ПЕДАГОГИКА
УДК 33.108.4
М.В.Александрова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПАРАДИГМЕ
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
The analysis of research results made by philosophers, sociologists, psychologists and teachers on a problem of the pedagogue professional formation is given in this article. The concept “pedagogue professional formation” in person-developing paradigm is defined based on ordering leading ideas and experimental researches.
Проблема становления педагога исследовалась многими учеными, однако сущность данной категории в личностно-развивающей парадигме до настоящего времени не описана.
Понятие «становление» как междисциплинарный феномен раскрывается в исследованиях философов, социологов, психологов и педагогов. Становление у Г.В.Ф.Гегеля выступает как процесс формирования предмета, как переход мысли из неопределенности в определенность, т. е. переход «чистого бытия» в какую-либо определенную его форму («наличное бытие») [1]. Термин «становление» обычно употребляется в связи с понятием «развитие» и часто отождествляется с ним. Так, в словаре русского языка «становление» рассматривается как приобретение определенных признаков и форм в процессе развития, формирования [2]. Процесс становления можно представить как возникновение новой целостности системы элементов. «Новое состояние, новая целостность для своего существования нуждается в разрушении старых форм существования, старой целостности, и этот процесс разрушения является одновременно процессом становления новых форм» [3].
Переходное состояние или кризис открывает простор развитию в различных направлениях, так как старые формы и структуры уже потеряли свое ведущее значение (система индифферентна к ним), а новые еще не возникли и влияние их не ощущается. Именно в этот момент происходит становление новой структуры — результата становления, который сразу устанавливает определенные границы дальнейшего развития системы, т. е. определяет ее устойчивость.
В общесоциологических теориях профессиональной деятельности раскрываются общие характеристики становления специалиста любой профессии [4-6]. Так, в концепции профессионального становления Е.Э.Смирновой выделены два его уровня — личностный и социальный. Личностный уровень отражает развитие специалиста в конкретной предметной области, его социализацию через профессию, понимание и принятие норм (идеала) и традиций, затем их трансляцию и развитие. Социальный (общественный) уровень предполагает вклад каждого работника в со-
вокупный продукт, т. е. реализацию потенциала общества, количественное и качественное развитие его жизнедеятельности. Таким образом, процесс становления специалиста является результатом усилий индивида и социопрофессиональной среды, их взаимодействия. Профессиональное становление означает также участие специалиста в процессе повышения квалификации. Оно может быть личностным (через самообразование и саморефлексию) и в специально организованной системе постдипломного образования [5].
Термин «становление» широко используется в педагогике и психологии [7-10]. В психологопедагогическом понимании становление есть прогрессивный процесс изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности.
С точки зрения психологии «становление» представляет собой процесс возникновения, преобразования и проявления психических свойств личности при переходе от одной фазы развития субъекта к другой в результате его социализации и воспитания. При этом личность взаимодействует с социумом, усваивает культурно-исторические достижения человечества, а формирующиеся в ходе эволюционно-индивидуального процесса способности, навыки воспроизводят личностные качества, реакции в соответствии с потребностями и конкретными возможностями их реализации. Становление сопровождается резкими и существенными психологическими сдвигами и изменениями в структуре личности, развитие в этот момент приобретает бурный, стремительный, кризисный характер [11-14].
В исследованиях В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачевой отмечается, что понятие «становление» содержит диалектическое противоречие: с одной стороны, личность постоянно изменяется, с другой, — в относительно стабильном состоянии она выступает как целостная система. Таким образом, подчеркивается как бы незавершенность процесса развития личности в онтогенезе и фиксируется, что в становлении, с одной стороны, присутствует категория изменчивости, непрерывный переход из одного состояния в другое,
абсолютность движения, а с другой, — относительно самостоятельные этапы жизни, которые характеризу-ютс принятием новой социальной роли, перестройкой ценностных ориентации [13]. К таким этапам относится и этап социально-профессионального становления личности. Он связан прежде всего с профессиональным самоопределением, поскольку самоопределившаяся в профессиональном отношении личность — «это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои склонности, дарования), что от него хочет и ждет коллектив, общество...» [15].
Несколько с другой стороны подходят к определению понятия «становление» педагоги. Например, с точки зрения Р.М.Шерайзиной, «профессиональное становление» включает степень развития собственных умений и навыков человека выполнять определенную работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства [16].
В исследованиях, проведенных С.К.Бережной, отмечается, что процесс профессионального становления пeдaгoгa можно представить как
— разноуровневую форму активности с определенной видовой и процессуальной структурой;
— часть жизненного пути педагога, в ходе которого на основе субъективных (личностных) и объективных (социальных) факторов он осуществляет альтернативный выбор направленности своего профессионального становления, его целей и средств достижения;
— целостный, непрерывный, ступенчатый процесс развития, результат которого — опыт профессиональной деятельности, представленный совокупностью знаний, опыта деятельности, в том числе реальной (практической) и интеллектуальной (мыслительной), и эмоционально-ценностного отношения к действительности;
— специфическую форму социализации, в ходе которой педагог может пройти путь от адаптации в педагогической профессии — к индивидуализации деятельности, а затем и к признанию обществом его педагогической индивидуальности.
Движущей силой выхода педагога на ту или иную ступень профессионального развития является опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Чем выше ступень профессионального становления, тем важнее роль познавательных мотивов в общей структуре мотивов профессионального роста.
Профессиональное становление педагога зависит от характера (уровня) его активности: чем выше ее уровень, тем выше ступень профессионального становления (развития) педагога, выше уровень превращения профессионального образования в самообразование, процесса актуализации — в самоактуализацию, процесса развития — в саморазвитие [17].
Главная проблема, которая в действительности пока не решается, — как можно помочь человеку сделать правильный выбор в образовательном пространстве, как развить профессиональные способности, накапливать профессиональный опыт и рационально использовать его в интересах специалиста и организации.
В этом, с нашей точки зрения, заключается смысл профессионального становления: определение, расширение условий для самореализации педагогов, увеличение числа всевозможных вариантов индивидуальных образовательных маршрутов. Ожидаемым результатом профессионального становления педагогов становится появление новых областей и форм педагогического взаимодействия, а также повышение творческой инициативы и профессиональной компетентности.
Все чаще в работах философов, педагогов, психологов высказывается мысль о том, что в процессе образования происходит не только наследование, но и создание культуры. На наш взгляд, понимание этого проявляется в усилении роли авторских технологий и школ, авторских педагогических систем, в которых эстетические, духовные и нравственные ценности создателей и реализаторов персонифицируются. С одной стороны, происходит передача внутри системы образования репродуктивных способов наследования знаковой культуры техническим средствам образования (особенно компьютерным технологиям диалогового режима), с другой, — явно намечается изменение роли педагога в педагогической деятельности: происходит переход (в определенном смысле, можно сказать, возвращение) от функций «передатчика знаний» к функциям «учителя жизни».
В теориях становления выделены его критерии, факторы и принципы. Критериями являются перестройка структуры сознания, изменение системы отношений к себе и к миру, целостность форм общения, поступков и отношений, результатов, формирующиеся способности, функции, а также подвижность и сбалансированность содержания становления, признание окружающих, квалификационный рост. При этом профессиональное становление носит фазовый характер и может быть представлено фазами социально -психологического и организационно-деятельностного аспектов: 1) социальными (адаптация, индивидуализация, интеграция), 2) психологическими (подготовка, адаптация, осознание, сравнение, репродуцирование), 3) деятельностными (формирование намерений и направленности, освоение выбранной деятельности, включение в сферу профессиональных отношений, самореализация в труде).
Основными принципами становления выступают интериоризация (свертывание, перенос во внутренний план), экстериоризация (коммуникация, перенос во вне), замещение, саморегуляция, рефлексия (сравнение, контроль, регулирование) элементов профессионально-педагогического поля социума.
Среди форм профессионального становления можно выделить профессиональную деятельность, курсовую подготовку, обмен опытом, стажировку, самообразование и др. Так, Р.М.Шерайзина отмечает, что «профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социальных профессиональных качеств через разрешение противоречий между индивидуальным уровнем развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» [18].
Системообразующим фактором профессионального становления выступает направленность личности как целостная система профессиональных установок, ценностных ориентации, интересов.
С.Г.Вершловский обращает внимание на то, что «профессиональное становление — это, с одной стороны, формирование отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, а с другой, — накопление опыта практической деятельности, приобретение мастерства. Говоря об отношении к профессии, мы базируемся на внутренней детерминации профессиональной деятельности. Обращаясь к опыту, мы входим в область профессионального труда» [19].
В нашем исследовании мы руководствуемся положением о том, что становление учителя, его активной позиции есть в первую очередь формирование его как личности, как индивидуальности, лишь затем как «умного работника», владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Важными условиями оптимизации потенциальных возможностей становления личности являются ее активность, мотивация и направленность на определенный вид деятельности, возникновение глубоких и устойчивых интересов к деятельности. В качестве составляющих профессионального становления выступают: социально-педагогическая адаптация, формирование профессионального самосознания, социальная ответственность, самоутверждение в профессии, освоение профессиональной деятельности и ролевого поведения. Причем «специфика системогенетического подхода к профессиональному становлению состоит в том, что он предполагает последовательное формирование отдельных блоков системы деятельности, а затем их объединение в структуру посредством формирования функциональных знаний» [20].
Таким образом, содержание понятия «профессиональное становление» педагога можно рассматривать как:
— его социальное самоопределение как субъекта социума; утверждение в образовательной среде; утверждение социального статуса педагога в более широкой социальной сфере (производственной, культурной и др.);
— психологическое самоопределение личности, связанное с формированием определенных качеств (рефлексия, самооценка, профессиональнопедагогическое самоопределение и др.);
— построение собственной педагогической системы деятельности и определение путей ее совершенствования.
Обобщая все выше сказанное, можно сформулировать следующее понимание исходного понятия нашего исследования.
Профессиональное становление педагога рассматривается нами как система, включающая цели, содержание, технологии его поэтапного восхождения к вершинам педагогического мастерства (социальнопрофессиональная адаптация, психолого-педагогичес-кое самоопределение и самоорганизация, создание собственного педагогического опыта и определение путей его совершенствования), и управление данной системой, а также как интегративный непрерывный процесс возникновения, развития профессиональнопедагогического самоопределения, аккумулирования педагогического мастерства, опыта, навыков и умений для достижения поставленных целей.
1. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» / Ленин В.И. ПСС. Т.29. С.81.
2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С.126.
3. Режамбек Е.Я. // Филос. науки. 1982. Т.3. С.42.
4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
5. Смирнова Е.Э. Дис. ... докт. социол. наук. СПб., 1993. 420 с.
6. Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В.А.Ядова. М.: Мысль, 1977. 145 с.
7. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя. Л., 1981. 160 с.
8. Лесохина Л.Н. Дис. . докт. пед. наук. СПб., 1991. 418 с.
9. Марон А.Е. Основные направления гуманизавции процесса повышения квалификации // Формирование педагогического мастерства учителя. М., 1989. С.4-8.
10. Шерайзина Р.М. Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1994. 350 с.
11. Бернштейн Н.Д. Психологические проблемы социального поведения. М.: Книга, 1979. 270 с.
12. Леонтьев А.Н. Психология общении: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 1999. 365 с.
13. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М.: МГУ, 1981. 181 с.
14. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: МПСИ: Флинтс, 1994. 236 с.
15. Алексеева А.К. // Психол. журн. 1984. № 5. С.67.
16. Шерайзина Р.М. Указ. соч. С.65.
17. Бережная С.К. // Школьные технологии. 2001. №3. С.134-139.
18. Шерайзина Р.М. Указ. соч. С.11.
19. Вершловский С.Г. Указ. соч. С.79.
20. Там же. С.13.