Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Шматько Ольга Николаевна

Исследования профессионального самоопределения разных групп молодежи, относящихся к разным слоям общества, является актуальным в современной экономической ситуации России и малоизученным в литературе. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация студенчества могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем.The study of professional self-determination of different groups of youth belonging to different strata of society, is relevant in the current economic situation of Russia and poorly known in the literature. Bad professional self-determination and lack of self-realization of students can cause many of the psychological, vital, and existential (pathopsychological) problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Шматько Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА»

в

:№ 4(24), 2016

Проблемы аграрного образования

131

УДК 378.14:631

Золотарев С. П., Шматько О. Н.

Zolotarev S. P., Shmatko O. N.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF THE AGRARIAN UNIVERSITY

Исследования профессионального самоопределения разных групп молодежи, относящихся к разным слоям общества, является актуальным в современной экономической ситуации России и малоизученным в литературе. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация студенчества могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем.

The study of professional self-determination of different groups of youth belonging to different strata of society, is relevant in the current economic situation of Russia and poorly known in the literature. Bad professional self-determination and lack of self-realization of students can cause many of the psychological, vital, and existential (pathopsychological) problems.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самореализация, образовательное пространство вуза.

Key words: professional self-determination, self-actualization, educational environment of the University.

Золотарев Сергей Петрович -

доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и истории Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь

E-mail: zolotarev26@yandex.ru

Шматько Ольга Николаевна -

кандидат исторических наук, заведующая музеем истории университета Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь

Тел.: (8652) 315900 (доп. 1167 в тон. режиме) E-mail: shmatkolga@yandex.ru

Zolotarev Sergey Petrovich -

Doctor of philosophical Sciences, head of the Department of philosophy and history Stavropol state agricultural University Stavropol

E-mail: zolotarev26@yandex.ru

Shmatko Olga Nikolaevna -

Ph.D in historical Sciences,

Head of the history Museum University

Stavropol state

agrarian University

Stavropol

Tel.: (8652) 315900 (additional 1167 in tone. mode) E-mail: shmatkolga@yandex.ru

Интеграция России в мировое сообщество неразрывно связана с вхождением в европейское политическое, экономическое и образовательное пространство, которое развивается в направлении дифференциации и специализации профессиональной деятельности. Без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к личности «профессионала», поскольку меняется как сама сфера труда, так и характеристики профессионализма современного работника. В процессе получения высшего профессионального образования происходит активное профессиональное самоопределение личности. Проблема профессионального самоопределения студентов является актуальной и перспективной, поскольку её решение связано с реализацией потребности молодёжи в поиске своего места в жизни и адаптации к различным сферам деятельности. Форми-

рование у студентов жизненной и профессиональной перспективы является мощным стимулом самообразования, самовоспитания, самопознания и самореализации личности в будущей профессии. В контексте рассматриваемой проблемы особое значение приобретает исследование подходов к организации деятельности вуза по профессиональному самоопределению студентов. Содержание этого вида деятельности заложено в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в учебных планах и программах соответствующих специальностей, а также в системе социально-воспитательной работы Ставропольского государственного агарного университета [1].

Особый интерес представляют мотивы выбора профессии и учебного заведения. Установлено, что на выбор вуза аграрного профиля в наибольшей степени влияют такие факторы, как наличие в них престижных специальностей (туризм, сервис, экономика и др.), большая практическая ориентированность обучения, возможность получения заработной платы, же-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

лание получить наряду с профессиональной подготовкой хорошую общеобразовательную подготовку, позволяющую продолжить образование.

Изучение опыта работы отечественных аграрных вузов позволяет констатировать снижение интереса к получению специальностей сельскохозяйственного профиля и падение их престижа. Профессиональное самоопределение студентов в этих вузах зачастую носит ситуативный, бессистемный характер, отсутствуют методические рекомендации по педагогическому сопровождению этого процесса.

Выделяют следующие основные типы самоопределения у студентов: профессиональное (формализация деятельности специалиста: получение диплома или сертификата, достижение результатов труда и т.п.); жизненное (стиля жизни, который специфичен для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек); личностное (проявление личностных качеств, характеризующих его индивидуальность). При этом, как показал анализ научных работ, выделяются такие типы личностного самоопределения, как гармоничный, беспечный, бесперспективный, фантазийный, прагматичный, зависимый, невротичный и т.д.

Представленная типология послужила основанием для выявления направлений развития профессионального самоопределения студентов в вузе: 1) формирование самосознания, определяющего цель жизненного пути молодого человека; 2) развитие индивидуальных способностей и качеств, связанных с конкретной и смежных с нею профессиями; 3) развитие умений оценивать свои потребности, интересы и собственные возможности; 4) подготовка к реализации дальнейших жизненных планов; 5) формирование морально-волевых качеств, необходимых для профессионального выбора и успешности его реализации.

В связи с этим изложим собственные концептуальные позиции относительно рассматриваемой проблемы. Целью профессионального самоопределения будущего специалиста-агрария является формирование внутренней готовности к осознанному выбору и овладению сельскохозяйственной профессией, желание и способность работать на селе в сложных экономических и бытовых условиях, участвовать в его преобразовании. Подготовка будущего агрария к профессиональному самоопределению представляет собой личностно ориентированный поэтапный процесс, направленный на формирование у каждого студента собственного образовательного маршрута, на развитие профессионализма и способности к самосовершенствованию [2]. Это осознанный мысленный образ персонального профессионального будущего, который включает в себя ценностные ориентации личности и представления о себе как профессионале, об особенностях профессиональной сферы и современных требованиях к профессионалу, о ближних и

дальних профессиональных целях, о способах их достижения и о внешних и внутренних препятствиях на профессиональном пути.

Под педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов мы понимаем совместную деятельность студентов и педагогов, ориентированную на оказание поддержки в адаптации, помощь в интеграции студентов в едином коллективе академической группы, курса, факультета, вуза; содействие социальным инициативам студенческой молодёжи; помощь в формировании профессиональной мотивации в достижении поставленных профессиональных целей в личностном профессиональном принятии решения специализации, построении проекта дальнейшего профессионального пути в контексте их жизни; помощь в трудоустройстве (вторичная занятость студента).

Стратегия сопровождения строится на учете педагогом необходимости разработки элементов структуры проекта профессионального жизненного пути, с одной стороны, а с другой, - на учете того, какие компоненты профессионального самоопределения (ценностно-мотивационный операциональный, когнитивный) и внутриличностные механизмы (персонализация, стереотипизация, рефлексия) должны быть задействованы для его оптимизации [3].

Эффективность педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов зависит от соблюдения организационно-педагогических условий: а) конструирование содержания всех учебных дисциплин с направленностью на развитие ценностно-мотивацонных оснований будущей профессиональной деятельности; б) проведение специальных курсов, включая индивидуальное консультирование студентов по вопросам выбора маршрутов профессионального самоопределения; в) формирование профессионально значимых качеств личности, образующих профессиональные компетенции; г) организация сотрудничества и ведомости в учебно-воспитательной работе; д) установление атмосферы корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности студентов и преподавателей.

Поскольку профессиональное самоопределение личности является процессом последовательного вхождения в профессию и принятием профессионального «Я», раскроем содержание этапов его развития. На первом этапе - эмпирическом (1 курс обучения) - осуществляется ознакомление студентов с выбранной специальностью, осознание социальной роли профессии в обществе, первичное осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, самопознание, принятие профессии и своего профессионального будущего. Таким образом, первый курс является этапом активизации процесса профессионального самоопределения, развития

в

:№ 4(24), 2016

Проблемы аграрного образования

133

начального уровня профессионального самоопределения, с которым абитуриент приходит в сельскохозяйственный вуз. Второй этап -теоретико-практический (2-3 курсы) - направлен на утверждение себя в профессии, приобретение общетеоретических и специальных знаний, формирование профессионально значимых качеств, практических умений и навыков общения, самопознание и самоутверждение по отношению к выбранной профессии. На третьем этапе - практико-ориентированном (4-5 курсы) - происходит гностическое и эмоционально-психологическое вхождение в профессию, осуществляется связь теоретических знаний с практикой.

Реализация педагогического сопровождения во многом определяется спецификой средств развития профессионального самоопределения обучающихся в вузе. Средства являются источниками воздействия на сознание, поведение и деятельность студентов с целью овладения знаниями в области будущей профессии, формирования умений и навыков самовоспитания, самообразования, самореализации, саморазвития.

Значительное влияние на самоопределение молодёжи оказывают профессиональные пробы, проводимые на разных этапах обучения. Это и имитационные ситуации, деловые игры, решение проблемных задач, организация вторичной занятости студентов, участие в НИРС, подготовка выпускной квалификационной работы. Проходя профессиональные пробы, студенты вуза на определённом этапе учебно-воспитательного процесса могут оценить правильность профессионального выбора, попробовать свои силы в выбранной специальности и в случае неудовлетворённости - изменить профиль обучения [4].

Особую роль имеет участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (ритуалах типа «Посвящение в студенты», «Последний звонок»); встречах с выпускниками, с руководителями сельхозпредприятий

и хозяйств края, банков города, работниками органов юстиции, менеджерами; организации Дней открытых дверей факультета; беседах и диспутах о профессии, проводимых кураторами; организации экскурсий.

Реализация таких направлений педагогической поддержки, как художественно-творческая, досуговая и здорового образа жизни, способствовала формированию профессиональной культуры будущих специалистов, поднимала уровень интеллигентности.

Исходя из концептуальных оснований системы организации образовательной среды вуза и системного подхода к педагогической поддержке профессионального самоопределения студентов, определены принципы организации этого вида деятельности: гуманистическая направленность; непрерывность общего и профессионального формирования личности; другодоминантность; универсализм; деятель-ностный подход [5].

Экспериментальная работа показала эффективность условий организации педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов, о чём свидетельствует динамика развития критериальных показателей от допустимого уровня к достаточному и высокому.

Вместе с тем рассматриваемая проблема в силу своей многомерности не может быть ограничена рамками данного исследования. Полученные результаты не претендуют на окончательное решение. Широкие возможности открывают дальнейшая разработка педагогической концепции подготовки специалистов новой формации; создание методических рекомендаций по развитию профессионального самоопределения студентов на разных стадиях оптации; усовершенствование педагогического процесса в вузе путём модернизации педагогической подготовки, использования новых технологий, способствующих формированию профессионального идеала будущего специалиста.

Литература

1. Шматько О. Н. Трудовые мотивации и профессиональное самоопределение молодежи // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2015. С. 209-211.

2. Буянова Г. В. Анализ подходов к изучению и формированию профессионального самоопределения студентов вуза // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015, № 2. С. 13-22.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в исторической перспек-

References

1. Shmatko O. N. Labor motivation and professional self-determination of youth // Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects: collection of materials of all-Russian scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2015. p. 209-211.

2. Buyanova G. V., Analysis of approaches to learning and formation of professional identity of students // Herald of Perm state humanitarian-pedagogical University. Series № 1. Psychological and pedagogical science. 2015, № 2. p. 13-22.

3. Prjazhnikov N. With. Professional self-determination in historical perspective // Questions of psychology. 1996, № 1. p. 34-51.

4. Demidova T. P. Psychological support of pro-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

тиве // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34-51.

4. Демидова Т. П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста // Специалист. 2001. № 3. С. 14-16.

5. Крутых Е. В. Субъективность в профессиональном становлении студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. Вып. 4. С. 74-79.

fessional self-determination of the specialist // Specialist. 2001, № 3. p. 14-16.

5. Steep E. V. Subjectivity in the professional development of students // Vestnik of Adyghe state University. Ser. Pedagogy and psychology. Maikop: publishing house of ASU. 2010. Vol. 4. p. 74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.