Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студента в вузе: педагогический и психолого-акмеологический аспект'

Профессиональное самоопределение студента в вузе: педагогический и психолого-акмеологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1319
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красник B. C.

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения личности студента в условиях современного вуза. Анализируются подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение», рассматриваются этапы процесса профессионального самоопределения и его составляющие, анализируются условия и факторы, способствующие оптимальному протеканию этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студента в вузе: педагогический и психолого-акмеологический аспект»

Теория и методика профессионального образования

ББК 74р УДК 371.13

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА В ВУЗЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

B.C. Красним ЧелГУ

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения личности студента в условиях современного вуза. Анализируются подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение», рассматриваются этапы процесса профессионального самоопределения и его составляющие, анализируются условия и факторы, способствующие оптимальному протеканию этого процесса.

Важнейшим этапом жизненного пути в юношеском возрасте является этап профессионального самоопределения. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности, - все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе [1].

Профессиональное самоопределение -процесс сложный и многоплановый. В узком смысле он связан с выбором собственно профессии. В широком его понимании - это процесс, который подразумевает не только выбор профессии, но и выбор стиля, условий, ритма не только профессиональной жизни, но и жизни вообще. Вставая на определенную стезю профессиональной деятельности, человек предполагает, какой социальный и материальный статус его ожидает, какова будет интенсивность, напряженность его трудовой деятельности, в каких условиях она будет протекать. В процессе профессионального самоопределения происходит нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения [14].

Вопрос профессионального самоопределения рассматривается с разных точек зрения. С одной стороны, как задачи, которые обще-

ство ставит перед личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного времени. С другой -как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей. С третьей - как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является деятельность [10].

Профессиональное самоопределение, по мнению А.К. Марковой - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма... Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов [11].

Профессиональное самоопределение не сводимо к самосознанию человека, ибо можно себя осознавать, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не придти к действенному выбору [15]. Потребность и реализация самоопределения зависят не только от самосознания человека, но и от других экзогенных факторов; в частности от среды и всей системы отношений, в которой находится человек. В связи с этим, одной из важнейших задач профессионального самоопределения студента в вузе является создание внутривузовской развивающей среды и систе-

мы отношений, актуализирующих у студентов потребность в профессиональном самоопределении и развитии, и создающих для этого необходимые психолого-педагогические, организационно-методические и организационно-право-вые условия.

Профессиональное самоопределение личности начинает формироваться в учебнопрофессиональной деятельности, которая является ведущей в юношеском возрасте (Б.Д. Эль-конин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн). Этому возрасту соответствуют старшие школьники и студенты. Именно в этом возрасте у молодого человека формируется направленность на получение профессии, формируются профессиональные интересы, происходит осознанный выбор жизненного пути, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности, «для жизни», для успешного «профессионального старта». Развиваются профессионально важные личностные качества, структурируются системы этих качеств, формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем [6, 8,16].

Что же движет молодым человеком в его профессиональном самоопределении? А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелев выделяют ряд факторов, которые оказывают влияние на мотивы профессионального самоопределения. Это внешние и внутренние мотивационные факторы [7].

Внешние: 1) рекомендации, советы и указания со стороны других людей; примеры из кино и литературы; объективные обстоятельства (материальное положение в семье, служба в армии и т.д.); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности и т.п.); 2) притяжение - отталкивание: примеры непосредственного окружения, влияние моды, предрассудки, престиж и т.п.); 3) инерция: семейная традиция, стереотипы социальных ролей, членство в неформальных группах, школьные увлечения и т.д.

Внутренние: 1) привлекательность - непривлекательность предмета и процесса труда, характеристики деятельности со стороны разнообразия - однообразия, результаты труда, возможности самореализации в труде и т.п.; 2) условия труда (климатические, дина-

мические черты работы, территориальногеографические характеристики места работы или учебы, организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда), социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможность последующего трудоустройства, надежность положения работника, микроклимат в трудовом коллективе и др.; 3) возможности для реализации внутрипрофесеиональ-ных целей (возможности для общественной работы, для достижения желаемого общественного положения, возможности отдыха и развлечений и т.п.).

В предложенной структуре мотивационных факторов, на наш взгляд, не учтен такой фактор как индивидуальный опыт личности, который формируется в процессе жизнедеятельности. Индивидуальный опыт - это процесс и результат переживания человеком усваиваемой и осваиваемой общественной культуры. Проживание сопровождается переживанием, в процессе и результате которого устанавливается личностное отношение человека «Я-Мир» [17].

H.Л. Худякова выделяет следующие компоненты индивидуального опыта.

I. Знания о мире и самом себе, выраженные через представления и понятия, обеспечивающие формирование в сознании ребенка целостной научно-обоснованной картины мира.

2. Умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности, складывающимися из правил выполнения действий (умственных и практических), из операций и приемов.

3. Личностные смыслы, установки, стереотипы, определяющие эмоционально-ценностное отношение человека к миру [17].

Процесс профессионального самоопределения проходит 4 этапа.

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом [13].

А.К. Маркова выделила следующие при-

знаки профессионального самоопределения:

- установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

- выбор человеком критериев и норм оценивая себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;

- определение своих наличных, уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие их для себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др.;

- предвосхищение своих завтрашних, потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие их для себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

- построение своих целей, задач, планов (близких, среднеотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;

- пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок;

- пересамоопределение - человек заново принимает или не принимает себя, а затем цикл возобновляется [11].

В психолого-педагогических, акмеологиче-ских исследованиях (А.А. Бодалев, А.А. Деркач,

В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, B.C. Кочерманян, В.Г. Горчакова и др.) рассматриваются акмеологические условия, т.е. значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма деятельности [11]. Они следующие: задатки и способности (общие и специальные), условия воспитания в семье, школе, профессиональных образовательных учреждениях; общественноисторический запрос, свобода самовыражения, высокий престиж мастерства, достойный уровень жизни, открытость общества, доступность образования.

Помимо акмеологических условий в научных исследованиях рассматриваются и акмеологические факторы (Н.А. Кузьмина, А.А. Реан, А.К. Маркова). Их три вида.

1. Объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий,

направленных на достижение искомого результата.

2. Субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (мотивы, направленности, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество).

3. Объективно-субъктивные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителя, качеством управления системой [5].

А.К. Маркова выделяет несколько составляющих профессионального самоопределения, а именно: жизненное, личностное и социальное самоопределение, которые мы будем рассматривать как акмеологические факторы, обеспечивающие профессиональное самоопределение и становление профессионала [21].

Жизненное самоопределение связано с поиском смысла жизни, с ответом на вопрос: «Кто я?», «Зачем я?» Понимание человеком смысла своей жизни является необходимым условием его нормального функционирования [14], в том числе и профессионального. «Мыслить свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целостный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и содержание» - это важнейшая человеческая потребность [10, с. 105].

Смысл жизни представляет собой особую психологическую реальность, которая имеет ряд характеристик [18]:

1. Избирательность: наличие смысла жизни не является всеобщим для всех людей. По этому показателю выделяются следующие группы людей:

а) наличие смысла жизни является для человека настолько большой ценностью, необходимостью, что его потеря чревата серьезными негативными изменениями, приводящими в отдельных случаях к попыткам суицида. Сказанное можно проиллюстрировать данными, приведенными В. Франклом при изучении группы студентов с попытками суицидов: 85% из них не видели в своей жизни смысла;

б) смысл жизни может недостаточно осознаваться или находиться в потенциальном состоянии вследствие трудности такой работы и отсутствия актуально заданной необходимости;

в) смысл жизни является декларируемой целью либо осознается «post factum», когда человек, обращаясь к прошлому, начинает

осознавать, что «нечто» в прошлом было целью его жизни;

г) отсутствие у человека сколько - ни будь осознанного смысла жизни.

2. Смысл жизни - это «обоюдоострое оружие». С одной стороны, смысл жизни играет позитивную роль в становлении (в том числе и профессиональном) личности. С другой - при определенных условиях он начинает служить негативному формированию личности.

Система управления профессиональным самоопределением личности в вузе должна быть направлена, кроме всего прочего, на создание предпосылок и условий к формирование позитивного, социально — одобряемого смысла жизни у студентов.

3. Эмансипированность смысла жизни от «внутреннего». Человек способен мысленно выходить за пределы своего «Я», быть относительно эмансипированным от него. Человек способен мысленно выходить за пределы своего актуального «Я».

4. Инертность смысла жизни. К этому может привести чрезмерная эмансипация личностного смысла. Оторванный от реальности, смысл жизни начинает подчинять себе человека, делая инертным реальный жизненный смысл.

5. «Масштабы смысла жизни» Проблема смысла жизни - это проблема не только и не столько масштабных поступков и свершений, это, в первую очередь, проблема осознания человеком своих возможностей, постановки реальных целей.

6. Динамика и иерархия смыслов. Человеку присуще наличие целого ряда жизненных смыслов. Мы имеем дело со сложной динамикой отдельных «смыслов жизни», их иерархией и особенностями их соотнесения с «большим», главным смыслом.

Личностное самоопределение. Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Речь идет о достижении личностного акме. А.А. Бодалев отмечает ряд психологических особенностей людей, сумевших достичь выдающихся результатов на профессиональном поприще. Это особенности познавательной сферы (активное отражение действительности и способность хорошо ориентироваться в ней). На основе высокого интеллекта способность на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи

окружающей действительности, хорошо субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. Эти люди полагаются в своей профессиональной деятельности на свой опыт, разум и чувства, а не на замшелые традиции. Они не уходят от ответственности за последствия своей деятельности, не боятся идти по непроторенным, а часто и небезопасным путям. Способны отдавать все свои физические и душевные силы на достижение поставленных целей. В своей увлеченности они зажигают других людей, превращая их в своих единомышленников и соратников. Они принимают себя и других такими, какие они есть. Развитый социальный интеллект обеспечивает непосредственность в поступках, открытое и честное поведение. В сфере профессиональной деятельности они устанавливают доброжелательные отношения с людьми [2].

А.А. Бодалев выделяет ряд детерминант достижения человеком личностного акме: это хорошее здоровье, высокая нравственная зрелость, подлинный профессионализм в основном виде трудовой деятельности, неустанная работа человека над самим собой, семья, школа, вуз, общая ситуация в социуме [2]. Важной детерминантой является типичное отношение человека к себе, его привычное психическое состояние, что оказывает существенное влияние на оценку человеком своих возможностей и во многом определяет калибр и социальную значимость его поступков, а также самобытность и яркость его вклада в ту профессиональную область, в которой он занят [3].

Раскрывая содержание этих детерминант, А.А. Бодалев отмечает, что в результате происходит:

1. Изменение в мотивационной сфере человека, которое находит отражение в нравственных (общечеловеческих) ценностях человека.

2. Возрастание умения на уровне интеллекта планировать, а затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей.

3. Появление большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями.

4. Более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам [2].

Социальное самоопределение. Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий [11].

Оно связано с ценностно-смысловым отношением человека к окружающему миру [9].

Профессиональное самоопределение разворачивается на фоне жизненного поля личности, которое понимается как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространственного действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее [4].

Таким образом, анализ научных исследований по проблеме профессионального самоопределения позволил выделить ряд принципиальных моментов, отмеченных авторами:

1. Профессиональное самоопределение связано с формированием профессиональных намерений, знаний о мире, ценностных ориентаций. Профессиональное самоопределение идет параллельно с жизненным, личностным и социальным самоопределением.

2. Профессиональное самоопределение связано с оценкой себя, своих возможностей и способностей.

3. На профессиональное самоопределение оказывают влияние определенные профессионально значимые личностные качества.

4. Профессиональное самоопределение в определенной степени детерминировано влиянием внешней среды.

Это все безусловно так и имеет место в этом сложном процессе. Но остается нерешенным вопрос о том, что все-таки детерминирует профессиональный выбор молодого человека? Что в этом процессе играет главную, определяющую роль, а что вторично, непринципиально и несущественно?

Профессиональное самоопределение развивается на фоне познания человеком жизни, накопления знаний о мире, формирования жизненных ценностей. Но это всего лишь фон, на котором разыгрывается сложная партия - профессиональный выбор.

Что касается оценки себя, своих собственных возможностей и способностей, то очень хорошо, если молодой человек способен оценить себя адекватно. Как не переоценить и как недооценить себя? Это не просто для молодого человека, когда мир такой огромный, а сам ты такой маленький в нем. Или наоборот, когда

кажется, что весь мир у твоих ног. Может ли эта самооценка сформировать правильный профессиональный выбор?

Из интервью с молодым человеком: «... я в растерянности... Ничего не знаю, ничего не пойму. Сейчас подрабатываю мелким ремонтом автомашин (спасибо отцу - научил). А я же не этого хотел, не об этом мечтал. Когда заканчивал школу: «Думал - вот она настоящая жизнь начинается». Школу я окончил хорошо, с серебряной медалью. Поехал в Санкт-Петербург, поступать в университет. Хотел стать микробиологом. Я был уверен, что поступлю. А оказалось, что мои знания никого не поразили. Вернулся домой и поступил в пединститут на биофак. Проучился полтора года, и такая тоска взяла, неинтересно стало... В общем, сейчас гайки кручу...»

Профессиональное самоопределение связано с поиском ответа на вопрос - что можно ожидать от человека в плане продуктивности его деятельности. Мы согласны с В.Н. Мяси-щевым [12], который считал, что вся система современной характерологии свойства характера рассматривает в отрыве от реальных поступков. Перед нами стоит вопрос, что можно ожидать от человека в смысле его продуктивности. Для того, что бы ответить на этот вопрос, необходимо рассматривать процессуальные особенности поведения человека как источник его потенциальных возможностей.

Традиционная характерология считает, что человек, проявляющий энергичную деятельность, обнаруживает высокие продуктивные результаты деятельности, способный человек. Возникает вопрос, всегда ли человек, обнаруживающий высокую активность и продуктивность в одном виде деятельности, будет столь же активен и продуктивен в другом, даже при наличии способностей к этому виду деятельности? На этот вопрос нам предстоит еще ответить. Предпосылки для решения этого вопроса созрели.

1. Складывающаяся ситуация на рынке труда, которая, с одной стороны, характеризуется дефицитом рабочих мест, а с другой - нехваткой специалистов в отдельных отраслях.

2. Образование, получение профессии сегодня процесс дорогостоящий, и чем точнее в своем профессиональном самоопределении будет молодой человек, тем менее затратным будет этот процесс.

3. Состояние сегодняшней науки позволяет посмотреть на эту проблему с иной точки зрения.

Поэтому под профессиональным самоопределением мы понимем профессионально ориентированные отношения личности, основанные на ее интересе, способностях и задатках, жизненных смыслах, уровне притязания и установках, а также требованиях общества.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -288 с.

2. Бодалев, А.А. Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме /А.А. Бодалев // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: материалы I и II симпозиумов /редакторы В. Э. Чуд-новский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. —М.: Психологический институт российской Академии образования, 1996. -232 с.

3. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение будничного и «высшего Я» / А.А. Бодалев //Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: материалы I и II симпозиумов /редакторы В.Э., Чуднов-ский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. - М.: Психологический институт Российской Академии образования, 1996. -232 с.

4. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности стари/его подростка / МР. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. -1995. -№3. -С. 21-22.

5. Горчакова, В.Г. Формула профессионализма / В.Г. Горчакова. - Челябинск: Изд-во «Образование», 1997. -137 с.

6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

7. Жуков, Ю.М Ценности как детерминанта принятия решения / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -1976. - С. 254-277.

8. Климов, Е.А Введение в психологию труда/ЕЛ Климов. -М: МГУ, 1988. -199 с.

9. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов.- М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.

10. Кон, КС. Психология юношеского возраста: учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. -175 с.

11. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Образование, 1996.-308 с.

12. Мясищев, В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. - М-Воронеж: Издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

13. Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский. - М.: Прогресс, 1972.-247 с.

14. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» / КС. Пряжников. - М-Воронеж: Издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1977. - 352 с.

15. Софит, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Со-фиин, Г.П. Никонов //Психологический журнал. - 1984. -№ 4. - С. 24-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Филъд-штейн. - М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

17. Худякова, Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования: в 2 ч. / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Образование, 2002.-Ч. 1.-146 с.

18. Чудновский, В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность / В.Э. Чудновский // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: материалы I и II симпозиумов /редакторы В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. - М.: Психологический институт российской Академии образования, 1996. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.