Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна, Симонова Ирина Михайловна, Екимова Алла Владимировна, Сергеев Евгений Алексеевич, Сапова Полина Федоровна

Важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, что способствует эффективности образовательной деятельности. Целью работы является изучение основ профессиональной ориентации студентов, формирование их самоопределения, как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста. Рассматриваются основные направления профориентации студентов старших курсов УрГУПС (Уральский государственный университет путей сообщения). На основе данных проведенного тестирования по методике оценки профессиональных интересов и способностей И.Л. Соломина «Ориентация», выявлены интересы и предпочтения студентов в выборе будущей профессии. Рассмотрена деятельность вуза, направленная на самоопределение будущих специалистов железнодорожного транспорта, на воспитание конкурентоспособных студентов, на адаптацию их к социальной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна, Симонова Ирина Михайловна, Екимова Алла Владимировна, Сергеев Евгений Алексеевич, Сапова Полина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GUIDANCE FOR UNIVERSITY STUDENTS

The most important professional motivation of modern student youth is the orientation towards the profession as a means of self-development, which contributes to the effectiveness of educational activities. The purpose of the work is to study the foundations of the professional orientation of students, the formation of their self-determination, as one of the most important factors in the formation of a future specialist. The main directions of vocational guidance for senior students of USURT (Ural State University of Railway Transport) are considered. Based on the data of the conducted testing according to the methodology for assessing the professional interests and abilities of I.L. Solomin "Orientation", the interests and preferences of students in choosing a future profession are revealed. The activities of the university, aimed at self-determination of future railway transport specialists, at the education of competitive students, at their adaptation to social and professional activities, are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

3. Mikhaylov, A.S. (2013), Functional and physical training of kickboxers using various modes of breathing exercises, dissertation, N.Chelny.

4. Mikhailov, A.S. and Koshkin, E.V. (2015), "Improving the technical and tactical preparedness of athletes of shock martial arts using lead exercises", Physical education: upbringing, education, training, No. 6, pp. 41-43.

5. Podoinitsyn, V.V. (2007), Boxing, kickboxing: light contact, full contact, full low kick. Initial training. Sports improvement, Soviet Siberia, Novosibirsk.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 378

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Ирина Михайловна Симонова, старший преподаватель, Алла Владимировна Екимова, старший преподаватель, Евгений Алексеевич Сергеев, старший преподаватель, Полина Федоровна Сапова,

старший преподаватель, Дмитрий Владимирович Шухарт, преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, что способствует эффективности образовательной деятельности. Целью работы является изучение основ профессиональной ориентации студентов, формирование их самоопределения, как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста. Рассматриваются основные направления профориентации студентов старших курсов УрГУПС (Уральский государственный университет путей сообщения). На основе данных проведенного тестирования по методике оценки профессиональных интересов и способностей И.Л. Соломина «Ориентация», выявлены интересы и предпочтения студентов в выборе будущей профессии. Рассмотрена деятельность вуза, направленная на самоопределение будущих специалистов железнодорожного транспорта, на воспитание конкурентоспособных студентов, на адаптацию их к социальной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студент, профориентация, профессиональное самоопределение, специалист, профессия, транспортный вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p263-266

PROFESSIONAL GUIDANCE FOR UNIVERSITY STUDENTS

Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Irina Mikhailovna Simonova, the senior teacher, Alla Vladimirovna Ekimova, the senior teacher, Evgeny Alekseevich Sergeev, the senior teacher, Polina Fedorovna Sapova, the senior teacher, Dmitry Vladimirovich Shuhart,

the teacher, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Abstract

The most important professional motivation of modern student youth is the orientation towards the profession as a means of self-development, which contributes to the effectiveness of educational activities. The purpose of the work is to study the foundations of the professional orientation of students, the formation of their self-determination, as one of the most important factors in the formation of a future specialist. The main directions of vocational guidance for senior students of USURT (Ural State University of Railway Transport) are considered. Based on the data of the conducted testing according to the methodology for assessing the professional interests and abilities of I.L. Solomin "Orientation", the interests and preferences of students in choosing a future profession are revealed. The activities of the university, aimed at self-determination of future railway transport specialists, at the education of competitive students, at their adaptation to social and professional activities, are considered.

Keywords: student, career guidance, professional self-determination, specialist, profession, transport university.

ВВЕДЕНИЕ

Успешная реализация личности студентов зависит от того, какими факторами обусловлен их профессиональный выбор, насколько выбранная профессия отвечает интересам и способностям будущего специалиста, каков уровень достижений в сфере профессиональной деятельности, насколько субъект данной деятельности будет активным в процессе построения собственной профессиональной карьеры [2].

Доказано, что важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, что способствует эффективности образовательной деятельности. С другой стороны, студенты зачастую не имеют полного представления о ситуации на рынке труда, что приводит к нарушению баланса в подготовке кадров, избыточности представителей престижных специальностей, нехватке специалистов в других секторах экономики и проблемам с трудоустройством выпускников [1].

Хотелось бы отметить, что в формировании профориентации студентов значимую помощь оказывает вуз, учитывая их склонности к профессиональной направленности, их интересы и предпочтения.

Проблема профессионального ориентирования студентов всегда стояла особенно остро, но сейчас, в период нестабильной ситуации в России и мире в целом, данная проблема все сильнее волнует людей, стоящих в начале профессионального пути. На сегодняшний день сложно найти работу, чтобы она устраивала соискателя по всем его критериям и запросам, все больше людей задумываются о работе самозанятым и о создании собственного дела и прочих альтернативных видах деятельности. Выбрать из всего этого многообразия вариантов порой бывает действительно непросто, а данный выбор сильно влияет на дальнейшее развитие человека как профессионального специалиста.

Целью работы является изучение основ профессиональной ориентации студентов, формирование их профессионального самоопределения, как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста.

На теоретическом уровне: анализ литературных источников по тематике профессиональной ориентации, будущих специалистов железнодорожного транспорта.

На эмпирическом - диагностический метод: тест Соломина И.Л. «Ориентация» -это методика оценки профессиональных интересов и способностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование проводилось на базе Уральского государственного университета путей сообщения, обучающихся по дисциплине занимающиеся по программе Физическая культура и спорт (элективная дисциплина «ОФП»). В тестировании, проходившем в режиме онлайн, на склонность студентов к различным видам деятельности участие приняли студенты 3 и 4 курсов обучения (n=48), строительного, электротехнического и электромеханического факультетов.

Анкета «Ориентация» определяет интересы и способности к различным профессиям. По классификации Е.А. Климова существует пять типов людей: «Человек-Техника», «Человек-Природа», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ», «Человек-Человек» [3]. В первой части «Я хочу» студентам предложено выбрать, каким видом деятельности вы бы хотели заняться из 35 возможных вариантов. Во второй части «Я могу» также необходимо было оценить по шкале каждую из 35 заданных видов деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В независимом онлайн тестировании участвовали студенты УрГУПС, на рисунках 1 и 2 представлены результаты тестирования.

11%

33%

11%

6%^

' человек-человек человек-природа

Рисунок 1 - Типы профессий

39%

человек-техника человек-худ. образ

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

19

Желание Способности Оба варианта

Рисунок 2 - Врожденные способности и комбинация желаний

Как видно из рисунка 1 респонденты дали свои ответы на опрос по типам профессий. В первой части тестирования, на вопрос «Я хочу» студенты ответили следующим образом: «Человек-Техника» 39% студентов, «Человек-Природа» 6% студентов; «Человек-Знаковая система» 33% из опрошенных студентов. «Человек-Художественный образ» 11% студентов, а «Человек-Человек» выявлено у 11% из участников тестирования. Как видно из результатов, большинство студентов вуза сделали правильный выбор будущей специальности, так как 39 % респондентов выбрали «Человек-Техника», и по своим способностям их можно отнести к людям, склонным к точным техническим наукам. Из опрошенных студентов 33% относятся к показателю «Человек-Знаковая система», эти личности также близки к математическим наукам, знакам и точным цифрам. Наименьший интерес респонденты испытывают к профессиям типа «Человек-Природа», «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Данный результат является закономерным, так как студенты обучаются в техническом вузе.

Проанализировав полученные результаты, можно заметить, что 19 опрошенных студентов имеют выраженные способности (желания), это возможно при врожденных талантах, либо это плоды долгой и кропотливой подготовки, т. к. любое совершенствование приводит к развитию этих способностей. Также, 16 человек опрошенных выражают желание развиваться в выбранных ими профессиях. И всего 13 из 48 человек, участвующих в тестировании, имеют идеальную комбинацию из желаний и способностей в одной и той же категории профессий (рисунок 2).

ВЫВОДЫ

В данной работе были рассмотрены проблемы и пути их решения, с помощью которых можно расставить правильные приоритеты, видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, проявлять волевые качества и настойчивость. Профессиональное самоопределение студентов - это успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов, и вузы прилагают все усилия для того, чтобы выпускник стал конкурентоспособен на рынке труда и получил высокооплачиваемую престижную работу. Данное исследование и эффективность работы УрГУПС, направленная на успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов, направлено на помощь студентам отбора оптимального варианта в выборе профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишнева С. Д. Подготовка студентов УрГУПС к социально-профессиональной деятельности будущих железнодорожников / С. Д. Мишнева, В.Р. Абуткина // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - Нижневартовск, С. 358 - 360.

2. Панов Е.Е. Физическая культура в воспитании конкурентоспособного специалиста / Е.Е. Панов, С.А. Марчук // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания. Всероссийская научно-практическая конференция. - Екатеринбург, 2015. - С. 177-181.

3. Соломин И.Л. Тест «Ориентация» Методика оценки профессиональных интересов и способностей. - URL: https://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-l (дата обращения 2.02.2022).

REFERENCES

1. Mishneva, S.D., and Abutkina, V.R. (2018), "Preparing USURT students for the social and professional activities of future railway workers", Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism. Materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 358-360.

2. Panov, E.E. and Marchuk, S.A. (2015), "Physical culture in the education of a competitive specialist", Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education. All-Russian Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, pp. 177-181.

3. Solomin, I.L. (2022), Test "Orientation", Methodology for assessing professional interests and abilities, available at: https://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-il-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika- professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-il (accessed: 2 February 2022).

Контактная информация: Mishneva72@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО

ОБЩЕНИЯ

Александр Валентинович Морозов, старший преподаватель. Артём Александрович Матарас, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

На данный момент в области педагогики представлено множество исследований посвященных межнациональным вопросам. Причина всем известна: обострение межнациональных взаимоотношений в современном полипарадигмальном пространстве. Поэтому цель создания модели формирования культуры межнационального общения состоит в том, чтобы в процессе обучения и воспитания молодого поколения, спроектировать условия, необходимые для приобретения качеств обучающимися, позволяющие решать задачи межэтнического взаимодействия на основе педагогических принципов. Для качественного понимания и эффективности функционирования данной модели необходимо рассмотреть вопросы воспитания мультикультурализма, определить вектор развития процесса поликультурного воспитания; разработать общие цели, задачи и педагогические условия, которые необходимы для её создания в многонациональном образовательном пространстве учебного заведения. В данной статье, наряду с решением вышеперечисленных вопросов, выделено и место личности в межнациональных процессах. В практическом плане данный аспект позволяет направить вектор воспитания и обучения в социально значимом направлении для всесторонне развивающегося полинационального современного общества.

Ключевые слова: культура межнационального общения, мультикультурализм, поликультурное воспитание, педагогические принципы, мультиэтническая педагогика, педагогические основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.