Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание юристов как инновационный процесс правовой культуры'

Профессиональное воспитание юристов как инновационный процесс правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топчий В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание юристов как инновационный процесс правовой культуры»

ством управления, и в том числе сетевого разноуровневого взаимодействия. Ключевыми задачами стажировки молодых педагогов являются:

• адаптация к условиям профессиональной деятельности;

• мотивация к личностно-профессиональному развитию;

• вовлечение в инновационную деятельность;

• освоение профессиональной документации;

• выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе рефлексии своих личностных и индивидных особенностей;

• составление программы личностно-профессионального развития.

Преимущество районных стажировочных площадок в адаптации молодых педагогов заключается в территориальной близости к рабочему месту, возможности посещать несколько стажировочных площадок в зависимости от направлений стажировки и координировать деятельность нескольких наставников.

Молодой педагог, как и любой другой специалист, должен ощутить заинтересованность профессиональной среды в его личностнопрофессиональном развитии, видеть перспективы и механизмы достижения профессиональных вершин, осознать свою профессиональную миссию, принять на себя ответственность за результаты и процесс педагогической деятельности.

Педагог, научившийся получать удовольствие, радость от результатов и процесса своей профессиональной деятельности, скорее всего, останется в профессии, и будет стремиться к личностнопрофессиональному развитию, поэтому стажировка молодого педагога - это механизм научения творческой самореализации в профессии, научения трудиться с удовольствием, на благо себе и людям.

В.В. Топчий

Профессиональное воспитание юристов как инновационный процесс правовой культуры

Отечественная реформа юридического образования и вопросы повышения профессионального воспитания будущего юриста зачастую исходят из общих правил совершенствования нашей высшей школы. Как результат этого, не всегда учитывается сама специфика юридического образования, а, соответственно, и вопросы профессионального воспитания будущего специалиста в области права. В то же время ситуация, которая складывается в правовой сфере, со-

156

стоит в том, что и государству, и самому обществу на данном этапе не удаётся решить одну из главных задач - создание благоприятной, современной правовой среды для социальной и экономической модернизации общества.

Возникают вопросы, на которые нужно давать конкретные и однозначные ответы. Такие вопросы уже сейчас лежат на поверхности: Каковы закономерные особенности нашей правовой культуры, определяющие специфику подготовки профессионального корпуса юристов? Имеет ли нынешняя реформа образования (в том числе и юридического) в России системные ориентиры в национальной правовой культуре? Насколько способно профессиональное воспитание влиять на фундаментальные основы отечественной правовой жизни? И уже сейчас можно увидеть, что те дискуссии, которые идут по поводу образования, проходят в основном вокруг ступеней, уровней и стандартов подготовки (в том числе и юристов), фактически не затрагивая при этом исходных и постановочных вопросов профессионального воспитания будущего специалиста.

Для профессионального воспитания принципиально важна опора на ментальные основы в национальной правовой культуре, на правосознание, которое нивелируется, а то и деформируется затем профессиональной юридической практикой. Отметим такие факты, когда по глубине и обостренности чувства справедливости, равноправия, законности правосознание простых граждан в целом значительно выше правосознания тех юристов, которые, как правило, всегда находят оправдание действиям власти.

Исходя из этого, можно констатировать, что такой образовательный принцип формирования юридического сообщества и объясняет проигрыш именно в юридическом профессионализме и судейского корпуса, и сотрудников полиции, и следственного аппарата. Отсюда напрашиваются очевидные выводы: обществу необходимы механизмы, постоянно поддерживающие определяющее влияние социального начала на профессиональное воспитание будущего юриста. Можно с уверенностью сказать, что именно эта социальная связь у нас в России оказалась разорванной.

Исходя из этого, отметим, что актуальным вопросом инновационного развития правовой культуры является создание широкой социальной среды формирования стилевых признаков правового сознания и поведения. Сразу же заметим, что существенные элементы такой среды - вузы. Именно здесь проходят процессы организации образования, профессионального воспитания, они же зачастую являются и центрами правовой культуры города, области, а то и целого региона.

Вузам, как центрам правовой культуры, необходимо более глубоко, чем сейчас, интегрироваться именно в социальный контекст. В

157

свою очередь, это может означать одно, что учебные планы юридических факультетов должны быть сопряжены с программами гуманитарных факультетов классических университетов. Кроме того, вопросы профессионального воспитания юристов в юридических академиях и институтах прикладного характера должны соотноситься с системой практической деятельности отрасли или самого региона, образуя тем самым научно-практические и культурнопросветительские кластеры.

В рамках культурной идентификации профессионального воспитания определенная роль может принадлежать и так называемым непрофильным вузам, где идет процесс реализации юридических программ. Именно в таких вузах готовят юристов общего профиля, и вот здесь вопросы разработки индивидуальной для каждой непрофильной профессии образовательной юридической программы позволят обогатить юридическую профессию проникновением правовой культуры в нетипичные для нее сферы общественных отношений.

Методы обучения, вопросы профессионального воспитания юристов во всем мире непрерывно совершенствуются, и только в России все свелось к ужесточению условий образовательного процесса и внедрению двухуровневой системы подготовки. В то же время никто наверняка не будет отрицать тот факт, что подлинное качественное профессиональное воспитание юриста основано на механизме культурной идентификации юридического мышления, на встроенности юридического образования в процесс национального правового сознания и культуры. Возникающие в обществе сомнения по поводу способности юристов не только применять и интерпретировать, но и понимать общество и воспроизводить его имманентные культурные нормы нельзя устранить проверкой у студентов остаточных знаний действующего законодательства. Поэтому смысл реформы юридического образования, а также вопросов профессионального воспитания, будет состоять не столько в решении проблем повышения уровня догматических познаний выпускников юридических факультетов, сколько в формировании целостной культурной среды юридического корпуса страны, образовательная специализированная компонента которой есть лишь одна из предпосылок подлинной юридической квалификации.

Такую среду уже сейчас не надо специально выдумывать. Фрагменты этой среды существуют, они разрозненны, бессистемны, рассредоточены в различных институтах и требуют концептуального соединения. Будем справедливы, если отметим, что и наше юридическое образование, и вопросы профессионального воспитания будущих юристов нуждаются в обретении твердой почвы в мировой и отечественной гуманитарной культуре. Правовую культуру не может

158

развивать юридическая ученость, которая недостаточна для созидания широкого юридизма как способа социализации человека. Профессиональное воспитание юридического корпуса через университеты, как мы видим, имеет гораздо более глубокий смысл, чем изучение там законов. Конечно, такое изучение должно быть элементом мультикультурного образования, которое способен дать только университет.

Устаревшие явления в отечественной правовой культуре и образовании вызывают необходимость пересмотра существующего типа юридической подготовки и вопросов профессионального воспитания в университетах и академиях. В своих профессиональных аспектах все это должно строиться на основных неюридических университетских программах социально-гуманитарного цикла в области истории, социологии, культурологии, психологии, экономики и других фундаментальных гуманитарных наук. Можно с уверенностью сказать, что все это создаст необходимую общенаучную и мировоззренческую основу для освоения частных юридических курсов, которые имеют смысл только в структуре широкой общесоциальной культуры юриста.

Профессиональное поведение предполагает интеллектуальную и психологическую зрелость, достижение которой невозможно сформировать непосредственно со школьной скамьи и вне культурного контекста данного общества. Примером этого может служить опыт классических правовых стран, где юридическая корпорация формируется путем сложного и последовательного прохождения этапов формирования индивидуальной социальной и правовой культуры.

Профессия юриста в России как никогда нуждается в росте и оздоровлении прежде всего человеческого капитала. Здесь же сразу отметим, что необходимым условием получения профильного юридического образования профессионального типа должно быть наличие опыта практической работы либо гуманитарного, экономического и иного университетского образования хотя бы на уровне бакалавриата. Все это позволит значительно расширить интеллектуальные источники формирования юридического корпуса, укрепить его культурную основу, ограничить приток в юридическую профессию случайных и незрелых людей.

Болонский процесс сам по себе не может заменить национальной стратегии развития юридического образования и вопросов профессионального воспитания. Отметим, что вопросы повышения качества подготовки юристов будут приобретать смысл только в конкретной системе адекватных институтов национальной правовой культуры. Кроме того, необходимым условием этого процесса будет тот факт, что сами вопросы образования и профессионального вос-

159

питания преодолеют свою изолированность и выступят частью более широкой научной, воспитательной, культурной и иной институционной социальной системы. Россия находится в поиске своей модели юридического образования и стиля правовой культуры. Нам необходимо видение того, в каком направлении мы хотим изменить нашу правовую культуру, в чем именно состоит роль юридического образования и профессионального воспитания и через какие институты оно будет способно выполнить эту роль.

К.С. Афанасьев

«Зеленый университет»: от здоровьесберегающих технологий к энергоэффективной образовательной среде

Согласно закону «Об образовании», на руководство образовательной организации возложена обязанность содействия здоровьесбережению обучаемых посредством ряда мероприятий управленческого и организационного характера, центральным среди которых является создание здоровьесберегающей образовательной среды, то есть рациональной организации учебного пространства и процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими показателями.

При этом применяемые в вузе здоровьесберегающие технологии зачастую сводятся к набору стандартных, но от этого не менее важных действий: рациональная организация двигательной активности студентов, организация рационального питания студентов, работа по формированию ценности здорового образа жизни, создание службы психолого-педагогической поддержки студентов, организация доврачебного выявления факторов и групп риска по развитию заболеваний у студентов (Семикин Г.И. Создание здоровьесберегающей седы вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Гуманитарный вестник. 2012. № 10. С. 2). Тем не менее, в настоящее время возникает необходимость отхода от нормативного подхода в создании и обеспечении здоровьесберегающих технологий, основанного на выполнении минимальных требований со стороны контрольных органов в сторону активного участия руководства вузов, студентов и преподавателей в повышении качества образовательной среды.

В рамках данной работы мы рассмотрим несколько новых тенденций в развитии образовательных пространств, выявленных в ходе анализа деятельности инновационных предприятий в России и за рубежом, а также деятельности частных и корпоративных университетов в сфере создания учебных пространств и кампусов. При этом

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.