Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТ-СПОРТСМЕН / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Вера Юрьевна

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения выпускников колледжа. Целью нашей работы был анализ терминов профессиональной ориентации и самоопределения. Рассмотрены цели и задачи профориентационной работы. Обозначены компоненты, отражающие социальную ответственность специалиста в области физической культуры и спорта. При работе со студентами-спортсменами важно помнить о том, что необходимо поддерживать не только спортивную мотивацию, но учебную, которые в комплексе будут способствовать комплексному личностному росту будущего специалиста. Проведенное исследование отражает трудности, с которыми могут сталкиваться будущие выпускники, важно учитывать специфику приобретаемой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-ATHLETES TRAINING IN COLLEGE

The article is devoted to the actual problem of professional self-determination of college graduates. The purpose of our work was to analyze the terms of professional orientation and self-determination. The goals and objectives of career guidance work are considered. The components reflecting the social responsibility of a specialist in the field of physical culture and sports are indicated. When working with student-athletes, it is important to remember that it is necessary to maintain not only sports motivation, but also educational motivation, which together will contribute to the comprehensive personal growth of the future specialist. The conducted research reflects the difficulties that future graduates may face, it is important to take into account the specifics of the acquired profession.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ»

Также следует отметить, что схожие результаты наблюдаемся и в соревнованиях с укороченным контролем (блиц и активные шахматы), где сравнивались показатели обоих групп, но статистический анализ не проводился.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, можно сказать, что формирование первоначального алгоритма мышления имеет огромное значение и приводит к значительному улучшению качества игры, основанному на формировании системного мышления и поиска хода, в отличие от дискретного набора знаний. Второй, на наш взгляд, существенный аспект это упрощение можно использовать и в других направлениях теоретической подготовки шахматистов, при изучении других аспектов, таких как построение дебютного репертуара, минимизации технических приемов и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования предложенного алгоритма в процессе подготовки шахматистов 2-4 разрядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыдышко В.И. Логика современных шахмат / В.И. Дыдышко. — Минск : Полымя, 1984. — 432 с.

2. Чехов В. Программа подготовки шахматистов I разряда - кандидатов в мастера спорта / В. Чехов, В. Комляков. - Москва : Можайский полиграфкомбинат, 2009.- 304 с.

REFERENCES

1. Dydyshko, V. I. (1984), Logic of modem chess, Polymya, Minsk.

2. Chekhov, V and Komlyakov, V. (2009), Training program for chess players of the 1st category - candidates for master of sports, Mozhaisk polygraph plant. Moscow.

Контактная информация: khramova_anastasiya@dvfu.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 377.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Вера Юрьевна Кротова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения выпускников колледжа. Целью нашей работы был анализ терминов профессиональной ориентации и самоопределения. Рассмотрены цели и задачи профориентационной работы. Обозначены компоненты, отражающие социальную ответственность специалиста в области физической культуры и спорта. При работе со студентами-спортсменами важно помнить о том, что необходимо поддерживать не только спортивную мотивацию, но учебную, которые в комплексе будут способствовать комплексному личностному росту будущего специалиста. Проведенное исследование отражает трудности, с которыми могут сталкиваться будущие выпускники, важно учитывать специфику приобретаемой профессии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студент-спортсмен, профориента-ционная работа, статус профессиональной идентичности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p237-242

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-ATHLETES TRAINING

IN COLLEGE

Vera Yurievna Krotova, the candidate of Pedagogical sciences, docent, Voronezh State Sports

Academy, Voronezh

Abstract

The article is devoted to the actual problem of professional self-determination of college graduates. The purpose of our work was to analyze the terms of professional orientation and self-determination. The goals and objectives of career guidance work are considered. The components reflecting the social responsibility of a specialist in the field of physical culture and sports are indicated. When working with student-athletes, it is important to remember that it is necessary to maintain not only sports motivation, but also educational motivation, which together will contribute to the comprehensive personal growth of the future specialist. The conducted research reflects the difficulties that future graduates may face, it is important to take into account the specifics of the acquired profession.

Keywords: professional self-determination, student-athlete, career guidance work, professional identity status.

Выбор будущей профессии и уровень ее освоения оказывают влияние на все стороны качество жизни. Важным для каждого человека является выбор профессии, профессиональное самоопределение. Будущие выпускники, приобретая новые знания и совершенствуя профессиональный опыт, уже могут определяться с дальнейшей трудовой деятельностью. Профессиональное самоопределение и профориентация важны и являются неотъемлемой частью разностороннего и гармоничного развития каждого человека.

Следовательно, мы приходим к выводу, что профессиональное самоопределение и профориентация являются важными составляющими становления каждого выпускника.

Научное обоснование проблемы выбора профессии и самоопределения, преемственности трудовой и профессионально подготовки отражены в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, В.И. Журавлева, Н.Н. Захарова, Н. Э. Касаткиной, Е.А. Климова, В.А. Полякова, Н. Н. Чистякова, С Н. Чистяковой и др. Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения и профориентации рассматривались СС. Гриншпун, Г.Ф. Корольковой, А.А. Парыгина, Н.С. Пряжникова, М.А. Холодной и др. [4, с. 5].

Термины «профессиональная ориентация» и «профориентационная работа» и характеризуются в литературе как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, которые направлены на принятие решения о приобретении будущей профессии и дальнейшего профессионального образования.

Профессиональная ориентация строится на основе потребностей государства, интересов и способностей человека и представляет собой целостную систему специальных мероприятий [4, с. 25].

Рассмотрим цели и задачи профориентационной работы. Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение будущих выпускников. В работах Н.Н. Захарова отмечается, что диапазон целей профориентации разнообразен. Ближайшей целью является знакомство с содержанием труда будущей профессии и посещать факультатива. Отдаленной по времени целью будет профессиональное самоопределение и принятие окончательного и осознанного решения о профессиональном выборе [4, с. 37].

Важными компонентами жизни человека являются: постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально - профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением.

Термин «самоопределение» многозначен и соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация». При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, работой.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что термин «самоопределение» употребляется в самых различных значениях. В вопросах профессиональной ориентации профессиональное самоопределение включается то в процессы социализации (И. С. Кон, А. В. Мудрик, Ю. П. Петров, В. Н. Шубкин и др.), то в профессиональное

намерение, либо в профессиональную направленность ( Н. Н. Захаров, В.Т. Лисовский, Н.Н. Чистяков и др.), или же в профессиональное становление личности ( Т. П. Власова, Н. Э. Касаткина, И. А. Сазонов, Т. М. Чурекова и др.) [4].

Как осознанный выбор профессии и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности профессиональное самоопределение характеризуют Н.Л. Иванова и С.А. Котова. А.М. Газиева под профессиональным самоопределением понимает самостоятельное осознанное и добровольное построение, реализацию профессиональных перспектив, которые предполагают выбор профессии на основе анализа своего потенциала, получение профессионального образования и дальнейшее самосовершенствование в профессиональной деятельности.

Следует обратить внимание и на необходимость сохранение успешного взаимодействия в треугольнике «тренер - спортсмен - его родители».

Важным направлением работы тренера является «поддерживание у воспитанников не только спортивной мотивации, но и мотивацию учения, и мотивацию хобби, т. е. всего, что содействует комплексному личностному росту» [2, с. 242].

Кривошеева О. Р. выделяет три компонента, которые отражают социальную ответственность специалиста в области физической культуры и спорта: ценностно-нормативный, аффективно-эмпатийный (показывает отношение к себе и другим) и организационно-коммуникативный. Благодаря ценностно-нормативному компоненту мы можем выявить социальную мотивацию, важность ценностей и существующих жизненных сфер. Говоря об организационно-коммуникативном компоненте, мы рассматриваем готовность к активности и субъект-субъектным взаимодействиям. Проанализировав личностные особенности, мы можем определить содержание методики по формированию социальной ответственности студентов-спортсменов, обучающихся в физкультурном ВУЗе [3].

Зырянова Н.И. подчеркивает, что контроль является одним из важнейших элементов процесса обучения. «В современной дидактике под педагогическим контролем понимается система научно обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания студентов» [1, с. 109].

Кривошеева О. Р. акцентирует внимание на «проблему подготовки профессионально пригодного специалиста, разработку оптимальных способов включения субъекта в педагогическую деятельность и проблему возможно более полного раскрытия педагогического потенциала личности в учебно-воспитательном процессе в вузе [3, с. 4].

В процессе обучения студент не только получает новые знание по выбранной специальности, но и совершенствуется как личность.

Таким образом, мы можем подтвердить взаимосвязь между обучением, развитием и воспитанием будущего специалиста в области физической культуры, которая выступает как объективная закономерность процесса обучения.

Костихина Н.М. отмечает, что «в современных условиях, решая задачи повышения уровня профессиональной подготовки, следует особое внимание уделять интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста» [2, с. 242].

Костихина Н.М., рассматривая профессионализм педагога как интегральную характеристику личности педагога, которая предполагает не только сочетания профессионально важных психологических качеств, необходимых для обучения и воспитания, но и его владение видами профессиональной деятельности.

Накопление системы знаний для дальнейшего совершенствования педагога служит возрастной фактор (18-25 лет), когда происходит накопление системы знаний. Далее - этап адаптации к работе (26-40 лет), стабилизация и продуктивность профессии (до 50) [2, с.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ научных исследований подтверждает сложность понятия «социально-профессиональное самоопределение».

Исследование проводилось на базе колледжа ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта». Было опрошено 50 студентов 4 курса специальностей «Педагог по физической культуре и спорту» и «Педагог по адаптивной физической культуре и спорту».

Обучаясь в 9 классе, будущие студенты сталкиваются с трудностью выбора будущей профессии и им помогают определиться с выбором их родители и тренер, о чем свидетельствует проведенное нами анкетирование и беседа. Студенты-спортсмены начинали тренироваться еще в школе, что и явилось основой для принятия решения о предстоящем обучении. Будущие студенты проходили психолого-педагогическую диагностику, анализировали направления профильного обучения.

65% опрошенных студентов отмечают положительным фактором при выборе учебного заведения возможность совмещать тренировки и обучение.

Мы считаем необходимым выявить проблемы социально-профессионального самоопределения студентов, обучающихся в колледже спортивной академии. Задачами нашего исследования были следующие: проанализировать понятие «профессиональное самоопределение студента-спортсмена» и выявить проблемы, с которыми сталкивается будущий выпускник.

Для исследования проблемы социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов мы использовали методику изучения мотивации обучения Т.И. Ильиной; методику изучения статуса профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова и анкетирование.

Проведя исследование, мы определили статусы профессиональной идентичности. У большинства опрошенных (58%) отмечается сформированная профессиональная идентичность, которая характеризуется готовностью совершать осознанный выбор дальнейшего профессионального развития. У студентов присутствует уверенность в принятом ранее решении будущей профессии. Несмотря на то, что большинство выпускников сделали свой выбор и убеждены в правильности принятого решения, нашлись и те (17%), которые испытывают кризис выбора, они рассматривают альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно стремятся выйти из этого состояния. Данная группа выпускников стараются принять осмысленное решение и пока планируют приобрести опыт работы по специальности и на данный момент не продолжать обучение в Вузе, делают перерыв, связанный со службой в армии, или рассматривают получение высшего образования по другой специальности.

Навязанной профессиональной идентичности нами не было выявлено, т.к. данное состояние характерно для того человека, который приходит к выбору профессионального пути не благодаря череде самостоятельных решений, а следуя советам авторитетных людей (родители, тренер). В анкетировании часть опрошенных (25%) подтвердили рекомендации тренера при выборе колледжа, но на момент принятия решения о поступления эти абитуриенты уже активно тренировались и подавали надежды в спортивной карьере.

35% опрошенных подтвердили, что огромное значение для них имело возможность совмещения тренировок и обучения в колледже.

По результатам анкеты, составленной авторами статьи, с целью уточнения готовности к профессиональной самоидентификации и готовности к проектированию профессиональной карьеры были получены следующие данные.

Проведенное нами анкетирование и опрос будущих выпускников, студентов 4 курса колледжа выявило следующие результаты: 93% отмечают, что поступили в колледж, чтобы получить образование, 90% указывает, что нравится именно эта специальность, которая в последующем дает возможность карьерного роста.

При выборе колледжа будущие выпускники прислушивались к рекомендации тренера, учитывали востребованность специалистов данного профиля, рассматривали карьерные перспективы и смотрели на престиж ВУЗа.

83% опрошенных констатировали, что подготовка в колледже является хорошей основой для продолжения обучения в ВУЗе в будущем и самостоятельной работы по специальности.

95% выпускников планируют работать по специальности после выпуска, не планируют получать другую специальность.

После получения диплома, выпускники планируют работать по специальности и совмещать работу с обучением в ВУЗе.

ВЫВОДЫ

На основе полученных данных нами были выявлены проблемы социально-профессионального самоопределения студентов, получающих средне-специальное образование.

Обучаясь в колледже, студенты не только получают профессию, но и продолжают тренироваться, участвовать в соревнованиях и совершенствуются в выбранном виде спорта. Будущим специалистам важно учитывать специфику выбранной профессии, т.к. карьера в выбранной профессии может быть завершена еще до окончания обучения. Часть студентов предпочитает сначала получить практический опыт в профессии и только потом продолжить обучение в ВУЗе.

Большинство студентов-спортсменов осознают свое место в будущей профессии и понимают значимость профессиональной деятельности для себя и общества, планируют работу по специальности и будут продолжать обучение в ВУЗе. Часть будущих выпускников испытывают трудности и находятся в состоянии выбора.

Будущие выпускники могут сформулировать задачи профессиональной деятельности, т.к. многие из них уже работают в выбранной сфере деятельности.

Проанализировав данные, полученные в ходе исследования, нами были выделены направления оказания помощи студентам-спортсменам в социально-профессиональном самоопределении, которые найдут отражение в системе педагогического сопровождения.

Современные студенты, получая профессиональное образование, стараются планировать дальнейший профессиональный путь. Большинство выпускников колледжа планируют обучение в ВУЗе по выбранной специальности и в настоящее время уже трудоустроены по профессии, что создает возможность усовершенствования профессиональны навыков. По результатам проведенного анкетирования студенты, получая специальность «Педагог по физической культуре и спорту», работают тренерами по плаванию с детьми дошкольного возраста, планируют поступление на отделение адаптивной физической культуры для дальнейшей работы в сфере реабилитации, фитнес-клубах, тренером по прыжкам на батуте в спортивной школе, учителем физкультуры в школе, тренером по футболу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зырянова, Н.И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие / Н.И. Зырянова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 153 с.

2. Костихина, Н.М. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / Н. М. Костихи-на, О. Ю. Гаврикова - Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. - 296 с.

3. Кривошеева, О.Р. Практические аспекты формирования социальной ответственности : учебное пособие / О.Р. Кривошеева - Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - 83 с.

4. Чурекова, Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие / Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 162 с.

REFERENCES

1.

rinburg. 2.

3.

Omsk.

4.

Kemerovo.

Контактная информация: wera.krotova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2022

УДК 371.7

НЕОБХОДИМОСТЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ПО ВОПРОСАМ БЫТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Екатерина Васильевна Кругликова, аспирант, Елена Сергеевна Сулимова, студент, Елена Анатольевна Чанчаева, профессор, Елена Николаевна Польникова, доцент, Ольга Николаевна Папина, доцент, Николай Александрович Ермаков, доцент, ГорноАлтайский государственный университет, Горно-Алтайск

Аннотация

Начало обучения в высшем учебном заведении является критическим периодом для первокурсников. Консультирование студентов, начинающих обучение в вузе, по вопросам организации быта и здоровому образу жизни способствует их успешной адаптации. Цель исследования: обосновать сенситивность организма студентов 18-19 лет и необходимость для них консультирования по здоровому образу жизни. Оценивали соотношение макронутриентов суточного рациона и динамику показателей физического развития студентов 18-19 лет. Соотношение потребляемых макронутриен-тов студентов приближено к рекомендуемым значениям, тогда как калорийность суточного рациона не соответствует суточным энерготратам. Сенситивность организма студентов 18-19 лет обусловлена продолжающимися процессами роста и развития, необходимы воспитательно-образовательные мероприятия по формированию навыков соблюдения гигиены питания, сна и бодрствования.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, студенческая адаптация, гигиена питания, гигиена сна.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p242-246

NEED TO ADVISE FIRST-YEAR STUDENTS ON HEALTHY LIFESTYLE ISSUES

Ekaterina Vasilyevna Kruglikova, the post-graduate student, Elena Sergeevna Sulimova, the student, Elena Anatolievna Chanchaeva, the doctor of biological sciences, professor, Elena Nikolaevna Polnikova, the candidate of biological sciences, docent, Olga Nikolaevna Papina, the candidate of biological sciences, docent, Nikolai Aleksandrovich Ermakov, the docent,

Gorno-Altai State University

Abstract

The beginning of studies at a higher educational institution is a critical period for first-year students. Advising of students starting their studies at the university contributes to their successful adaptation. The purpose of the study: to substantiate the sensitivity of the body of students aged 18-19 years and the need for them to consult on a healthy lifestyle. The ratio of macronutrients of the daily diet and the dynamics of indicators of physical development of students aged 18-19 were evaluated. The ratio of macronutri-ents consumed by students is close to the recommended values, while the caloric content of the daily diet does not correspond to the daily energy consumption. The sensitivity of the body of students aged 18-19 is

Zyryanova, N. (2019), Introduction to professional and pedagogical activity: textbook, Ekate-

Kostikhina, N. (2013), Pedagogy of physical culture and sports: textbook, Omsk. Krivosheeva, O. (2010), Practical aspects of the formation of social responsibility: textbook,

Churekova, T. (2014), Self-determination and professional orientation of students: textbook,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.