Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты'

Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1775
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / MOTIVATIONAL COMPONENT / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / OPERATIONAL-ACTIVITY COMPONENT / ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / AN ESTIMATED AND REFLECTIVE COMPONENT / SPECIALIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зенина Н. В.

В статье рассматривается понятие «профессиональное становление» в контексте психолого-педагогического аспекта, а также представлены компоненты профессионального самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination: nature and components

The article considers the concept of professional formation in a context of psycho-pedagogical aspect, and also components of professional self-determination of the personality are presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты»

УДК 37.012 (091)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ

Н.В. Зенина, канд. пед. наук,

Московский финансово-юридический университет МФЮА, Волгоградский филиал E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается понятие «профессиональное становление» в контексте психолого-педагогического аспекта, а также представлены компоненты профессионального самоопределения личности.

Ключевые слова: специалист, профессиональное самоопределение, мотивационный компонент, когнитивный компонент, операционально-деятельностный компонент, оценочно-рефлексивный компонент.

Abstract. The article considers the concept of professional formation in a context of psycho-pedagogical aspect, and also components of professional self-determination of the personality are presented.

Keywords: specialist, professional self-determination, a motivational component, a cognitive component, operational-activity component, an estimated and reflective component.

Профессиональное самоопределение личности является предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с высокой социальной значимостью данного феномена. Аспекты данной проблемы исследуются специалистами разного профиля: экономистами, юристами, социологами, педагогами и психологами.

В контексте психолого-педагогического аспекта профессиональное становление понимается как индивидуальный, личностный процесс, ведущим элементом которого является личностный выбор. Такой подход, по мнению Е.С. Романовой, обусловлен «специфическими противоречиями» самого процесса профессионального самоопределения, которые на социальном уровне выступают как противоречия между потребно-

стями общества в профессиональных кадрах и реальными профессиональными планами людей, а на индивидуально-психологическом уровне - как противоречия между потребностью быть полезным обществу и потребности в самореализации [1].

Одной из наиболее значимых проблем в изучении профессионально-личностного самоопределения является проблема определения его структуры. Проведенный анализ предлагаемых исследователями структур профессионального самоопределения позволил выделить ряд особенностей:

■ структуры отличаются по количеству включенных компонентов, уровню их сложности, содержанию;

■ структуры включают как личностные образования, так и действия по осуществлению профессионального самоопределения;

■ наиболее изученным является ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения.

В качестве основных компонентов авторами выделяются ценностные ориентации, мотивы; способности и действия по их оценке; индивидуально-психофизиологические особенности человека; профессиональная направленность и профессиональное самосознание. Мы полагаем, что отсутствие оптимальной структуры профессионального самоопределения затрудняет исследование данного процесса.

Мы представляем профессионально-личностное самоопределение будущего специалиста как целостную систему взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Мотивационный компонент содержит потребность в профессиональном развитии, устойчивую мотивацию к самообразованию в интересующей профессиональной сфере, осознанность важности профессионального самоопределения, характер доминирующего мотива выбора профессии, сформированность и структуру профессиональных интересов, структуру жизненных целей.

В профессиональном учебном заведении большую роль играет группа профессионально-ролевых мотивов: профессиональные знания, престиж профессии, социальный статус и другие. Познавательные потребности и мотивы - это внутренние условия включения обучаемых в активную учебную деятельность.

С.Л. Рубинштейн сформулировал принципиальное положение о том, что не сами объекты или предметы являются мотивами, они лишь

порождают соответствующие мотивы. «Предметы и явления внешнего мира, - писал С.Л. Рубинштейн, - выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию - мотивы» [2].

Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительного уровня.

Когнитивный компонент рассматривается нами как знания о своих индивидуальных особенностях, наличие системных представлений о мире профессий, наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе, высокий уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности, сформированность представлений о востребованных в регионе профессиях, наличие умений адекватно оценить конъюнктуру рынка труда.

Когнитивный компонент представлен знаниями общеобразовательных и специальных дисциплин, своих профессиональных качеств, склонностей и возможностей о различных сторонах своей личности и о себе, как потенциальном участнике профессиональной деятельности, а также требований выбранной профессии. Этот компонент оказывает заметное влияние на познавательные процессы и активность личности, определяет характер общения личности. Знания не появляются и не проявляются вдруг. Они - результат длительного целенаправленного процесса.

Оценочно-рефлексивный компонент представляется адекватной самооценкой своей социальной компетенции, т.е. способность принимать решения и делать выбор, готовность нести ответственность за свой выбор, способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального развития, умение прогнозировать развитие своих мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых особенностей в выбранной сфере профессиональной деятельности, способность к осмыслению результатов са-

моразвития в выбранной сфере профессиональной деятельности и определение (в случае необходимости) альтернативных вариантов ее изменения.

Операционально-деятельностный компонент - это владение методами конструирования личного плана профессионального развития: использование алгоритма составления плана, умение намечать корректные, реальные, измеримые цели, планировать действия по их достижению, оценивать продвижение к поставленной цели, осуществлять коррекцию разработанного плана карьерного роста.

Профессионально-личностное самоопределение является динамичным процессом, который зависит от внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов ее выбора и приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др.

Опираясь на вышесказанное, можно определить профессионально-личностное самоопределение как сформированность профессиональных и жизненных целей, адекватность самооценки своей социальной компетенции, владение методами конструирования своего карьерного роста.

В настоящее время профессиональное самоопределение у обучаемых не соответствует индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному специалисту. Причиной этого является отсутствие индивидуального, дифференцированного подходов к личности выбирающего профессию; использование в основном словесных, декларативных методов, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности обучающихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романова Е.С. Экспериментальная психология. - СПб., 2007.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.