7. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст]/ В. А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т.21 .№4. - С. 79-88.
8. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. [Текст]/ В. А. Ясвин - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.
УДК 378.1
Ангеловский Алексей Анатольевич
Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», ale-angeIovskij@yandex.ru, Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Angelovskiy Aleksey Anatolievich
The candidate ofpedagogical science, deputy director of the Linguistic centre, South Ural State University, ale-angelovskij@yandex.ru, Chelyabinsk
PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OFTHE PERSONALITY: THE NOTION AND THE STRUCTURE
В последние годы, на фоне экономической и политической стабилизации российского общества, прослеживается определенная динамика в развитии трудовых и профессиональных отношений, постепенно восполняются проблемы в системе ценностных ориентаций личности. В современной России в трудовой мотивации личности устойчивую тенденцию получает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и повышение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за эффективность принимаемых экономических решений.
Приоритетными факторами созидательного и прогрессирующего развития любого общественного организма и современной цивилизации в целом являются профессионализм и нравственность. Необходимые условия такого развития - профессиональное совершенство личности, основанное на достижениях современной науки, образования и социальной практики, и духовно-нравственная высота человека, его этические ценности, воплощенные в социальной деятельности и определяющие смысложизненное целеполагание. В качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий. В числе наиболее востребованных качеств работника выделяются широкий профессиональный профиль, динамизм, творчество, способность к грамотной оценке, социальная ответственность.
Будучи ваэюнейшей социальной характеристикой личности и качества человеческой трудовой деятельности, профессионализм представляет собой не только психологическую и этическую, но главным образом социальную проблему В профессиональной деятельности реализуется не только и не столько индивид, сколько целеполагающий и мотивированный субъект, включенный в систему многообразных социальных связей и отношений.
Необходимым условием анализа профессионачизма является выделение и исследование социально-психологического аспекта этого явления. Личность как индивидуальный субъект профессионализма обладает системой представлений о своих профессиональных качествах. Неотъемлемой составляющей личности профессионала выступает также приобретение необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков. Субъективным фактором развития профессионализма является становление профессионального сознания личности, формирование профессионального самосознания.
Профессиональное самосознание рассматривается в современной научной литературе как часть общего самосознания личности. При этом со-циально-психологические исследования этого феномена основываются на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Сущность этого принципа, разделяемого большинством современных исследователей, состоит в утверждении деятельностной обусловленности формирования психики человека: «Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются» [10, с. 148]. Развивающиеся в ходе деятельности психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, оказывают влияние на успешность осуществления личностью профессиональной деятельности.
В исследованиях многих авторов-психологов представлена суженная трактовка профессионального самосознания. В рамках такого специально-психологического подхода профессиональное самосознание понимается как особый психический феномен, основной функцией которого является саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере. Так болгарские исследователи 3. Иванова и И. Косев выделяют профессиональный аспект проблемы самосознания, которое понимается как «познание и самооценка профессионально-трудовых качеств и отношение к ним» [3, с. 65].
Профессиональное самосознание понимается также как психологическое образование, которое выполняет важную роль в регулировании деятельности субъекта на основе знаний о профессиональных требованиях, а также представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к себе как профессионалу.
Более справедливым представляются нам социально-психологический и педагогический подходы к данной проблеме, для которых характерно определение этого феномена профессионального сознания человека как части личностного самосознания. В рамках данного подхода профессиональное
самосознание характеризуется со стороны содержания осознаваемых личностью сторон своего профессионального Я, в состав которого наряду с личностными характеристиками включаются и индивидные характеристики (физиологические особенности, физические свойства), а также «динамическое Я», в частности, особенности умственного и физического развития личности [4, с. 4].
П. А. Шавир понимает профессиональное самосознание как «избирательно направленную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности» [12, с. 77]. По мнению автора, профессиональное самосознание проявляется впервые в юношеском возрасте и играет важную роль в формировании психологической готовности личности к профессиональному труду.
При этом у большинства исследователей не вызывает сомнения социальная обусловленность профессионального самосознания. Б. Д. Парыгин полагает, что «... понятие самосознания личности далеко не покрывается ... осознанием своей индивидуальности, а предполагает осознание широкого круга своих отношений с социальным миром» [9, с. 127]. Автор выделяет основные аспекты социально-специфического самосознания, которое сводится к тому, что человек, во-первых, должен осознавать свое социальное положение; во-вторых, должен сознавать предписанные обществом различные нормы и правила поведения, общественные требования и ожидания. Личность должна осознавать весь тот узел связей и отношений, которые характеризуют ее как представителя и функционера самых различных социальных общностей, начиная с малых групп, кончая большими социальными группами и общностями.
Профессиональная группа, в которую включен субъект профессиональной деятельности, представляет собой социальную группу, непосредственно влияющую на формирование профессионального самосознания. Группа и другие значимые для субъекта профессиональной деятельности профессионалы, как персонифицированные носители своей профессии, в процессе профессионального общения раскрывают ценности, нормы и этику профессионального поведения, требования профессии к личности, тем самым способствуют формированию у личности идеального профессионального Я, которое выступает в роли эталона при соотнесении личностью своих реальных личностных свойств и идеальных. Под влиянием социальной среды у профессионала формируется представление о собственном реальном профессиональном Я: насколько Я как субъект профессиональной деятельности соответствует требованиям профессии.
Б. Д. Парыгин выделяет следующие виды самосознания: родовое, соци-ально-специфическое, индивидуальное [9, с. 128].
Социально-специфическое самосознание выражается в том, что человек осознает свою принадлежность к определенной совокупности социальных
групп, представителем которой он является. Этому уровню самосознания соответствует национальное, классовое, профессиональное самосознание. Индивидуальное самосознание проявляется в том, что индивид осознает индивидуально-неповторимые свойства своей личности. Таким образом, по Парыгину, профессиональное самосознание является частью самосознания личности, объединяя в себе черты социально-специфического и индивидуального самосознания.
Итак, профессиональное самосознание субъекта является частью общего самосознания личности. При этом профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на формирование не только профессионального самосознания, но и на развитие общего самосознания личности, на формирование ее мировоззренческого облика. Неотъемлемым составным элементом самосознания профессионала является особое восприятие окружающего мира, основанное на выделении тех объектов, которые являются значимыми с точки зрения профессии.
Влияние профессии на формирование и становление личности подчеркивают многие исследователи. А. А. Бодалев выдвинул предположение о «воздействии профессии человека на восприятие и понимание других людей, а также на формирование у него образа самого себя и понимание собственной личности» [2, с. 5]. На примере профессии актера и инженера он достаточно убедительно показывает актуальность самоотражения тех характеристик собственного Я, на которые в своей профессиональной деятельности человек обращает большее внимание.
Профессионалы, принявшие свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особое отношение к ряду объектов, связанных с профессией, а часто и особые свойства восприятия, оптимизирующие взаимодействия с этими объектами. Такие особые для данной профессии акценты восприятия и отражения объектов и ситуаций характеризуются в психологической литературе как «мир профессии» [1, с. 128]. Мир профессии является неотъемлемой частью субъективной модели образа мира у профессионалов.
Профессиональное самосознание является одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности профессионала. В современной исследовательской литературе в области психологии профессий подчеркивается, что от уровня сформированное™ профессионального (Я-образа или Я-кон-цепции) зависит процесс формирования профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Под Я-образом понимается субъективный образ, или образ субъекта профессиональной деятельности. Профессионал воспринимает объективную действительность и самого себя сквозь призму собственного видения профессиональных задач. Я-образ как субъективное отношение к объектам, явлениям, ситуациям, а также к себе самому, связанное с предметом деятельности, характером и содержанием профессии, представляет собой один из аспектов профессионального сознания личности.
Однако Я-образом не исчерпывается структура профессионального самосознания субъекта. Е. А. Климов подчеркивает, что система смыслов и значений профессионала подвергается влиянию «субъективного образа» и отражает образ объекта (предмет труда, внешние средства, условия труда), образ субъекта профессиональной деятельности (Я-образ или Я-концеп-ция), образ субъект-объектных взаимосвязей (профессиональная деятельность) и образ субъект-объектных отношений (общение, взаимодействие между людьми) [5, с. 20-21]. Причем образ субъекта как компонент (подсистема) образа мира имеет существенную специфику в сознании представителей разных профессий.
К. М. Левитан в своем труде, посвященном исследованию педагогической деятельности, анализирует проблему становления и структуры профессионального самосознания учителя. Он выделяет в структуре профессионального Я учителя три компонента:
1. «Рефлексивное Я» - отраженное через других, т.е. мое мнение о том, как меня видят, оценивают другие (ученики, коллеги, администрация, родители учеников).
2. «Актуальное Я», т. е. мое представление о себе в настоящее время.
3. «Идеальное Я», т. е. каким бы я хотел стать, в «идеальное Я» в трансформированном виде входит ценностно-мотивационная сфера личности [6, с. 141-142].
Левитан полагает, что в становлении профессионального самосознания личности играет большую роль социальное окружение. Именно социальное окружение (коллеги, ученики) помогают молодому учителю познать себя как профессионала. Становясь на позиции других участников педагогического процесса, учитель осознает, как он должен вести себя в той или иной педагогической ситуации. Таким образом, представления о себе как профессионале формируются на основе оценки себя, своей деятельности с точки зрения других ее участников. По мере профессионального становления личности происходят изменения в профессиональном самосознании: профессионал осознает свой профессиональный рост, и это способствует формированию у него стремления к самосовершенствованию и дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Отметим, что подобная структура профессионального самосознания личности представляется нам вполне справедливой. В то же время наряду с «актуальным Я», «рефлексивным Я» и «идеальным Я» можно выделить также «ретроспективное Я» - то, каким видит и оценивает себя человек по отношению к началу своей профессиональной деятельности. В таком случае «актуальное Я» (то, каким видит себя и оценивает человек в настоящее время) есть центральный элемент профессионального самосознания личности. «Ретроспективное Я» в отношении к «актуальному Я» дает личности возможность осознать динамику собственных профессиональных достижений. «Идеальное Я» (то, каким хочет стать человек в своей профессиональной деятельности) является ценностной перспективой личнос-
ти, обусловливающей профессиональное саморазвитие и самосовершенствование личности. «Рефлексивное Я» (то, как с точки зрения человека его воспринимают коллеги и другие люди, связанные с ним в процессе его профессиональной деятельности) - это часть самосознания профессионала, отвечающая за учет влияния широкой социальной среды.
Выделение хронологического аспекта профессионального самосознания дает нам возможность фиксировать изменения, которые происходят в профессиональном сознании личности; осознание человеком различий в профессиональном сознании во временной ретроспективе и перспективе является стимулом для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Профессионалы, более дифференцированно осознающие себя по отношению к своему прошлому и настоящему, в большей степени ориентированы на профессиональное развитие.
Проведенный нами обзор психологической литературы показал, что психологи изучают профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания, как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Как отмечает Т. Л. Миронова, профессиональное самосознание через мотивы личности профессионала связано с его реальной профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание сигнализирует о смысле «Я» профессионала. Любой профессионал при осознании себя как субъекта профессиональной деятельности должен осознавать связи и отношения, которые складываются у него при взаимодействии с материальным и социальным миром, обусловленные спецификой профессии, В профессиональной Я-кон-цепции (или Я-образе) представлены характеристики, которые связаны с выполнением субъектом своей профессиональной роли, а также ценности, связанные с воспринимаемыми профессионально значимыми качествами и отношениями. Профессионал должен осознавать свое отношение к труду, мотивы профессиональной деятельности, цели, свои профессиональные действия, внутренние условия деятельности: уровень подготовленности, опыт, личностные качества, индивидные свойства, необходимые для успешного осуществления им деятельности, а также внешние обстоятельства деятельности: объект деятельности, орудия труда и различные приспособления, предметные и социальные условия деятельности [8, с. 120-125].
По мере развития профессиональной деятельности субъекта и ее усложнения происходит совершенствование его взаимосвязей с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой профессии. Это ведет к развитию профессионального сознания личности, которое становится все более адекватным и достаточно дифференцированным. В работах многих авторов подчеркивается тесная связь профессионального мастерства и уровня развития профессионального сознания. Те профессионалы, которые успешно продвигаются в своей профессиональной деятельности, более эффективно работают, овладевают мастерством и приобретают способность к мировоз-
А. А. Ангеловский
зренческому анализу проблем как в сфере собственной профессиональной деятельности, так и за ее пределами, лучше осознают себя как субъекта профессиональной деятельности, т. е. обладают развитым и дифференцированным профессиональным сознанием. Те субъекты профессионального труда, которые испытывают трудности в успешном продвижении по линии профессионального мастерства, обладают более низким уровнем профессионального сознания. Усложнение профессиональной структуры личности и зрелость профессионального самосознания, таким образом, является одним из важнейших критериев развития профессионализма.
Мировоззренческий, социально-философский подход к анализу профессионализма, понимание его как сложного, многоаспектного явления предполагает подробное рассмотрение проблемы формирования личности профессионала. становления его профессионального самосознания. В рамках данного подхода необходимо выделение и исследование всех компонентов личности профессионала на основе широкого понимания профессионального сознания.
Профессиональное сознание является интегральным качеством личности современного профессионала. На наш взгляд, отождествление понятий «профессиональное сознание» и «профессиональное самосознание» возможно только в рамках психологического подхода к данной проблеме. Несомненно, профессиональное сознание личности включает в себя осознание профессионалом себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и отношений, которые у него складываются в процессе труда с предметным и социальным миром, т. е. профессиональное самосознание. Однако неотъемлемым элементом развитого профессионального сознания современного человека является также образ мира, формирующийся у профессионала в процессе его деятельности. При этом профессиональное сознание выступает в единстве трех составляющих: самопознание и познание мира в ходе профессиональной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к себе и миру и саморегулирование профессиональной деятельности.
Общепризнанной является точка зрения, согласно которой в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление), но и его личность в целом; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутриг-руппового общения.
Структура личности профессионала в современном широком понимании этого термина включает в себя следующие компоненты.
1. Психологический компонент: психологические особенности личности, определяющие ее способность и готовность к профессиональной деятельности, природные способности, задатки. В психологический компо-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ...
нент также следует включить черты характера личности, обусловливающие ее профессиональные возможности, интересы и склонности, профессиональную пригодность.
2. Гносеологический (когнитивный, интеллектуальный) компонент: включает в себя знания, умения и навыки, как узкопрофессиональные, так и общемировоззренческие, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Центральным элементом профессиональной структуры личности становится профессиональное мышление, фундаментом которого является общая интеллектуальная подготовка личности. Особенность профессионального мышления состоит в том, что предметом рефлексии субъекта-профессионала становится не только окружающий мир в единстве и многообразии его предметных и социальных связей, но и собственная профессиональная деятельность.
3. Аксиологический (ценностный) компонент: в него включены нормы, идеалы и ценности, усвоение требований профессиональной морали, самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. Самооценка профессионалом собственной профессиональной деятельности представляет собой определение им своих возможностей выполнения реально осуществляемой или предстоящей деятельности. В аксиологический компонент входит также профессиональная нравственность личности, которая проявляется в выборе адекватных способов и средств выполнения деятельности в соответствии с нормами профессиональной и общей морали.
4. Эмоционально-волевой компонент: в него включен комплекс «переживания профессии», осознание личностью своего профессионального долга, чувство ответственности за результаты профессиональной деятельности, а также профессиональная направленность личности, включающая в себя представления о необходимых профессиональных качествах, мотивы и цели профессионального труда.
Наличие в структуре личности профессионала указанных выше компонентов, а также степень их осознания является основным критерием зрелости профессионального самосознания личности. Профессиональное самосознание также включает в себя следующие элементы:
- понимание личностью требований, предъявляемых со стороны профессии к человеку;
- осознание профессиональных отношений в группе, т. е. отношений к своим коллегам по профессиональной деятельности;
- осознание своих профессиональных функций и обязанностей по отношению к обществу в целом;
- соотнесение своих индивидуальных особенностей с конкретными профессиональными требованиями.
Одним из важнейших понятий, отражающих современные научные представления о высоком уровне развития профессионального сознания личности, является понятие «профессиональная компетентность». Анализ исследовательской литературы показывает, что «в научной литературе в
понятие компетентности включается помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий, конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний» [11, с. 78]. Основным, общим, что характеризует точку зрения различных авторов, является то, что знания специалиста выступают только потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает. Актуализировать этот потенциал могут лишь дополнительные факторы, следовательно, компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при использовании своих функций.
Наиболее полно понятие компетентности в профессиональной сфере рассмотрено А. К. Марковой. Автор различает разные виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд [7, с. 32-34].
Отметим при этом, что названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом и не уметь общаться или осуществлять планирование перспективной профессиональной деятельности. В последнее время уместно говорить о т. н. «экстремальной» профессиональной компетентности, когда специалист готов выполнять свои профессиональные функции несмотря на интенсивно меняющиеся окружающие условия. Наличие и гармоничное сочетание в личности всех указанные выше видов компетентности означает зрелость человека в профессиональной деятельности, высокий уровень ее профессионализма. Профессионал - это человек, который компетентен в самых различных сферах, прямо или опосредованно связанных с его профессиональной деятельностью.
Основной функцией профессионального сознания личности является регулирование профессиональной деятельности. Развитое профессиональное самосознание выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности и прогнозирование будущей, а также как одно
из важнейших условий профессионального развития личности в целом. Выступая необходимым условием профессионализма личности, профессиональное самосознание формируется и дифференцируется в ходе профессионального развития личности. Большую роль в его развитии играют не только психологические, но и социальные, а также этические факторы.
Библиографический список
1. Артемьева, Е. Ю. Психосемантические методы описания профессии [Текст]/ Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г //Вопросы психологии. - 1986. — № 3. - С. 127—133.
2. Бодалев, А. А. О взаимодействии профессии актера на восприятие и понимание им других людей и себя [Текст]/А. А. Бодалев.//Тезисы XX Международного психологического конгресса. - М., 1972.
3. Иванова, 3. Личность и профессия [Текст]/ 3. Иванова, И. Косев. - София, 1976. - 178 с.
4. Катышев, В. Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: автореферат дис. ... докт. пед. наук. [Текст]/В. Г. Катышев. / - Казань, 1996. — 38 с.
5. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст]/Е. А. Климов. — М., 1988.-335 с.
6. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии [Текст]/К. М. Левитан.-М., 1994.
7. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст]/А. К. Маркова. — М., 1996.-308 с.
8. Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала [Текст]/Т. Л. Миронова. — Улан-Удэ, 1999. - 199 с.
9. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории [Текст]/Б. Д. Парыгин. - М., 1971. - 351 с.
Ю.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/С. Л. Рубинштейн. -М, 1946.
И. Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания [Текст]/А. П. Сейтешев. - Алма-Ата, 1990. - 336 с.
12.Шавир, П. Р. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст]/Г1. Р. Шавир. - М., 1981. - 96 с.