Научная статья на тему 'Временная ориентация на будущее и преодоление студентами кризиса профессионального выбора (на примере направления "строительство")'

Временная ориентация на будущее и преодоление студентами кризиса профессионального выбора (на примере направления "строительство") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TEMPORARY ORIENTATION / IMAGE OF THE FUTURE / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинина Снежана Михайловна

В статье экспериментально обосновывается содержание деятельности психолога по преодолению студентами кризиса профессионального выбора. Обсуждается роль позитивного образа будущего в процессе профессионально-личностного развития студентов. Продемонстрированы специфика временной ориентации студентов младших и старших курсов и взаимосвязь между показателями шкал Опросника временной перспективы Ф.Зимбардо (ZTPI). Показана связь сформированной профессиональной идентичности студента и ориентации на будущее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORARY ORIENTATION FOR THE FUTURE AND OVERCOMING THE STUDENTS OF THE CRISIS OF PROFESSIONAL CHOICE (ON THE EXAMPLE OF “CONSTRUCTION”)

The article experimentally substantiates the content of the activity of a psychologist in overcoming the crisis of professional choice by students. The role of a positive image of the future in the process of students' professional and personal development is discussed. The particular characteristics of the temporal orientation of students of junior and senior courses and the relationship between the indicators of the scales of the Zimbardo Time Prospect Questionnaire (ZTPI) are demonstrated. The connection of the formed professional identity of the student and orientation to the future is shown.

Текст научной работы на тему «Временная ориентация на будущее и преодоление студентами кризиса профессионального выбора (на примере направления "строительство")»

Зинина С.М.

временная ориентация на будущее и преодоление студентами кризиса профессионального выбора (на примере направления «строительство»)

Современные студенты - это не столько будущие профессионалы, сколько профессионалы будущего. Именно им через 15-20 лет предстоит стать основной «производительной силой» в экономике будущего. Может потому, студенчеству традиционно свойственна ориентация на будущее время, стремление предугадать грядущие изменения, предчувствие и ожидание перемен, принятие нового, ценность творчества. Как отмечается в докладе «Навыки будущего: что надо знать и уметь в новом сложном мире» [6], современный мир становиться все более новым и чрезмерно сложным, его основными характеристиками являются: высокая скорость и динамика изменений, непредсказуемость будущего, ощущение хаоса, отсутствие ясности даже в настоящем. По причине этого современный мир получает специальный термин - «мир VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity)». Изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность современного мира становятся новыми вызовами и для самой студенческой молодежи, и для тех, кто формирует готовность молодых людей к будущей профессиональной деятельности и для тех, кто обеспечивает этому научно-теоретическое обоснование, в том числе для психологов образования.

В настоящее время в структуру ряда отечественных организаций высшего образования входят подразделения, обеспечивающие психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (психологические службы, психологические центры, кабинеты психолога). В большинстве своем специалисты-психологи, работающие в системе высшего образования, выстраивают свою работу с учетом принципов работы психолога образования и определяют содержание своей деятельности, исходя из запросов выше стоящего руководства. Несмотря на то, что психологическая служба высшего образования во многом заимствовала модель своей деятельности у школьной психологической службы, активно продолжается поиск специфики содержания, форм и методов работы психолога в системе высшего образования. Особенно явно задача выявления и обозначения этой специфики встает в связи с разведением школ и вузов в системы подчинения разным министерствам (Министерству просвещения и Министерству высшего

образования и науки соответственно).

Целевая направленность организации высшего образования на подготовку молодых людей к будущей профессиональной деятельности и на развитие личности будущего профессионала ставит перед психологами вузов задачу психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов, в частности процесса их профессионально-личностного самоопределения. Наш опыт работы в качестве специалиста психологической службы университета показал, что у студентов потребность в психологической помощи резко возрастает в период кризисов профессионально-личностного развития. Нормативный кризис профессионального становления, согласно концепции Э.Ф. Зеера [3], на стадии профессиональной подготовки, традиционно связан с разочарованием в выбранной ранее профессии, с сомнением в правильности сделанного ранее профессионального выбора. В зависимости от индивидуально-личностных особенностей студентов этот кризис может протекать остро, как внутриличностный конфликт, как мучительный поиск новых смыслов профессионального обучения, или вяло, как состояние неудовлетворенности отдельными сторонами обучения.

Необходимость поиска содержания деятельности психолога по оказанию помощи студенту в преодолении кризиса профессионального выбора инициировала серию дополняющих друг друга эмпирических исследований, предметом которых стал такой параметр профессионально-личностного развития студентов как профессиональная идентичность. Дело в том, что сформированная профессиональная идентичность студентов может выступать критерием результативности профессионального образования, показателем профессионализации личности и успешности процесса профессионально-личностного самоопределения и преодоления кризиса профессионального выбора.

Профессиональная идентичность понимается нами в свете теории Э.Эрик-сона и Дж.Марсия [9] как сложное динамическое личностное образование, как важный компонент самосознания, переживаемый как внутренняя солидарность с целями и идеалами профессиональной группы, как представление о себе как о причастном определенной профессии. Динамичность формирования представления о себе как представителе профессиональной группы позволяет выделить ступени этого процесса или статусы идентичности. Причем каждый статус характеризуется особой позицией личности по отношению к кризису профессионального выбора:

• неопределенная (диффузная) профессиональная идентичность - кризис может присутствовать или отсутствовать;

• навязанная (предрешенная) профессиональная идентичность - кризис отсутствует;

• мораторий профессиональной идентичности - кризис выбора;

• сформированная (достигнутая) профессиональная идентичность - кризис пройден.

Признавая тот факт, что студент, осваивая основы профессиональной деятельности, на момент обучения не является членом профессионального сообщества, мы можем говорить о его профессиональной идентичности весьма условно.

Более того, динамичность и процессуальность данного личностного образования позволяют его рассматривать как развивающее в пространстве субъективного времени личности и говорить о профессиональной идентичности студента как о будущей, потенциальной или проспективной идентичности.

Белинская Е.П., анализируя ряд психологических исследований на предмет взаимосвязи временных аспектов «Я-концепции» и идентичности личности, приходит к выводу о том, что проспективная идентичность, как некий образ самого себя в «интерьере» будущего является вполне конструктивной информацией для построения жизненного пути личности, и феноменологически проявляется в ситуациях социального выбора[1]. Это позволяет предположить, что выход из кризиса профессионального выбора у студентов, как обретение ими профессиональной идентичности, во многом связан с построением эмоционально привлекательного образа профессионального будущего и позитивного образа себя в желаемом будущем.

В исследованиях М.Абреу, М. Пайшау, В. Ленс и др., выполненных в рамках «отношенческой теории мотивации» Ж. Нюттена, было показано, что структура ориентации на будущее, степень оптимизма по отношению к личному будущему оказывают заметное влияние на профессиональное развитие личности в кризисные периоды, способствуя планированию и совладанию с трудностями переходных этапов. Было доказано, что основная роль психолога или профконсультанта состоит в активизации «потенциала к изменению», который включает среди прочего позитивные характеристики субъективного будущего, профессиональную идентичность. Субъективная организация будущего, по мнению М.Абреу, М. Пайшау, В. Ленс, выполняет функцию «предвосхищающей социализации», поддерживает большое количество типов деятельности в сфере карьеры, такие как решение проблем и совершение выборов на протяжении всей жизни. В связи с чем, изучение карьерного развития личности немыслимо без изучения перспективы будущего и ориентации на будущее [8].

Время - это категория философии. Отношение ко времени - это область психологии. Временная перспектива личности - это отражение установок, убеждений, ценностей личности, связанных со временем. Результатом социализации становится то, что личность научается переводить поток личного опыта в категории прошлого, настоящего и будущего. Понятие «время» становится той призмой, через которую личность осмысливает свой личный опыт, она не просто живет, но и «поднимается» над своей жизнью. Психологическое понимание времени, согласно В.П. Зинченко, связано с идеями развития, изменения человека, его способности быть другим, иметь альтернативу себе. Образ будущего или прошлого времени для личности - это образ «другого Я», отличного от «настоящего Я» [5].

В монографии «Психология конструирования будущего»[7], обобщая нейрофизиологические основы прогнозирующего поведения, её автор, А.Михальский, доказывает, что функция конструирования будущего присущая всем живым организмам с развитой нервной системой и может проявляться на всех сознательных и бессознательных, интерпсихических и социальных уровнях психики. Причем на

всех уровнях психики конструирование будущего выполняет важнейшую функцию выживания, адаптации, регуляции поведения. Рассматривая образ будущего как феномен психики, опираясь на основания нейрофизиологии, философии, психологии и психолингвистики, А. Михальский убедительно показывает, что будущее человеком не предвидится, так как его просто нет, а конструируется как психическая реальность в процессе социального взаимодействия. Образ будущего выступает как один из регуляторов человеческого поведения, ориентир личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов подразумевает совместную работу педагога (психолога, преподавателя, наставника, коуча) и студента по конструированию образа желаемого будущего.

Образ будущего, по А. Михальскому, это сжатое, но топографически структурированное изображение о будущем пространстве и времени своего функционирования. Образ будущего отличается от цели, которая как идеальное представление будущего продукта деятельности, линейна и одномерна. Образ, как хранитель смыслов, согласно Д.А. Леонтьеву может разворачиваться и сворачиваться подобно метафорической змее «кундалини», обнаруживая эмоционально окрашенные и наделенные смыслом объекты. Образ будущего может развертываться, создавая временную перспективу. Согласно А. Михальскому временная перспектива и событийная насыщенность не создаются без специальной проработки этой темы [7]. В связи со значимостью психологической работы по конструированию будущего необходимо изучение условий позитивного влияния «образа будущего» на процессы личностного и профессионального развития студентов.

Ориентацию на время (будущее, настоящее, прошлое) можно рассматривать как устойчивое свойство личности и соответственно делать предметом психологического исследования. Когда объектом психологического исследования являются молодые люди (студенты), то наиболее часто его предметом становится отношение личности к будущему, так как данная временная перспектива тесно связана с вопросами планирования, карьерного целеполагания, с факторами принятия решения в ситуации профессионально-личностного выбора. Проведенные нами ранее исследования показали, что студентами старших курсов направления «Строительство» профессиональное будущее переживается в положительном эмоциональном ключе. Причем степень оптимистичности напрямую связана со степенью переживания ценности, значимости и важности этого будущего. В результате нашего исследования удалось доказать, что отношение к профессиональному будущему связано у студентов с уровнем идентификации себя с профессиональным сообществом. Чем выше степень профессиональной идентичности, тем структурирование воспринимается профессиональное будущее. Причем, если профессиональная идентичность явилась не результатом собственного поиска своего места в профессиональном мире, а навязана модой, общественным мнением или авторитетом, то тем более сложной, трудной и безрадостной переживается студентом будущая профессиональная жизнь [4].

В рамках обсуждаемой в данной статье проблемы нами была проведена се-

рия дополнительных эмпирических исследований, в ходе которых мы попытались выяснить:1)насколько велика доля студентов 4 курса направления «Строительство», переживающих кризис профессионального выбора, а значит потенциально нуждающихся в психологическом сопровождении процесса профессионального становления; 2) каковы особенности временных ориентаций у современных студентов; 3)как взаимосвязаны статус профессиональной идентичности и временная ориентация студента.

В ходе эмпирического исследования с помощью специальной методики Дж.Марсия [2] были изучены особенности развития профессиональной идентичности у студентов и высчитаны процентные доли количества студентов на каждом из статусов профессиональной идентичности. результаты исследования, выполненного на выборке из 120 студентов 4 курса направления «Строительство» (60 юношей и 60 девушек), представлены в табл.1.

Таблица 1

распределение студентов по статусам профессиональной идентичности (п=120)

Идентичность Количество студентов,%

Сформированная 35%

Мораторий 55%

Навязанная 0,8%

Неопределенная 9,2%

Как видно из таблицы 1, большинство студентов (55%) на выпускном курсе бакалавриата имеют статус профессиональной идентичности «мораторий», то есть переживают кризис профессионального выбора. Похожие данные нами были получены и из ранее проведенных исследований [4].

Для изучения особенностей временных ориентаций студентов была использована методика Ф.Зимбардо ^ТР1), которая позволяет определить систему отношений личности ко времени (прошлому, настоящему и будущему), учитывая 5 основных показателей: 1) негативное прошлое (непринятие, отвращение, разочарование по причине прошлого личного опыта); 2)позитивное прошлое (принятие прошлого опыта); гедонистическое настоящее (умение жить сегодняшним днем и наслаждаться им); 4)фаталистическое настоящее (настоящее видится независимым от воли личности и предопределенным «судьбой»); 5) будущее (наличие дальних целей и планов на будущее). В исследовании приняли участие 58 студентов 1 курса и 120 студентов 4 курса направления профессиональной подготовки «Строительство». результаты исследования отражены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели отношения ко времени студентов профессионального направления «Строительство»

Шкала времени 1 курс 4 курс Уровень статистической значимости различий

Негативное прошлое 2,70 2,50 р< 0,1

Гедонистическое настоящее 3,08 3,08 -

Будущее 3,43 3,69 р<0,001

Позитивное прошлое 3,88 3,88 -

Фаталистическое настоящее 2,60 2,37 р<0,1

Как видно из таблицы 2, общее для студентов младших и старших курсов -это высокие средние показатели по шкале «позитивное прошлое» и «будущее». Самые низкие средние показатели у обеих групп студентов по шкалам «фаталистическое настоящее» и «негативное прошлое».

При сравнении средних показателей по всем шкалам между студентами младших и старших курсов обнаружены статистически значимые различия только по шкале «будущее», т.е. у студентов старших курсов ориентация на будущее статистически достоверно более выражена, чем у студентов младших курсов.

В процессе корреляционного исследования показателей шкал методики Ф. Зимбардо (п=178) были выявлены:

-прямая связь между показателями шкал «негативное прошлое» и «фаталистическое настоящее» (г=0,433; р<0,001). Скорее всего, это отражение факта о том, что при переживании личностью прошлого опыта как негативного происходит утрата веры в свои силы и снижается способность влиять на жизненные события.

-прямая связь между показателями шкал «позитивное прошлое» и «гедонистическое настоящее» (г=0,3; р<0,001), как отражение положительного переживания своего личного опыта, положительного отношения личности к самой себе, принятия себя в прошлом и в настоящем.

-обратная связь между показателями шкал «будущее» и «фаталистическое настоящее» (г=-0,35; р<0,001), как свидетельство того, что отказ личности от субъектной позиции в жизни, утрата веры в себя и свои силы - это серьезная преграда для веры в позитивное будущее, успешного планирования будущей жизни и стремления к новым целям.

Нами было проведено корреляционное исследование с целью выявления характера взаимосвязи между показателями временных ориентаций студентов (данные получены с помощью методики Ф.Зимбардо) и особенностями профессиональной идентичности студентов (данные получены с помощью методики Дж.Марсия). В исследовании приняли участие студенты 4 курса профиля «Промышленное и гражданское строительство». результаты корреляционного исследования отражены в таблице 3.

Таблица 3

Взаимосвязь статусов профессиональной идентичности и временной ориентации студентов 4 курса (п=120)

статус профессиональной идентичности Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Будущее позитивное прошлое Фаталистическое настоящее

Неопределенная 0,125 0,297* -0, 372* -0,111 0,257*

Навязанная 0.120 -0.103 0.154 0,05 0.03

Мораторий 0,031 -0.0127 0.006 0.045 0,013

Сформированная -0,155 -0.206** 0,309* 0,008 -0,286*

*р <0,01; **р<0,05

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что для студентов с неопределенной и для студентов с сформированной профессиональными иден-тичностями имеют место диаметрально противоположные временные ориентации. При несформированной профессиональной идентичности личность ориентирована на настоящее время (гедонистическое и фаталистическое) и менее всего ориентирована на будущее время, в то время как при сформированной профессиональной идентичности личность меньше всего ориентирована на настоящее и в большей степени устремлена своим сознание в будущее время. Это настолько очевидно представлено в данных таблицы, что можно утверждать, что образ будущего для студента - это образ, прежде всего, профессионального будущего.

По результатам проведенной серии эмпирических исследований можно сделать следующие выводы:

-большинство (55%) студентов старших курсов профиля «Промышленное и гражданское строительство» имеют статус профессиональной идентичности «мораторий», и переживают кризис профессионального выбора;

-психологическая работа по планированию профессионального будущего в наибольшей степени отвечает потребностям и личностным особенностям студентов старших курсов;

- чем более сформирована профессиональная идентичность у студента, тем более он ориентирован на будущее, на реализацию новых целей и планов;

- отказ личности от субъектной позиции в жизни, по причине негативного прошлого опыта - это серьезная преграда для веры в позитивное будущее, успешного планирования будущей жизни и стремления к новым целям.

Так образом, важным содержательным аспектом психологического сопровождения кризиса профессионального выбора студента является работа по планированию студентами своего профессионального будущего и по развитию уверенности студентов в своих силах, развитию их субъектности (усиления переживания себя как инициатора, источника собственной активности, субъекта собственной профессиональной карьеры), и принятию своей индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская, Е.П. Временные аспекты «Я»-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №3.- С.140-147.

2. Грецов, А.Г., Азбель, А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер. 2006. — 170 с.: ил.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 336 с.

4. Зинина, С. М. Профессиональная идентичность студентов и их отношение к профессиональному будущему/ С.М. Зинина // Приволжский научный журнал.-2015.- №4 - с. 183-188.

5. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур. - 2010.- 592с.

6. Лошкарева Е., Лукша П., Нененко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего: что надо знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. - режим доступа:https://worldskШs.ru/assets/docs/media/WSdoЫad_12_okt_гш.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.10.2018).

7. Михальский, А. В. Психология конструирования будущего. М.: МГППУ, 2014. - 192 с.

8. Нюттен, Ж. Мотивация, действие, перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.- 607с.

9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. - 1996. -197с.

Зуева Е.Ю.

ИССЛЕДОВАНИЯ "Я-КОНЦЕПЦИИ" УСПЕШНОСТИ личности В психологии

Понятие успешности исследуется еще с древних времен как важная составляющая грань человеческой природы. Успешность чаще всего связана с социальной природой человека. На сегодняшний день не существует единой, экспериментально подтвержденной теории «Я» - концепции успешности личности в психологии, хотя достаточно давно используются в теории категории «успешность» и «неуспешность» личности. Данными исследованиями занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: К.Т. Чампион, К. Левин, X. Хекхаузен, Д. Макклелланд,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.