Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ" ВЫПУСКНИКОВ-АГРАРИЕВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ" ВЫПУСКНИКОВ-АГРАРИЕВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕР-АГРАРИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич, Шматько Ольга Николаевна

Анализируется необходимость профессиональной коммуникативной подготовки специалиста аграрного профиля высшей школы в связи с высокими требованиями современного сельскохозяйственного производства. Авторы, всесторонне изучив проблематику вопроса, освещают процессы адаптации в производственном коллективе, необходимости приспособиться к новым условиям работы, а также регулировать взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности, работать в команде, организовывать командную работу как руководитель среднего звена. Показана авторская технология формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженера-агрария, освещены основные периоды и их результативность.The article analyzes the need for professional communication training of a specialist in the agricultural profile of a higher school in connection with the high demands of modern agricultural production. The authors thoroughly studied the problems of the issue, highlight the adaptation processes in the production team, the need to adapt to new working conditions and regulate the relationships between people in the process of joint activities, work in a team, and organize teamwork as a middle manager. The author shows the author's technology of forming the professional-communicative competence of the engineeragrarian; the main periods and their effectiveness are covered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич, Шматько Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ" ВЫПУСКНИКОВ-АГРАРИЕВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

160

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 378.14

С. П. Золотарев, И. Н. Кравченко, Е. В. Туфанов, О. Н. Шматько

Zolotarev S. P., Kravchenko I. N., Tufanov E. V., Shmatko O. N.

К ВОПРОСУ О «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ» ВЫПУСКНИКОВ-АГРАРИЕВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ON THE QUESTION OF «PROFESSIONAL READINESS» OF GRADUAT-AGRARIANS IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF HIGHER SCHOOL

Анализируется необходимость профессиональной коммуникативной подготовки специалиста аграрного профиля высшей школы в связи с высокими требованиями современного сельскохозяйственного производства. Авторы, всесторонне изучив проблематику вопроса, освещают процессы адаптации в производственном коллективе, необходимости приспособиться к новым условиям работы, а также регулировать взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности, работать в команде, организовывать командную работу как руководитель среднего звена. Показана авторская технология формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженера-агрария, освещены основные периоды и их результативность.

Ключевые слова: образовательный процесс, система высшего образования, профессионально-коммуникативная компетентность, инженер-аграрий, технологические этапы.

The article analyzes the need for professional communication training of a specialist in the agricultural profile of a higher school in connection with the high demands of modern agricultural production. The authors thoroughly studied the problems of the issue, highlight the adaptation processes in the production team, the need to adapt to new working conditions and regulate the relationships between people in the process of joint activities, work in a team, and organize teamwork as a middle manager. The author shows the author's technology of forming the professional-communicative competence of the engineer-agrarian; the main periods and their effectiveness are covered.

Key words: educational process, higher education system, professional and communicative competence, engineer-agrarian, technological stages.

Золотарев Сергей Петрович -

доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и истории

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-962-019-94-15

E-mail: zolotarev26@yandex.ru

Кравченко Инна Николаевна -

кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии и истории

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-961-440-25-06

E-mail: inna.kravchenko.1972@mail.ru

Туфанов Евгений Васильевич -

кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии и истории

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-776-47-54

E-mail: e.vt@ mail.ru

Шматько Ольга Николаевна -

кандидат исторических наук,

ассистент кафедры философии и истории

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-962-423-87-23

E-mail: shmatkolga@yandex.ru

Zolotarev Sergey Petrovich -

Doctor of Philosophical Sciences,

Head of the Department of Philosophy and History

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Теl.: 8-962-019-94-15 E-mail: zolotarev26@yandex.ru

Kravchenko Inna Nikolaevna -

Ph.D of Historical Sciences,

Associate professor

Department of Philosophy and History

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Теl.: 8-961-440-25-06

E-mail: inna.kravchenko.1972@mail.ru

Tufanov Eugene Vasilievich -

Ph.D of Historical Sciences,

Associate professor

Department of Philosophy and History

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Теl.: 8-918-776-47-54 E-mail: e.vt@ mail.ru

Shmatko Olga Nikolaevna -

Ph.D of Historical Sciences, Assistant lecturer

Department of Philosophy and History

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Tel.: 8-962-423-87-23 E-mail: shmatkolga@yandex.ru

условиях трансформации современ- к выпускникам вузов, особенно аграрных. ного общества имеют место возрас- Отчего вопрос повышения и улучшения катающие требования, запросы и заявки чества образования и воспитания становит-

в

: № 2(26), 2017

Проблемы аграрного образования

161

ся приоритетным, занимая первое место не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, в других государствах.

Альтернативное решение данной проблемы стало предметом широких дискуссий в научных кругах педагогов и практиков агропромышленного комплекса. Решение подобных вопросов, выход из сложившейся ситуации связаны с адаптацией системы образования в современном процессе общественного развития, переосмыслением целей и результатов, актуальной оптимизацией образовательного процесса [1]. В связи с тем что компетентностный подход выступает тео ре ти ко-ме то до ло ги чес ким показателем модернизации российской системы образования и подразумевает синтезированное освоение умений и знаний, отметим, что на глобальном рынке занятости в общем, а также в аграрном секторе в отдельности, конкурентоспособность современного руководителя поддерживается профессиональной, в первую очередь, коммуникативной, в частности, компетентностью, которая стала неотъемлемой и необходимой для поощрения и стимулирования специалистов сельскохозяйственного производства к принятию определенных различными обстоятельствами решений и направлению их к независимым, но правомерным профессиональным действиям [2, 3].

Указанные выше факты определяют наиболее усугубляющиеся противоречия между возрастающей общественной потребностью в подготовке сельскохозяйственных кадров, обладающих в значительной степени методами результативной межличностной коммуникации в процессе производственной деятельности, и крайне слабой разработанностью процессуально-технологических аспектов системы образования.

Обмен педагогическим опытом, обсуждение данной проблематики с практическими работниками агропромышленной сферы позволяет акцентировать внимание на самостоятельной работе студентов, выпускников-аграриев, так как находит отражение в работе над личным дипломным проектом с помощью совершенствования непосредственных профессионально-коммуникативных компетенций и объединяет воедино коллективную профессиональную разработку требований к изучению, анализу, написанию и оформлению проекта, проработку теоретического обоснования и внедрения универсальных практических разработок и его реализации; разработку личного проекта, при опоре на разработанные критерии, практический опыт (практика на производстве) и теоретические обоснования, выработанные в коллективной работе рекомендации [4].

Отмечается, что только спланированное, рационально продуманное освоение всех технологических периодов предоставляет гарантию на оптимальное применение потенциала всей системы образовательной среды высшей школы, особенно аграрного вуза. Внедрение

на практике в производственную среду научных разработок студентов-выпускников через научно-исследовательские дипломные проекты позволяет смоделировать реальные условия сельскохозяйственной науки и практики, а также осуществлять применительно к сельскохозяйственному роду деятельности ряд возможностей (моделирование условий непринужденного творческого самовыражения, непосредственной вовлеченности в решение и воплощение идей, включение результатов своего труда в свою профессиональную деятельность) и гарантировать максимальный результат [5].

На современном этапе в сельской местности для развития и поддержания экономики необходим целый комплекс разнородных, взаимосвязанных между собой условий, одним из которых выступает формирование способностей будущих «аграриев» с помощью принципиальных позиций гуманизма и актуальных технологий. Гуманистическая составляющая в современной системе воспитания и образования в высшей школе в синтезе с прогрессивными достижениями науки и техники создает основной фундамент, закладывает предпосылки для развития одаренной, креативной личности, имеющей возможность к самореализации и саморазвитию в современном информационно-общественном пространстве [6].

Традиционно обратимся к понятию и сущности термина «гуманизм». «Гуманизм» (от лат. Iпитапив - человеческий, человечный) - признание ценности человека как индивида, как личности, его общественного и законного права на свободное развитие и проявление личных способностей и особенностей. В учебном процессе основной задачей педагога в высшей школе выступает формирование личности студента как индивида, способного иметь твердые жизненные ориентиры, целеустремленные позиции, уважение и ответственность, то есть все то, что относится к понятию «гуманизм» -утверждение блага индивида, личности, человека как критериального показателя социальных взаимоотношений. Направленность в нынешней теории и практике развития личности учащегося является педагогическим олицетворением гуманистической науки. При акцентировании внимания на цели воспитания и образования студента - будущего агрария в русле самоактуализации личности её высшими ценностями и смыслом выступают такие качества студента, как любовь, чувство долга, патриотизм, ответственность, свобода, творчество [7].

На современном этапе разработана целая серия различных проектов по решению вопросов, связанных с данной проблематикой. Так, например, известен инновационный концептуальный подход в образовательной среде к индивидуальным особенностям личности, индивида, что довольно ярко выраженно прослеживается в проекте «АгроПРОфИ». Проект на

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

данном этапе содействует обеспечению подготовки высококвалифицированных специалистов для аграрного сектора экономики, способствует совершенствованию агрообразования. В результате плодотворной работы над проектом стали иметь место стабильные взаимоотношения между агробизнесом, учебными заведениями сельскохозяйственного профиля и государственной властью. Именно последнее способствовало появлению новых возможностей для самореализации сельской молодежи и развития постоянных аргументов, ориентированных на сельский труд. Молодые, образованные кадры и специалисты выступают особой категорией современного социума.

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются сегодня молодые сельские жители, имеют общегосударственный характер. Реально обострилась реакция, связанная с трудоустройством молодежи, развитием экономической и социальной инфраструктуры села, обеспечением доступности высшего и среднего профессионального образования для социально незащищенных слоев сельской молодежи и закреплением кадров на селе. Чтобы молодые специалисты стремились жить и трудить-

Литература

1. Кравченко И. Н. Чеченский кризис: причины, характер, последствия (90-е годы XX века) : монография. Владикавказ, 2004. 142 с.

2. Кравченко И. Н. Реализация государственной политики России в Северо-Кавказском регионе // НаукаПарк. 2013. № 5 (15). С. 2-7.

3. Кравченко И. Н. Тенденции развития национальной политики в Северо-Кавказском регионе // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания : сб. науч. тр. по материалам 77-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Ставрополь, 1-5 апреля 2013 г.) / СтГАУ. Ставрополь, 2013. С. 124-131.

4. Асеев Ю. И., Кравченко И. Н. Мировой кризис и бизнес-сообщество России : монография. Ставрополь : АГРУС, 2013. 80 с.

5. Гузынин Н. Г., Кравченко И. Н. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе // НаукаПарк. 2014. № 4 (24). С. 2-7.

6. Кравченко И. Н. Народ, игнорирующий основной закон - обречен // Актуальные проблемы российской государственности : сб. тр. науч. трудов по материалам Межрегион. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 11-12 декабря 2013 г.) / СтГАУ. Ставрополь, 2013. С. 51-56.

ся в сельской местности, необходимо поднятие статуса сельской молодежи в обществе. Важно представлять молодежь в качестве ведущего инновационного ресурса на селе, приоритетного субъекта социального обновления [8, 9].

В заключение необходимо отметить, что профессиональную ориентацию современной молодежи необходимо органически синтезировать с их смысловыми мотивами и жизненными перспективами. Профессиональная ориентация не должна ограничиваться профессиональной сферой. В результате чего необходимо обосновать механизмы непосредственного взаимодействия и взаимоотношений агробизнеса, власти, образования и семьи. Для развития реальной жизненной перспективы необходимо знакомить молодежь с известными жизненными примерами успешного агробизнеса, удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Крайне важно знание условий труда и быта, занимающих ведущие позиции в системе юношеских требований к будущей профессии. В связи с чем необходимо организовывать систему информационного обеспечения в сфере развития АПК всех участников агрообразовательного кластера.

References

1. Kravchenko I. N. The Chechen crisis: causes, nature, consequences (90-s of the XX century) : monograph. Vladikavkaz, 2004. 142 p.

2. Kravchenko I. N. Realization of the state policy of Russia in the North Caucasus region // NaukaPark. 2013. № 5 (15). P. 2-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kravchenko I. N. Trends in the development of national policies in the North Caucasus region // Actual philosophical and methodological problems of modern scientific knowledge : the collection of scientific works on materials of the 77-th Scientific-practical conference of teachers and students (Stavropol, 1-5 April 2013) / SSAU. Stavropol, 2013. P. 124-131.

4. Aseev Yu. I., Kravchenko I. N. Global crisis and business community in Russia : a monograph. Stavropol : AGRUS, 2013. 80 p.

5. Guzynin N. G., Kravchenko I. N. Federalism and the ethnic factor in the North Caucasus // NaukaPark. 2014. № 4 (24). P. 2-7.

6. Kravchenko I. N. Nationality that ignores the basic law is doomed // Actual problems of Russian statehood : collection of scientific works on materials of the Interregional scientific-practical conference (Stavropol, 11-12 December 2013) / SSAU. Stavropol, 2013. P. 51-56.

в

: № 2(26), 2017

Проблемы аграрного образования

163

7. Золотарев С. П., Шматько О. Н. Особенности профессионального самоопределения студентов аграрного вуза // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 4 (24). С. 131-134.

8. Шматько О. Н. К вопросу преподавания гуманитарных дисциплин в рамках аграрного образования // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (Красноярск, 20 октября - 20 ноября 2016 г.). Красноярск, 2017. С. 237-239.

9. Шматько О. Н. Развитие отечественного законодательства по охране памятников древностей в первой половине XIX столетия // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты : сборник трудов по материалам Межд. (заочной) науч.-практ. конф. (Прага, Чехия, 16 мая 2017 г.). Нефтекамск, 2017. С.182-188.

7. Zolotarev S. P., Shmatko O. N. Peculiarities of professional identity of students of Agrarian University // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2016. № 4 (24). P. 131-134.

8. Shmatko O. N. On the question of teaching of humanitarian disciplines in the framework of the agricultural education // Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects : Collection of articles on materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation (Krasnoyarsk, October 20 -November 20, 2016). Krasnoyarsk, 2017. P. 237-239.

9. Shmatko O. N. Development of domestic legislation on the protection of monuments and antiquities in the first half of the XIX century // Questions of science and education: theoretical and practical aspects : proceedings of materials Intern. (correspondence) scientific.-pract. conf. (Prague, Czech Republic, may 16, 2017). Neftekamsk, 2017. P. 182-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.