Научная статья на тему 'Психологическая характеристика синдрома эмоционального выгорания учителей'

Психологическая характеристика синдрома эмоционального выгорания учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
549
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жаркова Е. С., Иванова И. П.

Синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В статье рассмотрены симптомы эмоционального выгорания, дана характеристика людей, находящихся в зоне риска, приведены данные проведенного исследования, а так же разработанные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика синдрома эмоционального выгорания учителей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Жаркова Е.С.*, Иванова И.П/

Чувашский государственный педагогический университет, г. Чебоксары

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В статье рассмотрены симптомы эмоционального выгорания, дана характеристика людей, находящихся в зоне риска, приведены данные проведенного исследования, а так же разработанные рекомендации.

2010 год в Российской Федерации объявлен годом учителя. И вполне оправданы надежды учителей на повышение заработной платы, обогащение материально-методологической базы, усовершенствования системы единого государственного экзамена, вот только не стоит забывать и о психологической сфере. Здоровая личность - это, прежде всего, личность психически благополучная. Одним из актуальных вопросов современной педагогической психологии и психологии труда является вопрос об эмоциональном выгорании учителей и педагогов, о его профилактике, диагностике и методах помощи.

Синдром эмоционального выгорания или сгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Сам термин «психическое выгорание» был введен в 1974 году американским психологом Х. Фрейденбергером и переводится с греческого языка как «прекращение горения» [1, с. 290]. В отечественной литературе понятие «эмоциональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Маслач С., одна из ведущих специалистов по изучению эмоционального выгорания, детализировала этот синдром как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане - утрату профессионального мастерства [4, с. 299].

* Студентка 4 курса Психолого-педагогического факультета

♦ Заместитель декана по воспитательной работе, доцент кафедры Психологи и социальной педагогики, кандидат педагогических наук

Пайнс А. уделял особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучал, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. [4, с. 300]. Исследователь К. Кондо большое значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимее тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству [4, с. 300]. Буриша М. в развитии синдрома выгорания выделяет несколько главных фаз: предупреждающая фаза; снижение уровня собственного участия; эмоциональные реакции; фаза деструктивного поведения; психосоматические реакции; разочарование [4, с. 85].

Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия в форме частичного или полного исключения эмоций [1, с. 137]. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, эмоциональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения, по Г. Селье.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. Эмоциональному выгоранию больше подвержены:

- во-первых, сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности, которые не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромно -стью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду;

- во-вторых, люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции;

- в-третьих, работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического стра-

ха потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу;

- в-четвертых, люди, которые попадают в новую, непривычную обстановку, в которой они должны проявить высокую активность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут появиться уже после шести месяцев работы;

- в-пятых, жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей.

Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом.

К симптомам эмоционального выгорания относят:

- чувство постоянной, не проходящей усталости;

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»);

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

Сами симптомы не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне - от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т.д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих педагогов (нас интересовала проблема выгорания учителей). Очень важна и исходная личностная структура: например, у человека с психоастеническими чертами гораздо больше шансов впасть в уныние и беспокойство по поводу работы, а у человека с исходно ригидной структурой, да еще с гипертимными чертами, больше вероятности стать агрессивнее в общении с детьми.

Социальные последствия синдрома эмоционального выгорания:

- ухудшение качества выполнения работы;

- утрата творческого подхода к решению задач;

- увеличение числа конфликтов на работе и дома;

- частые прогулы;

- переход на другую работу, смена профессии.

Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, т.к. способствуют большому количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Выгорание распространятся через неофициальные взаимодействия на работе.

Синдром может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.

В ходе исследования нами были опрошены 60 учителей средних школ города Чебоксары, выявлены: у 5 % учителей данный синдром сложился, 75 % учителей находятся в фазе «напряжение» и у 20 % синдром отсутствует. Для опроса была использована методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Далее мы провели групповую кор-рекционную работу с учителями первой группы (сложившийся синдром), результаты которой показали улучшения психического состояния участников. Так же нами была разработана система психологического просвещения и профилактики синдрома эмоционального выгорания учителей. На этом свою деятельность планируем не прекращать и продолжать работу в сфере профилактики и предупреждения синдрома эмоционального выгорания.

В ходе работы нами разработаны следующие рекомендации, препятствующие развитию синдрома эмоционального выгорания, а также повышающие стрессоустойчивость организма:

1. Регулярный отдых, четкая граница работа - дом. «Выгорание» усиливается в случае стирания границ между работой и домом (не

стоит брать работу на дом). Важно уметь «переключаться», отходить от рабочих проблем, не переносить чужие заботы на себя, не отождествлять себя с собеседником (будь то коллега или подопечный и т.п.), соблюдать дистанцию в общении и в работе.

2. Регулярные физические упражнения. Необходимы такие виды активности, которые приносили бы удовольствие (работа в саду, йога, велопрогулки, танцы и т. д.), в противном случае они будут избегаться.

3. Пребывание на свежем воздухе и здоровый сон (7-8 часов).

4. Необходимо правильное распределение рабочего времени: планирование очередности, срочности дел, соблюдение режима дня, необходимые перерывы в случае утомления, переключение внимания, смена деятельности при монотонной работе.

5. Правильный режим питания, как дома, так и на рабочем месте своевременное и с соблюдением основных требований диетологов: снижение употребления кофеина, алкоголя, лекарств и т.д.

6. Делегирование ответственности, т.е. разделение ответственности за результат деятельности с коллегами.

7. Активная профессиональная позиция. Не стремиться всегда и во всем быть первым и лучшим.

8. Наличие хобби вне работы, позволяющие снять напряжение и отдохнуть.

9. Овладение приемами саморегуляции и самовоздействия, повышение собственной стрессоустойчивости. Напомним, что к естественным приемам регуляции своего психоэмоционального состояния относятся: смех, юмор, рассматривание пейзажей, цветов, дыхательные упражнения, чтение стихов, приятные размышления и мечты, расслабление мышц и потягивания.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. -238 с.

2. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е.М. Рогов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. -529 с.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 31. - С. 90-101

4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы / М.В. Фир-сов, Е.Г. Студентова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.