Научная статья на тему 'Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе'

Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1443
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Н. Ю.

С статье Н.Ю.Ереминой «Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе» раскрывается проблема формирования профессиональной установки педагога-психолога в процессе обучения в вузе. В содержании статьи осуществлен теоретический анализ основных подходов к определению «профессиональное становление», определена важнейшая составляющая становления педагога-психолога. Основная нагрузка в изучении данной проблемы, как отмечает автор, ложится на формирование профессиональной установки, как основополагающей, наполняющей смыслом профессиональную готовность будущего специалиста педагога психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ATTITUDE AS THE FUNDAMENTAL COMPONENT OF PROFESSIONAL FORMATION OF A PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST WHILE STUDYING AT THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of formation of professional attitude of a pedagogue-psychologist in the process of study at the university. The author analyses the main approaches towards the notion “professional formation”, determines the fundamental component of pedagogue-psychologist’s formation. While studying the problem the author places the main emphasis on formation of professional attitude which, she believes, is the fundamental component of future pedagogue-psychologist’s professionalism.

Текст научной работы на тему «Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе»

УДК 150.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2008 НЮ.Еремина Самарский государственный педагогический университет

С статье Н.Ю.Ереминой «Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе» раскрывается проблема формирования профессиональной установки педагога-психолога в процессе обучения в вузе. В содержании статьи осуществлен теоретический анализ основных подходов к определению «профессиональное становление», определена важнейшая составляющая становления педагога-психолога. Основная нагрузка в изучении данной проблемы, как отмечает автор, ложится на формирование профессиональной установки, как основополагающей, наполняющей смыслом профессиональную готовность будущего специалиста педагога - психолога.

Профессиональному становлению личности в научной литературе уделяется значительное внимание, так как оно обусловливает самоопределение личности, ее обогащение, определение своей полезности для общества и выполнение профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей (КААбульхано-ва-Славская, А.А.Бодалев, Н.Н.Обозов, Е.Е.Са-погова). Однако в существующих определениях понятия «профессиональное становление» прослеживается в трех подходах: 1) социальный, рассматривающий социальную обусловленность явления (Л.Н.Захарова, В.В.Соколова, В.М.Соколов); 2) психологический, рассматривающий психическое развитие личности (Л.Н.Захарова, В.В.Соколова, В.М.Соколов, А.Р.Фонарев); 3) педагогический, рассматривающий исследуемый вопрос с позиций управления данным процессом (З.Ф.Зеер, В.А.Якунин, Н.В.Нестерова, Д.Готлиб, Б.Ходкинс)1

Анализ научных публикаций А.Л.Гаври-ной, Н.Л.Кирт, И.Б.Терешкиной, Ю.ППова-ренкова, Н.А.Коваль, в которых, так или иначе, затрагивается проблема профессионального становления, показывает единство мнений исследователей о том, что профессиональное становление есть динамический процесс преобразования личностных и профессиональных качеств, характеризующийся самоопределением, самосовершенствованием, самообразованием, самоактуализацией, самосознанием, самореализацией.

1 Суслова О.И. Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих педагогов-психологов. Автореферат к.псх.н. - Саратов: 2007

Профессиональное становление, по мнению В.Я.Ляудис, Г.В.Акопова, Н.В.Клюевой, является частью саморазвития личности, определяемого у взрослого человека его включенностью в работу и удовлетворенностью профессиональной деятельностью. Личностный результат профессионального развития несводим к приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Он проявляется в профессиональной установке, в изменении отношений, развитии профессионального самосознания, динамике образа Я, профессиональных самооценок2, критериев профессионального успеха, формировании профессиональной ментальности3.

Несмотря на имеющиеся расхождения, прослеживается единство мнений исследователей в отношении понятия «профессиональное становление», под которым понимается развитие конкретных свойств и качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности. Признается, что это поэтапный и динамичный процесс, обусловливающий изменение личностных и профессиональных качеств, содействующий формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями.

Таким образом, проделанный нами анализ литературы показал, что профессиональное ста-

2 Акопов Г.В. Психология и образование; глобально-прикладной аспект // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования / Под ред. В.Я.Ляудис, Н.Н.Корж. - М.: Российское психологическое общество. -Т. 2. - 1998. - С. 37 - 38.

3 Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта,

2000.

новление представляет собой сложный процесс, который начинается с момента принятия решения о выборе профессии и заканчивается полной самореализацией личности в профессии. Процесс профессионального становления включает в себя: профессиональное самоопределение, выбор человеком профессии с учетом своих интересов и склонностей; постижение избранной профессии, освоение, помимо необходимых знаний, умений и навыков, а также правил и норм профессиональной деятельности; осознание себя как профессионала, развитие профессионально важных качеств средствами профессии.

Применительно к целям и задачам нашего исследования в качестве первичной, основополагающей, наполняющей смыслом профессиональную готовность будущего специалиста педагога - психолога рассматривается установка, которая предвосхищает успех выполняемой деятельности.

Понятие установка первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию НН.Ланге4 и некоторые иллюзии восприятия (Г.Мюллер, ТШуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обуславливающего направленность различных психических процессов.

Профессиональная установка традиционно в отечественной психологии рассматривается как системное образование, компонентами которой выступают структура мотивов и направленность личности на определенную систему ценностей (ЛИ.Божович, А.Г.Асмолов, Ш.На-дирашвили, М.Рокич, Е.Н.Соколов, ИАСапо-гова и др.), которая опосредована смысловым пространством конкретной профессии.

В целом, профессиональная установка есть такое разноуровневое мотивационно-смыс-ловое образование, проявляющееся как готовность личности воспринимать определенным образом условия деятельности и действовать в них соответствующим образом, которое пронизывает все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до

4 Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. - Одесса: 1993.

действия или поступка.

Профессиональная установка (в широком смысле) включает индивидуальные и групповые представления студентов и преподавателей об профессиональной деятельности. Исследование профессиональных установок как сложной трехкомпонентной структуры стало неотъемлемой частью научно-эмпирических трудов в социальной психологии образования (Г.В.Акопов, Т.П.Варфоломеева, М.НКисляков, О.Ю.Шевченко, ЮН.Корепанова).

В многочисленных эмпирических работах выявлены предпосылки формирования профессиональных установок, а среди них установлены те, которые связанны с выбранной специальностью, спецификой вуза. Изучение профессиональных установок способствует выявлению социально-психологических аспектов в задачах высшего образования на макро- и микроуровнях5.

Профессиональные установки, по мнению Т.В.Кудрявцева и В.ЮШегуровой это система ориентации субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задач вхождения в мир профессий. Они выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развитии. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или не успешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Такие установки связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга

5 Коврова М.В. Профессиональная установка как фактор социально-психологического стимулирования педагогической активности личности студента педагогического вуза // Психология и практика. - Ярославль: 1998. - С. 109 - 110.

(усердие, честолюбие, решительность)6.

Проделанный нами анализ литературы показал, что профессиональная установка - это механизм развития своего отношения к профессиональной деятельности. Под ним понимают отношение личности к себе, к своей профессиональной ситуации, её стремление в соответствии с этим отношением действовать определенным образом в конкретной ситуации исполнения требований.

Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения, человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализо-вываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развитии.

Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством. Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляю тем в соответствии с возрастом, то принято говорить об их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться с вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает дела-

7

ние отложить решение .

Выбор человеком одного из нескольких возможных вариантов поведении, принятие им

6 Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - 1983. - N 2.

7 Там же

какого-либо решения всегда детерминированы его мотивационной сферой. Поэтому при выборе учебного заведения для приобретении той или иной профессии должны реализовываться если не профессиональные установки человека, то, по крайней мере, некоторые его установки по отношению к профессии. То есть к моменту выбора профиля профессиональной подготовки у выпускника общеобразовательной школы должны сложиться некоторые элементы профессиональной мотивации. Однако эти элементы оказываются не всегда достаточными для определения трудностей, возникающих в ходе адаптации к учебному процессу.

Профессиональные установки педагогов-психологов определяются той деятельностью, которой он выполняет, а именно, профессиональной. Установки педагогов-психологов, которые формируются в стенах образовательного учреждения не могут включать весь спектр профессиональных установок, подлежащих изучению. В нашем исследовании профессиональная установка трактуется как центральный механизм развития отношения к профессиональной деятельности, возникающий в процессе профессионального становления педагога-психолога и характеризующийся психологическими составляющими: профессионально значимыми и личностными качествами студентов, умением прогнозировать свою будущую профессию и эмоциональным принятием своей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность педагога-психолога достаточно многообразна, а личность студента, адаптирующегося к будущей профессии - индивидуальна. У каждого студента ведущую роль в формировании профессиональных установок будет играть свой определенный набор психолого-педагогических условий. К ним мы отнесли: учет личностных особенностей студента, учет наличия профессионально важных и личностных качеств, способность к рефлексии и эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности, взаимодействие студента с родителями, семейным окружением и программное содержание, соответствующее профессиональной модели специалиста педагога-психолога.

Таким образом, установки педагогов-психологов могут соответствовать требованиям профессии, и не соответствовать нормам поведения, сложившимся или складывающимся в

его учебной группе, где может преобладать мнение, что «Педагог-психолог - это имитатор, у которого показная эрудиция, т.е. за обширными знаниями не просматривается система. В данном случае установки педагогов-психологов будут конструктивны в плане освоения профессии, но в тоже время - приводить к его дезадаптации в учебном коллективе.

В нашем исследовании критерием для определения конструктивности, эффективности профессиональных установок педагогов-психологов будет профессиональная деятельность, выполнение студентом требований образовательной программы.

Эффективность образовательного учреждения можно оценивать с разных сторон, но наиболее значимым критерием в этом, все-таки, остается установки общей профессиональной направленности, которые формируются в процессе обучения, характеризующие возможность адаптации педагогов-психологов к условиям профессиональной деятельности, что в значительной степени определяется наличием у него позитивной, негативной и нейтральной профессиональной установки.

Позитивные или благоприятные для профессиональной деятельности профессиональные установки педагогов-психологов характеризуются:

о высокой готовностью студентов следовать требованиям образовательной программы;

о положительным эмоциональным восприятием своей профессиональной деятельности в университете и положительными представлениями о будущей профессиональной деятельности;

о наличием у студента социальных потребностей, определяющих выбор профессии педагог-психолог;

о развитием у личности студента в процессе профессиональной деятельности профессионального мышления, профессиональной установки, рефлексии и профессионально-важных качеств, которые соответствуют требованиям профессии.

о Негативные или неблагоприятные для профессиональной деятельности профессиональные установки студентов характеризуются: о низкой готовностью студента следовать требованиям образовательной программы;

о готовностью студента к формам негативного, асоциального поведения, построением

его взаимоотношений в учебной группе;

о негативным эмоциональным восприятием своей профессиональной деятельности в университете и негативными представлениями о будущей профессиональной деятельности;

о развитием у личности студента в процессе профессиональной деятельности качеств характера, которые мешают адаптироваться ему к условиям в процессе обучения студентов, такие как ригидность, в общении, стремление избежать любой нагрузки, уйти от ответственности, потребительское отношение к профессии и т.п.

Но необходимо отметить, что профессиональные установки педагогов-психологов могут быть и нейтральными (не выраженными). Такие установки характеризуются:

о отсутствием представлений у педагогов-психологов о своей будущей профессии;

о оценка своей профессиональной деятельности в университете, в качестве промежуточного этапа своей жизни, вынужденной необходимости;

о наличием у студента социальных потребностей, не связанных с целями профессиональной деятельности педагога-психолога, а направленных на получение высшего образования, отсрочки от службы в армии и т.п. 8

Профессиональная установка определяет мотивационно-ценностную направленность личности студента в профессиональной деятельности, интенсивность процессов его адаптации к условиям профессиональной деятельности, и рассматривается нами как значимый фактор, формирующий профессиональное становление педагога-психолога.

Профессиональная установка, как готовность осваивать профессию и заниматься профессиональной деятельностью, сама является частью общих жизненных установок студента, частью его жизненных планов. Поэтому одним из важных факторов ее формирования будет выраженность его основных жизненных мотивов (достижения успеха, избегания неудачи).

Профессиональные установки, формируются и изменяются вследствие включения студента в новую для него профессиональную деятельность в период обучения в вузе, поэтому

8 Корепанова Ю.Н. Акцентуации характера и учебно-профессиональные установки курсантов юридического института МВД России. Автореферат к.псх.н. - Самара: 2007.

необходимо учитывать индивидуальность этого процесса и возможные психосоматические реакции у студентов. Если один человек склонен выплескивать свои эмоциональные реакции, которых избежать невозможно, то другой наоборот склонен пережинать свои эмоции в себе, стараясь скрыть их. Поэтому слабая успеваемость, неуспех, пропуски занятий напрямую влияют на мотивацию обучения, профессиональные установки. Поэтому фактор индивидуальность студентов мы внесли в разряд значимых для процесса формирования его профессиональных установок9

Зачастую в выборе абитуриентов профессии играют немаловажную роль родители, социально-психологические установки семьи на избранную им профессию. Ребенок часто значительно привязан и зависим от своего семейного окружения, поэтому его погрешность быть поощряемым в семье иногда подавляет и вытесняет его реальные желания в выборе профессии. В этом контексте для нас, важное значение имеет установка студента на его взаимодействие с родителями, семейным окружением. Положительная установка студента в этом случае предполагает либо принятие установок родителей, либо свободу его профессионального выбора. Поэтому взаимодействие студента с родителями, семейным окружением мы относим к одному из психологических условий, влияющих на процесс формирования профессиональных установок педагогов-психологов.

Таким образом, необходимо отметить, что качественно разные профессиональные задачи, решаемые студентами на младших, средних и выпускных курсах, требуют соответствующих подходов к их решению. В свою очередь, эти задачи поставлены, исходя из

особенностей каждого этапа профессионального становления в вузе.

В целом можно сказать, что, проходя через все этапы профессионального становления, студент постепенно становится профессионалом. Но станет ли он профессионалом, зависит это от приобретения знаний, умений и навыков, от накопления опыта и от формирования профессиональной установки в процессе обучения. Задача лиц, содействующих процессу вхождения будущего специалиста в профессию, состоит в создании оптимальных условий для его протекания, а именно учет личностных особенностей студента, учет наличия профессионально важных качеств, способность к рефлексии, эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности и программное содержание, соответствующее профессиональной модели специалиста педагога-психолога. Кроме того, необходимо отметить, что эффективными видами деятельности, которые воздействуют на профессиональное становление студентов, мы считаем научно-исследовательскую деятельность, практическую работу, профессиональный индивидуальный труд. Студенты с установкой на будущую профессиональную деятельность характеризуются саморазвитием и самовоспитанием, субъективно необходимых и ценимых ими профессиональных качеств. Поэтому одной из главных задач высшей школы становится формирование профессиональной установки, которая оказывает влияние на процесс профессионального становления будущего педагога-психолога в процессе обучения в вузе.

9 Резепин А.В. Социально-психологические условия формирования профессиональных установок у курсантов Вуза МВД России. Автореферат к.псх.н. - Челябинск: 2007.

PROFESSIONAL ATTITUDE AS THE FUNDAMENTAL COMPONENT OF PROFESSIONAL FORMATION OF A PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST WHILE STUDYING

AT THE UNIVERSITY

© 2008 N.Yu.Eryomina

Samara State Pedagogical University

The article deals with the problem of formation of professional attitude of a pedagogue-psychologist in the process of study at the university. The author analyses the main approaches towards the notion "professional formation", determines the fundamental component of pedagogue-psychologist's formation. While studying the problem the author places the main emphasis on formation of professional attitude which, she believes, is the fundamental component of future pedagogue-psychologist's professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.