УДК 339.15
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Очилова Хилола Фармоновна
Кандидат экономических наук, доцент Ташкентский государственный экономический университет Е-mail: hilola.ochilova20@gmail.com
В данной статье обоснована целесообразность непрерывного профессионального туристского образования, а также повышения качества подготовки кадров для туриндустрии. Разработаны авторские рекомендации по совершенствованию системы подготовки кадров для туризма и даны пояснения к этим рекомендациям. В заключительной части автором сделаны следующие выводы, что необходимо формировать целостную систему образования, обеспечивающую тесное сотрудничество между дошкольными, общими средними, средними специальными, профессиональными, высшими образовательными и научными учреждениями.
Ключевые слова: туристское образование, подготовка кадров, туриндустрия.
PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Ochilova H.F.
Candidate of Economics, Associate Professor, Tashkent State University of Economics E-mail: hilola.ochilova20@gmail.com
This article substantiates the expediency of continuous professional tourism education, as well as improving the quality of training for the tourism industry. Author's recommendations for improving the system of training for tourism have been developed and explanations for these recommendations have been given. In the final part, the author made the following conclusions that it is necessary to form an integral education system that ensures close cooperation between preschool, general secondary, secondary specialized, professional, higher educational and scientific institutions.
Keywords: tourism education, training, tourism industry.
В принятой 28 января 2022 года «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» одним из приоритетов является «продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда». Кроме того, аспекты повышения качества и конкурентоспособности образования страны, как на национальном, так и на международном рынках труда предусмотрены в Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года [4].
Самая важная реформа в системе образование это предоставление
самостоятельности вузам. Начиная с 2018/2019 учебного года поэтапно большинство ведущих высших образовательных учреждений с контингентом студентов более 10 тысяч, самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим
направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. ВУЗам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам. Это предусмотрено Указом Президента РУз «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан на период до
2030 года» от 8 октября 2019 года, кроме того запланировано поэтапное внедрение передовых стандартов высшего образования, постепенный перевод учебного процесса на кредитно-модульную систему, которая должна быть внедрена в 16% высших образовательных учреждений в 2023 году, в 57% — в 2025 году и в 85% — в 2030 году. Вместе с тем, переход на эту систему уже начался, например, Ташкентский государственный экономический университет внедрил 2 года назад.
Сегодня около 25 вузов занимаются подготовкой кадров для отрасли туризма, и их число продолжает расти [3]. В республике ведут свою деятельность высшие учебные заведения, которых условно можно разделить
на два вида: вузы узкой специализации, которые выпускают только специалистов для сферы туризма (такие как Международный университет туризма и культурного наследия «Шелковый путь»), а также вузы широкой ориентированности, т.е. имеющие факультет или программу по подготовке кадров туристской направленности - к этой группе можно отнести все остальные учебные заведения республики.
Реальную статистику трудоустройства выпускников с туристским образованием найти сложно. По разным данным, в регионах ежегодно по специальности в туризме трудоустраивается от 15 до 50 процентов выпускников [1]. Следовательно, при достаточном спросе на специалистов в туризме и наличии рабочих мест, количество трудоустроенных по специальности маленький. На наш взгляд, это вызвано тем, что вакансии и рабочие места распределены неравномерно, т.е. в областях, где туризм слабо развит, штат туристских предприятий укомплектован, и выпускник вынужден устроиться на работу не по специальности. Вследствие чего разочарованные выпускники, не
трудоустроившись в своем регионе, вынужденно уезжают в более развитые туристские регионы или за рубеж.
Как нам известно, в сфере туризма востребованы различные специальности, но выпускаются много специалистов высшего звена, которые не требуются отрасли. На практике существует реальная нехватка сотрудников среднего и младшего звенья со специальным образованием для обслуживания гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и достопримечательностей. Думаем в ближайшем будущем будут востребованы все профессиональные кадры, т.к. в республике организовываются туристские кластеры и туристские зоны.
Невзирая на растущий интерес к получению высшего образования и увеличение квот на поступление, сохраняется низким охват населения студенческого возраста системой высшего образования, всего 25%. Далеко не всегда отвечают современным требованиям учебные планы вузов, впрочем, как и качество подготовки абитуриентов. По оценкам экспертов Министерства высшего и среднего специального образования РУз, критически важным является то, что самые низкие результаты показывали абитуриенты, желающие овладеть техническими специальностями, стремящиеся работать в технологически интенсивной среде, где пробелы в школьных знаниях никак не могут быть восполнены вузовской программой [2]. Это подтверждается также данными
представительства ЮНИСЕФ о качестве образования в Узбекистане.
Как нам известно, в настоящее время в индустрию туризма наряду с турфирмами,
отелями, транспортными компаниями, вовлечены промышленные компании, банки, различные ассоциации и союзы. Многие предприятия разных сфер экономики сосредоточились вокруг туристского сектора. Туристскому бизнесу необходимо также модернизировать систему подготовки туристских кадров. Необходимо
совершенствовать методы обучения профессиональных работников для туристского бизнеса. Кадры для отрасли туризма должны быть подготовлены на основе международных стандартов обслуживания, так как это носит международный характер.
Актуальность исследований процессов, подготовки специализированных кадров для отрасли туризма объясняется тем, что в современных условиях возрастает роль высокоинтеллектуальных человеческих
ресурсов, способных не только применять накопленные научные знания, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых информационных технологий, услуг, продуктов. В условиях цифровой экономики на первый план выдвигаются применение знаний, их накопление, переработка и распределение с помощью информационных технологий, таким образом, именно человеческие ресурсы и их интеллектуальный потенциал превращаются в главный ресурс инновационного развития.
Результаты исследований, проведенных за последние годы, показывают, что проблемы отечественной экономики сказываются на сферу образования, от которой зависит степень экономической развитости страны, и который основан на высокой культуре и нравственности населения страны. Таким образом, профессиональное туристское образование заслуживает особого внимания со стороны государства, кроме того необходимо более глубокое и системное рассмотрение вопросов оказания профессионального туристского образования. То есть это не только подготовка тысяч специалистов, но и создание научной школы. Надо изучить знания и умения, накопленные отечественной и зарубежной практикой, и применять её в практику деятельности. Бизнес-образование в туристской отрасли, в силу ее природы (комплекс составляющих индустрии туризма, особенность предоставления туристских услуг, формирования и продвижения турпродукта, международные и межкультурные
коммуникации) являются основой в системе профессионального туристского образования.
В связи с этим реформы в образовании являются наиболее эффективными при комплексном подходе и гармонизации реформирования секторов и различных этапов образования. Поэтому на передний план реформ выступает необходимость
формирования целостной системы
образования, обеспечивающей тесное сотрудничество между дошкольными, общими
средними, средними специальными, профессиональными, высшими
образовательными и научными учреждениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2021 года №ПП-5270 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы непрерывной подготовки квалифицированных кадров в сферах туризма, культурного наследия и музееведения».
2. Очилова Х. Ф. Перспективы этнопарков в Узбекистане //Туризм и гостеприимство. - 2020. -
№. 1.
3. Рассохина Т. В., Жираткова Ж. В., Очилова Х. Ф. Основы экскурсионной деятельности. изд. ЮРАЙТ - 2020.
4. www.lex.uz
УДК 33
СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Чмут Галина Александровна.
Кандидат экономических наук, доцент Южного Университета
(Институт управления, бизнеса и права)
еmail: galina-chmut@yandex.ru
В связи с введением ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств, в процессе реализации государственные и муниципальных контрактов заказчики и поставщики столкнулись с изменением цен на некоторые товары, работы и услуги, изменением логистики в поставке товаров в связи с чем, оказалось невозможным выполнения контрактов по ранее установленным ценам. В статье рассматриваются основные изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд, и предложения по снижению рисков в сложившихся условиях
Ключевые слова: контрактная система, государственный и муниципальный контракт, риски на выполнение контракта, лицензия на осуществление деятельности, национальный режим, лимиты бюджетных обязательств.
RISK REDUCTION IN THE IMPLEMENTATION OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT IN THE SAME CONDITIONS
Chmut G.A.
Candidate of Economics, Associate Professor at Southern University (Institute of Management,
Business and Law)
еmail: galina-chmut@yandex. ru
Due to the introduction of restrictive measures by unfriendly foreign states, in the process of implementing state and municipal contracts, customers and suppliers faced changes in prices for some goods, works and services, changes in logistics in the supply of goods, and therefore it was impossible to fulfill contracts at previously set prices. The article discusses the main changes in the legislation on the contract system in the field of procurement of goods, works and services to meet state and municipal needs and proposals to reduce risks in the current conditions
Keywords: contract system, state and municipal contract, risks for the performance of the contract, license to carry out activities, national regime, limits of budget obligations.
Введение политических или
экономических санкций иностранными государствами, совершающими
недружественные действия в отношении Российской Федерации, приведет к существенным изменениям на товарном рынке нашей страны, которые, в свою очередь, затронут и сферу государственных и муниципальных закупок [3]. Изменения касаются каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд, технических заданий на многие товары, работы и услуги, национального режима, цены контракта, штрафных санкций за неисполнения контракта и другие изменения
С целью поддержки, как поставщиков, так и заказчиков, чтобы бизнес продолжал участвовать в государственном и муниципальном заказе, были внесены изменения в законодательство о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Основные из которых, следующие:
Заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 года. Статья 112 федерального закона № 44-фЗ дополнена частью 65.1, согласно которой условия контракта могут изменяться при наличии решения Правительства РФ, региональных