ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ
ПСИХОЛОГИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Нетребко Елена Эдуардовна
Краснодарский университет МВД России
Г. Краснодар Старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков
Аннотация. Феномен выгорания - это психологическое явление, которое оказывает негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалиста, занятых в социальной сфере.
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденберге-ром в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, профессиональное выгорание, синдром хронической усталости, деморализация
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, которые имеют высокую эмоциональную насыщенность или когнитивную сложность. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.
Феномен выгорания - это психологическое явление, которое оказывает негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалиста, занятого в социальной сфере. Это явление было обнаружено в 1950 - х годах и считалось долгое время заболеванием - неизведанной формой вирусной инфекции.
В 1970-х и начале 1980-х годов некоторые врачи обратили внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% паци-
ентов относились к так называемым «белым воротничкам» или были членами их семей. В большей степени на болезнь повлияли представители профессий, связанных с обслуживающей сферой деятельности, администраторы различных крупных и мелких фирм. Врачи провели исследование по этой проблеме, в результате чего сделали вывод, показывающий связь между стрессом на работе и перегрузкой специалиста в профессии. В следствии чего наблюдалось ухудшение состояния здоровья работников.
Этот синдром чаще всего проявляется у представителей коммуникативных или социальных профессий, где присутствует система - «человек—человек» (это представители медицины, образования, менеджеры различных сфер услуг, консультирующие психологи, психотерапевты).
Термин «выгорание» («burnout»- в переводе с английского - прекращение горения) ввел в научную литературу американский психолог Дж. Дж. Фрейденбергер в 1974 году использовав его в своей статье, в «Журнале социальных представлений». Здесь этот термин был представлен в контексте концепции, которая характеризует психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном контакте с клиентами, пациенты в эмоционально перегруженной атмосфере. Ранее эта концепция использовалась в связи с концепцией рабочего стресса, и это было определено как неспособность справиться со стрессом, что привело к деморализации, разочарованию и снижению эффективности деятельности [4, с.85-88].
Специалисты, которые занимались этой научной гипотезой были: К. Маслач и её коллеги (С. Джексон, А. Пайнс). Предложенные исследование по проблеме выгорания стали базой изучения это явления другими специалистами. Определение этого явления менялось несколько раз. В 1976 году К. Маслач идентифицировала выгорание, как реакцию на работу стресса, которая провоцирует эмоциональное отстранение от клиента, не гуманное отношение к нему, уменьшение эффективности в работе. В 1981 году К. Маслач и С. Джексон предложил следующее определение: выгорание - это синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и ведет негативной коммуникации со своими клиентами. В 1986 года в новой работе К. Маслач пишет, что персонал, работающий в учебных заведениях и сфере услуг вынужден проводить значительное время в интенсивном общение с другими людьми и это является зависимостью от условий профессий.
В соответствие с определением В.В. Бойка считает, что эмоциональное выгорание - это разработанный личностями механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на выбранные психотравмирующие последствия. Это приобретенная модель эмоционального поведения чаще всего связанного с профессией. В одном случае, это позволяет человеку минимально и экономично использовать ресурсы; в другом случае, выгорание отрицательно влияет взаимоотношения людей на работе. [1, с.28].
Существует такое качество, как склонность к интроверсии, что предполагает уход человека в своё внутреннее замкнутое закрытое пространство. Во внешнем мире выявляется закрытые и формальные коммуникации. При проявление какой-либо ситуации человек не может выйти из закрепившегося эмоционального состояния, что проявляется сначала в виде тревоги, а далее она может перейти в сильную агрессию, такие люди, как правило не готовы и не могу перестроить свои планы на жизнь, модели поведения. Следовательно, они не часто справляются с такой проблемой - это эмоциональное выгорание. И как результат завершения этой истории: появляются заболевания, связанные с психосоматикой.
Симптомы, определяющие синдром эмоционального выгорания, делятся условно на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
Психофизические симптомы:
- постоянное ощущение, не проходящей усталости, как вечером, так и утром, а также сразу после сна (симптом хронической усталости);
- чувства истощения как эмоционального, так и физического;
- снижения восприятия и быстрой реакции к изменениям окружающей среды (нет состояния любопытства на что-то новое или состояние страха на неожиданно угрожающую ситуацию);
- общая астения (слабость, низкая активность и уменьшение, снижение параметров биохимии крови и гормонов);
- частые головные боли без причины и все время повторяющие расстройства желудочно-кишечного тракта;
- быстрое похудение или быстрое увеличение;
- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и нехватка сна ранним утром или человек не может заснуть вечером и трудное пробуждение);
- постоянное, подавленное, сонное состояние и потребность во сне в течении дня;
- одышка или расстройства дыхания с физическим или эмоциональным стрессом;
- очень сильное уменьшение внешней и внутренней чувствительности снижение остроты зрения, слуха, запаха и тактильности, исчезновение внутренних телесных ощущений.
При рассмотрение социально-психологических симптомов проявляются такие не свойственные здоровой психике человека ощущение и реакции как:
- снижение эмоционального тона, чувство депрессии;
- очень сильная раздражительность к малозначительным, и не имеющим важности событиям;
- нередко вспышки гнева без всякой мотивации или уход в свой внутренний мир без последующей коммуникации;
- часто повторяющийся выброс отрицательных эмоций без причин из внешнего мира (чувство вины, негодование, подозрение, стыд, скованность);
- чувство бессознательного;
- чувство гиперактивности и непрекращающееся чувство страха, что «это не получится» или «не это не сбудется»;
- полностью отрицательное отношение к жизненным процессам и отсутствие профессиональной мотивации («Чтоб не делал, все не так»).
Симптомы поведение и вытекающие из них действия и модели поведение человека:
- восприятие работы, как трудное и сложное дело, которое нелегко выполнить ощущение;
- смена рабочего графика дня (рано или поздно приходит на работу и уходит раньше времени с работы);
- без объективной причины человек довольно часто берет работу домой, но не делает её дома;
- чувство ненужности, неверие в лучшее, снижение энтузиазма к работе, безразличие к результатам;
- отказ от выполнения задач первостепенной важности и приостановка на маловажных деталях, которые малозначимы для обслуживания и на которые уходит много времени и затрата на выполнение ненужных и непонятных автоматических и элементарных действий;
- отстранение от работников и персон, которых обслуживают, завышенная критичность вместе с неадекватным поведением;
- применение алкоголя, огромного количества сигарет и наркотических средств в течении дня [3, с. 336].
Следующие чувства, мысли и действия, которые наблюдаются в состояние эмоционального выгорания:
- чувства: ущемлённость, усталость, страх совершить ошибки, страх перед непредвиденными ситуациями, страх выглядеть неидеальным и страх оказаться не мужественным, депрессия;
- мысли: все против меня, не заслуженное положение в обществе, неполучение одобрения об оценке собственных трудовых усилий, а также представления о себе, которые не являются идеальными;
- действия: негативные высказывания в адрес других и самого себя, потребность быть на виду или, наоборот, желание спрятаться ото всех, быть перфекционистом или пофигистом.
Эмоциональное выгорание характерно для работников, которые в силу своей профессиональной специфики имеют огромный опыт общения с разными знакомыми и незнакомыми людьми. В первую очередь это руководители высшего и среднего звена, работники медицины и социальных служб, консультанты, преподаватели, сотрудники системы Министерства Внутрен-
них Дел. «Выгорают» те люди, которые имеют характер интроверта и особые характеристики в индивидуальном и психологическом плане, не связанные с требованиями профессий в сфере общения. У этих людей отсутствует запас большой жизненной энергии. Им присуще скромность, застенчивость, потребность к изоляции и сосредоточение внимания на деятельности в профессии. Люди такого типа характера быстрее формируют эмоциональный дискомфорт, не могут «отсекать» отрицательное душевное состояние во внешнюю среду.
Работники, находящееся в постоянном несогласии с самим собой, в работе, в отношениях между работой и семьей, прессинге, где требуется подтверждать свой профессионализм подвержены синдрому эмоционального выгорания. [5, с.381].
При постоянном страхе потерять работу и при неуверенности в завтрашнем дне профессиональная деятельность этих людей приводит к эмоциональному выгоранию. В России люди в возрасте старше 45 лет попадают в эту категорию.
При наличии постоянного стресса синдром появляется тогда, когда человек входит в новую незнакомую среду, где он должен показать свой профессионализм в сфере своей деятельности. Например, после благоприятных условий в высшем учебном заведении на дневном отделении, молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро осознает свою некомпетентность. В этом случае симптомы выгорания могут появиться после шести месяцев работы.
После анализа исследования по выгоранию люди городов с большим населением постоянно находятся в тесном контакте друг с другом и вынуждены общаться с разным количеством незнакомых людей в различных общественных местах. [2, с.192].
Менее подвержены синдрому эмоционального выгорания и риску подрыва здоровья работники, обладающие следующими качествами: целенаправленная забота о физическом здоровье (спорт, здоровый образ жизни), высокая самооценка, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях. Работники, имеющие опыт успешного преодоления стресса в профессии и способные значительно меняться в стрессовых условиях, менее подвержены эмоциональному выгоранию.
Необходимой чертой людей, которые могут противостоять эмоциональному выгоранию, является их способность формировать и находиться постоянно в позитивном, оптимистичном состоянии, мотивировать только позитивное отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Для таких людей характерны такие индивидуальные психологические характеристики, как высокая мобильность, открытость, коммуникабельность, независимость и желание полагаться на свои собственные силы.
Список литературы
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Сударыня, 1999. - 28с.
2. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Речь, 2011. - 192 с.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - М.: Питер, 2008. - 336 с.
4. Куваева, И.О. История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А.Подсадного; Курск, гос. ун-т; СПб гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. - Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2007. - С. 85-88.
5. Никишина В.Б. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение. - Курск, 2007. - 381 с.