Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИЯХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИЯХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИИ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Аида Ореловна, Борлакова Зухра Валерьевна

В научной статье рассмотрена коммуникативная компетентность как фактор профилактики профессионального выгорания личности в процессе выполнения трудовой деятельности в профессиях типа «человек-человек». Обосновано, что проблема формирования личности под воздействием профессиональной деятельности в разные годы являлась объектом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. Анализ теоретических источников показал, что профессиональная деятельность может оказывать как положительное, так и негативное воздействие на личность субъекта труда. Разработка данной проблематики в психологической науке вызвана последствиями трансформационных процессов, оказывающих влияние на процессы формирования личности как субъекта деятельности. Протекающие социокультурные процессы современного общества актуализируют проблему формирования коммуникативных компетенций у будущих специалистов профессии «человек-человек». В статье представлены результаты психодиагностического исследования уровня коммуникативных и организационных способностей студентов педагогических, медицинских и юридических направлений подготовки. В выводах отмечено, что сфера профессионального труда «человек-человек» имеет свои специфические особенности. Профессиональная деятельность специалистов данных сфер (образование, правовая сфера, медицина) непосредственно связана с общением и межличностным взаимодействием субъектов профессиональной деятельности. Все это обуславливает необходимость целенаправленной работы по формированию коммуникативных и организаторских способностей, составляющих основу коммуникативной компетентности специалистов и работников выше обозначенных сфер. В современных условиях будущим специалистам важно овладеть навыками общения и межличностного взаимодействия, что позволит в последующем избежать профессиональных деструкций и быть успешным в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Аида Ореловна, Борлакова Зухра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL BURNOUT OF THE PERSON IN PROFESSIONS "MAN-MAN" THROUGH THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

In the scientific article, communicative competence is considered as a factor of prevention of professional burnout of a person in the process of performing labor activity in professions of the "man-man" type. It is proved that the problem of personality formation under the influence of professional activity in different years has been the object of research by both domestic and foreign researchers. Analysis of theoretical sources has shown that professional activity can have both positive and negative effects on the personality of the subject of labor. The development of this problem in psychological science is caused by the consequences of transformational processes that affect the processes of personality formation as a subject of activity. The ongoing socio-cultural processes of modern society actualize the problem of the formation of communicative competencies in future specialists of the profession "man-man". The article presents the results of a psychodiagnostic study of the level of communicative and organizational abilities of students of pedagogical, medical and legal training areas. In the conclusions it is noted that the sphere of professional work "man-man" has its own specific features. The professional activity of specialists in these fields (education, legal sphere, medicine) is directly related to communication and interpersonal interaction of subjects of professional activity. All this causes the need for purposeful work on the formation of communicative and organizational abilities that form the basis of the communicative competence of specialists and employees of the above-mentioned areas. In modern conditions, it is important for future specialists to master the skills of communication and interpersonal interaction, which will allow them to avoid professional destructions in the future and be successful in the profession.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИЯХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

показатели соотносились с высоким уровнем реактивной тревоги 48балла (16 чел. - 45,7%) и высоким уровнем личностной тревоги 52 балла (45,7%) 16 чел. а также 48 балла (17 чел. - 48,6%).

У женщин-матерей второй группы высокая степень выраженности травматичности воспоминаний о детстве соотносилась с высоким уровнем реактивной тревоги 46 балла (18 чел. - 47,4%) и высоким уровнем личностной тревоги 47баллов (26,3%) 10 чел. а также 47 баллов у 10 женщин (26,3%) отмечался критический (умеренный) уровень депрессии.

У испытуемых первой группы высокая степень выраженности травматичности воспоминаний о детстве соотносилась с высоким уровнем реактивной тревоги 46 баллов у 13 человек (40,6%), и высоким уровнем личностной тревоги - 48 баллов у 7 женщин (21,9%), а также 20 баллов у 14 (43,8%) женщин данной группы отмечался критический (умеренной уровень) депрессии.

Полученные результаты уровня реактивной и личностной тревожности и высокой степени травматичности детства, констатировали пролонгирование хронического стресса нашедшего психологическое выражение через тревожные состояния личности, что по утверждению исследователей характеризует психотип С, особенностями которого является склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, а высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва личности.

Выводы. На основании использования диатез-стрессовой модели, определено: что основными предпосылками комбинированного насилия, идущего от матери, над собственным ребенком, является не проработанный, пролонгированный детский психотравмирующий опыт, запускающий каскад хронического стресса, депрессии, тревоги; детская травма, полученная на ранних этапах онтогенеза матери, рефлексивно с помощью контрпереноса, принимает формат насилия отражающийся в антигуманных, насильственных действиях.

Литература:

1. Бандура, О.О. Насилие в семье: отстроченные последствия насилия над детьми / О.О. Бандура, А.В. Усова, М.Д. Ольховский // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2019. - Том. 32, № 2. - С. 171-179

2. Бобоева, М.В. Домашнее насилие / М.В. Бобоева // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе. -2018. - №6. - С. 210-216

3. Богородская, О.В. Проблема развода и взаимосвязь личностных особенностей родителей с отношением к физическим наказаниям в контексте психологического консультирования / О.В. Богородская, О.А. Бабаева, Д.К. Тубанов // МНКО. -2018. - №6 (73). - С. 429-431

4. Валькова, Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми / Н.В. Валькова // Проблемы науки. - 2020. - №8 (56). - С. 52-56

5. Виндельбанд, В.В. Психическая травма: ретроспективный образ теоретических обоснований, феноменология и психотерапия / В.В. Виндельбанд, Н.В. Власова // Психологические науки. - 2020. - №1. - С. 53-56

6. Гребенщикова, Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации / Т.В. Гребенщикова // Известия ВГПУ. - 2018. - №4 (127). - С. 72-78

7. Есина, О.Б. Влияние клинико-биологических факторов раннего развития на клинические особенности ПТСР у детей / О.Б. Есина // Медицинская психология в России. - 2018. - №5. -С. 96-112

8. Карауш, И.С. Ранние дезадаптивные схемы как модераторы стресса и формирующейся психической патологии / И.С. Карауш, И.Е. Куприянова // СПЖ. - 2022. - №83. - С. 122-140

9. Пьянкова, Л.А. Психологический контекст феномена материнства / Л.А. Пьянкина, В.Е. Хомичева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №3. - С. 40-44

10. Baldwin, D.S. Developing a European research network to address unmet needs in anxiety disorders / D.S. Baldwin // Neurosc. Biobehav. Rev. - 2013. - Vol. 37, №10. - P. 2312-2319

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Семенова Аида Ореловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); аспирант Борлакова Зухра Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИЯХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В научной статье рассмотрена коммуникативная компетентность как фактор профилактики профессионального выгорания личности в процессе выполнения трудовой деятельности в профессиях типа «человек-человек». Обосновано, что проблема формирования личности под воздействием профессиональной деятельности в разные годы являлась объектом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. Анализ теоретических источников показал, что профессиональная деятельность может оказывать как положительное, так и негативное воздействие на личность субъекта труда. Разработка данной проблематики в психологической науке вызвана последствиями трансформационных процессов, оказывающих влияние на процессы формирования личности как субъекта деятельности. Протекающие социокультурные процессы современного общества актуализируют проблему формирования коммуникативных компетенций у будущих специалистов профессии «человек-человек». В статье представлены результаты психодиагностического исследования уровня коммуникативных и организационных способностей студентов педагогических, медицинских и юридических направлений подготовки. В выводах отмечено, что сфера профессионального труда «человек-человек» имеет свои специфические особенности. Профессиональная деятельность специалистов данных сфер (образование, правовая сфера, медицина) непосредственно связана с общением и межличностным взаимодействием субъектов профессиональной деятельности. Все это обуславливает необходимость целенаправленной работы по формированию коммуникативных и организаторских способностей, составляющих основу коммуникативной компетентности специалистов и работников выше обозначенных сфер. В современных условиях будущим специалистам важно овладеть навыками общения и межличностного взаимодействия, что позволит в последующем избежать профессиональных деструкций и быть успешным в профессии.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, профессиональная деформация,

профессиональное выгорание, профессии «человек-человек».

Annotation. In the scientific article, communicative competence is considered as a factor of prevention of professional burnout of a person in the process of performing labor activity in professions of the "man-man" type. It is proved that the problem of personality formation under the influence of professional activity in different years has been the object of research by both domestic and foreign researchers. Analysis of theoretical sources has shown that professional activity can have both positive and negative effects on the personality of the subject of labor. The development of this problem in psychological science is caused by the consequences of transformational processes that affect the processes of personality formation as a subject of activity. The ongoing socio-cultural processes of modern society actualize the problem of the formation of communicative competencies in future specialists of the profession "man-man". The article presents the results of a psychodiagnostic study of the level of communicative and organizational abilities of students of pedagogical, medical and legal training areas. In the conclusions it is noted that the sphere of professional work "man-man" has its own specific features. The professional activity of specialists in these fields (education, legal sphere, medicine) is directly related to communication and interpersonal interaction of subjects of professional activity. All this causes the need for purposeful work on the formation of communicative and organizational abilities that form the basis of the communicative competence of specialists and employees of the above-mentioned areas. In modern conditions, it is important for future specialists to master the skills of communication and interpersonal interaction, which will allow them to avoid professional destructions in the future and be successful in the profession.

Key words: communicative competence, communicative abilities, professional deformation, professional burnout, "man-toman" professions.

Введение. Среди многообразных форм социальной активности человека особое место занимает его профессия, которая является одним из ведущих видов деятельности личности. Именно данный вид деятельности имеет для людей огромный потенциал для удовлетворения своих потребностей, раскрытия творческого потенциала и самореализации. При этом профессия часто заставляет человека противостоять воздействию различных влияний, вызванных самой сутью и спецификой профессии, включающей как внешние раздражители, так и характер выполняемой деятельности. Годы пандемии показали, как важно человеку уметь общаться, быть стрессоустойчивым и готовым к межличностному взаимодействию [5, С. 6].

Проблема формирования личности под воздействием профессиональной деятельности являлась объектом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей, которые отмечали как положительное, так и негативное воздействие профессиональной деятельности на личность субъекта труда.

П. Сорокин впервые ввел термин «профессиональные деформаций» для обозначения негативных последствий профессиональной деятельности для человека. В разные годы данную проблему изучали ученые: С.Г. Геллерштейн (1930), Е.И. Рогов (1992, 2016), А.К. Маркова (1996), Э.Ф. Зеер (1999, 2003), С.П. Безносов (2004), Р.М. Грановская (2010), С.А. Дружилов (2013), Ф.О. Семенова (2019) и другие исследователи, которые данный феномен неоднократно выбирали как объект исследования.

Ссылаясь на результаты трудов исследователей, можно сказать, что феномен профессиональная деформация проявляется в первую очередь в профессиональном пространстве системы «человек-человек», в которую входят сфера образования, медицинский и управленческий труд, юриспруденция, социальная сфера, воинская деятельность и другие, т.е. сферы профессионального труда, когда субъектом и объектом профессиональной деятельности выступает человек [2, С. 102].

Изложение основного материала статьи. В современных условиях у современных педагогов, юристов, врачей и социальных работников все чаще проявляется синдром эмоционального выгорания и профессиональной деформацией личности, актуализируя необходимость психологического сопровождения и помощи специалистам. Данного рода сопровождение необходимо начинать еще на этапе профессионализации. Система подготовки будущих специалистов должна включать как овладение знаниями, умениями и навыками по специальности, т.е. профессиональными компетенциями, но и универсальными компетенциями. В профессиональной деятельности специалистов типа «человек-человек» особое значение имеет развитие коммуникативных навыков, способов и моделей поведения в пространстве профессиональной деятельности, в стрессовых и конфликтных ситуациях, навыков общения с людьми, имеющими различные индивидуально-психологические, социально-культурные особенности.

Важно, в процессе обучения в вузе, в процессе получения профессионального образования будущий специалист психолого-педагогической, юридической, социальной и медицинской сфер должен культивировать эмоциональный интеллект, такие качества, которые в последующей трудовой деятельности в процессе взаимодействия с людьми позволили ему сохранить свое психологическое и физическое здоровье, не выгореть эмоционально и морально [7, С. 437].

Соответственно, превентивная работа по профилактике профессиональных деформаций должна начаться на этапе обучения в вузе, на этапе формирования профессионального самосознания и включать в себе формирование общего культурного и эмоционального развития, включающего развитие коммуникативных, организаторских, эмотивных способностей, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие в системе «человек-человек» [9, С. 336].

Появление профессионального выгорания имеет междисциплинарное обоснование в научной литературе [3, С. 126]. Так, причиной профессионального выгорания субъекта трудовой деятельности в системе «человек-человек» являются: противоречие между ожиданием и реальностью в пространстве профессиональной деятельности (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Л.А. Китаев-Смык, В.Е. Орел, и др.); противоречие в отождествлении человеком своего «Я» с профессиональной ролью, появление профессиональной косности в общении и взаимодействии и т.д. (В.А. Бодров, Р.М. Грановская, Е.П. Ильин, Л.Г. Дикая, Е.И. Рогов, Ф.О. Семенова и др.).

В процессе обучения в вузе по специальностям «человек-человек», в процессе профессионализации, выгорание, как профессиональная деструкция может проявиться на разных ее этапах [11, С. 79]. На начальных этапах в процессе обучения в вузе профессиональное выгорание начинается если оптант поступил не на ту специальность, на какую хотел, если на первых двух курсах процесс адаптации к вузу прошел не успешно и т.д. далее. Важна роль информационно-коммуникационных технологий [10, С. 139]. В процессе становления субъекта профессиональной деятельности профессионалом, в процессе реализации профессиональной карьеры специалист сталкивается со многими проблемами, которые могут выступить отправной точкой профессиональных деструкций [8, С. 14].

Несомненно, особенности профессии «человек-человек» откладывают отпечаток на психологический статус субъекта профессионального труда (юриста, педагога, врача, психолога, и т д.), на их психологическое и физическое здоровье, так как профессиональная деятельность данных специалистов предполагает проявление коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта [6, С. 90].

Таким образом, коммуникативная компетентность является многоуровневым интегративным качеством личности. Коммуникативная компетентность специалиста способствует установлению межличностных отношений, поддержке и

развитию социальных связей с окружающими в пространстве профессиональной деятельности. Диагностика коммуникативной компетентности является прежде всего интроспективным процессом, а развитие - процессом совершенствования средств организационной коммуникации и взаимодействия.

В процессе обучения в вузе по направлениям подготовки профессии «человек-человек» необходимо уделить огромное внимание формированию коммуникативных компетенций, как важного фактора профилактики профессионального выгорания [1, С. 423]. Проведенная со студентами работа в вузе в будущем послужит отправной точкой и для последующей профилактической работы с профессиональными деструкциями в процессе профессионализации [4, С. 126].

Для исследования уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов была проведена диагностика коммуникативных (КС) и организаторских склонностей (ОС) по методике В.В Синявского и Б.А. Федоширина (КОС-1) на базе ФГБОУ ВО КЧГУ (г. Карачаевск) и СКГА (г. Черкесск) в которой приняли участие 90 студентов 1-4 курсов обучения, разных направлений подготовки профессии «человек-человек» (психология, педагогика и юриспруденция).

Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования показали, что в результате психодиагностического исследования были выявлены полярные данные: так был выявлен диапазон данных у респондентов с низкого уровня развития коммуникативной компетентности до очень высокого.

Низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (Q=1) был диагностирован у 5% респондентов. Все респонденты оказались студентами 1 курсов. Данный уровень коммуникативной склонности провялятся в замкнутости и избегании живого общения и контактов с людьми.

Уровень коммуникативных и организаторских склонностей «ниже среднего» (Q=2) был выявлен у 20% респондентов. Данный уровень сформированности коммуникативных склонностей в процессе обучения в вузе проявляется через проблемы в общении с однокурсниками и сверстниками, страхом публичных выступлений и новых коллективов, нежеланием вступать во взаимодействие с людьми без крайней необходимости, сильным переживанием обид, с отсутствием умений отстаивать свое мнение и свои взгляды. Данные особенности на этапе профессионализации могут провоцировать раннее появление признаков синдрома профессионального выгорания.

Средний уровень коммуникативных и организаторских склонностей (Q=3) показали 21% респондентов. Для данной подгруппы студентов характерно стремление быть в социальном контакте с друзьями, однокурсниками, готовность отстаивать свои взгляды, планировать свой режим дня. Студенты с данной подгруппы готовы к общению с новыми знакомыми и к овладению новыми видами деятельности. Однако, для респондентов со средним уровнем КС проявление выше обозначенных тенденций не отличается устойчивостью и постоянством, соответственно, в будущей профессиональной деятельности, которая требует постоянного контакта с людьми (пациентами, учениками, потребителями юридических услуг) с различными индивидуально-психологическими особенностями данный уровень сформированности КС может помещать успешности и результативности выполняемой работы.

У 45% студентов уровень коммуникативных и организаторских склонностей в диапазоне 0,71 - 0,80 - (Q=4), определяется как высокий. Респондентам, которые оказались в данной подгруппе характерны такие личностные качества, как общительность, желание быть с людьми и взаимодействовать с ними, готовность принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность на себя; они с желанием участвуют в общественной деятельности, могут действовать самостоятельно. в сложных ситуациях решение. Соответственно, данные способности могут способствовать успешности будущей профессиональной деятельности.

У 9% студентов (в основном старшекурсники) выявлен очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей^=5). Как оказалось, в данной подгруппе оказались студенты практикориентированные, которые в процессе обучения в вузе не разочаровались в будущей профессии. Они чувствуют потребность в общении и активно ее ищут. Для них характерно быстрое позиционирование себя в сложных ситуациях и комфортное поведение в новых коллективах. Студенты с очень высоким уровнем КОС инициативны, любят принимать самостоятельные решения по важным частям или сложным ситуациям, отстаивают свою точку зрения и стремятся быть принятыми товарищами. Они могут внести интерес и оживление в незнакомую компанию, любят устраивать различные игры и занятия, очень настойчивы в занятиях, которые их привлекают.

Выводы. Таким образом, сфера профессионального труда «человек-человек» имеет свои специфические особенности. Профессиональная деятельность людей данных сфер (образование, правовая сфера, медицина и т.д.) непосредственно связана с общением, с межличностным взаимодействием с людьми. Все это обуславливает потребность в постоянной работе по формированию коммуникативных, организаторских способностей, составляющих основу коммуникативной компетентности специалистов и работников вышеобозначенных сфер, так как специалистам важно овладеть навыками общения и межличностного взаимодействия, что позволит будущим специалистам найти индивидуальный подход к пациентам, клиентам, т.е. к субъектам профессионального взаимодействия.

Таким образом, в современных условиях, возникает потребность в разработке технологий формирования и развития коммуникативной компетентности будущих специалистов профессиональной сферы «человек-человек» в условиях высшего образования как способа профилактики профессиональных деформаций личности на разных этапах профессионализации. Подготовка будущих специалистов профессиональной сферы «человек-человек» к профилактике профессионального выгорания должна проводиться еще на этапе вузовского обучения с обязательным акцентом на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, что в последующем будет способствовать эффективному взаимодействию субъектов профессионального труда, в частности, и успешности профессиональной деятельности, в целом.

Литература:

1. Антипина, О.И. Влияние уровня социального интеллекта врача на выбор стратегии поведения в неопределенной ситуации / О.И. Антипина, Ф.О. Семенова // Актуальные проблемы науки и техники: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2021. - С. 423-425

2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

4. Даутова, Э.А. Эмоциональный интеллект как ресурс психологической безопасности медицинского работника / Э.А. Даутова, Ф.О. Семенова, С.Н. Бостанова // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: материалы Международной 8-ой научно-практической конференции. В 2-х частях. Отв. редакторы А.А. Цахаева, Д.М. Даудова. -Махачкала, 2021. - С. 125-133

5. Китова, Д.А. Динамика интереса к коронавирусной инфекции в международном информационном пространстве / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 2. -С. 4-12

6. Лепшокова, А.А. Психологические особенности эмоционального интеллекта и его роль в различных сферах жизнедеятельности человека / А.А. Лепшокова, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе:

материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 89-93

7. Семенова, Ф.О. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников / Ф.О. Семенова, Д.В. Давиденко // Актуальные проблемы науки и техники: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2021. - С. 437-438

8. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: монография: [в 2 ч.]. -Ростов-на-Дону, 2010.

9. Семенова, Ф.О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе - результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф.О. Семенова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. - 2019. - С. 335-340

10. Эбзеев, М.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе в современных условиях / М.М. Эбзеев, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: сборник научных трудов. отв.ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 139-143

11. Semenova, F.O. Formation peculiarities of students readiness to social self-determination / F.O. Semenova, S.N. Bostanova, M.K. Tetuyeva, L.A. Apanasyuk, A.E. Ilyin, N.G. Atayanz // Man in India. - 2017. - Т. 97. - № 3. - С. 77-87

Психология

УДК 159.944.4:378-051

кандидат педагогических наук, доцент Синкевич Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат философских наук, доцент Тучкова Тамара Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГОВ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей профессионального стресса педагогов и личностных ресурсов его преодоления. Представлен обзор исследований по проблеме профессионального стресса в отечественных и зарубежных публикациях. В статье раскрываются основные характеристики, предпосылки формирования и ресурсы преодоления профессионального стресса. В результате эмпирического исследования выявлены три группы педагогов с различной степенью выраженности профессионального стресса. Определены предпосылки развития профессионального стресса: установки на процесс и результат работы, профессиональную успешность и достижения, на альтруизм в профессиональном взаимодействии. Эго-мотивация, направленная на самосохранение, поддержание здоровья, позволяет избежать профессионального стресса.

Ключевые слова: профессиональный стресс, личностные ресурсы преодоления, педагоги образовательных организаций.

Annotation. The article is devoted to the study of professional stress of teachers and personal resources to overcome it. A review of studies on the problem of studying occupational stress in domestic and foreign publications is presented. The article reveals the main characteristics, prerequisites for the formation and resources for overcoming professional stress. As a result of the empirical study, three groups of teachers with varying degrees of professional stress were identified. The prerequisites for the development of professional stress are determined: attitudes towards the process and result of work, professional success and achievements, altruism in professional interaction. Ego-motivation, aimed at self-preservation, maintaining health, allows you to avoid professional stress.

Key words: professional stress, personal coping resources, teachers of educational organizations.

Введение. В последние годы в психологии возросло внимание к исследованиям профессионального стресса. Осмысление причин возникновения профессионального стресса является актуальным исследовательским полем, так как он влияет на работоспособность, производительность, общее состояние здоровья и в целом снижает качество жизни. Сложилось множество моделей и подходов к исследованию профессионального стресса, описаны стрессогенные факторы внешней среды и личностные особенности человека, имеющие важное значение для развития стресса и проявления его негативных последствий.

Совершенствование системы современного образования обуславливает рост требований к личности педагога. Высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности педагогов провоцирует развитие профессионального стресса. Педагоги должны обладать профессионально значимыми свойствами личности: креативностью, самостоятельностью в поиске новой информации, принятии адекватных решений в нестандартных ситуациях в условиях дефицита времени, быстрых перемен и другими. Наличие подобных качеств обеспечивает гибкость и динамизм профессиональной деятельности, оказывает влияние на уровень мастерства педагога. Следует отметить, что многие педагоги без энтузиазма реагируют на вызовы современной ситуации и новации в образовательном процессе, поскольку профессиональное реагирование на них сопряжено с большими энергетическими и временными затратами.

Изложение основного материала статьи. Теоретической основой исследования профессионального стресса являются работы В.А. Бодрова [11, А.Б. Леонова [51, С.В. Найденовой [61, Н.В. Самоукиной [81, Г. Селье [91и других авторов. Н.Е. Водопьянова [21 отмечает, что важные аспекты профессионального стресса в профессии анализировались в исследованиях M.S. Cole, F. Walter, A.G. Bedeian, & E.H. O'Boyle 2012, которые рассматривали проблемы вовлеченности в профессиональную деятельность как противоположный вектор профессионального стресса.

Профессиональный стресс - напряженное состояние, формирующееся у педагога в ходе осуществления его должностных обязанностей под влиянием отрицательных эмоциональных факторов. В ряде исследований стресс рассматривается как совокупность внешних обстоятельств и внутренних изменений, как «экзистенциальная пустота», наступающая по причине сильной зависимости от профессиональной деятельности и приводящая к чувству отчаяния. Профессиональный стресс является многокомпонентным феноменом и проявляется в физиологическом и психологическом ответе организма на кризисные обстоятельства в трудовой деятельности.

Понятие профессионального стресса Н.В. Самоукина [81 описывает как психологическое напряжение, вызванное воздействием негативных факторов в связи с выполнением профессиональных функций и определяет виды профессионального стресса: информационный, коммуникативный, эмоциональный.

1. Информационный стресс вызывает информационный дефицит, обусловленный неопределенностью рабочей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.