
Kalenik Roman Sergeevich, lecturer of tactical - special, fire and physical training Far Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, branch in Vladivostok (690087, Russia, Vladivostok, Kotelnikova street, 21, e-mail: [email protected]) Abstract. The consequences of intensification of education affect not only students, but also for pedagogical workers, the specificity of which is connected with the performance of duties simultaneously teachers and police officers. This article considers the problem of preservation and formation of health of pedagogical workers of educational institutions of the MIA of Russia. The importance and role of formation of valeological competence in professional activity of teachers, as a way have a direct impact on the level of professional longevity. The paper first using various methods and questionnaires determining the attitudes and behaviour of teachers in the field of preservation and formation of health, determined the level of development of the valeological competence of pedagogical workers of educational institutions of the MIA of Russia. The results of the study identified the most common diseases encountered by employees in the period of pedagogical activity, as well as the reasons contributing to low level of formation the competence of the teaching staff of educational institutions of the MIA of Russia. The ways which makes the positive dynamics in resolving this problem. The main provisions and conclusions of the article can be used in teaching and in service training in addressing issues related to the foundations of the professional longevity of teachers of educational institutions of the MIA of Russia.
Keywords: health, valeological competence, teaching staff, health-preserving competence, terminal and instrumental values, attitude to health, health saving technologies, values, and health-promoting model.
Не мало исследований за последние годы посвящено проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов и курсантов образовательных организаций МВД России. Но не нужно забывать, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения напрямую зависит от сформированной валеологической компетентности самих педагогических работников.
Не раз в своих работах исследователи отмечали, что профессия педагога подвержена множеству стрессоген-ных факторов, которые очень часто служат причиной быстрого изнашивания организма педагога и являются причиной психосоматических патологий, а с увеличением педагогического стажа у них возрастает психопатологические состояния неврологического или психопатического характера.
Компетентностный подход в последние годы становится не просто популярным, он «постепенно превращается в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования» [1]. Валеологическая компетентность - одна из социальных компетентностей, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, формируется, развивается и проявляется в социуме и, следовательно, не может рассматриваться вне тех условий, в которых осуществляется вся жизнедеятельность человека. [2].
Нами не раз уже отмечалось, что педагогические работники образовательных организаций МВД России, помимо того, что выполняют обязанности педагога, обучая курсантов и слушателей, они еще являются и сотрудниками полиции, т.е. одновременно выполняют обязанности педагога и сотрудника полиции. Тем самым они еще более подвергают свой организм воздействию неблагоприятных факторов, приводящих к преждевременному старению и соответственно к уменьшению профессионального долголетия.
Для решения проблемы сохранения здоровья педагогических работников образовательных организаций МВД России совершенно недостаточно усилий специалистов медицинских работников, в связи с этим одним из приоритетных направлений модернизации образовательной системы МВД России на современном этапе, должно быть направленность в первую очередь на сохранение здоровья самих педагогических работников, а затем уже и на остальных субъектов образовательного процесса, что в свою очередь и будет подтверждать утверждение о том, что у не здорового преподавателя не может быть здоровых обучающихся.
Педагог, который выполняет обучающую функцию, должен быть компетентен в вопросах здоровьесбереже-ния, т.е. у него должны быть сформированы здоровьес-берегающие компетенции.
9Т
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
Kalenik Roman Sergeevich
THE LEVEL OF VALEOLOGICAL .
pedagogical sciences
Для определения уровня валеологической компетентности, которая на наш взгляд является одной из значимых здоровьесберегающих компетенций педагогических работников Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России нами было проведено исследование.
Основными методами определения являлись авторский опросник «Состояние здоровья педагогических работников МВД России», позволяющий педагогам дать самооценку состояния своего здоровья и удовлетворенности этим состоянием и анкетирование по методикам М. Рокича (Терминальные и инструментальные ценности) и Р.А. Березовской («Отношение к здоровью»).
В опросе приняло участие 32 человека. Полученные нами данные позволили сделать вывод, о том, что в период педагогической деятельности у сотрудников часто возникают (либо усугубляются) болезни органов зрения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Более половины опрошенных указывали на высокую психологическую нагрузку, ухудшение внимания, памяти, эмоциональную устойчивость. 13 (40%) опрошенных заявили об ухудшении состояния своего здоровья за время работы на должностях профессорско-преподавательского состава. 4 (12%) преподавателей отметили, что состояние их здоровья препятствует выполнению должностных обязанностей в полной мере. Более половины опрошенных занимаются физкультурой только в рамках занятий по служебной подготовке, а именно физической подготовки. Не смотря на то, что хотя большая часть опрошенных считают свои знания о здоровьесбережении достаточными, только шестеро (19%) видят необходимость внедрения здоровьесбере-гающих технологий в деятельность их образовательной организации. Данный факт может быть объяснен нами как непонимание педагогами того, что из себя представляют данные технологии (в том числе, непонимание самого термина «здоровьесберегающая технология») и психологическое отторжение их как чего-то неизвестного, потенциально опасного.
Также с целью выявления исходного уровня сформи-рованности компетенций здоровьесбережения педагогических работников мы использовали анкету самооценки. Анализ данных проводился по шкале от +2 до -2. По итогу поведения эксперимента среднестатистический показатель составил -0,5 бала, что соответствует значению, которое относится к бальному интервалу от +0,7 до -0,6, что является средним показателем сформированности валеологической компетентности, но учитывая тот факт, что отрицательным интервалом является промежуток от -0,7 до -2, то можно сделать соответствующий вывод о том, что уровень сформированности данной компетенции находится на начальном этапе отрицательного порога, т.е. является низким.
Вышеприведенные данные анкетирования в совокупности с результатами диагностики по методикам М. Рокича (Терминальные и инструментальные ценности) и Р.А. Березовской («Отношение к здоровью») позволили нам получить общую (исходную перед началом формирующего эксперимента) картину уровня сформирован-ности знаний, умений, навыков, эмоционально-ценностных ориентаций в области здорового образа жизни (таблица 1, рисунок 1).
По результатам исследования отношения к здоровью с помощью методики «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской и методики «Ценностные ориентации» М. Рокича были получены данные по ценностно-мотиваци-онному компоненту, представленные в таблице 1.
Таким образом, у педагогов было выявлено в целом положительно окрашенное отношение к здоровью. Значимость здоровья может быть охарактеризована как высокая, однако мотивация на его сохранение и поддержание не выражена. Практически все опрошенные понимают роль здоровья в обеспечении своего профессионального долголетия, осведомлены в вопросах здорово-
го образа жизни, знают основные факторы риска.
Таблица 1 - Сравнительный анализ доминирующих ценностей.
Ценности по методике «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской Ценности по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
Здоровье Здоровье
Материальное благополучие Материально обеспеченная жизнь
Счастливая семейная жизнь Счастливая семейная жизнь
Верные друзья Наличие хороших и верных друзей
Интересная работа Любовь
Независимость (свобода) Интересная работа
Признание и уважение окружающих Уверенность в себе
На рисунке 1 по результатам исследования отношения педагогов к своему здоровью с помощью методики «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской представлены следующие данные по поведенческому компоненту.
Рисунок 1 - Результаты исследования по методике Березовской Р.А.
Практически все опрошенные понимают роль здоровья в обеспечении своего профессионального долголетия, осведомлены в вопросах здорового образа жизни, знают основные факторы риска.
Однако полученные результаты показывают, что здоровьесберегающая модель поведения у них не выработана. Опрошенные не занимаются дополнительным оздоровлением своего организма (1 респондент), не увлекаются различными видами спорта (1 респондент), не придерживаются диет (5 респондентов), не закаливаются (2 респондента), а всего лишь занимаются на занятиях в системе служебной подготовки, выполняя физические упражнения, требуемые для сдачи нормативов физической подготовленности, единицы периодически посещают тренажерный зал.
Таким образом, у большинства отсутствует устойчивый интерес к развитию своего здоровьесозидающего потенциала, не сформированы навыки регулярных занятий физической культурой и спортом, оздоровления своего организма. Низкая активность в данной сфере ведет не просто к ослаблению физического здоровья, но и может приводить к профессиональной дезадаптации, снижению работоспособности, профессиональной пригодности, эмоциональной неудовлетворенности работой и в целом жизнью, т.е. результатам обратным профессиональному долголетию.
Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне валеологической компетентности педагогических работников образовательных организаций МВД России.
В целом выявлена позитивная направленность на понимание, того, что здоровье является самой главной ценностью, но отсутствует устойчивая мотивация на сохранение и укрепление здоровья. И если малая часть педагогических работников, знает некоторые методики
92
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Каленик Роман Сергеевич УРОВЕНЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ...
применение, которых позволит укреплять и сохранять здоровье, то в целом порядка 80% ни кто этими методиками не пользуется по причинам: не хватки времени, усталостью, семейными делами и так далее. Также данные показали высокий потенциал системы служебной подготовки, а именно занятий по физической подготовке, которая помимо формирования двигательных умений и навыков эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, выполняет задачу по подержанию и укреплению здоровья, сохранения продуктивного уровня общей работоспособности, повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности [3].
Для того чтобы решить данную проблему или как минимум предать ей положительную динамику на наш взгляд необходимо проводить организационно-педагогическое сопровождение процесса формирования у педагогических работников компетенций здоровьесбе-режения, которое предполагает знание основных категорий валеологии, понимание зависимости профессионального долголетия от ведения здорового образа жизни; выработки устойчивой жизненной позиции ведения здорового образа жизни; формирование навыка самоанализа своей профессиональной пригодности и планирования своего профессионального совершенствования, поведенческого навыка организации активного и здорового отдыха.
Таким образом, происходит формирование способности педагогов применять валеологические знания в реальных ситуациях профессиональной деятельности и практической готовности к осуществлению здоровьес-бережения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-26
2. Дорошенко А.Л. Педагогические условия формирования валеологической компетентности у студентов ВУЗА: дис. .. канд. пед. наук. К., 2008. 12 с.
3. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации". - 3 с.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
93