УДК 355с5 ББК 68.4(2)39
А.И. Хомченко
профессиональный опыт как фактор становления военного специалиста
Изменение условий обучения и воспитания будущих офицеров актуализирует важность осмысления военного образования, возможностей практической подготовки в обеспечении успешного формирования профессионального опыта курсантов военного вуза в новых условиях. Использование современных образовательных технологий в русле тенденций развития профессионального военного образования.
Ключевые слова: профессиональный опыт, военный специалист, военно-профессиональная деятельность, компонент профессионального опыта специалиста.
A.I. Khomchenko
professional experience as a factor of formation of a military specialist
The ever changing learning environment in military education actualizes the importance of reflection on military education, possiblities of practical training for successful development of professional skills in the cadets of a military university in the new context. The use of modern educational technologies in line with the new trends in development of military professional education.
Key words: professional experience, military specialist, military professional activity, specialist's professional experience component.
Профессия военнослужащего является одной из таких, где наиболее выражена практико-ориентированная область деятельности человека. В данной области опыт является главным в формировании профессионализма специалиста. Выполнение профессиональных задач в экстремальных условиях, где требуются мгновенные действия, как сознательные, так и неосознанные. Профессиональный опыт военнослужащего - это не просто накопленный объем профессиональных задач, которые он решает в процессе повседневной деятельности. Это в первую очередь освоение, переживание, применение многовекового опыта военной деятельности Вооруженных сил РФ и ее офицерского корпуса. Накопление профессионального опыта представляется нам проявлением целостного процесса развития военного специалиста, который имеет определенные закономерности и обладает глубоким психологическим содержанием. Целесообразная организация рассматриваемого процесса в услови-
ях военного вуза требует уточнения сущности профессионального опыта.
Опыт как психологический феномен в контексте личностно-деятельност-ного подхода изучен Б.Г. Ананьевым [1, с. 117], Л.С. Выготским [7, с. 75], А.Н. Леонтьевым [10, с. 167], С.Л. Рубинштейном [14, с. 210] и другими авторами. Характеристиками опыта, имеющими решающее значение для выполнения поставленных нами задач, согласно их теориям, являются способность опыта опосредовать внешнюю предметную деятельность человека в его внутренней, психической деятельности, а также его двойственная, социально-историческая и субъектная природа.
Б.Г. Ананьев отмечал, что личность - понятие социальное, более того, социально-историческое. Личность -«...продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути» [1, с. 84]. В этой связи ключевыми усло-
га I-
о
s ^
га
s ^
ф
с
о
X
ф
^
m о
X
га I-
о
О
Ё го
го
t .0 с
о
.0 X .0
го
X
о
S
о
о ф
-&
о ^
с
о
X
Ф т
о X
виями, формирующими личность во всех ее проявлениях и качествах, являются конкретные социальные ситуации развития, которые не только несут на себе общие черты поколения, общности, но и отражают индивидуальное -образ жизни, обстоятельства, деятельность, которую человек выполняет.
Психологическая концепция опыта, в основе которой лежит личностно-деятельностный подход, акцентирует внимание на субъектности опыта, в силу которой основное место имеет восприятие и интерпретация ситуации конкретным субъектом, оценка и регулирование им деятельности с позиции собственной системы установок, сформированной в процессе переживания и осмысления событий предыдущей жизни. Можно сказать, что научный интерес к субъекту опыта,, активности человека в процессе овладения профессиональным опытом - есть одна из ведущих тенденций формирования понятия «профессиональный опыт военного специалиста» в его философском и психологическом аспектах. В русле концепции сущность, содержание и структуру опыта уточняют положения о субъектности и субъектной регуляции деятельности.
Уточняя понятия «профессиональный опыт военного специалиста», важными представляются исследования природы опыта, поскольку в них рассматриваются его сущностные характеристики. Включая опыт в состав интеллекта, М.А. Холодная [16, с. 130] вводит понятие «ментальный» (умственный) опыт личности, закрепляя за ним способность определять особенности организации ментальной (умственной) деятельности индивида. Природу опыта, по М.А. Холодной, составляют ментальные умственные структуры, отнесенные к трем взаимосвязанным уровням: когнитивному опыту (получение, обработка, хранение и использование информации), мета-когнитивному опыту (произвольный и непроизвольный интеллектуальный контроль), интенциональному опыту (индивидуальные интеллектуальные склонности). Опыт в структуре интеллекта объясняет не только осознанный, но иногда
и неосознанный контроль деятельности, что особенно важно в военной профессии, где решения принимаются в условиях дефицита времени и информации, а как основа мгновенного действия опыт и даже интуиция могут проявляться ярче, чем профессиональные знания.
Субъектный опыт, согласно лич-ностно-деятельностному подходу, - явление многомерное, рассматривает субъектный опыт на трех уровнях:
• «образ мира», основанный на знаниях, получаемых в процессе обучения и профессиональной деятельности;
• «картина мира», где проявляется эмоционально-оценочное отношение к образам внешнего мира;
• перцептивный мир - восприятие и отражение объектов окружающей действительности.
Отсюда следует, что и профессиональный опыт (который представляет собой часть, проявление субъектного опыта в определенной профессии) также закрепляется на разных уровнях организации профессиональной деятельности и не является единственным фактором ее регулирования. Не отрицается значение других факторов (например, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, качеств личности и психических состояний и т. д.) в обеспечении эффективности решения профессиональных задач. Иными словами, профессиональный опыт - не панацея, его формирование - только один из необходимых способов развития профессионализма в процессе профессиональной подготовки.
Таким образом, в русле личностно-деятельностного подхода сложилось понимание сущности опыта, которое поясняют следующие позиции:
• опыт существует одновременно как социально-исторический и субъектный феномен, чем объясняются различия внешней предметной и внутренней психической деятельности человека;
• субъектный опыт, отражая социальный (в том числе профессиональный) опыт, несет в себе отпечаток жизненного пути личности: событий, деятельности (в том числе обучения);
• субъектный опыт обеспечивает не только произвольную, но и непроизвольную регуляцию деятельности;
• в организации деятельности субъекта опыт обладает многомерной структурой, обеспечивающей, прежде всего, упорядочивание, обработку, хранение, использование информации об окружающей действительности в процессе познания и предметной деятельности.
Анализ ряда педагогических диссертационных исследований, в кото-
табл. 1 определение сущности в диссертационных
рых авторы обращаются к сущности профессионального опыта, показал, что исследователи редко отклоняются от психологической концепции опыта, сформулированной в теориях, основанных на личностно-деятельностном подходе, но в большинстве случаев пытаются интерпретировать сущность профессионального опыта применительно к предмету конкретного исследования (табл. 1).
профессионального опыта исследованиях
№ п\п Автор, год работы Предмет исследования Определение понятия «профессиональный опыт»
1 Д.Ю. Ануфриева, 2010 Личный опыт педагога Процесс и результат проживания явлений профессиональной деятельности в системе взаимосвязанных между собой процессов восприятия, переживания, рефлексии, смыслополагания
2 И.В. Богданов, 1999 Психологическое содержание профессионального опыта военного специалиста Процесс смысловой регуляции воспроизводства нормативов и лучших образцов деятельности
3 А.В. Бондаренко, 2004 Социальный опыт Освоенная информация, совокупность знаний и переживаний, обеспечивающая готовность к адекватным действиям в профессиональных ситуациях
4 Е.А. Бударин, 2006 Формирование профессионального опыта военного специалиста Часть профессиональной компетентности военного специалиста
5 Д.Ю. Варнавский, 2013 Профессиональный опыт в управленческой компетентности руководителя Чувственно-эмпирическое познание профессиональной деятельности
6 О.М. Дмитричева, 2002 Опыт саморегулирования в профессиональной деятельности Совокупность специальных знаний и умений, готовности к рациональному использованию интуиции в профессиональном действии
7 А.М. Мещерякова, 2014 Опыт созидательной профессиональной деятельности Системное, динамическое образование, обеспечивающее готовность и способность специалиста к решению профессиональных задач нравственными и природо-сообразными способами
8 М.Ю. Плотникова, 2008 Профессиональный опыт в структуре профессионального самосознания Единое системное образование, выполняющее в отношении профессиональной деятельности гносеологическую, прогностическую, когнитивно-оценочную, регулятивную, адаптационную и коммуникативную функции
9 А.Н. Саврасова, 2006 Опыт профессиональной деятельности Процесс и результат решения, рефлексии и закрепления в памяти профессиональных задач
го н
о ^
го
S
J
ф
с
о
о
X
X
ф
о са
X
ф
^
ш о
X
го н о
О.
О
ь
го
SÄ
го
Н _й С
О
.0 X .0
го
X
о
S
о
о ф
■
о о.
с
о
X
Ф т
о X
Общим для точек зрения, перечисленных нами авторов, как уже было сказано, является понимание профессионального опыта как субъектного ментального образования, формирующегося в ходе профессионализации личности.
Обращение к изложенным выше научным положениям и дефинициям позволяет дать профессиональному опыту военного специалиста рабочее определение. Профессиональный опыт военного специалиста - это личностное образование, сформированное в процессе военно-профессиональной подготовки и в целом военно-профессиональной деятельности личности за счет инте-риоризации ее предмета, смыслов, содержания, общественно-исторических средств и способов, зафиксированное в виде целостных скриптов (ситуаций-сценариев) и обеспечивающее регулирование военно-профессиональной деятельности.
В теоретической базе, сложившейся к настоящему времени по исследуемой проблеме в русле ведущего личностно-деятельностного подхода, практически решен вопрос о структуре профессионального опыта субъекта. Исследователи, уточняя состав компонентов профессионального опыта, опираются на его тройственную природу: наличие когнитивных, аффективных и смысловых оснований, а также на функцию регулирования профессиональной деятельности, которая реализуется через операциональные схемы. Заложен и определенный инвариант его структуры. В зависимости от предмета исследования авторами в структуру профессионального опыта включаются:
• содержательный, операциональный и личностный компоненты (М. Ю. Плотникова [12, с. 196]);
•когнитивный, эмоционально-волевой, операциональный (В.В. Смирнов [15, с. 18]);
•ценностно-мотивационный, опера-ционно-технологический, рефлексивно-регулятивный (А.М. Мещерякова [11, с. 13]) и т. д.
Опираясь на существующие научные позиции ученых в выделении инвариан-
та, в структуре профессионального опыта военного специалиста, как мы считаем, могут быть выделены когнитивный, аффективный, смысловой и операциональный (результирующий) компоненты (рис. 1).
Рассмотреть содержание компонентов можно в той логике, в которой внешний, общественный профессиональный опыт, зафиксированный в развитии профессиональной деятельности, трансформируется во внутренний, субъектный профессиональный опыт, в котором различные модальности опыта (когнитивная, аффективная, смысловая, операциональная) «сливаются» в целостных ситуациях-сценариях профессиональной деятельности.
Ключевым источником формирования профессионального опыта личности является процесс познания профессиональной деятельности.
Не случайно когнитивный, или информационный, компонент включается в структуру профессионального опыта практически всеми исследователями, вне зависимости от подходов, на которые они опираются.
Когнитивный компонент - это непосредственный результат обучения и самообучения специалиста, отражающий сложившиеся у него образы военно-профессиональной деятельности. Можно сказать, что когнитивный компонент есть та часть накопленного внешнего общественно-профессионального опыта военно-профессиональной деятельности, с которой специалист знаком. В основе содержания когнитивного компонента профессионального опыта, как нам представляется, лежат знания и представления о военно-профессиональной деятельности, о ее предмете, целях, содержании, средствах и технологиях; совокупность различных способов решения профессиональных задач, которыми владеет субъект; представления о себе как развивающемся субъекте военно-профессиональной деятельности.
Переживание профессиональной деятельности, являющееся еще одним источником профессионального опыта, обладает эмоциональной окраской, обеспечивает приоритет одним, высо-
Рис. 1. Структура профессионального опыта военного специалиста
ко оцениваемым скриптам и, напротив, принижает значение других. Аффективный компонент отражает картину военно-профессиональной деятельности [2], выстроенную в субъектной системе цен-
ностных координат, и объединяет в своем содержании эмоционально-оценочные отношения военного специалиста к образам военно-профессиональной деятельности, к себе как субъекту военно-
га {3
Ц
га ^
Ф С
О
о
0
1
I
ф
о т
I
ш Ц
т
0
1
га £
О
н
^
га
.о
I .0
га
I
о
О
О ф
■&
о с^ а
профессиональной деятельности, а также к различным способам решения профессиональных задач.
Тесно взаимосвязанным с аффективным компонентом является смысловой компонент профессионального опыта специалиста. Зачастую их не разделяют при рассмотрении структуры профессионального опыта, однако для военно-профессиональной деятельности личные мотивы, эмоциональный аффект и глубинные смыслы военно-профессиональной деятельности могут расходиться весьма существенно. Не случайно И.В. Богданов [5] подчеркнул, что результирующая характеристика профессионального опыта военного специалиста - способность выполнить боевой приказ вне зависимости от того, какие эмоции он вызывает. Смысловой компонент профессионального опыта, как мы считаем, отражает те личностные смыслы военно-профессиональной деятельности, которые актуальны для военного специалиста на текущем этапе его профессионального развития. Личностные смыслы деятельности в словарном значении представляют собой «...индивидуально-специфические, личностно-пристрастные характеристики; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Личностный смысл определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта» [6, с. 119].
Обращаясь к профессиональной деятельности, отметим, что ее смыслы, закрепленные в опыте социально-профессиональной группы, становятся личностно значимыми в процессе профессионального становления. В исследованиях А.В. Белошицкого [3, с. 217], О.Б. Боб-кова [4, с. 178], В.В. Гуменного [8, с. 104], В.Л. Разгонова [13, с. 182] и других авторов установлено, что профессиональное
становление будущего офицера проявляется в принятии ценностей офицерского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации, ключевых идей и идеалов военно-профессиональной деятельности офицера.
Результирующим компонентом профессионального опыта военного специалиста мы считаем операциональный компонент, который, объединяя содержательные составляющие различной модальности, образуют скрипты - целостные ситуации-сценарии военно-профессиональной деятельности, осознанно или неосознанно используемые для решения похожих профессиональных задач. Сценарная организация профессионального опыта, как пишет А.В. Карпов [9, с. 310], позволяет структурировать разнообразные данные, к тому же имеющие различную природу (знания, эмоции, смыслы) в форме целостных ситуаций, аналоги которых постоянно возникают в профессиональной деятельности. Скрипты в содержании профессионального опыта, отвечая требованию его ситуационной оформленности, дают необходимые представления о ситуации, причинах ее возникновения, действиях в создавшейся ситуации, различных способах выхода из нее.
Обращаясь к содержанию профессионального опыта военного специалиста, о котором мы писали выше, мы делаем вывод, что он не определяется напрямую стажем военно-профессиональной деятельности, как это принято считать, хотя время - есть непременная характеристика процесса развития профессионального опыта. Отсюда следует вывод о том, что профессиональный опыт возникает не стихийно, а только с течением времени, его качественное изменение требует активного педагогического воздействия и управления данным процессом.
Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики [Текст] / Е. Ю. Артемьева. - Л.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 136 с.
3. Белошицкий, А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Белошицкий. - Воронеж, 2009. - 373 с.
4. Бобков, О.Б. Особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов на разных этапах профессионального становления [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.Г. Бобков. -Казань, 2012. - 261 с.
5. Богданов, И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта у воинов-операторов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / И.В. Богданов. - М., 1999. - 262 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинчен-ко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Книга по требованию, 2012. - 504 с.
8. Гуменный, В.В. Профессиональное становление курсантов на завершающем этапе обучения в военном вузе [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / В.В. Гуменный. - М., 2014. - 251 с.
9. Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст] / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
11. Мещерякова, А.М. Формирование опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Мещерякова. - Белгород, 2014. - 24 с.
12. Плотникова, М.Ю. Обогащение профессионального опыта студентов психологов как условие становления профессионального самосознания [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / М.Ю. Плотникова. - Иркутск, 2008. - 230 с.
13. Разгонов, В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.Л. Разгонов. - Барнаул, 2016. - 212 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
15. Смирнов, В.С. Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности [Текст]: автореф. дис. ... то канд. пед. наук / В.С. Смирнов. - Кострома, 2006. - 25 с. ^
16. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - то
References
СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
8. Gumennij V.V. Professional development of cadets on the final stage of training at a military university. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). M., 2014. P. 251. [in Russian].
9. Karpov A.V. Psychology of management. M.: Gardariki, 2005. P. 584. [in Russian].
10. Leontev A.N. Activity. Consciousness. Personality M.: Smisl, 2005. P. 352. [in Russian].
11. Meshcheryakova A.M. Forming the experience of creative activity in future specialists in the context of secondary professional education. Author's abstract. ... cand. of sciences (Pedagogy). Belgorod, 2014. P. 24.
1. Anaiev B.G. Man as a subject ofknowledge. Spb: Piter, 2001. P. 288. [in Russian].
2. Artemeva E.Y. Psychology subjective semantics. L: LKI, 2007. P. 136. [in Russian].
3. Beloscyickij A.V. Developing subjectivity in future officers at a military College. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Voronezh, 2009. P. 373. [in Russian].
4. Bobkov O.B. Features of educational-professional motivation of cadets in military schools at different stages of professional develpopment. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Kazan, 2012. P. 261. [in Russian].
5. Bogdanov I.V. Psychological bases for formation of professional military experience of soldiers-operators. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). M, 1999, P. 262. [in Russian].
6. Meshcheryakova B.G. Great psychological dictionary. SPb: Prime-EVROZNAK, 2004, P. 672. [in Russian].
7. Vigotskij L.S. Works. In 6 T. T. 2. Problems of general psychology. M.: Kniga po trebovaniju, 2012. P. 504.
12. Plotnikova M.Y. Enrichment oftheprofessional experience ofpsychology students as a conditionfor the development of professional identity. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Irkutsk, 2008. P. 230. [in Russian].
13. Razgonov V.L. Value orientations of professional education for military students in the educational process at higher educational establishments. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Barnaul, 2016. P. 212. [in Russian].
14. Rubinschtein S.L. Fundamentals ofgeneralpsychology. SPb.: Piter, 2007. P. 720. [in Russian].
15. Smirnov V.S. Pedagogical conditions forformation of constructive interaction experience in the military academy students in life difficult situations. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Kostroma, 2006. P. 25. [in Russian].
16. Holodnaja M.A. Psychology of intelligence: paradoxes of research. SPb.: Piter, 2002. P. 272. [in Russian].
Сведения об авторах: Хомченко Антон Игоревич,
преподаватель кафедры эксплуатации, Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Российская Федерация, КтаИ: [email protected]
Information about the author: Khomchenko Anton Igorevich,
Educator of Expluatation, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 371.012 ББК 74.200.526
Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко, А.В. Руденко
адаптация и профессиональное разбитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования)1
В статье представлен выборочный анализ данных общероссийского исследования успешности адаптации молодых педагогов общеобразовательных организаций. Анализируются мотивы поступления в вуз и выбора педагогической профессии. Выделены затруднения (дефициты) молодых педагогов в процессе преподавания, воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса. Определена удовлетворенность социальным положением и выполнением профессиональной деятельности молодыми педагогами.
Ключевые слова: адаптация, молодой педагог, мотивы выбора профессии, дефициты профессиональной деятельности, профессиональное развитие.
E.G. Chernikova, T.G. Ptashko, V.A. Rudenko
adaptation and professional development of young teachers in education institutions (according to materials of all-russian sociological survey)2
The article represents a selective analysis of the data taken from a nationwide survey on successful adaptation of young teachers in educational institutions. The authors analyze motivation to apply to
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 21.06.2017 г. № 16-748 по теме «Социально-психологическая адаптация молодых учителей общеобразовательных школ».
2The article is financially supported by "Krasnoyarsk State Pedagogical University" under the contract for scientific research No. 16-748 of 21.06.2017, on "The socio-psychological adaptation of young teachers in secondary schools".