Научная статья на тему 'Сущность и структура акмеологических способностей'

Сущность и структура акмеологических способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Ольга Николаевна

Автором проведен анализ литературы, посвященной исследованию проблемы профессиональных и акмеологических способностей. Дано определение понятия «акмеологические способности», рассмотрена их структура в профессиональной деятельности. Рассмотрено соотношение творческих и акмеологических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and structure of acmeological abilities

The author carried out analysis of the literature devoted to research of the problem of professional and acmeological abilities. The author gives definition to the concept of «acmeological abilities», examines their structure in professional activity. The author writes about co-relation of creative and acmeological abilities.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура акмеологических способностей»

I МОЛОДЫЕ ИМЕНА

О. Н. Зубова

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

современных условиях, когда в российском обществе наметилась тенденция преодоления недооценки роли личности в жизнедеятельности социума, оказались востребованными идеи достижения человеком вершин развития — акме.

Основными акмеологическими механизмами достижения акме в разных сферах жизнедеятельности, по Н.В. Кузьминой и А.А. Деркачу, являются саморазвитие, самосовершенствование, самообразование, самоконтроль [11]. Однако чтобы эти механизмы пришли в действие, необходим определенный комплекс объективных и субъективных факторов. В качестве объективных факторов, способствующих движению человека к достижению акме — в индивидуальном, личностном или субъектно-деятельностном его проявлении, — выступают условия жизни, учебы и труда, состояние здоровья, развитость и качественное функционирование социальных институтов, призванных способствовать человеку в получении необходимых знаний, сохранении здоровья, приобщении к достижениям науки и культуры, овладении профессией или несколькими профессиями, и главное — обеспечивать востребованность обществом его знаний и умений. К субъективным факторам и условиям относятся определенные побудительные причины, к которым В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышев относят, прежде всего, мотивы или потребности достижения, «то есть внутренние, относительно устойчивые стремления человека к успехам в различных видах деятельности» [13, с. 12].

Однако думается, что этих психологических факторов недостаточно для того, чтобы стремление к успехам трансформировалось в сознательно направляемое движение к акме. Встает вопрос об особых, акмеологических факторах, которые способствовали бы достижению этого рубежа — акмеоло-гичности как «признака вершинности в реализации творческого потенциала социального субъекта» [10, с. 17].

Одним из таких акмеологических факторов, по нашему мнению, выступают акмеологические способности.

Мы исследуем проблему акмеологических способностей в рамках концепции достижения акме в профессиональной деятельности — одного из приоритетных современных направлений акмеологических исследований, обусловленного особенностями самой акмеологии, целенаправленно выделяющей профессионализм в качестве предмета своего исследования.

Наибольший опыт исследований профессиональных способностей накоплен в педагогической сфере. Исследования педагогических способностей 60-70-х годов — это, по сути дела, исследования профессиональных способностей, наиболее последовательные и обстоятельные для тех лет. В трудах ученых (Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, Ф.Н. Ганоболина и др.) впервые разработана структура профессиональных (педагогических) способностей; разработана характеристика педагогических способностей в личностном, дидактическом и организационно-коммуникативном планах; выявлено, что профессиональные способности — это специальные способности; доказано, что достижение человеком высокого уровня профессионализма хоть и предполагает необходимую сформированность специальных способностей, тем не менее невозможно без общего развития общих способностей. При этом предполагается, что общие способности присущи нормальному человеку в определенный социально-исторический момент и являются результатом всей его предшествующей жизнедеятельности.

Именно с этих позиций исследует профессиональные способности Д.Н. Завалишина. Она считает, что применительно к массовым профессиям профессиональные способности, как правило, представляют собой синтез общих и специальных способностей.

Несколько иначе подходит к исследованию профессиональных способностей А.К. Маркова. Она анализирует их в рамках психолого-акмеологической концепции становления и развития профессионализма. Рассматривая профессиональные способности как ресурс трудовой деятельности и как составную часть профессионально важных качеств (ПВК), она определяет их как индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения [15, с. 84].

В анализе профессиональных способностей у А.К. Марковой тесно связаны личностный и деятельностный подходы: профессиональные способности определяются через успешность профессиональной деятельности и развиваются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы ее отношений; личность осуществляет выбор профессиональной деятельности, соответствующий ее способностям, которые сложились в предыдущем опыте деятельности и самой личности; личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом; в ходе осуществления деятельности в личности и ее способностях формируются психические новообразования, стимулируя их дальнейшее развитие.

Рассматривая структуру способностей, она выделяет общечеловеческие способности, которые являются необходимым фоном для выполнения профессиональной деятельности и развития профессиональных способностей. Профессиональные способности формируются на основе общих и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными [15, с. 85].

В процессе развития деятельности на высших ее уровнях профессиональные способности обогащаются творческими. Творческие же усиливаются, укрепляются, приобретают новую глубину, новое качество, которое становится основой для формирования и развития способностей принципиально нового порядка — акмеологических. Таким образом, при определенных объективных условиях и личной целеустремленности на основе творческих способностей, как бы вырастая из них, формируются акмеологические способности.

Исходя из общей концепции акме (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.), концепции профессионализма (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), профессионального акме (А.К. Маркова), мы рассматриваем акмеологические способности, как такой уровень развития общих способностей индивида, который обеспечивает достижение вершин профессионализма и поддержание восходящего вектора развития профессиональной деятельности, гармоничное саморазвитие личности и формирование на этой основе осознанно устойчивого стремления к постоянному самосовершенствованию. Акмеологические способности характеризуют личностное развитие человека.

Структура акмеологических способностей в профессиональной деятельности может включать в себя, на наш взгляд, следующие качества:

1. Способность к достижению человеком максимально высокой степени профессионального развития, возможного для данного отрезка времени. Это предполагает развитие умения максимально полно использовать свой творческий потенциал и профессиональные возможности; формирование стремления к постоянному обогащению имеющихся знаний, их синтезированию, самостоятельному освоению новых знаний; самовоспитание чувства постоянной ненасыщаемости полученными знаниями.

Формирование и пополнение конкретного фонда знаний, умений и навыков требует умения дифференцированно подходить к их отбору, исходя из потребностей профессии не только сегодняшних, но и с учетом их развития на перспективу, ускорения оборачиваемости самих знаний, научно-профессиональной информации, возможности их старения, а иногда и искажения.

Однако мало «накопить» этот фонд. Главное здесь — уметь оптимально использовать его — очень точно, адресно, продуктивно. Это станет прочной базой профессионального роста и самосовершенствования. Если у человека не выработается постоянного стремления к профессиональному росту, то процесс и результат его профессионального становления не будут полноценными.

2. Способность предвидеть ситуации неравновесных состояний (точки бифуркации, то есть перекрестки, «расщепление путей» — моменты, когда определяющую роль играют малые, но вовремя и целенаправленно совершенные действия, заставляющие события развертываться по определенному сценарию) в своем профессиональном развитии.

Процесс профессионального развития характеризуется нелинейностью, когда за достижением профессионального акме (одной или нескольких вершин) могут следовать периоды спада, застоя, даже кризиса в развитии [3, с. 307]. Способность предвидеть эти моменты минимизирует ущерб, нанесенный профессиональному развитию, а периоды спада могут превратиться в периоды накопления сил и ресурсов для нового продвижения вперед.

В таком случае профессиональное акме выступит в роли психологического аттрактора — предельного состояния, достигнув которое профессиональное развитие человека закрепится на достигнутом уровне и уже не вернется к прежнему состоянию (случаи патологической деградации личности здесь в расчет не берутся). С точки зрения синергетической акмеологии это будет означать возможность устойчивого движения через относительные (малые) акме к абсолютному (большому) [9]. Способность предвидеть возможные ситуации неравновесных состояний в своем профессиональном движении способствует выработке умения управлять ими для нахождения наиболее эффективных путей и достижения наиболее оптимальных результатов.

3. Способность самому создавать условия (среду) для реализации восходящего вектора своего профессионального развития. Здесь важную роль играет способность к прогнозированию и планированию

своей личной профессиональной деятельности. По В.Г. Зазыкину, качество и надежность работы профессионала зависит, прежде всего, от того, насколько правильно он прогнозировал характер изменения управляемого им процесса профессиональной деятельности, от уровня и «дальности» антиципации. Развитую способность прогнозирования он считает акмеологическим инвариантом профессионализма [13]. Иначе говоря, профессионал высокого класса способен точно и далеко предвидеть и прогнозировать. Это качество присуще тем, кто достиг акме в основном и сопутствующих видах профессиональной деятельности, а может быть, и в тех, которые он считал лишь увлечениями.

Эффективность планирования зависит от развитости самоконтроля, умения регулировать свой труд, рационально, без перегрузки времени и сил, организовывать его, работать с оптимальной интенсивностью и напряжением. Такие качества развиваются у государственных служащих тем интенсивнее, чем основательнее в систему их ценностных ориентаций вошли забота и ответственность за судьбы страны, гражданами которой они являются и к управлению жизнедеятельностью которой они имеют непосредственную причастность. Все это способствует самообеспечению реализации восходящего вектора в своем профессиональном развитии.

4. Способность содействовать реализации восходящего вектора развития профессиональной деятельности окружающих, в первую очередь коллег по совместному труду. Проявлениями этой способности могут быть:

- развитость качеств и свойств, способствующих формированию высокого уровня профессионального общения (стремление и готовность к сотрудничеству, сформированность навыков работать в коллективе, понимая задачи и интересы коллектива, свою ответственность за высокопродуктивную работу «команды»; умение объективно оценивать сильные и слабые стороны работы коллег, готовность способствовать укреплению сильных сторон, готовность поделиться опытом, идеями и т. д.);

- выбор оптимальных технологий внутриколлективного поведения (общения), способствующих созданию в «команде» атмосферы творческого напряжения, стимулирующего саморегуляцию, саморуководство коллегами развитием своей профессиональной деятельности «по восходящей»;

- способность, содействуя профессиональному развитию окружающих, не растратить собственный творческий потенциал: «...использовать различные, в том числе противоположные, точки зрения, оставаясь верным своим принципам, не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников; при несогласии с какой-либо точкой зрения или предложением сохранить нормальные доброжелательные отношения с коллегами» [10, с. 18].

Эти способности, думается, будут позитивно влиять на профессиональное совершенствование окружающих в рамках восходящего вектора развития. От этих способностей во многом зависит эффективность коллективного решения профессиональных задач. А это, в свою очередь, способствует самоутверждению человека, позитивно влияет на перестройку его реального Я, имеющейся у него системы ценностных ориентаций и отношений с окружающей действительностью.

5. Способность находить принципиально новые способы интенсификации процесса профессионального развития в рамках его восходящего вектора. Это предполагает постоянное наращивание внутренних ресурсов и их целенаправленную мобилизацию; способность «широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета» [3, с. 313]; изучение и освоение опыта и достижений своей и смежных профессий; умение выделить лучшие эталоны профессиональной деятельности и стремление находить способы превзойти их; регулярный самоанализ применяемых в процессе профессиональной деятельности приемов и технологий с целью выявления наиболее эффективных из них, сопоставления их с новыми задачами. Последнее особенно актуально в управленческой государственной службе, задачи которой (равно как формы и методы) имеют тенденцию к постоянному усложнению, отражая усложнение процессов социально-экономического развития.

Проанализированная структура акмеологических способностей свидетельствует о преобладании фактора саморазвития над внешними детерминирующими факторами, а выделенные элементы, составляющие содержание каждой из способностей, могут служить и конкретными (оценочными) показателями уровня их развитости.

Каждый элемент этих способностей при развитом стремлении субъекта действия к самосовершенствованию может достичь высокого уровня развитости, а сами способности могут стать полимодальными.

Акмеологические способности человека в профессиональной деятельности формируются и наиболее ярко проявляются при переходе специалиста к высокопродуктивным уровням деятельности.

Четкую границу между творческими и акмеологическими способностями провести трудно. Графически соотношение творческих и акмеологических способностей можно показать следующим образом:

Рис. 1. Соотношение творческих (1) и акмеологических (3) способностей

Акмеологические способности (3), формируясь на базе творческих способностей (1), далее развиваются самостоятельно и могут идти с творческими способностями по разным направлениям. Но в процессе перерастания творческих способностей в акмеологические образуются некоторые виды способностей, которые могут быть отнесены и к творческим, и к акмеологическим, составляя как бы переходный этап от одних к другим (2). К таковым с точки зрения профессиональной деятельности мы относим: способность к саморазвитию в профессиональной деятельности; способность к совершенствованию организации своей профессиональной деятельности; способность к ситуативно нестимулируемой деятельности; уверенность в себе, в своих силах, основанную на анализе и критической оценке своего жизненного опыта; способность человека как носителя социальных отношений учитывать реальные интересы общества при выборе путей развития профессиональной деятельности, совершенствования и самосовершенствования своих качеств профессионала.

Можно заключить, что акмеологические способности по природе своей являются творческими,

однако, вырастая из творческих способностей, они:

- приобретают собственные акмеологические механизмы формирования — самообразование и саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование, самоконтроль и самоорганизацию, самоопределение и саморегулирование;

- обретают только им присущие качества, обеспечивающие принципиальную незавершаемость процесса развития.

В силу этого акмеологические способности становятся важнейшим фактором развития человека, достижения им акме и дальнейшего интенсивного движения — от одной вершины к другой. В профессиональной сфере речь идет о становлении профессионального акме.

Литература_

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — М., 2002.

2. Акмеология. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева.

— СПб., 2000.

3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М., 2002.

4. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности// Проблема способностей. / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — М., 1962.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

6. Бехтерев В. М. Объективная психология: В 3 т. — СПб., 1907—1910.

7. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.

8. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. — М., 2002.

9. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология // Синергетика, философия, культура. — М., 2001. — С. 213—220.

10. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М., 2001.

11. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.

— М., 1993.

12. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и динамика способностей / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1991.

13. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. — М., 1993.

14. КузьминаН. В. Предмет акмеологии. — СПб., 1995.

15. Маркова А. К. Акме в профессиональном развитии человека // Акмеология. — М., 2002.

— С. 304—317

16. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

17. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций.

— М., 2000.

18. Холодная М. А. Психология интеллекта. 2-е изд. — СПб., 2000.

19. Яблокова Е. А. Акме как феномен развития группы, общности // Акмеология. 2002. № 1. С. 6—10. ©Зубова О. Н., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.