Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костенко А.А., Кихтенко А.Е.

В работе говорится о парадоксе самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение").Work t is said in the on the paradox of self-determination (as well as the paradox of happiness): the found meaning immediately devalues life (it forms a kind of "emptiness"). Therefore, it is the process of finding meaning that is important, where separate (already found) meanings are only intermediate stages of the process (the process itself becomes the main meaning - this is life, life as a process, and not as an "achievement").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Развитие массового производства мебели, вызванное научно-техническим прогрессом в обработке древесины и металла, повлекло за собой не только появление новых критериев и показателей качества мебели, но и методов его контроля и управления им.

Использованные источники:

1. ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tsouz.ru/eek/rseek/rseek/seek5/documents/p

32.pdf (дата обращения: 28.02.2017)

2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» Электр онный ресурс. Режим доступа: http: //www.consultant .ru/do cument/cons

doc LAW 305/ (дата обращения: 28.02.2017).

3. Тарасова О.Г. О безопасности, дизайне и конструировании мебельной продукции // Вестник ПВГУС,. - 2014. - Вып.8. -С.46-47.

4. Горностаева Ж.В., Краснова Е.С. Разработка программ лояльности потребителей. В сборнике: Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 119-123.

Костенко А.А., к.псих.н.

доцент

кафедра социальной, специальной психологии и педагогики

Кихтенко А.Е. студент ВИ-ВО-1 ФГБОУ ВО «АГПУ» Россия, г. Армавир ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТРУДОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: в работе говорится о парадоксе самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение"). Annotation: work t is said in the on the paradox of self-determination (as well as the paradox of happiness): the found meaning immediately devalues life (it forms a kind of "emptiness"). Therefore, it is the process of finding meaning that is important, where separate (already found) meanings are only intermediate stages of the process (the process itself becomes the main meaning - this is life, life as a process, and not as an "achievement").

Ключевые слова: самопределение,самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание, уровни профессионального самоопределения.

Key words: self-determination, self-actualization, self-realization, self-

realization, self-transcendence, self-awareness, levels of professional self-determination, personal and professional self-determination.

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность" (цит. по: Пряжников, 1997. С. 78-79).[2]

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека). Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу): "...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла" Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самомпроцессесамоопределения.[2]

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение").

Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.

При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в

подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей. Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта.

Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество отношениях". )

Э. Фромм пытался несколько и его термин - "отчужденный характер", когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т.е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на "рынке личностей" (как и у Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер - это и есть "рыночная личность", утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например, в зарабатывании денег). [7] В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов ("три триады смыслов") и выделяет самый главный из них - смысл страдания, но "только такого страдания, которое меняет человека к лучшему" [6] И хотя сам В. Франкл, да и Ф. Ницше дают примерные ориентиры саморазвития, но построение "пространств" выбора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент, да и сам психолог-консультант остаются в растерянности.

Дж. Ролз в своей известной работе "Теория справедливости" [1] выделяет "первичное благо" - чувство собственного достоинства. Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интересный вопрос: а это все зачем? Многие обычно теряются с ответом, т.к. ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, "приобщился к культуре, обежав за два часа весь Лувр"), но часто главный для него смысл заключается в том, чтобы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, например, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки или от рассказов об этой поездке в кругу "друзей", или же от воспоминаний о ней .Но тогда возникает вопрос: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т.п.)? Один из наиболее убедительных вариантов ответа: для повышения

чувства собственной значимости. Таким образом, даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом: деньги - это одно из средств повышения чувства собственного достоинства. Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости..

Если попытаться несколько развить идею "первичного блага" и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще один вариант смысла - стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть "из грязи в князи" (в том числе и через "удачно" выбранную профессию, и через "удачное" трудоустройство). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а так называемые "авантюристы", которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться (или точнее - подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда).

Использованные источники:

1. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 2001.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2000.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.- М.: Прогресс. 1990.

5. Разин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992, № 1. - С. 98—105.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

7. Фромм Э. Человек для себя. - Мн.: Коллегиум, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.