Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студенчества Свердловской области: теоретические подходы, проблемы, динамика'

Профессиональное самоопределение студенчества Свердловской области: теоретические подходы, проблемы, динамика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / рынок труда / профессиональные планы / студенты вузов / professional self-determination / labor market / professional plans / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я В. Дидковская

В статье рассматриваются тенденции профессионального самоопределения молодежи на основе мониторингового исследования студентов вузов Свердловской области с 1995 по 2016 годы. Проведен теоретико-методологический анализ сложившихся подходов к феномену профессионального самоопределения, изучена динамика мотивации профессионального выбора студентов, их профессиональные планы и оценка возможностей на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Я В. Дидковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN SVERDLOVSK REGION: THEORETICAL APPROACHES, PROBLEMS AND DYNAMICS

The article deals with the tendencies of professional self-determination of the youth based on the monitoring research of the university students in Sverdlovsk region from 1995 to 2016. The theoretical and methodological approaches to the phenomenon of professional self-determination are analyzed. The dynamics of motivation for professional choice of students and their professional plans and the assessment of opportunities in the labor market were under study.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студенчества Свердловской области: теоретические подходы, проблемы, динамика»

YAK 60.561.23+60.543.172 ББК 316.334.22- 057.875

Я.В. ДИДКОВСКАЯ

Y.V. DIDKOVSKAYA

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ, ДИНАМИКА

STUDENTS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN SVERDLOVSK REGION: THEORETICAL APPROACHES, PROBLEMS AND DYNAMICS

В статье рассматриваются тенденции профессионального самоопределения молодежи на основе мониторингового исследования студентов вузов Свердловской области с 1995 по 2016 годы. Проведен теоретико-методологический анализ сложившихся подходов к феномену профессионального самоопределения, изучена динамика мотивации профессионального выбора студентов, их профессиональные планы и оценка возможностей на рынке труда.

The article deals with the tendencies of professional self-determination of the youth based on the monitoring research of the university students in Sverdlovsk region from 1995 to 2016. The theoretical and methodological approaches to the phenomenon of professional self-determination are analyzed. The dynamics of motivation for professional choice of students and their professional plans and the assessment of opportunities in the labor market were under study.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, рынок труда, профессиональные планы, студенты вузов.

Key words: professional self-determination, labor market, professional plans, university students.

Введение

В актуальных процессах общественных трансформаций значимую роль играют профессионалы и студенческая молодежь, которые являются важнейшим социальным ресурсом современных обществ. Но сегодня необходимо не только понимать, что молодежь является социальным ресурсом, но и знать, какими ресурсами обладает сама молодежь и какими стремится обладать, чтобы конвертировать их в социальный и культурный капитал. В качестве такого капитала выступают образование, квалификация и профессия. Поэтому важнейшими вопросами для современной молодежи являются выбор сферы занятости, учебного заведения, будущей профессии, т.е. круг проблем, обозначаемых как ее профессиональное самоопределение.

В связи с этим в данной статье решаются следующие задачи выявить сложившиеся теоретические подходы к изучению феномена профессионального самоопределения и на базе их критического анализа сформулировать свое концептуальное видение проблемы; представить эмпирический анализ динамики профессионального самоопределения наиболее перспективной части молодежи - студенчества.

Статья базируется на результатах семи этапов социологического мониторинга студентов третьих курсов вузов Свердловской области, проведенных авторским коллективом под руководством Ю.Р. Вишневского с участием автора статьи в период с 1995 по 2016 гг. (N1995 = 851, N1999 = 994, N2003 = 954, N2007 = 1210, N2009 = 1496, N2012 = 1802, N2016 =1827). На всех этапах мониторинга использована многоступенчатая представительная целевая выборка с элементами случайной гнездовой. Опрос третьекурсников проведен по сходному инструментарию, что позволяет делать сравнения между этапами мониторинга и выявлять динамические тенденции в профессиональном самоопределении студентов вузов Свердловской области.

Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения

В рамках отечественной социологии еще в 1960-1970-е гг. сформировался определенный целостный подход к исследованию профессионального самоопределения как процесса вхождения молодого поколения в социальные и профессиональные структуры общества, который регулируется различными социализирующими институтами. Преимущественное значение в этом процессе, как правило, придается институту образования. Наиболее последовательно данный подход (назовем его «структурно-ориентированным») воплощен в концепции «пирамид профессий» В.Н. Шубкина [5, 6].

Анализ современных социологических работ, посвященных проблеме профессионального самоопределения, показывает: российская социологическая мысль продолжает реализовывать структурно-ориентированный подход к профессиональному самоопределению. Так, В.П. Букин характеризует социально-профессиональное самоопределение как поэтапный процесс включения молодежи во все сферы общественной жизни, достижение относительно равновесного состояния в социальной стратификационной структуре общества [1]. В.В. Выборнова и Е.А. Дунаева подчеркивают, что выбор профессии является условием жизненного самоопределения личности и ее успешной интеграции в общество [2].

Характерной чертой структурно-ориентированного подхода к профессиональному самоопределению является ориентированность на изучение макроуровня процесса профессионального самоопределения, его институционально-структурных факторов, что и фиксируется понятием «интеграция в структуры». При этом внутренние, микроуровневые факторы процесса остаются в тени.

С 1990-х гг. развивается подход, ориентированный на интерпретацию профессионального самоопределения в аспекте акцентирования смысла на компонент «само». Данный подход (мы назвали его «личностно-ориентированным») пытается проследить сложную взаимосопряженность профессионального самоопределения с процессами, связанными с проявлением активности субъекта в социальном и жизненном мире, - самоактуализацией, саморазвитием, самореализацией.

Характерной чертой личностно ориентированного подхода является трактовка профессионального самоопределения в контексте процесса социализации либо адаптации. В частности, А.В. Меренков рассматривает профессиональное самоопределение в рамках процесса развития личности, а именно возрастания степени ее самостоятельности [4]. Другая особенность личностно-ориентированного подхода - это акцентирование внимания на активности субъекта в процессе социализации и выход на самоопределенческие проблемы в связи с усиливающейся неопределенностью современных обществ. И.А. Левицкая определяет профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования субъектом личностно-значимой системы основополагающих отношений к профессиональной деятельности [3].

Таким образом, если структурно-ориентированный подход преимущественно исследует роль социальной и профессиональной структур либо социализирующих институтов в процессе выбора профессии социальными группами, то основной исследовательский фокус личностно-ориентированного подхода сосредоточен на элементах микроуровня, образующих систему детерминации ее поведения (мотивы, ценностные ориентации, направленности, интересы, потребности, предрасположенности и способности). Однако методологическая проблема разрыва между макро- и микроэлементами системы, регулирующей ход процесса профессионального самоопределения, в обоих подходах остается нерешенной.

Для определения содержания феномена профессионального самоопределения в современном динамичном обществе, на наш взгляд, необходим ин-тегративный подход, учитывающий сложное взаимодействие макро- и микрокомпонентов данного процесса.

Мы полагаем, что профессиональное самоопределение представляет собой процесс, логика которого раскрывается в движении от индивида к обществу, или от внутренних компонентов (микроуровень) к внешним условиям (макроуровень).

К внутренним элементам процесса профессионального самоопределения мы относим, во-первых, имеющиеся у индивидов ресурсы или капиталы (прежде всего его личные способности, предрасположенности и природные склонности, культурный капитал семьи), во-вторых, направленности и ценностные ориентации индивида. Исходным, запускающим процесс внутренним элементом в профессиональном самоопределении является потребность индивидов в поиске и выборе своей профессиональной идентичности в процессе профессионального саморазвития. К внешним компонентам процесса профессионального самоопределения мы относим тенденции изменения в социально-профессиональной структуре общества, регулятивную деятельность институтов образования и занятости, предоставляющих индивидам определенную структуру учебных и рабочих мест, создавая определенные возможности реализации профессиональных намерений.

Внутренние диспозиции индивидов вступают в противоречивое взаимодействие с внешними условиями в процессе самоопределения. Индивид соизмеряет свои внутренние резервы и интенции с внешними условиями, оценивая возможности реализации своего выбора, в результате происходит планирование, постановка целей и определение способов их достижения. Таким образом, процесс профессионального самоопределения приобретает циклический (замкнутый в системе взаимодействия «общество - индивид») характер.

Такое понимание профессионального самоопределения предопределило логику эмпирического анализа данного феномена на примере студентов Свердловской области: движение от внутренних компонентов процесса (мотивов профессионального выбора студентов) через оценку внешних компонентов (своих возможностей на рынке труда) к стратегиям и планам как результату разрешения противоречия между внутренними намерениями, интенциями и внешними условиями самоопределения.

Мотивация профессионального выбора

Мы разделили все отмеченные респондентами мотивы на несколько групп. К первой группе отнесены прагматические мотивы, связанные с восприятием профессии в качестве средства получения дохода или реализации карьерного успеха, который в общественном сознании также сопряжен с ростом уровня оплаты труда. Во второй группе объединены мотивы самореализации, в том числе возможность творчества, реализации личностного потенциала и т.д. Затем мы выделили группу статусных мотивов - престижность профессии, желание достичь признания, власти. Отдельную группу представляют мотивы безопасности или стабильности. К последней группе мотивов отнесены альтруистические мотивы - возможность работать в хорошем коллективе, приносить пользу людям, обществу.

В целом мониторинговые исследования студентов вузов Свердловской области отражают тенденцию прагматизации мотивов профессионального выбора: с 1995 по 1999 гг. мониторинг зафиксировал существенный рост мотива высоких заработков в выборе будущей профессии (с 61% до 77%), в последующие периоды этот мотив остается доминирующим в иерархии мотивов (табл. 1).

Тенденция прагматизации в восприятии профессии, на наш взгляд, еще более усугубляется в 2016 г.: сохраняется существенный разрыв в доле студентов, ориентирующихся при выборе работы на ее доходность, при этом еще более возрастает по сравнению с предшествующими периодами значение карьерного успеха. Содержательные, внутренние мотивы выбора продолжают терять свою значимость: соответствие профессии способностям и умениям, связь с новейшими технологиями, отсутствие регламентации труда и т.д. Наиболее низкие значения в контексте предшествующих этапов получили мотивы творческого труда, желания работать в хорошем коллективе.

Таблица 1

Динамика мотивов профессионального выбора студентов (%)

Мотивы Этапы мониторинга

Что для Вас наиболее значимо в будущей профессии? 1995 1999 2003 2007 2009 2012 2016

Возможность получать большие заработки, высокие доходы 52 77 80 65 58 56 59

Творческий, интересный характер работы 62 56 60 51 49 30 24

Возможность карьеры, достижения высокого уровня профессионализма 36 47 48 41 36 28 51

Соответствие профессии моим способностям, знаниям, умениям 48 46 38 40 36 18 13

Возможность достичь признания, уважения - 34 36 30 33 - 26

Возможность работать в хорошем, дружном коллективе 55 51 53 38 33 29 22

Возможность полнее реализовать свой потенциал 34 32 35 31 30 30 28

Возможность принести пользу людям 36 32 22 25 28 20 29

Высокий престиж профессии - 16 18 17 20 - 17

Возможность занять высокий пост, иметь власть над другими людьми - 17 15 14 17 - 24

Самостоятельность, независимость, отсутствие мелочной опеки, регламентации 29 36 30 19 16 20 15

Связь с современной техникой, новейшими технологиями - 20 15 15 14 - 5

Таким образом, анализ динамики мотивации профессионального выбора студентов показывает, что утрачивается влияние внутренних, собственно самоопределенческих моментов в выборе профессии и, напротив, усиливается воздействие внешних социальных условий выбора, отражающих макроконтекст ситуации профессионального самоопределения - востребованность профессии на рынке труда, возможность сделать карьеру благодаря профессии, доходность и статус профессий.

Оценка ситуации и возможностей на рынке труда

Следующий аспект проблемы профессионального самоопределения студентов, поднимаемый в рамках мониторинга, - их подготовленность к выходу на рынок труда, оценка своих возможностей и способов поиска работы.

Прежде всего, подготовленность к выходу на рынок труда отражается в представлениях студентов о тех проблемах, с которыми им предстоит столкнуться в скором времени.

Наибольшее беспокойство у молодежи (как и в прежние годы исследования) вызывает отсутствие опыта работы по профессии: 75% считают эту проблему важной. При этом довольно существенная часть студентов опасается низкой оплаты труда (47%), несоответствия уровня профессиональной подготовки требованиям работодателя (37%), отсутствия вакансий по полученной специальности (43%).

Субъективная оценка молодыми людьми ситуации показывает противоречивый статус студенческой молодежи (выпускников вузов) на рынке труда. С одной стороны, имея высокий уровень профессионального образо-

вания в качестве ресурса, студенты, как правило, претендуют на высокооплачиваемые профессиональный позиции. С другой стороны, работодатель предпочитает работников, имеющих определенный профессиональный опыт, и в этом плане поствузовская молодежь, не опираясь на какие-либо программы поддержки, оказывается весьма уязвимой социально-профессиональной группой. Один из выходов в такой ситуации - совмещение работы и учебы в вузе. При этом работа рассматривается именно как накопление ресурса -какого-либо опыта работы, который может потом быть конвертированным в социальный капитал и использоваться для повышения своих социально-профессиональных и социально-экономических позиций на рынке труда. Согласно полученным результатам, в 2016 году почти половина опрошенных студентов уже имеют определенный опыт занятости: 14% работают на постоянной основе и еще 28% имеют нерегулярную работу.

Среди работающих студентов менее 20% применяют полученные в университете навыки и знания, т.е. их актуальная занятость связана с получаемой профессией. Еще 25% указали на частичную связь своей работы с получаемой профессией. У основной части (56%) работающих студентов их занятость вообще никак не связана с будущей профессией. Соответственно, студенческую занятость можно рассматривать только лишь как получение практики поиска работы на реальном рынке труда, как приобретение определенного социального опыта какой-либо занятости, но не как приобщение к профессии, которое ведет к усилению конкурентных позиций среди профессионалов на рынке труда.

С 2010 года реализации мониторинга мы изучали наиболее эффективные способы трудоустройства в оценке студентов (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее результативные способы трудоустройства по мнению студентов (%)

Способы трудоустройства Этапы мониторинга

2010 2012 2016

Молодежные биржи труда, ярмарки вакансий, дни карьеры 9 19 24

Распределение выпускников 13 30 37

Помощь родителей, знакомых, друзей 16 33 42

Обращение в службу занятости 3 6 11

Продолжение работы там, где проходил(а) практику или работал(а) во время обучения 30 33 53

Рассылка резюме по организациям 12 23 27

Самостоятельный поиск вакансий и размещение резюме в Интернете 12 24 35

Обращение в кадровое агентство 3 9 8

Целевая подготовка по заказу предприятия - - 31

Обращение в кадровые службы предприятий - - 17

Наиболее всего студенты ориентируются на продолжение работы там, где они работают во время обучения (более 50%). В предшествующие этапы мониторинга этот способ трудоустройства отмечало меньше студентов (33% в 2012 г.). Связано это с усиливающейся тенденцией депрофессионализации института профессионального образования, когда молодежь воспринимает университетское образование не как способ получения профессии, а как ресурс успешного трудоустройства и карьеры, но не обязательно в рамках получаемой профессиональной подготовки. Поэтому даже временная занятость не по специальности может выступать в качестве основы для трудоустройства и карьерного старта.

Существенная часть студентов ориентируются в поиске работы на использование родственных связей (43%), причем по мере развития экономического кризиса в 2016 г. (по сравнению с предшествующими этапами мониторинга) эта ориентация усиливается.

Также, на наш взгляд, с влиянием кризиса и нестабильности связан рост ориентации на «прежние советские» способы трудоустройства - распределение и целевую подготовку по заказам предприятия. Тем не менее набирают силу и сравнительно новые и самостоятельные способы поиска работы - рассылка резюме в организации (с 12% в 2010 г. до 27% в 2016 г.) и поиск вакансий и размещение резюме на интернет-сайтах (с 12% в 2010 г. до 35% в 2016 г.).

Как и в предыдущие годы, молодежь практически не ориентируется на использование организационных форм поиска работы и трудоустройства с помощью кадровых агентств или служб занятости. Кадровые агентства практически не работают с выпускниками, не имеющими солидного профессионального опыта, у государственных служб занятости сложился негативный имидж среди молодежи как неэффективных, формально функционирующих организаций, не предоставляющих приемлемых вариантов с точки зрения достойной оплаты труда.

Профессиональные планы студенчества

Поскольку утрачивается влияние внутренних, самоопределенческих моментов в выборе профессии, то утрачивается и связь жизненной траектории с выбранной сферой профессиональной деятельности, что отражается в динамике профессиональных планов молодежи (табл. 3).

В целом в 2016 году тенденции предшествующих лет сохраняются. Прежде всего это снижение доли студентов, планирующих работать по полученной специальности (в соответствии с направлением профессиональной подготовки). В 2016 году доля студентов, планирующих работать по специальности, по сравнению с предшествующими этапами мониторинга снизилась до 34% (в 1995 году - 66% респондентов, а в последующие годы показатель колебался на уровне 42-48%).

Очередное снижение числа студентов-третьекурсников работать по полученной профессии в период с 2012 по 2016 гг. связано не с переходом от системы распределения к рыночной регуляции трудоустройства, как в 1990-е годы, а со структурной перестройкой профессионального образования, точнее с переходом к уровневой системе подготовки «бакалавр - магистр».

Таблица 3

Профессиональные планы студентов Свердловской области (%)

Профессиональные планы Этапы мониторинга

1995 1999 2003 2007 2009 2012 2016

Работать по специальности 66 46 48 42 44 43 34

Открыть свое дело 24 17 29 19 16 14 13

Неопределенные планы 11 11 18 15 14 - 8

Второе высшее образование, (магистратура - для 2016 г.) 11 13 23 11 10 9 21

Работать не по специальности 13 12 12 10 10 6 6

Уехать учиться или работать за границу 16 9 15 7 7 9 6

Посвятить себя дому, семье 14 3 8 3 4 3 1

Заниматься наукой 5 2 5 3 3 1 0,9

Другое 9 4 1 1 - 4 3

Интересно, что доля студентов, планирующих продолжить образование, в 2016 году выросла и достигла уровня 2003 г. (21%). Однако, если для 2003 г. продолжение образования обычно подразумевало получение второго высшего образования, то для 2016 года это и обучение в магистратуре. То есть повышение числа студентов, выразивших намерение продолжить свое образование, связано не с ростом ориентации на получение дополнительного образования или со сменой направления карьерной траектории посредством второго образования, а опять-таки с переходом на уровневую профессиональную подготовку.

Среди ресурсов, которые молодежь может задействовать, чтобы реализовать свои профессиональные планы, первое место по значимости занимает полученное профессиональное образование (табл. 4). Достаточно значимым для достижения целей оказывается и социальный капитал, связи (родственные связи и собственные знакомства), на этот ресурс надеются соответственно 22% и 30% студентов.

Таблица 4

Способы реализации профессиональных планов (%)

Способы реализации % от ответивших

Полученное образование (знания, навыки по профессии) 65

Моральная поддержка, связи родителей, родственников 22

Мои связи, знакомства, умение налаживать контакты 30

Материальная поддержка родителей, родственников 10

Мои способности, личностные качества (характер, трудолюбие, обучаемость) 54

Система гарантий, льгот для молодёжи 4

Крепкое здоровье, внешние данные 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диплом, репутация вуза 19

Мой общий и научный кругозор, готовность к самообразованию 20

Дополнительные виды обучения (бизнес-школы, курсы, семинары, образовательные программы т.п.) 10

Программы академической мобильности студентов (стажировки, «двойные дипломы», участие в международных проектах, грантах) 2

Прохождение практики на предприятии, в организации 18

Работа в инновационных предприятиях при вузе 2

Моя научная деятельность 3

В ответах студентов прослеживается позитивная тенденция: помимо образования и связей в будущем трудоустройстве студенты полагаются во многом на собственные силы и инициативу. Свои способности, личностные качества (характер, трудолюбие, обучаемость) отметили более половины опрошенных (54%), общий и научный кругозор и готовность к самообразованию - более 20%. К сожалению, при реализации своих профессиональных планов студенты практически не опираются на какие-либо институциональные формы поддержки, в том числе в рамках университетов. Так, на систему льгот для молодежи надеются чуть более 3% респондентов, на программы академической мобильности студентов (стажировки, «двойные дипломы», участие в международных проектах, грантах) - около 2%, на работу в инновационных предприятиях при вузе - только 1,5%. Видимо, эти программы и формы поддержки молодежи пока недостаточно внедрены, а об имеющихся программах студенты мало информированы.

Заключение

Таким образом, результаты мониторингового опроса студентов вузов Свердловской области позволяют заключить, что в профессиональном самоопределении многие тенденции предшествующих лет сохраняются либо даже усиливаются. Среди мотивов выбора профессии доминируют прагматичные мотивы дохода и карьерного успеха. Содержательные, внутренние мотивы продолжают терять свою значимость. Продолжает утрачиваться связь жизненной траектории с выбранной сферой профессиональной подготовки - снижается число студентов, намеренных работать по специальности, а профессиональное образование выступает как ресурс успешного трудоустройства, не обязательно по полученной специальности.

Испытывая опасения перед сложностями трудоустройства, основное из которых - отсутствие опыта работы, студенты практикуют совмещение учебы и работы, при этом их занятость, как правило, носит временный характер и не связана с получаемой профессией. В связи с этим студенческая занятость не дает возможности молодежи конкурировать с профессионалами старших возрастных групп, имеющими опыт работы в рамках специальности, а значит, студенческая и поствузовская молодежь остается достаточно уязвимой социальной группой на рынке труда.

На микроуровне эти тенденции аккумулируются и выражаются в распространении практик гибких профессиональных стратегий, в том числе стратегий профессионального самоопределения. «Гибкие» профессиональные стратегии подразумевают переоценку индивидами своих образовательных и профессиональных ресурсов, постоянно меняющихся возможностей на трудоустройство и карьерное продвижение и, как результат, смену направления своей профессиональной траектории. В современных условиях неравновесности общества гибкие стратегии являются адекватной и оптимальной адаптацией молодежи к перманентно меняющимся условиям ее профессионального самоопределения. Сегодня распространение практики гибких стратегий - объективная реальность, которую следует учитывать прежде всего в практике профориентационной работы с молодежью, при формировании социальной политики в сфере профессионального образования и занятости молодежи.

Литература

1. Букин, В.П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной принадлежности [Текст] / В.П. Букин // СОЦИС. -2010. - С. 93-100.

2. Выборнова, В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи [Текст] / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // СОЦИС. - 2006. -№ 4. - С. 99-105.

3. Левицкая, И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс [Текст] / И.А. Левицкая // Вестник Кемеров. гос. ун-та. - 2014. -№ 2 (58). - Т. 2. - С. 136-140.

4. Меренков, А.В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения [Текст] / А.В. Меренков. - Екатеринбург : Сократ, 2006. - 184 с.

5. Шубкин, В.Н. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность [Текст] / В.Н. Шубкин. - М. : Наука, 1984. - 213 с.

6. Шубкин, В.Н. Оценка профессии: общее и специфическое [Текст] / В.Н. Шубкин, Т.А. Бабушкина // Выбор профессии: мотивы и их реализация. -М. : Знание. - 1986. - С. 27-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.