Научная статья на тему 'Состязательные мероприятия по философским дисциплинам в контексте ФГОС во: организационно-методические аспекты'

Состязательные мероприятия по философским дисциплинам в контексте ФГОС во: организационно-методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / "ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ" / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЛИМПИАДА ПО ФИЛОСОФИИ / ТИПЫ ЗАДАНИЙ / БАЛЛЫ / ОЦЕНИВАНИЕ / COMPETITION / PHILOSOPHICAL DISCIPLINE / OLYMPIAD IN PHILOSOPHY / TYPES OF TASKS / SCORES / EVALUATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна, Слобожанин Алексей Вячеславович

В статье рассматриваются организационные и правовые основы состязательных мероприятий по философским дисциплинам. Особое внимание уделяется 77 «Закона об образовании в РФ», на основе которого в качестве ключевых задач конкурсов по философии выделяются: выявление, поощрение и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Показывается значимость конкурсов по философии для овладения студентамибакалаврами двумя общекультурными компетенциями. Делается акцент на педагогической и методической составляющей, поскольку конкурсные мероприятия по философии являются междисциплинарной проблемой из области педагогики, методики преподавания философии и психологии (мотивация студентов). Отмечается необходимость четкого определения географического охвата участников конкурса в связи с принятой в РФ системой оценивания НИР и НИРС. Описываются виды и формы конкурсов по философии, показывается зависимость содержания заданий от вида конкурса. Анализируются и приводятся примеры формализированных и неформализированных типов заданий и возможные критерии их оценивания. Указываются особые роли оргкомитета, методической комиссии и жюри конкурса в обеспечении внешних условий организации, разработки заданий, оценивании работ участников и т.п. Особо отмечается, что условия проведения конкурсных мероприятий по философии требуют серьезной организационной и методической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Валеева Галина Викторовна, Слобожанин Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ACTIVITIES ON PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF THE FSES HE: ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS

The article deals with organizational and legal foundations for adversarial events on philosophical subjects. Special attention is given to 77 of the «Law on education in the Russian Federation» on the basis of which, as the key objectives of the contests in philosophy are distinguished: identification, encouragement and development of students ' intellectual and creative abilities. Shows the value of contests in philosophy to master's students-two bachelors cultural competences. The emphasis is placed on pedagogical and methodological component, since competitive activities in philosophy are interdisciplinary problem from the field of pedagogy, methodology of teaching of philosophy and psychology (motivation of students). Notes the need for a clear definition of the geographical scope of participants, in connection with the adopted in the Russian Federation the system of evaluating research works. Describes the types and forms competitions in philosophy, shows the dependence of the content of the tasks of the competition. Analyzes and gives examples of formalized and normalisierung job types and possible criteria for their assessment. Shall state the special role of the organizing Committee, teaching Committee and jury of competition in the external conditions of the organization, development tasks, the assessment of works of participants, etc. highlights that the conditions of the competitive events in philosophy require major organizational and methodical preparation.

Текст научной работы на тему «Состязательные мероприятия по философским дисциплинам в контексте ФГОС во: организационно-методические аспекты»

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

А. В. Слобожанин

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЛОСОФСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВО: ОРГАНИЗАЦИОННО-

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются организационные и правовые основы состязательных мероприятий по философским дисциплинам. Особое внимание уделяется 77 «Закона об образовании в РФ», на основе которого в качестве ключевых задач конкурсов по философии выделяются: выявление, поощрение и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Показывается значимость конкурсов по философии для овладения студентами-бакалаврами двумя общекультурными компетенциями. Делается акцент на педагогической и методической составляющей, поскольку конкурсные мероприятия по философии являются междисциплинарной проблемой из области педагогики, методики преподавания философии и психологии (мотивация студентов). Отмечается необходимость четкого определения географического охвата участников конкурса в связи с принятой в РФ системой оценивания НИР и НИРС. Описываются виды и формы конкурсов по философии, показывается зависимость содержания заданий от вида конкурса. Анализируются и приводятся примеры формализированных и неформализированных типов заданий и возможные критерии их оценивания. Указываются особые роли оргкомитета, методической комиссии и жюри конкурса в обеспечении внешних условий организации, разработки заданий, оценивании работ участников и т.п. Особо отмечается, что условия проведения конкурсных мероприятий по философии требуют серьезной организационной и методической подготовки.

Ключевые слова: конкурс, философские дисциплины, «Закон об образовании в РФ», общекультурные компетенции, олимпиада по философии, типы заданий, баллы, оценивание.

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

A. V. Slobozhanin

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

COMPETITIVE ACTIVITIES ON PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF THE FSES HE: ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS

The article deals with organizational and legal foundations for adversarial events on philosophical subjects. Special attention is given to 77 of the «Law on education in the Russian Federation» on the basis of which, as the key objectives of the contests in philosophy are distinguished: identification, encouragement and development of students ' intellectual and creative abilities. Shows the value of contests in philosophy to master's students-two bachelors cultural competences. The emphasis is placed on pedagogical and methodological component, since

competitive activities in philosophy are interdisciplinary problem from the field of pedagogy, methodology of teaching of philosophy and psychology (motivation of students). Notes the need for a clear definition of the geographical scope of participants, in connection with the adopted in the Russian Federation the system of evaluating research works. Describes the types and forms competitions in philosophy, shows the dependence of the content of the tasks of the competition. Analyzes and gives examples of formalized and normalisierung job types and possible criteria for their assessment. Shall state the special role of the organizing Committee, teaching Committee and jury of competition in the external conditions of the organization, development tasks, the assessment of works of participants, etc. highlights that the conditions of the competitive events in philosophy require major organizational and methodical preparation.

Keywords: competition, philosophical discipline, olympiad in philosophy, types of tasks, scores, evaluation.

Принятие в 2015 году «Закона об образовании в Российской Федерации» дало возможность организовывать состязательные мероприятия для обучающихся различными организациями, но в целях указанных в 77 статье (Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности) указанного закона, а именно: «в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей» [1]. Ключевыми словами в контексте тематики нашей статьи являются выявление, поощрение и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в результате организации конкурсов по философии (в дальнейшем мы будем использовать этот термин).

Проведение конкурсов по философии напрямую соответствует двум общекультурным компетенциям, предусмотренным стандартами всех направлений подготовки, а именно:

1. способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

2. способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Первая компетенция задает обязательность изучения дисциплины

«Философия» всеми бакалаврами, а так же дает возможность включать в учебные планы иные дисциплины философской направленности. Следовательно, участвовать в конкурсах по философии имеют возможность практически все обучающиеся по программам бакалавриата. Но успешность участия будет во многом определяться овладением второй из указанных компетенций, поскольку изучение любой дисциплины (а тем более участие в конкурсе) предусматривает самостоятельную подготовку к нему.

Изучение конкурсных мероприятий по философии представляет собой междисциплинарную проблему из области педагогики, методики преподавания философии (задачи, виды и формы конкурсов, инструментарий оценивания, содержание заданий) и психологии (мотивация студентов). В настоящей статье

мы сосредоточим свое внимание на их педагогической и методической составляющей.

Исходя из конкретных целей мероприятия, организатором определяется его вид и форма. Конкурсы по философии в основном проводятся в следующих видах:

1. Конкурс научно-исследовательских работ. В данном случае участники конкурса предоставляют специально подготовленную научную работу. Требования к работе определяются организаторами, и, как правило, повторяют обычные критерии для научных работ (актуальность, новизна, разветвленная структура и т.д.). На конкурсы данного вида могут приниматься и учебные работы квалификационного характера по направлению «Философия» без существенной переработки.

2. Конкурс рефератов. Во многом напоминает конкурс научно-исследовательских работ, но требования к новизне не предъявляются. Темы конкурсных рефератов могут иметь социально-практическую направленность.

3. Конкурс эссе. Один из наиболее сложных для оценивания вид конкурса, где студенты представляют текст, «сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» [2]. Здесь оценивается прежде всего глубина аргументированности авторской позиции, а так же художественную ценность работы.

4. Конкурс (Олимпиада), выполняемый по формализованным заданиям. Задания могут варьироваться от преимущественно репродуктивных (студенты выполняют тестовые задания), до относительно творческих (студенты составляют схемы, излагают авторскую позицию в мини-эссе и т.п.).

Вышеприведенные типы конкурсов могут носить комплексный (конкурс рефератов по философии среди студентов педагогических направлений подготовки), дисциплинарный (конкурс исследовательских работ по философии культуры) или специальный характер (конкурс эссе, посвященный 150-летию со дня рождения Л. И. Шестова).

В рамках принятой в Российской Федерации системе оценивания НИР и НИРС необходимо четко определится с географическим охватом участников конкурса. Конкурс может быть факультетским, университетским, региональным, межрегиональным, всероссийским, международным. В случае, когда в конкурсе планируется участие иностранных граждан, проживающих и обучающихся на территории Российской Федерации, как правило, к виду конкурса добавляются слова «с международным участием».

С точки зрения формы проведения конкурсов: они могут быть одноэтапными и многоэтапными; очными и заочными. Как правило, конкурсы первого и второго типа проводятся в заочной форме ввиду того, что подготовка работ требует много времени. Конкурсы эссе могут проводиться как в очной, так и в заочной форме. Олимпиады чаще всего проводятся в очной форме, за исключением первых этапов многоступенчатых конкурсов.

Для проведения конкурсов по философии любого типа целесообразно сформировать три органа: организационный комитет, методическую комиссию

и жюри (экспертный совет) конкурса. Функции этих органов могут быть разнообразными, но основными являются обеспечение внешних условий организации конкурса, разработка заданий (или) критериальной базы оценивания работ участников, непосредственная проверка работ и объявление результатов конкурса соответственно. Членами оргкомитета, как правило, бывают представитель руководства вуза, работник ответственный за организацию НИРС, иные сотрудники, обеспечивающие проведение конкурса. Методическая комиссия и жюри назначается из специалистов в области философии, причем ввиду большего объема работы состав жюри обычно делается большим по численному составу. Допустимо вхождение одного и того же человека в несколько органов управления конкурсом одновременно.

Обязательными этапами проведения конкурса можно назвать следующие:

1. Создание оргкомитета и оформление основной документации по конкурсу (Положение о конкурсе, информационное письмо, приказ ректора о проведении конкурса);

2. Рассылка информационного письма о проведении конкурса потенциальным участникам;

3. Проведение конкурса;

4. Объявление результатов конкурса и награждение победителей.

Таковы организационные основы проведения конкурса. Обратимся

теперь к методической стороне. Поскольку виды конкурсов бывают разными, считаем, что целесообразно рассмотреть методическую сторону четырех вышеприведенных типов отдельно.

Конкурс научно-исследовательских работ предполагает оценку следующих характеристик работы:

- актуальность и проблемность темы исследования;

- наличие научной новизны;

- логичность изложение материала;

- использование оригинальных (в том числе переводных) источников и научных работ по проблеме работы;

- самостоятельность выводов;

- соблюдение требований формального характера, установленных организаторами конкурса.

Конкурс рефератов. Требования аналогичны вышеперечисленным с тем отличием, что тематика работы может носить традиционный характер, научная новизна исследования специально не оценивается. Как правило, объем работы не превышает одного печатного листа.

Конкурс эссе предполагает оценку работ по следующим критериям:

- актуальность и философскую значимость темы эссе (если она не задана организаторами конкурса);

- наличие четко сформулированного мнения автора;

- развитость системы аргументации (опора на жизненный опыт, философские произведения, искусство);

- художественные характеристики текста.

Конкурс (Олимпиада), выполняемый по формализованным заданиям. В отличие от предыдущих видов конкурсов здесь общие критерии оценивания носят количественный характер и представляют собой сумму баллов по итогам выполненных заданий. Конкретные (качественные) критерии могут применяться к конкретным составляющим данного конкурса.

Основные типы заданий и соответствующие им критерии.

Первый тип: полностью формализированные задания:

Тесты:

Й закрытый тип (тест с предписанными ответами: студенту необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант), например:

1. С греческого языка слово «философия» переводится как:

A) любовь к истине

Б) любовь к мудрости;

B) учение о мире;

Г) божественная мудрость.

(правильный ответ Б)

2. Определите время возникновения философии:

A) середина III тысячелетия до н.э.;

Б) У11-У1 в.в. до н.э.;

B) ХУП-ХУШ в.в.;

Г) У-ХУ в.в.

(правильный ответ Б)

3. Как называется совокупность воззрений, оценок, принципов человека, определяющих его общее понимание действительности, его образ мысли и поведения?

A) мировоззрение;

Б) мироздание;

B) миропорядок;

Г) мироустройство.

(правильный ответ А)

открытый тип (тест, предполагающий свободные ответы: студенту необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение и т. д.), например:

1. Автором работ «Апология Сократа», «Пир», «Парменид» является?

2. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет .... функцию.

3. Немецкий классический философ И. Кант отмечал: «Две вещи удивляют меня: звездное небо над головой и .... внутри нас».

установление соответствия, например:

1. Установите соответствие, характеризующее основные разделы философского знания:

1 .Онтология; 1 .учение о знании и познании;

2.Гносеология; 2.учение о человеке;

3.Этика; 3.учение о бытии;

4. Социальная философия; 4.учение о морали и нравственности;

5.Философская антропология. 5.учение об обществе.

2. Соотнесите имена представителей древнегреческой натурфилософии и выдвигаемых ими вариантами первоначала мироздания: 1 .Гераклит; 1. атомы;

2.Фалес; 2. воздух;

3.Пифагор; 3. число;

4.Анаксимен; 4. вода;

5.Анаксимандр; 5. огонь;

6.Демокрит. 6. апейрон. упорядочивание последовательности, например:

1. Укажите правильную хронологическую последовательность великих философов:

1. И. Кант;

2. А. Блаженный;

3. Сократ;

4. Фалес;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Платон.

2. Установите хронологию возникновения философских школ и течений:

1. позитивизм; 6. пантеизм;

2. пифагореизм; 7. теоцентризм;

3. экзистенциализм; 8. антропологический материализм;

4. рационализм; 9. софистика;

5. атомизм; 10. учение о вечных идеях.

В олимпиадных заданиях они могут приобретать необычную форму: кроссворд, например: Решите кроссворд раскрывающий основные понятия философского направления Западноевропейской философии конца Х1Х-начала ХХвв. «позитивизм».

По горизонтали:

2. Какой период изучал проблемы языка?

3. Ученый, утверждавший, что нет единого универсального метода познания.

4. Приверженцем какого рационализма был К. Поппер?

5. Принцип, утверждающий: научно то знание, которое опровержимо.

7. Принцип, согласно которому нечто имеет значение, только если может быть проверено эмпирическим путем.

9. Что выходит на первое место на втором этапе позитивизма?

11. Наука сама себе... ?

12. Конечная структура материи в эмпириокритицизме.

14. Где зарождается позитивизм?

15. Представитель классического этапа позитивизма.

16. Комплекс ощущений.

18. Какая наука главенствует в иерархии наук О. Конта?

19. На что опирается научное сообщество согласно Т. Куну?

21. О чем говорил Г. Спенсер: процесс медленных постепенных изменений, главное содержание которых переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности?

По вертикали:

1. Ее отвергал О. Конт. 4. Первый этап позитивизма.

6. Какую науку ввел О. Конт.

8. Какой ученый должен руководствоваться принципом «все дозволено»?

9. Какое течение рассматривает вопрос о взаимоотношении науки и философии?

10. Кто говорил о развитии общества, как биологического организма?

13. Что должно быть освобождено от философской интерпретации?

17. Представитель эмпириокрттицизма.

20. Автор работы «Логика научного исследования».

философские загадки, например:

1. Кого из древних философов называли «смеющимся философом»? (Демокрит)

2. «Плачущий философ» Древней Греции? (Гераклит)

3. Кого из философов называли «тонким доктором»? (Дунс Скотт) Второй тип: частично формализированные задания.

- составление схемы из предложенных понятий, например: Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины: познание, восприятие, понятие, чувственное, умозаключение, рациональное, ощущении, представление, суждение (в схеме отразите их соотношение).

- внесение в текст недостающих слов (по смыслу), например: «Пифагор называл свое учение ...., а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не ..., ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни ... существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)» (пропущенные слова: любомудрее, мудр, мудрого).

- исключение лишнего понятия, например: Схоластика, христианская философия, Бог, теоцентризм, «философия служанка теологии», реализм, постпозитивизм, номинализм (лишнее понятие постпозитивизм).

- заполнение таблиц, например: Заполните таблицу: Основные направления в теории познания философии эпохи Нового времени и их характеристика.

Критерии сравнения Рационализм Эмпиризм Сенсуализм

Главный источник

Метод познания

Основные типы

Представители

Третий тип: практически неформализированные задания.

- эссе «Философское эссе -небольшое по объему и самостоятельное по содержанию письменное произведение, представляющее собой рассуждение автора, развернутое в форме повествования для обоснования и представления его точки зрения на философскую проблему» [3]. Тема эссе может быть определена в виде проблемы или может задаваться цитатой из философского первоисточника. Примерная тематика:

1.Что побуждает людей философствовать?

2. «Душа это плененный природой дух» Г.В.Ф. Гегель.

3. В чем нравственный смысл смерти Сократа?

- создание схемы понятия, например: Философия, любомудрие, теоретическое мировоззрение, особая форма познания мира, система знаний о общих характеристиках, понятиях и принципах бытия, система знаний об отношении человека и мира.

- анализ текста, например: Ознакомьтесь с фрагментом текста. Определите автора данного текста, философское направление к которому он принадлежал; подберите аргументы за и против позиции, представленной в данном фрагменте.

«Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо «зло» - не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не результат субъективной оценки. Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Встречая отказы и запреты, наталкиваясь на стойкие пресечения, поддерживающие духовные и моральные грани личного и общественного бытия, оно стремится

просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести и правосознания, ослабить силу стыда и отвращения, принять приемлемое обличие, и если возможно, то расшатать и разложить эти живые грани, эти зиждущие формы личного духа, как бы опрокинуть и рассыпать волевые стены индивидуального Кремля. Духовное воспитание человека состоит в построении этих стен и, что еще важнее, в сообщении человеку потребности и умения самостоятельно строить, поддерживать и отстаивать эти стены. Чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести и правосознания, потребность в красоте и в духовном сорадовании живущему, любовь к Богу и родине - все эти истоки живой духовности в единой и совместной работе создают в человеке те духовные необходимости и невозможности, которым сознание придает форму убеждений, а бессознательное - форму благородного характера» [4].

- логические задачи, например: Проанализируйте приведенные умозаключения: какие из них являются правильными, а какие нет:

1. Все физики - музыканты, значит, некоторые музыканты - физики.

2. Сократ - философ; Боэций - философ; Кант - философ. Значит, все люди - философы

3. Чтобы успешно сдать экзамен, необходим учебник или конспект лекций. Однако, нет ни учебника, ни конспекта. Значит, экзамен не будет сдан успешно.

- философствование в афоризмах, например: Выберите афоризм и изложите его идею другим способом (рассуждением, историей, стихотворением, художественным произведением и т.п.):

1. Платон: «Никто из нас еще не родился бессмертным, и если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как кажется многим».

2. Аристотель: «У кого есть друзья, у того нет друга».

3. Эпикур: «Один мудрец другого не мудрее».

Исходя из сложности заданий, методической комиссии необходимо разработать систему оценивания полученных результатов. Так, например, при работе с тестовыми заданиями участник олимпиады может получить то количество баллов, которое соответствует количеству правильных ответов; при решении кроссворда количество баллов может быть равно количеству правильно определенных понятий и категорий; оценивая эссе, необходимо учитывать авторскую позицию, ее аргументированность, самостоятельность мышления и адекватность контексту темы работы; интерпретация студентом философского текста должна сочетаться с грамотностью и корректностью авторских оценок, исходя из чего, выставляются баллы за данное задание; ответы участника олимпиады на логические задачи, а так же раскрытие им философских афоризмов может оцениваться исходя из обоснованности самостоятельного развития идей, а так же исходя из умения вести сопоставительный анализ проблемы и т.д. Победители олимпиады определяются исходя из суммы баллов, набранных за все предлагаемые на конкурсе задания. Участники, занявшие I, II и III награждаются дипломами, так же могут быть награждены призеры конкурса почетными грамотами.

Мы видим, что в современных условиях проведение конкурсных мероприятий по философским дисциплинам требует серьезной организационной и методической подготовки, выражающейся в создании четкой документационной основы, формировании рабочих органов конкурса, его непосредственное проведение, подведение итогов и анализе результатов.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : ред. от 30 дек. 2015 г.]. Доступ из справ.-правов. системы «КонсультантПлюс» : www.consultant.ru/document /cons doc law 140174/ (дата обращения : 01.02.2015)

2. Эссе [Электронный ресурс] // БЭС. Словари299.ру: официальный сайт. 2004-2016. Загл. с экрана. URL: http://slovari.299.ru/enc.php (дата обращения: 01.02.2015)

3. Внутривузовская студенческая олимпиада по философии [Электронный ресурс] // Брянский гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского: официальный сайт. Загл. с экрана. URL: http://www.brgu.ru/news/2009/11/12/39.html (дата обращения: 01.02.2015).

4. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою [Электронный ресурс] / И. А. Ильин // Электронная библиотека Одинцовского благочиния : официальный сайт. Загл. с экрана. URL: http://www.odinblago.ru/zlu siloi (дата обращения: 01.02.2015).

Bibliography

1. On education in the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law: [of December 29, 2012 No. 273-FZ: ed. of December 30, 2015]. Accessed from reference and legal system 'Konsul'tantPlyus':

www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (accessed date: 01.02.2015)

2. Esse [Essay] [Electronic resource] // BES. Slovari299.ru: official site. 2004-2016. Screen title. URL: http: //slovari.299.ru/enc .php (accessed date: 01.02.2015)

3. Vnutrivuzovskaya studencheskaya olimpiada po filosofii [Intrauniversity Student Olympiad on philosophy] [Electronic resource] // Bryanskiy gosudarstvennyy universitet im. akademika I. G. Petrovskogo [Bryansk State University named after Academician Ivan Georgiyevich Petrovsky]: official site. Screen title. URL: http://www.brgu.ru/news/2009/11/12/39.html (accessed date: 01.02.2015).

4. Il'in, I. A. O soprotivlenii zlu siloyu [On the resistance to evil by force] [Electronic resource] / I. A. Il'in // Elektronnaya biblioteka Odintsovskogo blagochiniya: official site. Screen title. URL: http://www.odinblago.ru/zlu siloi (accessed date: 01.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.