Научная статья на тему 'Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального развития социальных работников'

Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального развития социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1634
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / СТАНОВЛЕНИЕ / КАРЬЕРНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CAREER / GROWTH / CAREER GROWTH / PROFESSIONAL GROWTH / SOCIAL WORKER / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина-мазнова Галия Хамитовна

В настоящее время становиться актуальным изучение проблем профессионального образования и карьерного становления. В статье обоснована необходимость современной интерпретации карьеры и рассматриваются различные подходы исследования карьеры в сфере гуманитарного знания. Автор анализирует различные подходы к определению понятия «карьера», «становление карьеры» и предлагает свое определение. Автор считает, что карьерное становление следует рассматривать как процесс самореализации личности в профессиональной, трудовой или общественной деятельности, как успешное продвижение по жизненному пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Growth as a Continuous Process of Social Workers' Professional Development

Nowadays, studying the problems of professional education and career growth becomes a topical issue. The article proves the necessity of contemporary interpretation of career and deals with different approaches of the career research in the sphere of humanitarian knowledge. The author analyzes different approaches to such definitions as «career», «career growth» and suggests her own definition. The author considers that career growth is a process of a person's self-realization in professional, labour and social activity and a successful moving in a person's life.

Текст научной работы на тему «Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального развития социальных работников»

УДК 316.477 ББК 60.56

Мусина-Мазнова Галия Хамитовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Musina-Maznova Galiya Khamitovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального

развития социальных работников Career Growth as a Continuous Process of Social Workers’ Professional

Development

В настоящее время становиться актуальным изучение проблем профессионального образования и карьерного становления. В статье обоснована необходимость современной интерпретации карьеры и рассматриваются различные подходы исследования карьеры в сфере гуманитарного знания. Автор анализирует различные подходы к определению понятия «карьера», «становление карьеры» и предлагает свое определение. Автор считает, что карьерное становление следует рассматривать как процесс самореализации личности в профессиональной, трудовой или общественной деятельности, как успешное продвижение по жизненному пути.

Nowadays, studying the problems of professional education and career growth becomes a topical issue. The article proves the necessity of contemporary interpretation of career and deals with different approaches of the career research in the sphere of humanitarian knowledge. The author analyzes different approaches to such definitions as «career», «career growth» and suggests her own definition. The author considers that career growth is a process of a person’s self-realization in professional, labour and social activity and a successful moving in a person’s life.

Ключевые слова: карьера, становление, карьерное становление,

профессиональное становление, социальный работник, непрерывное образование.

Key words: career, growth, career growth, professional growth, social worker, continuous education.

В современных условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации проблемы профессионального развития социального работника приобретают особую значимость. Они обусловлены объективной потребностью изучения мотивации и стимулирования социального работника, вопросов формирования профессиональных навыков, анализа профессиональной

деятельности социального работника. При этом важность затронутой проблематики подтверждаются не только современными условиями и обстоятельствами, но и возрастающим теоретическим интересом к соответствующему спектру научных проблем. Современные исследователи и теоретики стремятся рассматривать карьерный рост в контексте перемен, затрагивающих управление и планирование личностного развития социального работника в процессе профессиональной подготовки. Проблема в значительной мере предопределена недостаточной изученностью данного вопроса. Что, в свою очередь, на практике отражается в существовании проблем, связанных как с профессиональным развитием мастерства социального работника, так и с подготовкой в вузе, управлением карьерой и карьерным становлением социального работника в процессе непрерывного образования.

Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, практически отсутствуют работы, раскрывающие процесс карьерного становления и профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в условиях вуза и в условиях непрерывного профессионального образования. Выявленные нами противоречия подтверждают разногласия между системой подготовки и повышения квалификации социальных работников и современными требованиями к практической деятельности специалистов социальной сферы. Противоречия определяются:

1. Между эпистемиологическим (репродуктивным) характером подготовки специалиста по социальной работе в период профессионального обучения и трудностями, испытывающие молодые специалисты в первые годы практической деятельности.

2. Между динамичными процессами модернизации непрерывного профессионального образования и слабой разработанностью сопряженных дидактических моделей и практико-ориентированных технологий подготовки в условиях многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов социальной сфер.

3. Между усложнением в современных условиях содержания профессиональной деятельности социального работника и относительно

медленным внедрением в практику ссузов, вузов, системы повышения квалификации инновационных технологий индивидуально ориентированного профессионального образования, активизирующих профессиональноличностное развитие специалиста.

4. Между существующей целью подготовки, направленной на формирование умений и навыков, и современной востребованностью формирования профессиональных компетенций в рамках модернизация высшего профессионального образования.

5. Между наличием определенного опыта в системе непрерывного профессионального образования по созданию условий для профессионально карьерного становления студентов и работающих специалистов - и не соответствием данной системы современным требованиям подготовки, повышения квалификации кадров и отсутствия условий карьерного становления социальных работников.

Раскрытые противоречия подчеркивают актуальность исследования теоретических и технологических основ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе,

обеспечивающих карьерное становление и профессионально-личностное развитие в условиях многоуровневой подготовки.

Проблематика карьеры стала рассматриваться недавно в предметном поле социологии, политологии, менеджмента, психологии. Исследованию различных аспектов карьеры посвятили свои работы зарубежные авторы В. Берг, Ф. Беттджер, Э. Борри, П. Весткотт, Р.Кросс, X. Маккей, Б. Швальбе, Х.Швальбе. Исследования в области карьеры в нашей стране имеют короткую историю. Проблемы, связанные с пониманием сущности карьеры, планированием и осуществлением карьеры, рассматриваются в работах отечественных ученых В.Д. Анурина, В.И.Верховина, А.А. Дикаревой,

A.П. Егоршина, А.Л. Журавлева, Т.И. Заславской, А.Я. Кибанова,

B.C. Липатова, Т.М. Ларионова, Е.Г. Молл, В.Г. Подмаркова, В.И. Петрушина, Н.А. Птицыной, Р.В. Рывкиной, Т.А. Тищенко и др.

Использование международного опыта изучения вопроса управления карьерой возможно на основе работ таких авторов как Р.Беблин, К.Бланчард, Вестник ЧГПУ32011 120

К. Хандей, П. Херсей, Фр. Херберг, Дж. Голланд и др. Отечественная литература и практика управления карьерой не отличается большим

многообразием определений данного понятия, а так же наличием единой

комплексной методики формирования системы управления карьерой. Тем не менее, ряд работ отечественных авторов существует и заслуживает непосредственного внимания. Среди них, работы И. Сотниковой, Е.Г. Молл, П.В. Журавлева, В.И. Маслова, Т.Ю. Базарова, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, А.А. Крылова и др. Проблема управления карьерой человека в системе образования рассмотрена в ряде научных исследований (Т.А. Заславская,

A.И. Жилина, Б. Идзяковски, А.Я. Кибанов, Е.Г. Молл, Р.В. Рывкин,

Т.А. Тищенко и др.). Актуальность и значение работ перечисленных авторов несомненны. Тем не менее, некоторые аспекты управления карьерой пока не нашли должного отражения в исследованиях ученых. По-прежнему остаются слабо освещенными в литературе, но представляющими особый интерес следующие вопросы: карьерный потенциал работника; факторы, влияющие на формирование карьеры; выявление мотивационного содержания карьеры работника; диагностика карьерного потенциала работника; условия карьерного становления специалиста.

Теоретическую основу проблемы карьерного роста в процессе непрерывного образования составляют различные аспекты профессионального становления, теории управления системой непрерывного педагогического образования и образовательными системами в целом (В.Н. Аверкин,

B.Г. Воронцова, Э.А. Верб, С.Г. Вершловский, А.Л. Гавриков, А. А. Орлов, И.А. Колесникова, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Н.К. Маркова, А.Е. Морон,

C.А. Расчетина, М.Н. Певзнер, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.В. Тимофеев, М.М. Поташник, А.П. Тряпицына, А.М. Цирульников, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова, Р.М. Шерайзина и др.). В исследованиях данных авторов представлены отдельные аспекты карьера педагога и работников в сфере образования.

Само определение «карьера», равно как базовые термины и сущность еще только формируются и требуют соответствующей доработки. Возникает

необходимость разработки методологических и концептуальных оснований построения непрерывной системы карьерного становления социального работника.

Категория «карьера» является одним из ключевых понятий современного процесса профессионального становления во всех его проявлениях в менеджменте, социологии, психологии, педагогике. Изучение и анализ понятия «карьера» в области гуманитарных наук подтверждает мысль о том, что понятия « карьера» все более активно внедряется в категориально-понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук. В научных исследованиях по теории управления, социологии, психологии, экономики, профессиональной педагогике, посвященных проблемам карьеры, вводится понятия: «карьера», «профессиональная карьера», «управление карьерой», « планирование

карьерой», «становление карьеры», «карьерное становление».

Анализ толковых словарей русского языка позволяет сделать вывод, что существенная разница в определениях «карьеры» у Даля В.И., Ожигова С.И., Ушакова Д.Н. не наблюдается. В общем смысле авторы словарей «карьеру» представляют как деятельность и как процесс движения к успеху. «Карьера -род занятий, профессия. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения». (Ожегов

С.И.) [ 7 ] «Карьера - движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающая деятельность на каком-нибудь общественном поприще». (Ушакова Д.Н.).[ 8] «Карьера - путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижение определенного положения в обществе». (Даль В.И.).[3 ] Сущность карьеры отражена в большинстве определений этого понятия, о чем свидетельствуют используемые в них термины «движение», «продвижение», «рост», а также это подтверждается этимологией слова «карьера», что в переводе с итальянского означают «бег».

Для определения понятия «карьерное становление» необходимо проанализировать термин «становление», а также развести понятия «становление карьеры» и «карьерное становление». В толковом словаре Ушакова Д.Н. становление определяется как «переход от одной определенности

бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему». [8] В философском словаре становление рассматривается как оформление, приобретение новых признаков и форм в процессе движения и развития. В противоположность метафизике, диалектика рассматривает природу как состояние непрерывного становления. Общим и характерным для данного определения является приобретение новых качеств, форм, что способствует переходу от одного состояния в другое.

Ожегов С.И., Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров становление рассматривают в процессе развития личности. Становление - возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития (Ожегов С.И.). Становление-приобретение новых признаков и форм в процессе развития приближение к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления. (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров). [4] Л. Хьел, Д. Зиглер в глоссарии к «Теории личности» «становление» (Becoming) определяют как процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала. [9] Таким образом, «становление» - это прежде всего процесс, процесс перехода к состоянию более высокого уровня, процесс, в результате которого происходит приобретение новых качеств, признаков, новообразований, процесс непрерывного развития.

Рассмотрим сущность категории «профессиональное становление», которая может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование». Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя, и даже, подменяя эти термины, друг другом, в особенности, если речь идёт о становлении и развитии личности. По мнению К. М. Левитана, развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения личности. В ходе развития личности происходит и становление её целостности. Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Под формированием обычно

понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества [6].

Таким образом, формирование личности - процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.

В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса - профессиональное самоопределение [5].

К.М. Левитан исследует «профессиональное становление» как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач - познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [ 6].

В междисциплинарных исследованиях системы непрерывного образования понятие «становление» определяется по разному (С.Г.Вершловский, Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, А.Е. Марон, В. А. Сластенин, Е.Э. Смирнова, Е.В. Титова, В.Д. Шадриков, Р.М. Шерайзина.). Проведя всесторонний анализ становления карьеры в системе непрерывного образования, Александрова М.В. выделяет разные аспекты понятия «становления карьеры». Александрова М.В. трактует становление карьеры как процесс « аккумулирования профессионального мастерства, опыта, навыков и умений для достижения поставленных целей и как процесс развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, мотивов, потребностей, отношений и ценностей» [1 ].

Александровой М. В. разработаны теория и практика проектирования территориальной системы сопровождающей процесс становления карьеры педагога на основе совмещения индивидуально-развивающего и социальносинергетического подходов. Значительный вклад в проблему исследования «становления карьеры» внесла разработанная Александровой М.В.целостная концепция профессионального становления педагога в системе непрерывного образования. Автор логически и научно обосновано, проводит « взаимосвязь развивающего сопровождения процесса становления педагога в территориальной образовательной системе и успешности его карьерного роста» [2].

Системообразующим фактором профессионального становления педагога Александрова М.В. считает, является его «комплексное развивающее сопровождение, в котором можно выделить две подсистемы: педагогическую и организационную» [1 ]. В педагогическую подсистему входят дополнительных компетенций педагога и «способности к проектированию своей профессиональной биографии на основе социальной саморефлексии». Организационная подсистема включает проведение «мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, создание служб сопровождения» [2]. Таким образом, Александрова М.В.исследует и раскрывает «становление карьеры» как процесс управления сопровождения становления карьеры в территориальной системе с одной стороны, и с другой как процесс самоопределения и профессионального карьерного саморазвития педагога.

Исходя из вышесказанного, «карьерное становление» в отличие от «становления карьеры» представляет собой непрерывный процесс разработки и реализации собственных действий по достижению индивидуально-осознанных профессиональных потребностей, которые отражают его профессиональную стратегию развития и самореализации.

«Карьерное становление» - непрерывный процесс личностного роста, развития профессиональной самоориентации в карьере, процесс профессионального самопродвижения, собственный переход от одних ступеней профессионального роста к другим, в то время, как «становление карьеры» -это проектирование и сопровождение карьеры специалиста в территориальной

системе, т.е. создание условий для развития профессиональной самоконцепции и самоопределения.

Таким образом, рассмотрев понятия «карьера», «становление»,

«становление карьеры», мы предлагаем под «карьерным становлением»

понимать мотивированный, целенаправленный, непрерывный процесс

саморазвития профессионализма, процесс профессионального самопродвижения, процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности, и как результат - достижение определенного должностного статуса или достижение профессионального мастерства

социального работника.

Библиографический список

1. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Автореферат. Великий Новгород. 2007.с.20-21.

2. Александрова М. В., Шерайзина Р. М. Возможности карьерного

роста учителя // Народное образование. - 2006. - №7. - с.90-96.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - СПб.: Диамант,1996.с.784 .

4.Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. М.: АСАДЕМА, 2000. с.142.

5. Кудрявцев Т.В. На путях к вершинно-глубинной психологии//Вопросы психологии. 2006, № 5, с. 113-125.

6. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1991.с. 58.

7. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азъ, 1994. - 928 с.

8. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 1940. с.875.

9. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Замер. СПб., 1997. с. 132.

Bibliography

1. Alexandrova, M.V. Teacher’s Career Growth in the Territorial Educational System: Synopsis of Dis. / M.V. Alexandrova. - Novgorod, 2007. - P.20-21.

2. Alexandrova, M.V., Sherayzina, R.M. Abilities of a Teacher’s Career Growth / M.V. Alexandrova // Public Education. - 2006. - №7. - P. 90-96.

3. Dal, V.I. Dictionary of the Living Great Russian Language: In 4 V. / V.I. Dal. - SPb.: Diamant, 1996. - P. 784.

4. Hell, L. ^e Theory of Personality / L. Hell, D. Zamer. - SPb., 1997. - P. 132.

5.Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirova, A.Yu. Pedagogical Dictionary / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirova. - М.: ACADEMA, 2000. - P.142.

6. Kudryavtsev, T.V. On the Way to the High Depth Psychology / T.V. Kudryavtsev // Questions of Psychology. - 2006. - № 5. - P. 113—125.

7. Levitan, K.M. Teacher’s Personality. Growth and Development / K.M. Levitan. -Saratov.: Saratov University Publishing House, 1991. - P. 58.

8. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 Words and Phraseological Units / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - М.: Az, 1994. - P. 928.

9. Ushakov, D.N. Dictionary of the Russian Language / D.N. Ushakov. - М., 1940. - P. 875.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.