Научная статья на тему 'Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий'

Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT ENTITIES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголев В. А., Новосельцев О. В.

The interest in the issue of implementation of interactive technologies in teaching practice of professional development of specialists is stipulated by the low level of learning motivation, which still remains one of the most pressing problems of higher education. At the same time, interactive learning technologies, that radically transform the nature of the interaction between a teacher and students, put the latter in the position of an active subject of learning activity, contribute to a dialogue between students, are still being implemented slowly and are regarded by many higher school teachers as something unique for pedagogics, which is applied by several creative enthusiastic teachers. In the context of the objectives of this study the researchers will focus mainly on the system of professional development of specialists with the use of interactive technologies, as this form of training could be an effective pedagogical model of professional development of the subjects of management of physical education of students. The purpose of the research was to develop a model of professional development of various categories of subjects of management of physical education of students using interactive technologies. The combined application of techniques of physical training along with the health-improving effect of other disciplines has reduced the incidence of students by 13.8% on average, increased the motivation for a healthy lifestyle by 19.8% and reduced the period of social and psychological adaptation to university studies by 22 5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголев В. А., Новосельцев О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Development of Management Entities of Physical Education of Students Using Interactive Technologies

The interest in the issue of implementation of interactive technologies in teaching practice of professional development of specialists is stipulated by the low level of learning motivation, which still remains one of the most pressing problems of higher education. At the same time, interactive learning technologies, that radically transform the nature of the interaction between a teacher and students, put the latter in the position of an active subject of learning activity, contribute to a dialogue between students, are still being implemented slowly and are regarded by many higher school teachers as something unique for pedagogics, which is applied by several creative enthusiastic teachers. In the context of the objectives of this study the researchers will focus mainly on the system of professional development of specialists with the use of interactive technologies, as this form of training could be an effective pedagogical model of professional development of the subjects of management of physical education of students. The purpose of the research was to develop a model of professional development of various categories of subjects of management of physical education of students using interactive technologies. The combined application of techniques of physical training along with the health-improving effect of other disciplines has reduced the incidence of students by 13.8% on average, increased the motivation for a healthy lifestyle by 19.8% and reduced the period of social and psychological adaptation to university studies by 22 5%.

Текст научной работы на тему «Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий»

УДК / ШС: 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ В.А. Щёголев

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ О.В. Новосельцев Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MANAGEMENT ENTITIES OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES V.A. Schegolev, professor, Dr.Hab., Honored worker of physical culture of the RF, St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg O.V. Novosel'tsev, professor, Dr.Hab., Honored worker of science St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Keywords: professional development, management entities, physical education, students, interactive technologies. The interest in the issue of implementation of interactive technologies in teaching practice of professional development of specialists is stipulated by the low level of learning motivation, which still remains one of the most pressing problems of higher education. At the same time, interactive learning technologies, that radically transform the nature of the interaction between a teacher and students, put the latter in the position of an active subject of learning activity, contribute to a dialogue between students, are still being implemented slowly and are regarded by many higher school teachers as something unique for pedagogics, which is applied by several creative enthusiastic teachers.

In the context of the objectives of this study the researchers will focus mainly on the system of professional development of specialists with the use of interactive technologies, as this form of training could be an effective pedagogical model of professional development of the subjects of management of physical education of students. The purpose of the research was to develop a model of professional development of various categories of subjects of management of physical education of students using interactive technologies. The combined application of techniques of physical training along with the health-improving effect of other disciplines has reduced the incidence of students by 13.8% on average, increased the motivation for a healthy lifestyle by 19.8% and reduced the period of social and psychological adaptation to university studies by 22 5%.

Ключевые слова: профессиональное совершенствование, субъекты управления, физическое воспитание, студенты, интерактивные технологии.

Введение.Интерес к проблеме внедрения интерактивных технологий в педагогическую практику профессионального совершенствования специалистов обусловлен тем, что низкая мотивация учебной деятельности до сих пор остается одной из наиболее актуальных проблем вузовского образования. В то же время интерактивные технологии обучения, которые радикально преобразуют характер взаимодействия преподавателя и обучаемых, ставят обучаемого в позицию активного субъекта учебной деятельности, организуют режим диалога между обучаемыми, до сих пор внедряются медленно и рассматриваются многими педагогами вуза как некая «педагогическая экзотика», которую применяют отдельные энтузиасты педагогического творчества [1].

В специальной литературе профессиональное совершенствование рассматривают в широком и узком смыслах. По убеждению Л. И. Лубышевой [2], профессиональное совершенствование в широком смысле - непрерывный процесс профессионального роста специалиста, обусловленный его ежедневным собственным опытом и самообразованием; в узком - обучение в организованных педагогических системах повышения квалификации, которое обеспечивает дальнейшее непрерывное совершенствование профессионального мастерства.

В контексте задач настоящего исследования наше внимание в дальнейшем будет обращено преимущественно на систему повышения квалификации специалистов с использованием интерактивных технологий, поскольку именно эта форма подготовки может явиться эффективной педагогической моделью профессионального совершенствования субъектов управления физическим воспитанием студентов.

№ 2015 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

15

Цель исследования - разработать модель профессионального совершенствования различных категорий субъектов управления физическим воспитанием студенческой молодежи с использованием интерактивных технологий.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались различные виды теоретического анализа и обобщения информации, содержащейся в отечественных источниках. Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным применением методов структурно-функционального, сравнительного и педагогического анализа.

Результаты исследования. С целью экспериментальной проверки педагогических возможностей разработанной модели профессионального совершенствования субъектов управления физическим воспитанием студентов на базе межвузовского центра по физической культуре в 2014 г. был организован и проведен педагогический эксперимент. Организация проведения педагогического эксперимента состояла из двух частей. Основная задача первой части заключалась в повышении профессиональной компетентности различных категорий субъектов управления физическим воспитанием студентов на основе использования интерактивных технологий. Для этого на базе Межвузовского центра по физической культуре (Санкт-Петербург) был проведен цикл теоретических и методических занятий в рамках постоянно действующего семинара по повышению квалификации различных категорий работников образовательной сферы.

Отбор необходимого учебно-методического материала, разработку содержания, форм и методов проведения занятий осуществляли специалисты высокой квалификации, имеющие богатый опыт преподавания в высших учебных заведениях. Учебная программа была рассчитана на 60 ч, из них: 30 ч - под руководством преподавателей, 30 ч -в форме самостоятельной работы. Особенностью программы являлось то, что в нее были включены конкретные лекционные и семинарские занятия, содержание которых раскрывало сущность и направленность использования интерактивных технологий в управленческой деятельности. На примерах из практики рассматривались конкретные психолого-педагогические ситуации по совершенствованию управления физическим воспитанием студентов. Были созданы условия для самосовершенствования субъектов управления. Им оказывалась индивидуальная помощь в виде

консультаций по тематике экспериментальной программы, предлагались учебно-методические разработки и литература [2, 3]. Последовательность прохождения программы предполагала поэтапное освоение учебно-методического материала. На первом этапе был проведен лекционный курс информационного содержания, направленный на формирование и усвоение теоретических знаний по проблемным вопросам физического воспитания студентов.

В ходе дальнейшего изучения программного материала акцент был сделан на особенностях воспитательной деятельности и интерактивных технологиях (деловых играх, тренингах, семинарах по типу «круглый стол» и др.). Итогом обучения явились подготовка и защита реферата на заданную тему различными категориями субъектов управления физическим воспитанием в вузе.

Реализация и проверка эффективности освоенных знаний, умений и навыков по использованию интерактивных технологий управления физическим воспитанием в практической деятельности составили вторую часть педагогического эксперимента. На основе самооценок и экспертных оценок фиксировались данные, характеризующие успешность педагогической деятельности, владение методами психолого-педагогического воздействия на студентов, отношение к ним, уровень авторитетности и др.

Результаты проведенного эксперимента показали его довольно высокую образовательную эффективность. Данные оценок результатов успешности усвоения теоретических знаний, умений и навыков, полученные в ходе экспе-

Уровни подготовленности

Показатели успешности овладения субъектами управления физическим воспитанием студентов экспериментальной тематикой в зависимости от исходного уровня подготовленности

Средние результаты освоения экспериментальной программы субъектами управления физическим воспитанием студентов, Х± m

Основные разделы программы Результаты успешности обучения (в баллах), п = 49

до эксперимента после эксперимента

Теоретический курс 3,6 ± 0,21 4,4 ± 0,11

Методико-практический курс 3,7 ± 0,17 4,5 ± 0,19

Реферат на заданную тему - 4,6 ± 0,14

Общая экспертная оценка 3,7 ± 0,24 4,7 ± 0,18

Самооценка 3,8 ± 0,21 4,5 ± 0,11

Удовлетворенность содержанием и методикой проведения занятий - 4,8 ± 0,14

16

http://www.teoriya.ru

№ 2 • 2015 Февраль | РеЬгиагу

римента, свидетельствуют о важности и целесообразности предлагаемой формы совершенствования профессиональной компетентности по управлению физическим воспитанием студенческой молодежи (см. таблицу).

Так, если до начала обучения только 6,8 % субъектов управления имели твердые знания в вопросах управления физическим воспитанием студентов, то в конце эксперимента это число составило 35,1 %. И, наоборот, количество лиц с довольно низким уровнем знаний, умений и навыков по социально ориентированному стилю управления уменьшилось с 21,4 до 3,5 %о (см. рисунок).

Представленные данные также свидетельствуют о достаточно выраженной ориентации субъектов управления физическим воспитанием студентов на необходимость получения и использования знаний социального менеджмента в практике работы со студентами.

Анализ характера и направленности профессиональной деятельности различных категорий субъектов управления физическим воспитанием студентов, участвовавших в эксперименте, показал определенные изменения в использовании ими интерактивных методов психолого-педагогического воздействия на студентов.

Полученные результаты подтверждают данные более ранних исследований и свидетельствуют, что большинство испытуемых в своей практической деятельности стали делать акцент на применении методов «стимуляции выбора» и «прямого воздействия», которые в большей степени соответствуют демократичному, гибкому социально ориентированному типу управленческой культуры [4, 5]. Так, если до эксперимента 43,4 0% опрошенных в своей практической деятельности предпочитали использовать методы властной мотивации, то после него их количество уменьшилось до 15,4 0%. Еще более выраженные изменения произошли в группе субъектов управления с авторитарным стилем управления, где данный показатель снизился с 62,8 до 24,2 0%.

Количество студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями больше 8 ч в неделю, в среднем увеличилось на 12,6 %; 5-7 ч в неделю - на 14,4 %; 2-4 ч в неделю - на 15,3 0%.

Комплексное применение средств физической культуры в сочетании с оздоровительным влиянием других учебных дисциплин позволило снизить показатели заболеваемости студентов в среднем на 13,8 0%, повысить мотивацию к здоровому образу жизни на 19,8 0, сократить период социально-психологической адаптации к обучению в вузе на 22,5 0/0.

Выводы

1. Под системой профессионального совершенствования субъектов управления физическим воспитанием студентов на основе использования интерактивных технологий следует понимать упорядоченную, в соответствии с требованиями социальной политики в сфере образования, совокупность цели, задач, принципов, функций, а также средств, методов и организационных форм, составляющих процесс воздействия на социальные объекты и управление этим процессом.

2. Детальный анализ структурно-компонентного и функционального состава рассматриваемой системы позволил решить ряд задач по созданию педагогической модели профессионального совершенствования различных категорий субъектов управления физическим воспитанием студентов; разработке и обоснованию технологии управления физическим воспитанием студентов на основе использования интерактивных методов педагогического воздействия и проверке ее эффективности.

3. Полученные научные материалы способствовали созданию целостной системы мер по качественному улучшению управления физическим воспитанием и профессиональным развитием студенческой молодежи Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, что выразилось в лидирующих позициях вуза в Российской Федерации.

4. Анализ полученного материала показывает, что в изменившихся социально-экономических условиях необходимость реформирования системы управления физическим воспитанием в вузах на основе активного применения интерактивных методов психолого-педагогического воздействия на студентов не вызывает сомнений и является важнейшим условием дальнейшего развития высшего профессионального образования на современном этапе.

Литература

1. Андреева, М.К. Интерактивные технологии в образовательном процессе вуза: учеб.-метод. пособие / М.К. Андреева, А.В. Козлов, В.И. Кувакин; под ред. А.В. Козлова. - СПб.: ВМедА им. С.М. Кирова, 2011. - 98 с.

2. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1, - С. 5-11.

3. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

4. Переходко, Ф.Г. Управление физическим воспитанием студентов вузов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия: монография / Ф.Г. Переходко; под ред. В.А.Щеголева. - СПб.: СПбНУ ИТМО, 2012. - 204 с.

5. Щёголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодежи: монография / В.А. Щёголев, Ю.Н. Щедрин. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. - 216 с.

References

1. Andreeva, M.K. Interactive technologies in the university educational process: teaching aid / M.K. Andreeva, A.V. Kozlov, V.I. Kuvakin; ed. by A.V. Kozlov. - St. Petersburg: Kirov VMedA, 2011. - 98 P. (In Russian)

2. Lubysheva, L.I.The concept of physical culture education: methodology of development and technology of implementation / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1, - P. 5-11. (In Russian)

3. Lubysheva, L.I. Sociology of Physical Culture and Sport: study guide / L.I. Lubysheva. - Moscow: Academia, 2001. - 240 P. (In Russian)

4. Perekhodko, F.G. Management of physical education of university students using interactive teaching methods: monograph / F.G. Perekhodko; ed. by V.A. Schegolev. - St. Petersburg: SPbSU ITMO, 2012. - 204 P. (In Russian)

5. Schegolev, V.A. Physical culture and sport as a means of professionally-centered education of students: monograph / V.A. Schegolev, Yu.N. Schedrin. - St. Petersburg: SPbSU ITMO, 2011. -216 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 13.11.2014 г.

№ 2^ 2015 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.