Научная статья на тему 'Профессиональное становление и развитие личности будущих психологов на основе когнитивно-аффективного потенциала юмора'

Профессиональное становление и развитие личности будущих психологов на основе когнитивно-аффективного потенциала юмора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление и развитие личности будущих психологов на основе когнитивно-аффективного потенциала юмора»

научный журнал

УДК 159.9

М.В. Мусийчук

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, Россия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮМОРА

Юмор как явление, по меткому определению Жан Поля, обладающее природой Протея (способностью принимать любую форму, многознанием, сокрытием пророческого дара от всех, кто не сумеет распознать его истинную сущность, обилием детей или подопечных) вполне справедливо признается одной из важнейших составляющих процесса обучения и творческой деятельности. И это не является привилегией наших дней. Так, в Духовном регламенте 1721 г. есть такое предписание «Новопришедшего ученика отведать память и остроумие и если покажется, весьма туп, не принимать в Академию». Таким образом, процесс остроумия напрямую связывается со способностью к обучению.

Подчеркнем, что по нашему мнению остроумие является разновидностью юмора, отличающейся от него лишь тем, что остроумие представляет собой способность создавать парадоксальные по форме и глубокие по содержанию суждения, воспринимаемые как отклоняющиеся от нормы, а юмор предполагает и наличие обратной способности -воспринимать во всей полноте и глубине и эмоциональной яркости подобные суждения.

В этом плане заслуживают внимания свидетельства видных представителей искусства, науки и техники в оценке юмора как средства повышения интеллектуальной активности, развития творческих способностей. Так, выдающийся философ Имануил Кант изрек: «Юмор ... обозначает именно талант произвольно приходить в хорошее расположение духа». Более категорично высказался выдающийся физик Нильс Бор: «Юмор - черта богов». Также яркой иллюстрацией сказанного являются знаменитые на весь мир сборники «Физики шутят», «Физики продолжают шутить». Только перечень имен признанных гениев отметивших те или иные стороны юмора как проявления интеллектуальной активности займет несколько страниц. Ограничимся приведением еще только одного свидетельства: «Нужно учредить Нобелевскую премию за остроумие. Без химиков, физиков, экономистов

научный журнал

мы, если прижмет, как-нибудь обойдемся. Без мира тоже обычно обходимся. Без остроумия - пропадем» (Джорж Ф. Уилл). Явно шутливое по форме высказывание, только усиливает восприятие содержания данной мысли, благодаря сущностной природе юмора.

Действенность юмора в образовании, основана прежде всего на том, что юмор как механизм активизации интеллектуальной активности личности, порождает в процессе восприятия текста изменение смысла (порождение нового смысла) основанного, на компоновке текста, с высокой степенью контраста (диалектической двойственности) и имплицитности, опосредованного обращением к собственным творческим способностям личности, посредством: выявления имплицитного содержания, через динамизацию устойчивых семантических связей (разрушение смысловых стереотипов) и выход на различные уровни обобщения (осмысления) ситуаций, с целью выявления сущностных характеристик; создания значений альтернативных имеющимся через возникновения нового смысла, порождаемого значимыми отклонениями от нормативных структурных ожиданий, опосредованных игровой сущностью юмора; пробуждение дополнительного интереса к проблеме, через вне логические формы доказательства; предвидения последствий, посредством проигрывания на лингво-юмористических моделях, принятия тех или иных решений и выборе оптимального решения в соответствии с заданными критериями управления.

Следует также отметить активное применение когнитивно -аффективных генетических свойств юмора в педагогической практике, в учебных пособиях для студентов по различным областям знаний. Так, к услугам студентов, стремящихся к легкой жизни, имеется «Введение в биохимию» в стихах и положенное на музыку, увидевшее свет в Оксфорде и Нью-Йорке, в начале 80 - х годов, ХХ столетия [1]. Многочисленные примеры использования юмора в учебной литературе содержатся, например, в учебнике Д. Николлса «Биоэнергетика», изданном в Нью-Йорке и Лондоне.

В отечественной педагогической практике получили широкое распространение и рекомендации Министерства образования Российской Федерации в качестве пособия для учащихся в серии «Веселые учебники». «Задачник. Ненаглядное пособие по математике» и не менее ненаглядное пособие «Физика» - Г. Остера. Из более ранних работ следует отметить «Занимательную физику» Я.И. Перельмана. В процессе преподавания общественных наук также находит применение юмор, в основном, в форме «Примечательных историй и анекдотов о российских государях» [2], занимательных сюжетах из русской истории [3] и т.п. Приведенные примеры из зарубежной и отечественной педагогической практики убедительно свидетельствуют о методической «работоспособности»

научный журнал

юмора для оптимизации процесса обучения. Впрочем, в этом плане следует отметить, что преобладающим приемом использования юмора в педагогической практике является его использование в качестве средства привлечения внимания к обсуждаемой проблеме, что говорит о далеко не полном применении потенциала юмора.

Обращает на себя внимание проницательность В.И. Вернадского, подметившего, что все, чем живет ученый, неизбежно проявляется в его словах, отношении к происходящим событиям, отражается в его языке. При таком подходе, отмечает А.В. Дмитриев, шутка, острота, анекдот, приобретают статус научной, точнее, профессиональной коммуникации. Впрочем, следует отметить, что в преподавании естественных наук юмор традиционно рассматривался исключительно с точки зрения облегчения понимания материала посредством его популяризации. Об этом свидетельствуют работы А.Е. Ферсмана, А.В. Цингера, В.В. Рюлина, А.Я. Перельмана и др.

В этой связи важна мысль А.В. Дмитриева, о роли когнитивных аспектов юмора в образовании: «Юмористическая мысль, исходящая из противоречия, усиливает воображение учащегося, способна побудить его к участию в живом общении, к диалогу» [4]. Автор совершенно справедливо подчеркивает, что на основе юмора формируется «динамическая интерпретация», важная для будущего совершенствования, образования

Новизна авторского методического подхода, реализованного в процессе преподавания курса «История психологии», состоит в использовании когнитивно-аффективного потенциала юмора при глубокой внутренней интерпретации (присвоении личностью обучаемого) психологических теорий, созданных в период античности, с целью преодоления основных нарушений, возникающих при трактовке «древних» психологических учений - антикваризма и презентизма. «Ноу-хау» также заключается в использовании значительного эвристического потенциала юмора.

Важность и необходимость обращения к проблеме формирования процесса мышления в образовательном процессе определяется необходимостью формирования личности как субъекта и сопряжено с поиском смысла жизни, который всегда субъективен. Однако сама возможность построения образа мира будет зависеть от сознания и мышления личности. Если мышление человека основано на оперировании «чистыми» значениями, то подобное рациональное постижение помогает овладеть миром, но не принять его на эмоциональном уровне. Разум, свободный от эмоциональных переживаний, построит образ как схему этого мира. Лишь при условии, восхождения от значения к смыслу, через процесс интериоризации, путем проживания этих смыслов, личность

становится способной построить образ мира, в котором «знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, к чувствительности» (А.Н. Леонтьев). Открытие личностного смысла позволяет «одухотворять» окружающий мир, в том числе с использованием юмора. Вот так, например, этот процесс видит студентка Т.О.:

Искусству спорить, мыслить, рассуждать На этой паре учимся опять. Мы диалектику сегодня изучаем И рифмой слова три закона прославляем.

Закон противоречия нам близок, Мы видим - кто высок, кто низок. Что Север не живет Юга, Квадрат Малевича грустит без круга.

Второй закон - прекраснейшее «блюдо» Количество и качество повсюду. Гора песка тихонько исчезает, На палочке «пломбир» забытый тает. Ты был сегодня трезв, а завтра пьян, Но мы простим сей маленький изъян.

Закон об отрицании суровый Мы уничтожим - чтобы возродиться снова. И в нем любая смерть - начало жизни, Так что, дружок, не бойся и не кисни!

Раскрыты правила игры Вселенной -Земной цивилизации нетленной. Её культуры, общности, науки В единстве сила! И не будет скуки!

Высказывания древних философов подобраны таким образом, что в них изначально содержалась парадоксальная мысль. Поскольку парадокс один из самых ярких и продуктивных приемов остроумия. Справедливости ради отметим, что парадокс, наверное, самый сложный, в оттачивании умения мыслить приём остроумия. Наш великий соотечественник А.С. Пушкин подчеркивал «...гений - парадоксов друг». Новизна методического подхода, реализуется во введении задач получивших условное название «Проблемы для размышления и написания

научный журнал

психологических эссе». В качестве материала для размышлений предлагаются высказывания греческих мыслителей, приведенных на основе текстов Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» [5].

Например, по мотивам Гераклита (У1 -У в. до н.э.) «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»; по мотивам Фалеса Милетского (625 -547 гг. до н.э.) Однажды Фалес шел ночью и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди начали смеяться над ним, а одна женщина сказала:

- Что же, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами?

Эта фраза стала знаменитой. Ответил на нее другой великий философ Георг Гегель, уже в XIX в. Те, кто смеются над философами, никогда не упадут в яму. Ведь они уже лежат на самом дне.

Иногда эссе приобретают форму загадки. Например, как эта, о Фалесе (625 - 547 гг. до н. э.).

Я представитель психологических идей Древней Греции

Создатель ряда теорем геометрии

Являюсь родоначальником европейской науки

Ни в какой области не ведаю скуки

Первый физик и математик,

Первый философ и астроном.

Ну, вообще, со всеми науками знаком

Учение моё о материи не исчезающей,

А являющей вечной,

О воде, как вечной и бесконечной

Задаю вопросы и сам отвечаю

Устали в изучении науки не знаю:

Что на свете трудно? Познать себя!

Что божественно?

То, что не имеет ни начала, ни конца. Мои выдающие идеи:

- о первичной объективной реальности по отношению к нашей чувствительности;

- о чувствах человека как первичном источнике информации

- об окружающем мире и законности;

- о материальном субстрате душевных явлений;

- о всеобщем одушевлении материй.

Кто я?

Или такая, достаточно изящная по форме и богатая по содержанию загадка об Эпикуре, написанная студенткой З.Ю.

Сочиненья Демокрита Изучил он хорошо, Также слушал Ксенократа И Памфилия еще.

«Теогонию» читал он, Не нашел ответа там. Хаос был, а что же раньше? Он решил ответить сам.

Жил в «Саду» с учениками Возле Дипилонских врат, Он общался и с рабами, Каждый был ему как брат.

«Был безбожником он страшным», Бэкон так о нем писал, Лукиан же восхищался: «.. .он прекрасное познал».

«О любви», «О царской власти», «О природе» написал, Много умных афоризмов В своей жизни он сказал.

Болел философ очень много, Но никогда не унывал. К свободе, мудрости и счастью Людей всегда он призывал.

Философию делил он На три ветви, вот каких: Этика, каноника и физика, Далее поговорим о них.

Всю теорию познанья Он каноникой назвал, А ученье о природе

Физикой обозначал.

«Избегание, предпочтенье» -Вот основа ветви той, Что нарёк он этикой.

«Те существа, что ощущают, Имеют душу» - говорил, Лукреций мысль продолжил эту, Но после он уже творил.

Жизнь закончилась так странно: Налил воды горячей в ванну, Выпил крепкого вина,

Друзьям он пожелал не забывать его ученья, А если кто забудет, В том уж не его вина.

Так догадайся же читатель, Что за мудрейший человек, Философ по призванью, По происхожденью грек.

По мотивам Пифагора (576 г. до н.э. - 496 г. до н.э.) может быть предложена для размышлений и написаний психологических эссе такая сентенция. На перстне у Пифагора было выгравировано: «Временная неудача лучше временной удачи». По мотивам Эпихарма (550 г. до н.э. -440 г. до н.э.) можно осмыслить, такие высказывания, как: Нет не говорить силен ты, а бессилен ты молчать. Ничего не стоит тот, кому не завидуют.

По мотивам Парменида (ок. 540 г. до н.э. - 462 г. до н.э.) может стать основой эссе такая мысль как: Раньше всех богов Афродита создала Эроса. Афродита находится в центре вселенной и всеми управляет, а Эрос - та сила, которая связывает противоположности света и тьмы, огня и земли, мужского и женского. Эта мысль сала новой не только для эссе, а и для спектакля «Миф о Психее и Эроте».

научный журнал

Рис. 1. Участники спектакля «Миф о Психее и Эроте». В центре в белом Почетная фанатка театра (повар института).

Рецензирование предложенных эссе по персоналиям и основным периодам в истории психологии, так же способствует преодолению презентизма и антикваризма. Социальное символическое поле распространяется вплоть до общечеловеческого, в котором субъект взаимодействует с миром посредством символов, известных всему человечеству, например, улыбки или колокольчиков на шутовском колпаке. Трансформация культуры в сознании личности происходит благодаря погружению социальных связей вглубь сознания. Представлены, например, в персоналиях такие эссе как: Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Платон, Сократ, Демокрит и др.

Важность и необходимость обращения к проблеме формирования процесса мышления в образовательном процессе определяется необходимостью формирования личности как субъекта и сопряжено с поиском смысла жизни, который всегда субъективен. Однако сама возможность построения образа мира будет зависеть от сознания и мышления личности. Если мышление человека основано на оперировании «чистыми» значениями, то подобное рациональное постижение помогает овладеть миром, но не понять его. Разум, свободный от эмоциональных переживаний, построит образ как схему этого мира. Лишь при условии,

восхождения от значения к смыслу, через процесс интериоризации, путем проживания этих смыслов, личность становится способной построить образ мира, в котором «знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, к чувствительности» (А.Н. Леонтьев). Открытие личностного смысла позволяет одухотворять окружающий мир. Рассмотрим пример написания эссе, выполненного студенткой С.З., пронизанный личностным смыслом.

Учение Сократа «О себе»,

В котором понимались нравственность и интеллектуальность, Дошли через века ко мне.

А поиск истины - вот свойственная ему оригинальность.

Он нам донес, что благо, а что зло, Возвел на уровень понятия знанье. Помочь родиться истине дано Любому, но только через воспитанье.

Сократ считал, что надо говорить, Тогда откроются и мысли, и душа. И сразу станет легче жить, Ведь истину познать нам проще сообща.

Он дал совет, как быть счастливым, Ведь в жизни все этого хотят. Умеренным быть, храбрым, справедливым Так просто, лишь эти добродетели познать.

Мы много рассуждаем о душе, Другим советы раздаем, как жизнь устроить. Сократ сказал: «Ты разберись в себе». Судьба сама тебе твой храм построит.

К написанию эссе по мотивам ... студенты приступают после ознакомления с основными теоретическими концепциями рассматриваемой эпохи [6; 7].

Рис. 2. Сцена из спектакля «Трио по Фрейду».

Данная идея реализована так же на основе «Театра живых идей». Заключается в представлении сценариев по основным разделам государственного образовательного стандарта, в виде театрализованных сценариев с элементами юмора. Новый подход к философии познания предполагает обращение ко всему многообразию способов духовного освоения мира. Познание рассматривается не как самодостаточный процесс, а как процесс находящейся в тесной взаимосвязи с различными антропологическими смыслами. Отметим, что юмор является одним из существенных оснований для личностно-экзистенциального и общественного самоопределения в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, перехода из онтологической культурной плоскости, в прагматическую [8; 9]. Постановка экспресс - представлений требует 15 -20 минутной подготовки студентов. Продолжительность мини -спектаклей от 10 до 20 минут. Например, такие мини-спектакли как «Открытие гилозоизма» (действующие лица: Демокрит, Гераклит, Гиппократ); «Трио по Фрейду» (действующие лица Ведущий, Многоликая толпа, Фрейд, Ид, Эго, Супер-Эго, Непокой. Либидо); «Сократ

обучает Мартышку понятию «мудрость»», «И в аду не утихают споры о душе» (действующие лица: Платон, Аристотель, Мефистофель).

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

Рис. 3. Сцена из спектакля «Сократ обучает Мартышку понятию «мудрость»».

М: Я вижу много у тебя учеников.

И каждый твои мысли впитывать готов. Я слышала, друг мой, что ты философ. Ты, что, умней меня? С: Уж дураком себя я не считаю.

А то, что ты глупа, могу я доказать. Добро и зло, ты знаешь, что такое? М: Конечно, клянусь хвостом своим,

Кто ж этого не знает? С: Тогда ответь, обман, что это? Зло? М: О! Если нет, пусть бросят в меня камень! С: А если, мать дитя своё обманет и скажет, Что лекарство слаще мёда. Что это? Зло? М: Да вроде нет, Сократ. С: Ну, а убийство? М Зло!

С: А если, защищая дом свой и семью, убил ты человека? М: Клянусь хвостом, я этого не знаю!

научный журнал

Я раньше думала, что всё понятно мне. И зло с добром никак не перепутать. Сократ, так подари свои мне сочиненья. И я проникнусь мудростью твоей. С: Мартышка, я ведь записей не вёл.

Да и скажи, зачем мне время тратить? Быть может в будущем, мои ученики (хотя б Платон), Запишут все, о чём я рассуждал. А ты пока познай себя,

И что есть совесть, мужество и справедливость В беседах, рассужденьях ты открой. Ведь истина рождается лишь в спорах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Сцена из спектакля «И в аду не утихают споры о душе». ISSN 2411-2550 271 www.poiournal.ru

Действующие лица спектакля «Мы есть» (автор сценария студентка О.М.):

1. Вопрошающий (зритель).

2. Психолог (творец) 1.

3. Психолог (творец) 2.

4. Густав Фехнер.

5. Уильям Джеймс.

6. Джеймс Марк Болдуин.

7. Любовь (истина, волшебство, чудо).

<Г ^ Ч* —1--- - Ш'

Рис. 5. Сцена из спектакля «Мы есть...»

научный журнал

Рис. 6. Сцена из спектакля «Мы есть...»

Приведем фрагмент сценария спектакля «Мы есть...», отражающий профессиональный и личностный рост.

Вопрошающий (зритель)

И вновь вопрос пытливого ума (Сознанием мы все наделены). Кто мы? Зачем идем? Куда? Психолога прошу я: «Помоги!».

Близко тебе понятие «Душа» И знания копил ты много лет. У психологии история была. Она тебе поможет дать ответ.

Психолог (творец) 1

Вселенная есть творчество, я не могу ее менять. Себя лишь частью этого творения могу я осознать. Сотворчество - в нем смысл и развитие. Мотив: исследование, изучение творца и зрителя.

Любовь (истина, волшебство, чудо)

Я есть. Та, что все время где-то рядом.

Любовь ли, истина, иль волшебство: «И поднимает и вперед толкает И вещи делает из ничего».

Вопрошающий (зритель)

Наделенные сознаньем вопрошают.

Психолог (творец) 2

Во вселенной звезды зажигают.

Вопрошающий (зритель)

И в чудо веришь вновь и вновь.

Все вместе

Мы есть, покуда есть Любовь!

В заключение спектакля Ведущий произносит слова Милтона Эриксона: «Итак, мечтайте. И каждый раз, когда вы мечтаете, у вас есть и право, и привилегия пережить свою мечту заново, с иным составом действующих лиц. И, таким образом, вы можете обнаружить многие вещи, которые вас учили не знать». Эти слова и весь спектакль в целом одухотворяют как актеров, так и зрителей. Актеры зажигают звездочки, ведущий раздает всем звездочки в руки и все вместе скандируют «Мы есть звезды»...

Отстаивая гуманистические позиции современного образования и декларируя признание прав обучаемого на свободу личностного и индивидуального проявления, мы говорим о системе образования, которая выводит обучаемого за пределы постоянного контроля, оснащая его всей палитрой необходимых умений и элементарных навыков и освещая его свободный выбор самыми широкими и высокими смыслами наивысших ценностей жизни [10]. В дополнении к этому отметим, что при таком подходе к процессу обучения и воспитания производится выбор символа, а не правила, отношения, а не нормы. При этом образ поведения, то есть его форма, будет создаваться творчески и обеспечиваться разнообразием умений, разработанных системой образования, использующей в числе других эффективных арсеналов опору на процесс речемышления, реализующийся также и в аксиологическом механизме юмора, что позволяет преодолевать антикваризм и презентизм в процессе преподавания курса «История психологии». И соответственно оказывать влияние на процесс профессионального и личностного развития будущего психолога.

Библиографический список

1. Baum H. The Biochemists Songbook. Oxford and New York, Pergamon Press, 1982.

2. Примечательные истории и анекдоты о российских государях. М., 1994.

3. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. М., 1995.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Пер. с древнегр. М. Л. Гаспарова. - М.: Изд-во «Мысль», 1998.

5. Мусийчук М.В. История психологии в концепции о душе. М.: Флинта, 2013.

143 с.

6. Мусийчук М.В. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Античность - Возрождение. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 140 с.

7. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор в образовании как эффективный способ превратить «Ха-Ха» в «Ага!» // Академический журнал Западной Сибири. 2014. № 3 (52). Т. 10. С. 122 - 123.

8. Мусийчук М.В. Комическое, как взаимосвязь смыслового содержания и словесной формы // Общество: Философия история культура. 2014. № 1. С. 85 - 92.

9. Мусийчук М.В. Юмор как форма интеллектуальной активности // Общество: Социология психология педагогика. 2014. № 1. С. 35 - 41.

10. Мусийчук М.В. Имплицитный смысл как основание креативного механизма комического // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. 2014. Т. 20. С. 3431-3435.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.