Научная статья на тему 'Профессиональный выбор подростка: компоненты и показатели проявления'

Профессиональный выбор подростка: компоненты и показатели проявления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1026
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / PROFESSIONAL CHOICE / READINESS / COMPONENTS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Груздова Елена Владимировна

В статье представлен авторский взгляд на понимание сущности профессионального выбора подростка, а также раскрыты его компоненты и показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGER'S PROFESSIONAL CHOICE: COMPONENTS AND INDICATORS OF DEMONSTRATION

In article the author's contribution on understanding of essence of professional choice of teenager is presented, and also its components and indicators are revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональный выбор подростка: компоненты и показатели проявления»

УДК 331.«77»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОДРОСТКА:

КОМПОНЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЯ

© Елена Владимировна Груздова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, аспирант кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин; средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов, педагог-психолог, е-шай: [email protected]

В статье представлен авторский взгляд на понимание сущности профессионального выбора подростка, а также раскрыты его компоненты и показатели.

Ключевые слова: профессиональный выбор; готовность; компоненты; показатели.

Процессы профессионального выбора личности являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой личностной значимостью. Проблема профессионального самоопределения и выбора личности традиционно рассматривается в возрастной психологии при анализе психологических особенностей подросткового и юношеского возраста. Активные размышления о смысле жизни, поиск своего места в жизни и конечных ценностей существования в этом возрасте отмечаются разными исследователями (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.) как существенное основание процесса самоопределения, в т. ч. и в профессиональной сфере.

Изучение учеными формирования профессионального выбора подростков указывает на противоречивость и сложность этого процесса, что связано с отсутствием у подростков необходимого опыта профессиональной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Э. Эриксон и др.). Это определяет важность обеспечения таких условий среды и развития, которые оптимально способствуют личностной идентификации личности, обеспечивают самопознание, самореализацию, развитие качеств самостоятельности и активности, формирование системы личностных ценностей, определяющих профессиональный и жизненный выбор.

Анализ имеющейся зарубежной и отечественной психологической литературы позволил более подробно представить сущность феномена «профессиональный выбор»:

- профессиональный выбор есть процесс, представляющий собой одну фазу профессионального развития, в основе которого

лежит Я-концепция личности как относительно целостное образование, постоянно изменяющееся по мере взросления человека» (Д. Сьюпер);

- выбор как не просто интеллектуальный выбор какой-либо ценности, а как «нащупывающее», пробуждающее поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть (К. Роджерс);

- выбор представляет собой стремление человека к смыслу, специфическому смыслу жизни в данный момент времени как главной силе жизни человека (В. Франкл);

- профессиональный выбор - это не единовременный акт, а процесс, состоящий из ряда актов и решений. На многолетнем трудовом жизненном пути неизбежны многие выборы, т. е. выбор профессии не является однократным актом [1];

- профессиональный выбор есть часть сложного процесса профессионального самоопределения, которое является содержательной стороной духовного процесса развития личности (Н.С. Пряжников);

- профессиональный выбор - сложно организованная деятельность, имеющая свою мотивацию и операциональную структуру, обладающая внутренней динамикой, чувствительная к особенностям объекта и регулируемая со стороны субъекта (Д.А. Леонтьев,

Н.В. Пилипко, Е.Ф. Шелобанова и др.).

Таким образом, успешный профессиональный выбор позволяет человеку более успешно реализовывать свои физические, умственные и духовные силы, помогает осознать, найти свое место в жизни и нести ответственность за свой выбор. Успешный

выбор является показателем личностной зрелости.

Процесс и результат адекватного выбора в профессиональной сфере позволяет подростку более оптимально самоутверждаться, самовыражаться, самосовершенствоваться в жизнедеятельности, способствует приобретению житейского опыта, что представляет ему возможность успешно ориентироваться в повседневной жизни, при этом выбор предполагает принятие самостоятельного и ответственного решения за свой выбор.

Как видно, рассматривая профессиональный выбор, ученые акцентируют внимание на важности для учащихся быть подготовленными и к тому, чтобы ответственно и самостоятельно определяться в своей будущей профессиональной судьбе [2].

На основании работ известных психологов, связанных с исследованиями в области психологической готовности к деятельности (Н.И. Гуткина, Г. Крайг, Л.Е. Лоскутов, В.М. Поздняков, С.Л. Рубинштейн, А.М. Сто-ляренко, С.Н. Чистякова, Л.А. Ясюкова и др.), психологическая готовность к осознанному выбору профессиональной сферы профессии в подростковом возрасте представляет собой личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания школьников, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентаций и временных перспектив осознания ими своих способностей и интересов.

Состояние психологической готовности к профессиональной деятельности следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности, которое имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки.

С.И. Вершинин под профессиональным выбором понимает не только выбор определенной профессии выпускником учебного заведения, но также и выбор любой альтернативы профессиональной деятельности личности, в т. ч. и обучения профессиональной деятельности. Такой выбор личность может совершать неоднократно до выбора профессии, а также, скорее всего, неодно-

кратно будет совершать и после выбора профессии по окончании учебного заведения. Автор отмечает, что для формирования у учащихся умения осуществлять оптимальный профессиональный выбор необходимо, прежде всего, выявить механизмы принятия решения о профессиональном выборе и определить содержание данного процесса. Автором также определена структурно-качественная характеристика деятельности учащихся по принятию решения о профессиональном выборе, включающая:

- особенности этапов принятия решения о профессиональном выборе (формулировка альтернатив профессионального выбора);

- сравнение альтернатив по параметрам соответствия: профессиональным возможностям личности, профессиональным идеалам личности;

- собственно принятие решения;

- цикличность процесса принятия решения о профессиональном выборе как ее специфическая характеристика.

Раскрыты условия принятия адекватного решения о профессиональном выборе учащимися:

- осознанный анализ личностных альтернатив профессионального выбора в процессе принятия решения о профессиональном выборе;

- поэтапное формирование знаний и умений учащихся по принятию решения о профессиональном выборе с созданием ориентировочной основы для принятия решения;

- адекватная возможностям учащегося процедура сравнения альтернатив профессионального выбора по параметрам соответствия профессиональным возможностям и интересам личности;

- подготовка школьников к принятию решения о профессиональном выборе с учетом их индивидуально-типических особенностей, учет степени личностной ценности альтернатив профессионального выбора школьников, конкретность принимаемого решения [3].

С учетом рассмотренных выше положений в исследовании выявлены структурносодержательные характеристики профессионального выбора подростка, включающие психологическую готовность как системообразующий фактор профессионального выбора и совокупность его необходимых и доста-

точных компонентов. К последним отнесены: мотивационный, когнитивный, проективный, операциональный, эмоциональный и рефлексивный.

Рассмотрим структуру профессионального выбора подростка подробно.

Мотивационный компонент в структуре профессионального выбора подростка раскрывает совокупность мотивов, побуждающих его к достижению искомого образа будущей профессии. Мотивы профессионального выбора выступают для подростка внутренним побудителем деятельности по профессиональному выбору, стимулируют активность подростка, направляют его к совершению определенных действий по осуществлению адекватного профессионального выбора и регулируют данный процесс.

Мотивы профессионального выбора подростка отражают желательное состояние профессионального самоопределения, выбора подростка, которого еще нет в наличии.

Основными показателями мотивационного компонента профессионального выбора подростка являются следующие.

Интерес к будущей профессиональной деятельности, который характеризуется осознанной потребностью подростка в осуществлении адекватного профессионального выбора. Данная потребность имеет для него важное личностное значение и смысл. Интерес у подростка проявляется в виде возросшей активности, самопланирования своих действий, ориентации на удовлетворение самого процесса осуществления профессионального выбора, осознанного стремления превратить понравившуюся деятельность в профессию, понимания социальной значимости профессии. Сформированность данного показателя обеспечивает направленность подростка на осознание целей, приемов и средств осуществления профессионального выбора.

Вторым показателем мотивационного компонента мы называем интернальный ло-кус контроля, который представляет собой активную позицию подростка, заключающуюся в принятии ответственности за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности, в т. ч. и за осуществление профессионального выбора, исходя из собственных способностей и усилий (К. Муздыба-ев, А.А. Реан, Д. Рисмен, Е. Толмен и др.).

Проявляется в осознании подростком необходимости осуществления самостоятельного профессионального выбора.

Следующим показателем мотивационно -го компонента в структуре профессионального выбора подростка мы выделяем профессиональные намерения, которые представляют собой комплексное личностное образование, обусловленное высоким уровнем развития самосознания и интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), возникающее в результате осознания учащимися необходимости совершать определенные действия в соответствии с собственной программой действий (А.Е. Голомшток, Л. А. Йовайши, Е.А. Климов, С.П. Крягжде, С.Н. Чистякова и др.). Данный показатель проявляется в стремлении подростка к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию, в т. ч. в условиях профессионального выбора. Обеспечивает духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

На успешность профессионального выбора, помимо мотивации, влияют: подготовленность подростка к профессиональному выбору (знание, технологический, мобилизационный, организационный компонент и др.), необходимые личностно-значимые и профессионально-важные качества для будущего профессионального выбора и будущей профессиональной деятельности.

Поэтому рассмотрим когнитивный компонент в структуре профессионального выбора подростка.

Когнитивный компонент в структуре профессионального выбора представляет собой уровень владения подростком определенными знаниями, способами осуществления профессионального выбора; понимание его логики и закономерностей, осознание его роли в будущей профессиональной деятельности.

Основными показателями когнитивного компонента являются информированность о содержании процесса профессионального выбора; знание закономерностей осуществления профессионального выбора; гибкость мышления.

Информированность о содержании процесса профессионального выбора представляет собой сформированную систему представлений о мире профессий; о потребностях рынка труда; широкую информированность о выбранной профессиональной сфере деятельности; способность выбирать профиль, формы обучения и др. Данный показатель проявляется в интеллектуальной и познавательной активности подростка. Информированность о содержании процесса профессионального выбора обеспечивает прочность и широту знаний о мире профессий, требованиях конкретной профессии, собственных возможностях, степень согласованности

профессиональных интересов и склонностей, возможности профессионального выбора.

Такой показатель, как знание закономерностей осуществления профессионального выбора, характеризуется осведомленностью подростка в особенностях профессионального выбора - его этапах, логике, способах осуществления. Подросток умеет самостоятельно, ответственно и осознанно осуществлять профессиональный выбор, осознает его роль в будущей профессиональной деятельности.

Гибкость мышления рассматривается нами как свойство продуктивного мышления, проявляющееся у подростка в проблемной ситуации, направленное на поиск оптимального пути решения такой ситуации. Гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов достижения цели подростком, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к наиболее оптимальному. Посредством мыслительных операций подростки способны обеспечить перенос знаний об основных процессах (этапах) выбора на профессиональную сферу.

Проективный компонент в структуре профессионального выбора характеризует умение подростка «переводить» цели и содержание процесса профессионального выбора в конкретные задачи: изучение индивидуальных особенностей для определения уровня их к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе плана своих дальнейших действий; умение выбирать конкретный вид будущей профессиональной деятельности, средства и способы ее поэтапного достижения, адекватные

поставленным задачам; умение комплексного планирования поставленных задач; оптимальный выбор форм, методов и средств осуществления профессионального выбора; учет и оценка результатов профессионального выбора (самоанализ и анализ процесса и результатов).

Основными показателями проективного компонента выступают планирование профессионального выбора, целеполагание и прогнозирование.

Планирование профессионального выбора представляет собой умение подростка строить краткосрочные и долгосрочные планы: правильно формулировать цели и достигать их, выявлять оптимальные пути решения задач. Планирование обеспечивает подростку поэтапное, пошаговое достижение искомой цели.

Целеполагание представляет собой практическое осмысление подростком своей деятельности с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее адекватными средствами. Целеполагание обеспечивает подростку самоанализ и анализ процесса и результатов осуществления профессионального выбора. Целеполагание проявляется в постановке подростком конкретных задач, проявляющихся в ориентации не на результат, а на освоение конкретного способа действия.

Прогнозирование проявляется в том, что подросток должен уметь выделять конкретные цели и задачи, отбирать способы достижения цели, предвидеть результат, этапы процесса профессионального выбора, распределять свое время. Прогнозирование обеспечивает подростку предвидение потребных результатов своей деятельности по осуществлению профессионального выбора.

Для осуществления адекватного, т. е. оптимального для каждого подростка, профессионального выбора ему необходимо владеть определенной совокупностью приемов и средств осуществления такого выбора, т. е. должен быть сформирован операциональный компонент «профессиональный выбор».

Операциональный компонент отражает практическую подготовленность подростка к основным видам, средствам и способам реализации профессионального выбора, обеспечивает успешное преодоление трудностей данного процесса.

Основными показателями операционального компонента выступают: владение подростком способами и приемами организации и реализации профессионального выбора; готовность преодолевать препятствия и принимать решения.

Способы и приемы организации и реализации профессионального выбора отражают способности подростка организовывать и осуществлять профессиональный выбор.

Вторым показателем выступает готовность подростка преодолевать возможные препятствия, трудности на пути профессионального выбора. Обеспечивает выявление собственных ошибочных действий, дает возможность предвидеть процессы, возникающие в кризисных ситуациях, и определить наиболее эффективные пути выхода из них или способы их преодолеть. Проявляется в осознанном выборе стратегий своего поведения.

Следующим показателем операционального компонента выступает способность подростка принимать решения на всех этапах профессионального выбора: при формулировании альтернатив профессионального выбора, при сравнении их по параметрам соответствия профессиональным возможностям личности, профессиональным идеалам личности; цикличность процесса принятия решения о профессиональном выборе как его специфическая характеристика. Данный

компонент обеспечивает осознанный анализ личностных альтернатив профессионального выбора в процессе принятия решения о профессиональном выборе; поэтапное формирование знаний, умений, создание ориентировочной основы для принятия решения; подготовленность подростка к принятию конкретного решения о профессиональном выборе с учетом собственных индивидуальнотипических особенностей. Проявляется в готовности подростка принять осознанное, ответственное и самостоятельное решение об осуществлении предстоящего профессионального выбора.

Важным компонентом профессионального выбора подростка является эмоциональный, который отражает особый класс субъективных психологических состояний подростка, осуществляющий активацию, побуждение и аффективную оценку действий подростка, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные

задачи выбора. В связи с этим необходимо выделить его структурные показатели - самоконтроль и самокоррекция.

Самоконтроль ориентирован на подведение подростком итогов, на оценку качества своих действий, целесообразности выполнения каждого этапа осуществления профессионального выбора. Проявляется в способности подростка регулировать и управлять собственным поведением в ситуации профессионального выбора и обеспечивает оптимальное оценивание содержания и результата профессионального выбора.

Самокоррекция позволяет корректировать процесс реализации профессионального выбора. Проявляется в способности подростка изменять и исправлять свои действия на наиболее оптимальные для решения задач адекватного профессионального выбора. Обеспечивает подростку возможность исправить возможные ошибки, преодолевать препятствия в данном процессе.

Рефлексивный компонент связан с завершающим этапом решения задач осуществления профессионального выбора, направленный на осмысление и осознание подростком своей собственной роли в условиях выбора профиля обучения; определение формы и места получения образования; понимание и адекватную оценку своих действий (бездействий). В качестве показателей рефлексивного компонента нами были выделены самооценка и оценивание результатов своей деятельности.

Самооценка отражает оценку, которую подросток дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике будущей профессии. Данный показатель проявляется в способности подростка адекватно оценить присущие ему психологические особенности, связанные с будущей профессиональной деятельностью; проанализировать выбираемую профессию с точки зрения ее соответствия собственному потенциалу. Адекватная самооценка обеспечивает подростку уверенность в собственных силах, правильности своих профессиональных намерений, веру в успех профессионального выбора.

Оценивание подростком результатов деятельности по профессиональному выбору проявляется в его подготовленности к ее анализу в виде умений анализировать: пра-

вильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач профессионального выбора. Проявляется в способности подростка осмысливать, анализировать и пересматривать свой опыт профессионального выбора (своих действий); умении адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности; в способности к самопознанию. Все это обеспечивает подростку возможность оптимально оценить, проанализировать результаты своих действий.

Дальнейший научный поиск будет состоять в том, чтобы на основе анализа актуальной литературы по проблемам психологических и педагогических ситуаций обучения, воспитания и развития личности, с уче-

том имеющихся диссертационных исследований по данной теме и собственного опыта работы с подростками, разработать классификацию психолого-педагогических ситуаций, способствующих адекватному профессиональному выбору подростка.

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. С. 304.

2. Абдалина Л.В. Психологические аспекты профессионального самоопределения. Воронеж, 2004. С. 77.

3. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.

Поступила в редакцию 9.07.2010 г.

UDC 331.«77»

TEENAGER’S PROFESSIONAL CHOICE: COMPONENTS AND INDICATORS OF DEMONSTRATION Elena Vladimirovna Gruzdova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Post-graduate Student of Psychology and Natural Sciences Department; Secondary General School №34 with deep study of particular subjects, peda-gogue-psychologist, e-mail: [email protected]

In article the author's contribution on understanding of essence of professional choice of teenager is presented, and also its components and indicators are revealed.

Key words: professional choice; readiness; components; indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.