I МОЛОДЫЕ ИМЕНА
О. Н. Зубова
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
современных условиях, когда в российском обществе наметилась тенденция преодоления недооценки роли личности в жизнедеятельности социума, оказались востребованными идеи достижения человеком вершин развития — акме.
Основными акмеологическими механизмами достижения акме в разных сферах жизнедеятельности, по Н.В. Кузьминой и А.А. Деркачу, являются саморазвитие, самосовершенствование, самообразование, самоконтроль [11]. Однако чтобы эти механизмы пришли в действие, необходим определенный комплекс объективных и субъективных факторов. В качестве объективных факторов, способствующих движению человека к достижению акме — в индивидуальном, личностном или субъектно-деятельностном его проявлении, — выступают условия жизни, учебы и труда, состояние здоровья, развитость и качественное функционирование социальных институтов, призванных способствовать человеку в получении необходимых знаний, сохранении здоровья, приобщении к достижениям науки и культуры, овладении профессией или несколькими профессиями, и главное — обеспечивать востребованность обществом его знаний и умений. К субъективным факторам и условиям относятся определенные побудительные причины, к которым В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышев относят, прежде всего, мотивы или потребности достижения, «то есть внутренние, относительно устойчивые стремления человека к успехам в различных видах деятельности» [13, с. 12].
Однако думается, что этих психологических факторов недостаточно для того, чтобы стремление к успехам трансформировалось в сознательно направляемое движение к акме. Встает вопрос об особых, акмеологических факторах, которые способствовали бы достижению этого рубежа — акмеоло-гичности как «признака вершинности в реализации творческого потенциала социального субъекта» [10, с. 17].
Одним из таких акмеологических факторов, по нашему мнению, выступают акмеологические способности.
Мы исследуем проблему акмеологических способностей в рамках концепции достижения акме в профессиональной деятельности — одного из приоритетных современных направлений акмеологических исследований, обусловленного особенностями самой акмеологии, целенаправленно выделяющей профессионализм в качестве предмета своего исследования.
Наибольший опыт исследований профессиональных способностей накоплен в педагогической сфере. Исследования педагогических способностей 60-70-х годов — это, по сути дела, исследования профессиональных способностей, наиболее последовательные и обстоятельные для тех лет. В трудах ученых (Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, Ф.Н. Ганоболина и др.) впервые разработана структура профессиональных (педагогических) способностей; разработана характеристика педагогических способностей в личностном, дидактическом и организационно-коммуникативном планах; выявлено, что профессиональные способности — это специальные способности; доказано, что достижение человеком высокого уровня профессионализма хоть и предполагает необходимую сформированность специальных способностей, тем не менее невозможно без общего развития общих способностей. При этом предполагается, что общие способности присущи нормальному человеку в определенный социально-исторический момент и являются результатом всей его предшествующей жизнедеятельности.
Именно с этих позиций исследует профессиональные способности Д.Н. Завалишина. Она считает, что применительно к массовым профессиям профессиональные способности, как правило, представляют собой синтез общих и специальных способностей.
Несколько иначе подходит к исследованию профессиональных способностей А.К. Маркова. Она анализирует их в рамках психолого-акмеологической концепции становления и развития профессионализма. Рассматривая профессиональные способности как ресурс трудовой деятельности и как составную часть профессионально важных качеств (ПВК), она определяет их как индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения [15, с. 84].
В анализе профессиональных способностей у А.К. Марковой тесно связаны личностный и деятельностный подходы: профессиональные способности определяются через успешность профессиональной деятельности и развиваются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы ее отношений; личность осуществляет выбор профессиональной деятельности, соответствующий ее способностям, которые сложились в предыдущем опыте деятельности и самой личности; личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом; в ходе осуществления деятельности в личности и ее способностях формируются психические новообразования, стимулируя их дальнейшее развитие.
Рассматривая структуру способностей, она выделяет общечеловеческие способности, которые являются необходимым фоном для выполнения профессиональной деятельности и развития профессиональных способностей. Профессиональные способности формируются на основе общих и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными [15, с. 85].
В процессе развития деятельности на высших ее уровнях профессиональные способности обогащаются творческими. Творческие же усиливаются, укрепляются, приобретают новую глубину, новое качество, которое становится основой для формирования и развития способностей принципиально нового порядка — акмеологических. Таким образом, при определенных объективных условиях и личной целеустремленности на основе творческих способностей, как бы вырастая из них, формируются акмеологические способности.
Исходя из общей концепции акме (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.), концепции профессионализма (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), профессионального акме (А.К. Маркова), мы рассматриваем акмеологические способности, как такой уровень развития общих способностей индивида, который обеспечивает достижение вершин профессионализма и поддержание восходящего вектора развития профессиональной деятельности, гармоничное саморазвитие личности и формирование на этой основе осознанно устойчивого стремления к постоянному самосовершенствованию. Акмеологические способности характеризуют личностное развитие человека.
Структура акмеологических способностей в профессиональной деятельности может включать в себя, на наш взгляд, следующие качества:
1. Способность к достижению человеком максимально высокой степени профессионального развития, возможного для данного отрезка времени. Это предполагает развитие умения максимально полно использовать свой творческий потенциал и профессиональные возможности; формирование стремления к постоянному обогащению имеющихся знаний, их синтезированию, самостоятельному освоению новых знаний; самовоспитание чувства постоянной ненасыщаемости полученными знаниями.
Формирование и пополнение конкретного фонда знаний, умений и навыков требует умения дифференцированно подходить к их отбору, исходя из потребностей профессии не только сегодняшних, но и с учетом их развития на перспективу, ускорения оборачиваемости самих знаний, научно-профессиональной информации, возможности их старения, а иногда и искажения.
Однако мало «накопить» этот фонд. Главное здесь — уметь оптимально использовать его — очень точно, адресно, продуктивно. Это станет прочной базой профессионального роста и самосовершенствования. Если у человека не выработается постоянного стремления к профессиональному росту, то процесс и результат его профессионального становления не будут полноценными.
2. Способность предвидеть ситуации неравновесных состояний (точки бифуркации, то есть перекрестки, «расщепление путей» — моменты, когда определяющую роль играют малые, но вовремя и целенаправленно совершенные действия, заставляющие события развертываться по определенному сценарию) в своем профессиональном развитии.
Процесс профессионального развития характеризуется нелинейностью, когда за достижением профессионального акме (одной или нескольких вершин) могут следовать периоды спада, застоя, даже кризиса в развитии [3, с. 307]. Способность предвидеть эти моменты минимизирует ущерб, нанесенный профессиональному развитию, а периоды спада могут превратиться в периоды накопления сил и ресурсов для нового продвижения вперед.
В таком случае профессиональное акме выступит в роли психологического аттрактора — предельного состояния, достигнув которое профессиональное развитие человека закрепится на достигнутом уровне и уже не вернется к прежнему состоянию (случаи патологической деградации личности здесь в расчет не берутся). С точки зрения синергетической акмеологии это будет означать возможность устойчивого движения через относительные (малые) акме к абсолютному (большому) [9]. Способность предвидеть возможные ситуации неравновесных состояний в своем профессиональном движении способствует выработке умения управлять ими для нахождения наиболее эффективных путей и достижения наиболее оптимальных результатов.
3. Способность самому создавать условия (среду) для реализации восходящего вектора своего профессионального развития. Здесь важную роль играет способность к прогнозированию и планированию
своей личной профессиональной деятельности. По В.Г. Зазыкину, качество и надежность работы профессионала зависит, прежде всего, от того, насколько правильно он прогнозировал характер изменения управляемого им процесса профессиональной деятельности, от уровня и «дальности» антиципации. Развитую способность прогнозирования он считает акмеологическим инвариантом профессионализма [13]. Иначе говоря, профессионал высокого класса способен точно и далеко предвидеть и прогнозировать. Это качество присуще тем, кто достиг акме в основном и сопутствующих видах профессиональной деятельности, а может быть, и в тех, которые он считал лишь увлечениями.
Эффективность планирования зависит от развитости самоконтроля, умения регулировать свой труд, рационально, без перегрузки времени и сил, организовывать его, работать с оптимальной интенсивностью и напряжением. Такие качества развиваются у государственных служащих тем интенсивнее, чем основательнее в систему их ценностных ориентаций вошли забота и ответственность за судьбы страны, гражданами которой они являются и к управлению жизнедеятельностью которой они имеют непосредственную причастность. Все это способствует самообеспечению реализации восходящего вектора в своем профессиональном развитии.
4. Способность содействовать реализации восходящего вектора развития профессиональной деятельности окружающих, в первую очередь коллег по совместному труду. Проявлениями этой способности могут быть:
- развитость качеств и свойств, способствующих формированию высокого уровня профессионального общения (стремление и готовность к сотрудничеству, сформированность навыков работать в коллективе, понимая задачи и интересы коллектива, свою ответственность за высокопродуктивную работу «команды»; умение объективно оценивать сильные и слабые стороны работы коллег, готовность способствовать укреплению сильных сторон, готовность поделиться опытом, идеями и т. д.);
- выбор оптимальных технологий внутриколлективного поведения (общения), способствующих созданию в «команде» атмосферы творческого напряжения, стимулирующего саморегуляцию, саморуководство коллегами развитием своей профессиональной деятельности «по восходящей»;
- способность, содействуя профессиональному развитию окружающих, не растратить собственный творческий потенциал: «...использовать различные, в том числе противоположные, точки зрения, оставаясь верным своим принципам, не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников; при несогласии с какой-либо точкой зрения или предложением сохранить нормальные доброжелательные отношения с коллегами» [10, с. 18].
Эти способности, думается, будут позитивно влиять на профессиональное совершенствование окружающих в рамках восходящего вектора развития. От этих способностей во многом зависит эффективность коллективного решения профессиональных задач. А это, в свою очередь, способствует самоутверждению человека, позитивно влияет на перестройку его реального Я, имеющейся у него системы ценностных ориентаций и отношений с окружающей действительностью.
5. Способность находить принципиально новые способы интенсификации процесса профессионального развития в рамках его восходящего вектора. Это предполагает постоянное наращивание внутренних ресурсов и их целенаправленную мобилизацию; способность «широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета» [3, с. 313]; изучение и освоение опыта и достижений своей и смежных профессий; умение выделить лучшие эталоны профессиональной деятельности и стремление находить способы превзойти их; регулярный самоанализ применяемых в процессе профессиональной деятельности приемов и технологий с целью выявления наиболее эффективных из них, сопоставления их с новыми задачами. Последнее особенно актуально в управленческой государственной службе, задачи которой (равно как формы и методы) имеют тенденцию к постоянному усложнению, отражая усложнение процессов социально-экономического развития.
Проанализированная структура акмеологических способностей свидетельствует о преобладании фактора саморазвития над внешними детерминирующими факторами, а выделенные элементы, составляющие содержание каждой из способностей, могут служить и конкретными (оценочными) показателями уровня их развитости.
Каждый элемент этих способностей при развитом стремлении субъекта действия к самосовершенствованию может достичь высокого уровня развитости, а сами способности могут стать полимодальными.
Акмеологические способности человека в профессиональной деятельности формируются и наиболее ярко проявляются при переходе специалиста к высокопродуктивным уровням деятельности.
Четкую границу между творческими и акмеологическими способностями провести трудно. Графически соотношение творческих и акмеологических способностей можно показать следующим образом:
Рис. 1. Соотношение творческих (1) и акмеологических (3) способностей
Акмеологические способности (3), формируясь на базе творческих способностей (1), далее развиваются самостоятельно и могут идти с творческими способностями по разным направлениям. Но в процессе перерастания творческих способностей в акмеологические образуются некоторые виды способностей, которые могут быть отнесены и к творческим, и к акмеологическим, составляя как бы переходный этап от одних к другим (2). К таковым с точки зрения профессиональной деятельности мы относим: способность к саморазвитию в профессиональной деятельности; способность к совершенствованию организации своей профессиональной деятельности; способность к ситуативно нестимулируемой деятельности; уверенность в себе, в своих силах, основанную на анализе и критической оценке своего жизненного опыта; способность человека как носителя социальных отношений учитывать реальные интересы общества при выборе путей развития профессиональной деятельности, совершенствования и самосовершенствования своих качеств профессионала.
Можно заключить, что акмеологические способности по природе своей являются творческими,
однако, вырастая из творческих способностей, они:
- приобретают собственные акмеологические механизмы формирования — самообразование и саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование, самоконтроль и самоорганизацию, самоопределение и саморегулирование;
- обретают только им присущие качества, обеспечивающие принципиальную незавершаемость процесса развития.
В силу этого акмеологические способности становятся важнейшим фактором развития человека, достижения им акме и дальнейшего интенсивного движения — от одной вершины к другой. В профессиональной сфере речь идет о становлении профессионального акме.
Литература_
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — М., 2002.
2. Акмеология. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева.
— СПб., 2000.
3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М., 2002.
4. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности// Проблема способностей. / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — М., 1962.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
6. Бехтерев В. М. Объективная психология: В 3 т. — СПб., 1907—1910.
7. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.
8. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. — М., 2002.
9. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология // Синергетика, философия, культура. — М., 2001. — С. 213—220.
10. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М., 2001.
11. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.
— М., 1993.
12. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и динамика способностей / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1991.
13. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. — М., 1993.
14. КузьминаН. В. Предмет акмеологии. — СПб., 1995.
15. Маркова А. К. Акме в профессиональном развитии человека // Акмеология. — М., 2002.
— С. 304—317
16. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
17. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций.
— М., 2000.
18. Холодная М. А. Психология интеллекта. 2-е изд. — СПб., 2000.
19. Яблокова Е. А. Акме как феномен развития группы, общности // Акмеология. 2002. № 1. С. 6—10. ©Зубова О. Н., 2003