Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание -недооцененная причина дефектов оказания медицинской помощи'

Профессиональное выгорание -недооцененная причина дефектов оказания медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СПВ) / СТРЕСС / СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Воеводина Светлана Геннадьевна, Баринов Евгений Христофорович

Доклад посвящен исследованию, направленному на изучение удовлетворенности своей работой сотрудников СМП г. Москвы, так как мотивационное истощение является одной из причин развития синдрома профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Воеводина Светлана Геннадьевна, Баринов Евгений Христофорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание -недооцененная причина дефектов оказания медицинской помощи»

во на осуществление защиты чести, достоинства или деловой репутации предусмотрено ст. 152 ГК РФ.

Действующим законодательством предусмотрены различные способы защиты нарушенных прав врача. Медицинский работник вправе защищать свои права в судебном порядке. Врач вправе подать иск о защите чести и достоинства в порядке гражданского судопроизводства с целью возмещения понесенных материальных убытков, а также компенсации морального вреда.

В соответствии с законом, истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. Кроме того, в действии лица, распространявшего порочащие другое лицо сведения, могут содержаться признаки подобного преступления, предусмотренные ст. 129 (клевета) или ст. 130 (оскорбление) УК РФ, что может явиться основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности.

Следует обратить внимание на то, что в медицинской среде зачастую встречаются случаи, когда врачи из коммерческих или иных соображений высказывают пациентам или их родственникам ничем не обоснованные мнения: о том, как плохо лечили в другом лечебном учреждении, как низок уровень профессионализма других врачей и т.д. Помимо того, что такие утверждения недопустимы с деонтологической точки зрения, они таят в себе опасность возникновения гражданско-правовой, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Регулирование трудовых отношений осуществляется Трудовым кодексом РФ. Положения данного кодекса общеобязательны и должны исполняться всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями и юридическими лицами без исключения.

ВЫВОДЫ

Комментируя перечисленные права, нужно отметить, что они во многом декларированы и исполняются только при наличии возможности, а главное, желания администрации. При всем этом медицинский работник должен знать, что предоставление льгот не одолжение руководящих органов, а их обязанность по закону.

■ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ -НЕДООЦЕНЕННАЯ ПРИЧИНА ДЕФЕКТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ_

С. Г. Воеводина1, Е. Х. Баринов2

1ФГБОУ ДПО РМАНПО, Москва 2ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России, Москва Доклад посвящен исследованию, направленному на изучение удовлетворенности своей работой сотрудников СМП г.Москвы, так как мотивацион-ное истощение является одной из причин развития синдрома профессионального выгорания. Ключевые слова: мотивация, синдром профессионального выгорания (СПВ), стресс, скорая помощь В настоящее время врачи и фельдшера СМП остаются одной из самых социально не защищенных групп населения. В реальных условиях медицинской деятельности они подвергаются постоянному давлению со стороны психотравмирующих обстоятельств, что может привести к синдрому профессионального выгорания. Работа на догоспитальном этапе, особенно на «скорой помощи», предполагает не только сложности диагностики различных нозологических форм при очень ограниченном спектре исследований, которые можно провести пациенту в условиях строго лимитированного времени на одного пациен-

та, но и увеличение требований пациентов (не всегда обоснованных) к медицинским работникам, а также факты агрессии в отношении медицинских работников. Работа на СМП связана с большим уровнем ответственности, работой в условиях тяжелых физических и эмоциональных нагрузок, и особое значение имеет то, что сотрудники СМП не всегда видят результат своей деятельности и работают в режиме «тревожного ожидания» или хронического стресса. За последние годы ССиНМП им А. С. Пуч-кова г. Москвы выполняет в год более 3200 тыс. вызовов, а каждая бригада - более 1100 вызовов в год, за сутки -в среднем от 13 до 21 вызова (зависит от времени года и дня недели).

В связи с вышеперечисленными причинами у многих фельдшеров вырабатывается «шаблонный» подход к диагностике и лечению основных заболеваний. При этом у пациента выявляется «удобный» или «знакомый» для описания симптом/синдром - и диагноз «подгоняется» под шаблон. Все это способствует формированию психоэмоционального напряжения как компонента синдрома профессионального выгорания и приводит к дефектам оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Согласно определению ВОЗ, синдром профессионального выгорания (англ. burnout syndrome) - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения. Одним из факторов, влияющих на мотивацию, является удовлетворенность. Удовлетворенность работой - это субъективная оценка психологического явления, ее невозможно увидеть, однако считается, что ее присутствие или отсутствие связано с определенными поведенческими теориями.

Цель исследования: проанализировать удовлетворенность своей работой сотрудников скорой медицинской помощи.

В ходе проведения социологического исследования на предмет удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи было проанкетировано 30 специалистов. Все специалисты добровольно согласились заполнить анкеты и правдиво ответить на поставленные в анкетах вопросы.

Возраст респондентов составлял от 22 до 58 лет, общий медицинский стаж работы от 2 до 38 лет; стаж работы по избранной специальности от 2 до 38 лет. Статистическое исследование проводилось с использованием разработанных для этих целей анкет, которые содержали 9 вопросов и несколько вариантов ответов.

По результатам проведенного исследования 100 % респондентов работа по данной специальности нравится, но только 73 % довольны своей работой. На вопрос о причинах, мешающих получать удовлетворение от работы, 50 % респондентов отметили несоответствие уровня заработной платы и ответственности, 67 % - высокие психоэмоциональные нагрузки, 33 % - состояние охраны и безопасности труда, 83 % - заполнение большого объема медицинской документации и 100 % - отсутствие ранжирования вызовов. Усталость в начале рабочего дня отмечают 77 % респондентов; 67 % из них связывают ее с транспортной удаленностью от места проживания, 20 % - не успевают отдыхать за выходные и 13 % связывают ее с постоянным стрессом. При общении с пациентами 67 % опрошенных общаются с пациентами формально, но готовы отвечать на вопросы пациентов развернуто,

20 % респондентов не считают нужным этого делать, 6,5 % предпочитают неформальное общение с пациентами и 6,5 % выбирают конфликтное поведение. 100 % респондентов считают, что их здоровье на этой работе ухудшилось. На вопрос, что же удерживает на данной работе, 100 % отметили психологический климат в коллективе, 67 % - отсутствие другой специальности, 50 % - заработную плату и 7 % - нежелание учиться другой профессии. 67 % респондентов продолжат работать по данной специальности, 20 % планируют сменить работу и 13 % затруднились ответить.

ВЫВОДЫ

Правовая и юридическая незащищенность врачей подталкивает огромное количество специалистов, в основном молодых, к разочарованию в профессии. Мы часто наблюдаем, как люди, пришедшие в профессию с одной целью - помогать и спасать, быстро теряют рвение, сталкиваясь с хамством, абсурдными жалобами, но все равно продолжают работать в данной специальности, толкая себя к СПВ. Путь к минимизации постановок ошибочного диагноза заключается не только в постоянном саморазвитии и самообучении медицинского персонала, но и в профилактике эмоционального выгорания, постоянном улучшении условий труда, а также совершенствовании имеющихся нормативных правовых актов.

■ ПОЗДНЯЯ ДИАГНОСТИКА ПАТОЛОГИИ КАК ПРИЧИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОШИБКИ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ_

Е. Х. Баринов1, Е. В. Волкова1, Е. Н. Черкалина1,2 1ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России, Москва 2ГБУЗ «Бюро СМЭ ДЗ Москвы», Москва Доклад посвящен проблеме возникновения неблагоприятных исходов в хирургической практике. Ключевые слова: послеоперационные осложнения, иски граждан, профессиональные ошибки Проблема профессиональных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи остается весьма актуальной до настоящего времени. В последнее время отмечается значительный рост судебных исков граждан к медицинским работникам.

Особо следует выделить часто встречающиеся ошибки в хирургической практике вследствие позднего проведения оперативного вмешательства, нераспознавания послеоперационных осложнений. Причиной позднего проведения оперативного лечения часто служит атипичное расположение органа, позднее обращение пациентов за медицинской помощью, тяжесть состояния больного. Подобные случаи нередко выявляются при проведении комиссионных судебно-медицинских экспертиз по гражданским делам.

Кроме того, следует отметить особенности течения некоторых хирургических заболеваний у беременных. Наглядным примером может служить следующее наблюдение из экспертной практики.

27.01.2002 в городскую больницу с острой болью в животе была доставлена беременная С., 18 лет, со сроком беременности 19 недель. В тот же день была госпитализирована в отделение гинекологии и прооперирована по поводу острого аппендицита. На следующий день после проведения операции появились тошнота, рвота, сильные боли в животе. Данное состояние вначале было расценено как токсикоз беременных. Затем было высказано предположение об «угрозе выкидыша» и назначено соответствующее лечение. Все это время больная находи-

лась в отделении гинекологии и была осмотрена хирургом после операции только на 6-е сутки.

06.02.2002 перестало выслушиваться сердцебиение плода. Не оценив объективно тяжесть состояния больной, врачами было решено провести родоразрешение через естественные родовые пути. Однако стимуляция родовой деятельности не дала ожидаемого результата и только усугубила тяжелое состояние больной. В 18.00 она осмотрена реаниматологом и впервые была заподозрена тонкокишечная спаечная непроходимость. Решено было выполнить операцию кесарева сечения с целью извлечения мертвого плода, при которой был обнаружен некроз тонкой кишки, перитонит. После было проведено еще 23 лапаротомии на фоне развившегося сепсиса. 08.04.2002 зафиксирована смерть больной.

Причиной смерти гр-ки С. явился сепсис и полиорганная недостаточность, развившиеся на фоне ранней спаечной кишечной непроходимости, в результате которой развился некроз петли тонкой кишки и распространенный гнойный перитонит.

Родственниками гр-ки С. был предъявлен иск к стационару. В ходе гражданского процесса была назначена и проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза. В выводах экспертной комиссии было отмечено, что между действиями врачей, лечивших гр-ку С., и ее смертью прослеживается прямая причинно-следственная связь. В диагностике и лечении гр-ки С. был допущен ряд нарушений, а именно: а) запоздалая диагностика острой спаечной кишечной непроходимости (диагноз был выставлен только на 10-е сутки); б) при попытке родоразре-шения через естественные родовые пути не учитывалось тяжелое состояние больной - необходимо было сразу провести операцию кесарева сечения; в) во время первой ре-лапаротомии явления острой кишечной непроходимости не были ликвидированы (проксимальный конец кишки перевязан, опорожнения и интубации кишки не проводилось); г) больная должна была быть госпитализирована в хирургическое отделение, где должна была быть проведена консультация акушера-гинеколога; д) повторный осмотр больной после операции врачом-хирургом проведен несвоевременно. Гр-ка С. была осмотрена только 01.02.2002 - соответственно, отсутствовало и динамическое наблюдение за состоянием ее здоровья в послеоперационный период. В представленной медицинской документации отсутствуют дневниковые записи хирурга за этот период.

Причина возникновения разлитого гнойного перитонита у гр-ки С.- некроз участка тонкой кишки в результате острой спаечной кишечной непроходимости. При своевременной диагностике острой спаечной высокой тонкокишечной непроходимости и ее своевременной ликвидации жизнь гр-ки С. могла быть сохранена. На основании данных проведенной комиссионной судебно-медицинской экспертизы иск потерпевшей стороны был судом удовлетворен.

ВЫВОДЫ

Анализ и изучение данных о нежелательных исходах в медицине приобрело несколько необходимых здравоохранению сфер применению. Одна из них - это объективизация данных путем измерения различных параметров каждого случая ненадлежащей медицинской помощи для установления степени риска определенных вмешательств, вероятности неудач у врачей разных специальностей. Второй аспект - принятие управленческих решений на основе полученной информации для совершенствования систем компенсации ущерба пациентам. Важна эта информация и для прогнозирования того, какие виды юридической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.