Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костенко А.А., Бут Е.А.

В статье говорится о том. что профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.The article says that, that professional self-determination is an integral part of a holistic life self-determination, assumes mutual adaptation of personal needs and the interests of society to solve complex and multifaceted tasks posed by the current development of the social and economic situation and the whole course of social development. Professional self-determination of personality is a complex and lengthy process that covers a significant period of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ»

могут помочь изменить саму ситуацию.

Использованные источники:

1. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. - 1986. - № 5.

2. Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. -223 с.

3. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. -СПб., 2001.

4. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. -М., 1971.

Костенко А.А., к.псих.н.

доцент

кафедра социальной, специальной психологии и педагогики

Бут Е.А. студент ВИ-ВО-1 ФГБОУ ВО «АГПУ» Россия, г. Армавир ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация: в статье говорится о том . что профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

Annotation: The article says that, that professional self-determination is an integral part of a holistic life self-determination, assumes mutual adaptation of personal needs and the interests of society to solve complex and multifaceted tasks posed by the current development of the social and economic situation and the whole course of social development. Professional self-determination of personality is a complex and lengthy process that covers a significant period of life.

Ключевые слова: самопределение,самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание, уровни профессионального самоопределения, личностное и профессиональное самоопределение.

Key words: self-determination, self-actualization, self-realization, self-realization, self-transcendence, self-awareness, levels of professional self-determination, personal and professional self-determination.

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени

разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д. Самоопределение -это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. По сути, процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы -кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

Самоопределени - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения - личностное, профессиональное и др. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он, соответственно, и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой, более высокой, «планки» себя самоопределяет и далее самореализует. [1,2]

Профессиональное самоопределение личности - это процесс формирования личностью своего отношения к окружающему его Миру, к

профессионально-трудовой среде и способ самореализации. Это процесс поэтапного принятия решения о том, как, посредством чего, можно согласовать собственные представления и потребности общества, процесс формирования индивидуального стиля деятельности, индивидуального стиля жизни. Профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

Эффективность процесса жизненного, профессионального самоопределения личности определяется степенью согласованности физиологических и психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и социально-политическим условиям в связи с устройством своей жизненной и профессиональной карьеры. Для этого необходимо научить растущего человека познанию себя, умению анализировать свои интересы и склонности, а на основе этих познаний и умений самоопределиться в жизни и самореализоваться наилучшим образом. В связи с этим формирование готовности к профессиональному самоопределению необходимо рассматривать как процесс образования, развития и проявления тех необходимых качеств личности, мотивационных установок и навыков, которые обеспечивали бы ей возможность сознательно и обоснованно избрать вид профессиональной деятельности. Для выбора профессии учащемуся требуется ясное представление о самом себе, своих способностях, умениях, интересах, притязаниях, ограничениях и их причинах, преимуществах, возможностях и перспективах в различных профессиональных сферах, то есть в учебном процессе необходим специальный предмет, который удовлетворял бы всем вышеперечисленным требованиям.

Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.

С темой профессионального определения сталкивается также любой профессионал каждые 3-5 лет, когда начинает ощущаться профессиональное утомление. Как считают психологи, через 5 лет формируются характерные для специальности профессиональные деформации. Я думаю, что многие из нас узнают преподавателей, юристов, бухгалтеров, имеющих значительный

профессиональный стаж, по специфическим манерам, структуре речи, мимике, жестикуляции. Для некоторых творческих личностей процесс профессионального самоопределения носит непрерывный характер. Можно сказать, что такие люди находятся в состоянии вечного поиска.[3]

Профессиональное самоопределение - это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию.

Что влияет на профессиональное самоопределение человека? От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность.

Безусловно, выбор профессии определяется интересами человека. Кроме интересов, человек, выбирающий будущую профессию, должен оценить и учесть свои объективные возможности - способности, уровень подготовки, состояние здоровья, материальные условия семьи и др. Также на этот процесс влияют и другие моменты: ценностные установки родителей, их ожидания в отношении своего ребенка и более широкие социальные факторы.

Профессионализм, профессиональная компетентность взаимосвязаны с профессиональным самоопределением. Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются в виду, по сути дела, нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Назовем условно такое понимание «нормативный профессионализм».

В другом смысле употребляется это слово, когда говорят «этому

человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.

Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Это, на наш взгляд, тоже характеристика конкретного человека (или его действий - например, «компетентное решение»), а именно

- индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии. Чем же характеризуется компетентность? В некоторых словарях компетентность иногда определяли как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Причины, как компетентности, так и некомпетентности, могут быть разные: состояние личности, в том числе эмоциональная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др.

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.). В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, что выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала.

Использованные источники:

1. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.

- М.: МГППИ, 2001.

3. Разин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992, № 1. - С. 98—105.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

5. Фромм Э. Человек для себя. - Мн.: Коллегиум, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.