Психолог
Правильная ссылка на статью:
Егоренко Т.А Профессиональное становление студентов колледжа на этапе их допрофессионального развития // Психолог. 2024. № 1. DOI: 10.25136/2409-8701.2024.1.69626 EDN: UIYQGD URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=69626
Профессиональное становление студентов колледжа на этапе их допрофессионального развития
Егоренко Татьяна Анатольевна
кандидат психологических наук
заведующий кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А Гуружапова, Московский
государственный психолого-педагогический университет
127051, Россия, г. Москва, уп. Сретенка, 29 И [email protected]
Статья из рубрики "Профессиональная психология"
DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69626
EDN:
UIYQGD
Дата направления статьи в редакцию:
19-01-2024
Аннотация: Предметом исследования является сформированность компонентов профессионального становления (профессиональная идентичность, мотивы профессионального выбора, способность к построению временных перспектив) студентов колледжа на этапе их допрофессионального развития. Выборку исследования составили студенты, обучающиеся на 1-4 курсах педагогических колледжей города Москвы и Твери, в количестве 152 человека. В ходе теоретического анализа было определено, что Профессиональное становление представляет собой длительный, дискретный отрезок жизни, который характеризуется фазовостью с чередующимися переломными моментами на рубежных этапах. Этап допрофессионального развития включает в себя две стадии: стадию подготовки к профессиональному выбору и стадию профессиональной подготовки. Среди важнейших показателей успешного процесса профессионального становления на этапе допрофессионального развития выделяют сформированность мотивационной сферы, осознанность профессионального выбора, способность планировать к построению временных перспектив. Для диагностики
профессионального становления студентов колледжа были применены методики: «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной) В результате проведенного исследования было выявлено, что в группе студентов колледжа, преобладающей является неопределенная идентичность, указывающая на неосознанность профессионального выбора. Свое профессиональное будущее студенты строят, не учитывая собственные интересы и потребности, а чтобы избежать критики и назидания окружающих. Студенты с выраженной навязанной идентичностью легко относятся к событиям настоящего и возлагают надежду на свое будущее и возможности, которые они для себя определяют в нем, однако превалирующей мотивацией планирования своего будущего у них также является внешняя отрицательная мотивация. Студенты, находящиеся на этапе «кризиса выбора» оценивают события, происходящие с ними в прошлом как положительный опыт, события настоящего воспринимается ими объективно, мысли и действия устремлены на построение своего профессионального будущего. Полученные в ходе исследования данные указывают на необходимость разработки системы психологического сопровождения профессионального становления студентов, направленной на формирование их активной, субъектной позиции в освоении выбранной профессии.
Ключевые слова:
профессиональное становление, допрофессиональное развитие, статус
профессиональной идентичности, мотивы профессионального выбора, временные перспективы, профессиональная подготовка, профессиональная мотивация, субъект труда, студенты колледжа, профессиональные планы
Современная российская действительность сталкивается со сложными вызовами и изменениями: глобализация, цифровизация, технологический прогресс, социально-экономические изменения и т.д. Вместе с изменениями, происходящими в российском обществе, меняется и рынок труда, что приводит к повышению интереса к проблеме профессиональной подготовки специалиста, готового быть конкурентоспособным и отвечать всем вызовам современности.
Профессиональное становление представляет собой длительный, дискретный отрезок жизни, который характеризуется фазовостью с чередующимися переломными моментами
на рубежных этапах-Ш. Процесс профессионального становления на этапе допрофессионального развития включает в себя две стадии. На стадии подготовки к профессиональному выбору происходит формирование знаний о труде и видах профессиональной деятельности, выявление будущим субъектом труда профессиональных интересов и склонностей. Заканчивается стадия формированием готовности к профессиональному выбору. Стадия профессиональной подготовки этапа допрофессионального развития характеризуется освоением профессиональных знаний, умений и навыков необходимых для выполнения задач профессиональной деятельности; активным развитием профессионально важных качеств обуславливающих успешное функционирование в профессиональной среде; становлением профессиональной идентичности, которая включает в себя осознание профессионального выбора, установление профессиональных ценностей и убеждений, а также развитие мотивации для достижения высоких результатов в выбранной профессии
Проблема профессиональной подготовки субъекта труда широко представлена в исследованиях и работах ученых А.А. Деркача ^ И.В. Дубровиной ^ В.А. Толочека Е.А. Климова -16", Э.Ф. Зеера Л.Б. Шнейдер 18 и др.
Период профессионального становления субъекта труда на стадии профессиональной подготовки несомненно, сопровождается существенными изменениями в потребностно-мотивационной сфере, в иерархической перестройке которой высшую ступень начинают
занимать мотивы, связанные с усвоением профессиональных знаний 191 На стадии профессиональной подготовки создаются условия для формирования профессионального сознания необходимого для последующего становления культуры профессионального труда "i0". В этот период студент обретает некоторую автономность и самодостаточность, расширяет общественную активность, что в последующем, будет способствовать формированию у него профессиональной позиции и профессиональному росту -Ш".
Среди важнейших показателей успешного процесса профессионального становления выделяют сформированность мотивационной сферы в рамках профессиональной
деятельности ""9;10"". На стадии профессиональной подготовки, происходит трансформация тех внутренних сил, которые обуславливают высокую результативность учебно -профессиональной деятельности и способствуют положительной динамике профессионального становления субъекта труда.
Сегодня среднее профессиональное образование (СПО) играет важную роль в подготовке специалистов для различных отраслей экономики. Колледжи, как основные учреждения СПО, выполняют задачу формирования кадрового потенциала страны специалистов-практиков и работников среднего звена. Исследования показывают |"12;13,14;15"|, что в колледжах учатся студенты с различными целями и мотивацией. Одни выбирают колледж, чтобы получить компетенции и быстро приступить к профессиональной деятельности, другие стремятся получить дополнительное образование после окончания школы, а также те, кто использует период обучения в колледже как промежуточный этап перед поступлением в высшее учебное заведение. Степень погружения студента в выбранную профессиональную деятельность уже на стадии получения среднего профессионального образования, будет сказываться и на его процессе профессионализации. В статье представлены результаты исследования статусов профессиональной идентичности, мотивов профессионального выбора и способности к планированию жизненных перспектив, как компонентов профессионального становления студентов колледжа на стадии профессиональной подготовки.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений (педагогические колледжи) города Москвы и города Твери. В исследовании приняли участие 152 студента, из которых 109 человек обучается на 1 курсе - 35 человек; 3 курсе - 41 человек; 4 курсе - 76 человек.
Для диагностики профессионального становления студентов колледжа были применены методики: «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой"16", «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)"16", «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной) |17].
Результаты исследования
А. А. Азбель охарактеризовала этапы становления профессиональной идентичности, и дала им название статусов. Первый этап называется «неопределенный статус профессиональной идентичности», характеризуется отсутствием понимания, ясности в вопросе выбора профессии, отсутствием мыслей о будущем и построении своих профессиональных планов. Второй этап - «навязанный статус профессиональной идентичности», профессиональный выбор совершен, но выбран он под влиянием внешних обстоятельств, чужого мнения или подражания. Третий этап - «статус моратория профессиональной идентичности», это кризисное, переломное состояние, в котором начинает анализироваться жизненный опыт, познаваться внутренний мир и рассматриваются различные варианты профессионального развития. И, наконец, четвертый этап - достижение статуса «сформированной профессиональной идентичности», характеризуется пониманием себя, своих интересов и склонностей, сильных сторон, осознанностью профессиональных планов и самостоятельным выбором профессии -t18!.
Анализ результатов по методике выявления статусов профессиональной идентичности у студентов педагогических колледжей показал, что вне зависимости от курса обучения (1-4 курс) преобладающей является «неопределенная профессиональная идентичность». Лишь незначительная доля студентов колледжа обучающихся на 3 и 4 курсах перешла на следующий этап профессиональной идентичности «навязанная профессиональная идентичность» значения средних составляют на 3 курсе - 17,71; 4 курсе - 18,88. Средние значения статуса «мораторий профессиональной идентичности» составляют на 3 курсе- 17,35; 4 курсе - 17.95 (таб.1). Наименьшие значения на всех курсах обучения имеет статус «сформированной профессиональной идентичности».
Таблица 1 - Распределение средних значений результатов методики изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) в выборке студентов колледжа 1-х - 4-х курсов
Ста тус профессиональной идентичности 1 курс 3 курс 4 курс
Средние Средние Средние
Неопределенная 122,77 116,76 119,49
Навязанная 20,40 17,71 18,88
Мораторий 20,74 17,32 17,95
Сформированная 14,49 14,17 15,50
Таблица 2 - Результаты статистического анализа различий (критерий и-Манна-У итни) статусов профессиональной идентичности студентов колледжа 1-ых - 4-ых курсов
Ста тус профессиональной идентичности 1-3 курс 1-4 курс 3-4 курс
U-Манна-Уитни а U-Манна-Уитни а U-Манна-Уитни а
Неопределенная 565,5 0,113 1210,0 0,446 1366,0 0,272
Навязанная 460,0 0,007 1020,5 0,049 1341,0 0,214
Мораторий 403,5 0,001 870,0 0,003 1432,5 0,472
Сформированная бб5,0 0,583 1156,0 0,2б8 1245,5 0,073
В результате статистического анализа различий (критерий и-Манна-Уитни) между группами студентов 1-го и 3-го курсов были выявлены статистически значимые различия по показателям шкал «Навязанная» (и = 4б8; а = 0,007) и «Мораторий» (и=403,5; а = 0,001) У студентов 3-го и 4-го курсов также были выявлены различия по данным шкалам: «Навязанная» (и=4б8; а = 0,007) и «Мораторий» (и=403,5; а = 0,001) (таб. 2). Необходимо отметить, что в процессе обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении лишь незначительная часть студентов повышает свой статус профессиональной идентичности, что может говорить о неготовности студентов к определению своих профессиональных перспектив и указывает на то, что большая часть студентов возвращается к ситуации профессионального выбора на момент окончания обучения в колледже.
Рассмотрим особенности мотивации профессионального выбора у студентов колледжа 1-х - 4-х курсов (таб.3).
Таблица 3 - Распределение средних значений и стандартных отклонений результатов методики «Мотивы выбора профессии (Р.В. Овчарова) в выборке студентов колледжа 1-х - 4-х курсов
Мотивы выбора профессии 1 курс 3 курс 4 курс
Средние Средние Средние
В нутре нние индивидуально значимые мотивы 2,97 4,б1 4,03
Внутренние социально значимые мотивы 1,97 2,80 1,28
Внешние положительные мотивы 7,57 8,41 9,00
Внешние отрицательные мотивы 14,03 10,17 11,38
Ведущими мотивами профессионального выбора у студентов педагогических колледжей вне зависимости от курса обучения являются внешние отрицательные мотивы, это указывает на то, что выбор профессионального заведения был осуществлен под влиянием внешних обстоятельств, которые испытуемые трактуют для себя как неблагоприятные. Такие результаты дают основание предполагать, что осознанная готовность к профессиональному выбору на момент окончания школы у большего количества студентов колледжа не была сформирована, следовательно, выбор профессии, образовательного учреждения, в котором они учатся сегодня, был сделан под влиянием «необходимости выбора», без учета своих интересов и предпочтений. Можно предполагать, что в дальнейшем, на момент окончания колледжа, данные студенты вновь вернутся к ситуации выбора профессии.
В а ж ным а с пе кто м про фе с с ио на льного с та нов ле ния я в ля е тс я с по с обнос ть пла ниро в а ния личностью временных перспектив. В таблице 4 представлены результаты методики «Опросник временной перспективы» Ф.Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной)
Таблица 4 - Распределение средних значений и стандартных отклонений результатов методики «Опросник временной перспективы» (Ф.Зимбардо) в выборке студентов колледжа 1-х - 4-х курсов
Временная перспектива 1 курс 3 курс 4 курс
Средние Средние Средние
Прошлое Негативное 2,73 3,04 2,97
Настоящее Гедонистическое 3,34 3,40 3,41
Будущее 3,60 3,21 3,40
Прошлое Позитивное 3,76 3,51 3,74
Настоящее Фаталистическое 2,64 2,98 2,77
Наиболее выраженной временной перспективой на всех курсах обучения студентов колледжа является «Позитивное прошлое». Это может указывать на незрелость, инфантилизм, нежелание брать ответственность за себя, свои действия и решения настоящем. Примечательно, что ориентация на будущее, перспективы построения и осуществления собственных планов более выражена у студентов на начальном этапе обучения в колледже.
Для изучения профессионального становления студентов колледжа был применен корреляционный анализ, результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты корреляционного анализа показателей профессионального становления в совокупной выборке студентов колледжа
Параметры Неопределенная Навязанная Мораторий Сформированная
Р Р Р Р
Прошлое Негативное 0,040 -0,176* -0,229** -0,072
Настоящее Гедонистическое -0,143 0,058 0,039 0,073
Будущее 0,432** 0,416** 0,391** 0,130
Прошлое Позитивное 0,115 0,147 0,324** 0,156
Настоящее Фаталистическое -0,189* -0,253** -0,282** -0,040
В нутре нние индивидуально значимые мотивы -0,337** -0,477** -0,505** -0,091
В нутре нние социально значимые мотивы -0,181* -0,259** -0,182* -0,017
Внешние
0,254** 0,444** 0,402** 0,00б
отрицательные
мотивы
У студентов с выраженной неопределенной идентичностью, не сформирована готовность к профессиональному выбору, они беззаботны в проживании настоящего («Настоящее Фаталистическое» р = -0,189; а = 0,020) и ориентированы на будущее, («Будущее» р = 0,432; а = 0,001). В построении профессионального будущего ими движет скорее критика и назидание окружающих о необходимости задуматься о будущем («Внешние отрицательные мотивы» (р = 0,254; а = 0,002), они не учитывают собственные интересы и потребности в построении своего будущего («Внутренние индивидуально значимые мотивы» (р = -0,337; а = 0,001).
Студенты с выраженной навязанной идентичностью не оценивают негативно или пессимистично свое прошлое («Прошлое Негативное» р = -0,17б; а = 0,030), легко относятся к событиям настоящего («Настоящее Фаталистическое» р = -0,253; а = 0,002) и возлагают надежду на свое будущее и возможности, которые они для себя определяют в нем («Будущее» р = 0,41б; а = 0,001). Превалирующей мотивацией построения профессионального будущего у них являются внешняя отрицательная мотивация (р = 0,444; а = 0,001), которая строит образ будущего под воздействием критики или осуждения внутренние индивидуально значимые и социально значимые мотивы" (р = -0,477; а = 0,001), "Внутренние социально значимые мотивы" (р = -0,259; а = 0,001), не включены в построение профессионального будущего.
Студенты, находящиеся на этапе «Моратория, кризиса выбора» оценивают события, происходящие с ними в прошлом как положительный опыт и возможности для развития («Прошлое позитивное» р = 0,324; а = 0,001), настоящее ими воспринимается объективно («Настоящее Фаталистическое» р = -0,282; а = 0,001), мысли и действия устремлены на построение своего профессионального будущего («Будущее» р = 0,391; а = 0,001). Ведущей мотивацией при построении образа будущего является критика и назидание окружающих о необходимости сделать профессиональный выбор, задуматься о своей дальнейшей жизни («Внешние отрицательные мотивы» р = 0,402; а = 0,001) личные потребности, интересы, склонности и возможности для развития при построении профессиональных планов студентами не учитываются («Внутренние индивидуально значимые мотивы» р = -0,505; а = 0,001), («Внутренние социально значимые мотивы» (р = -0,182; а = 0,025).
Заключение
Полученные результаты исследования обозначают проблемные зоны в профессиональном становлении студентов колледжа, наблюдается тенденция состояния неопределенности, ощущение неуверенности в правильности принятого ранее профессионального выбора. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо разрабатывать систему психологического сопровождения профессионального становления студентов, направленную на формирование их активной, субъектной позиции, развитию навыков целеполагания, формирования положительного образа времени, своего настоящего и будущего, осознанности в построении стратегии личностно-профессионального развития и самосовершенствования.
Библиография
1. Егоренко Т.А. Детерминанты профессионального становления субъекта труда -
будущего психолога // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2019 №2(47). С. 36-42.
2. Егоренко Т.А. Становление личностного компонента системогенеза психолога как субъекта труда и его психологическое благополучие на стадии профессиональной подготовки // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2023. - № 4(65) - С. 59-70.
3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. кн. 2. М., 2000.
4. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. - СПб: Питер, 2015. - 592 с.
5. Толочек, В. А. Феномен «Компетенции»: Открытые вопросы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2020. - № 4. - С. 84-109. - DOI: 10.11621/vsp.2020.04.05.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учебное пособие / Э.Ф.Зеер, О.А. Радей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. -256 с.
8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность : монография. - Москва: Московский открытый социальный университет, 2001. - 272 с.
9. Данилова Е.Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2 (55). С. 31-38.
10. Егоренко, Т.А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубежная психология. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 61-70.
11. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: проблемное поле исследований // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: сборник статей под ред. Н.В. Бордовской. СПб., 2012. С. 3-24.
12. Медведева С.А. Профессиональное самоопределение студентов художественного колледжа / С.А. Медведева, Т.Е. Белоцерковец// Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №1 (91).
13. Трофимова Элина Вячеславовна Стратегии профессионализации студентов медицинского колледжа // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2016. №1 (21).
14. Екатеринина, М. В. Специфика формирования профессионально важных качеств медицинских сестер // Ярославский психологический вестник. - 2021. - № 3(51). -С. 63-68.
15. Колесникова, П.И. Привлекательность профессии для студента-юриста на этапе первичной профессионализации. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 2-3(14-15), p. 63-67, dec. 2022.ISSN 2409-4102.
16. Психологические тесты для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов, А.А. Азбель, - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
17. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе// Психологическая диагностика / А. Сырцова, Е. Т. Соколова, О.В. Митина. - 2007. - №1. - С. 85-105.
18. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной работе выступает профессиональное самоопределение студентов колледжа, предметом же фактически сопутствующая диагностическая психолого-педагогическая работа.
Актуальность исследования несомненна по причине того, что мы живём в эпоху, когда наблюдается слишком частая смена технологического облика мира в виду чего теряют актуальность профессии и сферы деятельности, ещё относительно недавно казавшиеся перспективными. Так возникает реальная научная необходимость в переосмыслении процесса профессионального самоопределения и становления нового поколения. С методологической точки зрения статья носит исключительно практический характер, основным методом исследования выступает диагностический эксперимент, что является уровнем достаточным для подобного формата исследования.
Текст выполнен в соответствии с нормами научного стиля, список литературы соответствует содержательным требованиям и отражает заявленный в работе объект исследования.
Теоретическая часть исследования носит в большей степени компиляционный нежели аналитический характер, о чем будет сказано ниже.
Практическая часть исследования выполнена на хорошем уровне, заслуживает внимания применение математических методов обработки диагностических данных, обеспечивающее валидность результатов. По работе существуют следующие замечания.
Со структурой точки зрения экспериментальный блок назван «результаты и их обсуждение», что не в полной мере соответствует общепринятым канонам, под таким названием обычно предстает информация о значимости исследования на общем публикационном фоне и о его новизне. Подобная информация в тексте в целом отсутствует.
Теоретическая часть названа введением, что не вполне корректно, поскольку во введении обычно представляется постановка проблемы.
Не принято делать (за исключением случаев явной необходимости) цитирование в заключении, поскольку эта часть по своей сути подразумевает полностью авторский текст.
В теоретической же части едва ли не каждый абзац сопровождается ссылкой, что само собой подразумевает вопрос о наличии собственных теоретических суждений. С содержательной точки зрения есть вопросы к формулировке актуальности. В ней отсутствует реальная психолого-педагогическая мотивировка изучаемого явления. Автор ограничивается сверхобщими фразами о глобальных трендах, в действительности же такая формулировка подойдёт вообще для любой гуманитарной статьи. В теоретической части представлено лишь перечисление авторов, в то время как в научной работе ожидается обзор их исследований хотя бы с минимальным описанием их вклада, векторов и пр.. В тексте отсутствуют в явном виде выраженные определения, какие-либо структурные компоненты изучаемого явления и пр. Теоретическая информация чрезвычайно обобщена и похожа в большей степени на текст учебника. Эти замечания несколько обедняют статью с точки зрения научно-аналитический оценки,
но не отменяют понимания того, что работа в целом соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследованиям практического характера и может быть опубликована в рецензируемом журнале по психолого-педагогическому направлению.