YAK 60.54
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND PROFESSIONAL CAREER: THE INTERRELATION IN THE CHANGING RUSSIAN SOCIETY
В статье рассматривается изменение характера взаимосвязи процессов профессиональной карьеры и профессионального самоопределения как следствие российских трансформаций периода 1990-2000-х гг. Анализ взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры опирается на синергетический подход, исследующий сложную нелинейную динамику общества. Происходящие изменения интерпретируются как переход от простой линейной связи к сложной нелинейной зависимости между процессами профессионального самоопределения и профессиональной карьеры. Выводы автора иллюстрируются результатами социологического мониторинга студентов вузов Свердловской области.
The article deals with a change of the interrelation between professional career and professional self-identification as a consequence of the Russian transformations within the period of 1990-2000. To achieve this goal the author applies a synergistic approach, which investigates a complex nonlinear dynamics. The occurring changes are interpreted as a transition from simple linear communication to complex nonlinear dependence between professional self-determination and professional career processes. The author's conclusions are illustrated by sociological monitoring results of university students in Sverdlovsk area.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, синергетический подход.
Key words: professional self-identification, professional career, synergetic approach.
Российские трансформации 1990-2000-х гг. обусловили существенное изменение ситуации в обществе, связанной с профессиональным становлением и развитием индивидов. Социологические исследования фиксируют в российской практике такие явления, как «отложенное профессиональное самоопределение», «феномен работающего студента», «распад социально-профессионального статуса» и другие. Эти явления пока не получили комплексного теоретического осмысления. На наш взгляд, их появление связано с изменившимся характером взаимосвязи между социальными процессами профессиональной карьеры и профессионального самоопределения. Поэтому цель настоящей статьи - показать сущность происходящих изменений во взаимосвязи данных процессов в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели, прежде всего, необходимо проанализировать методологию изучения процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в отечественной и зарубежной социологии. Термин «профессиональное самоопределение» и попытки его социологической интерпретации появляются в 1960-70-е гг. в работах отечественных социологов (М. Титмы, В. Водзинской, М. Руткевича, Б. Шубки-на, В. Вишняка и др.). Профессиональное самоопределение рассматривалось как процесс интеграции индивидов в социально-профессиональную структуру, субъектом которого выступают социальные группы, прежде всего молодёжь; особое внимание уделялось детерминации данного процесса со сторо-
ББК 316.334.22-057.875
Я.В. ДИДКОВСКАЯ
Y.V. DIDKOVSKAYA
ны социальных институтов, прежде всего семьи и образования. До сих пор такой структурно-ориентированный подход остаётся доминирующим в социологической теории. Следствием структурно-ориентированного подхода явилось рассмотрение в качестве основного субъекта профессионального самоопределения молодёжи, т. е. отнесение проблем профессионального самоопределения сугубо к молодёжному возрасту (первоначально исследовательская практика касалась, в основном, выпускников школ).
Для современной социологии более характерна интерпретация самоопределения как механизма, обеспечивающего процесс социализации в условиях неопределённости, либо как стадии, фазы социализации (обычно связываемой с вторичной социализацией или этапом социализации в юношеском возрасте). Так, согласно ряду авторов, современное состояние общества, характеризуемое как состояние неопределённости, актуализирует самоопре-деленческие процессы, демонстрируя их широту, и выводит процесс самоопределения на первый план в рамках всего процесса социализации личности (Ю. Зубок, В. Чупров, З. Бауман, П. Штомпка).
Ещё одна особенность сложившихся подходов к изучению проблем профессионального самоопределения - рассмотрение процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры как двух различных стадий процесса профессионализации личности. Профессионализация личности как процесс приобретения личностью профессии, включения человека в профессиональную среду, вхождение в профессиональную группу невозможна без её профессионального самоопределения. Соответственно профессиональное самоопределение рассматривается как необходимый начальный этап профессионализации, а профессиональная карьера отделяется от профессионального самоопределения стадией профессионального образования и рассматривается как более поздний этап, связанный с переходом индивидов от профессиональной подготовки к труду, сопрягается с началом профессиональной деятельности. Логичным следствием такого положения явилось автоматическое признание детерминации профессиональной карьеры профессиональным самоопределением: выбор профессии определяет направление и успешность последующей профессиональной карьеры.
Таким образом, проблематика профессиональной карьеры рассматривалась отдельно от вопросов профессионального самоопределения, а в отечественной социологии советского периода вообще практически не рассматривалась по идеологическим причинам. Российские социологи обратили внимание на проблемы построения карьеры, факторов её успешности, только начиная с 1990-х гг., и опирались они, в основном, на методологию изучения профессиональных карьер, предлагаемую западными исследователями (в рамках теории организаций).
Анализ существующих зарубежных социологических подходов и теорий профессиональной карьеры показал, что социологический анализ карьеры развивался в двух направлениях: во-первых, когда исходным пунктом анализа феномена карьеры выступают структуры и социальные институты, во-вторых, когда обратная логика исследования предполагает исходить от индивидов как самостоятельных субъектов действий. Первое направление, назовём его структурным подходом, представлено широким спектром социологических теорий в рамках неоклассической и постклассической парадигм. В русле второго направления в социологической теории предприняты попытки анализа карьеры со стороны индивидов в рамках неклассической парадигмы, где в фокусе внимания теоретиков находятся субъективные реакции индивидов на свой карьерный путь.
До настоящего времени более распространённым в социологической теории является акцент на анализ карьеры со стороны структур, и соответственно наиболее разработанными являются теории карьеры на основе структурно-функционального либо стратификационного подходов. Суть
стратификационного подхода к анализу профессиональной карьеры состоит в том, что она рассматривается как перемещения индивидов в системе стратификации по ступеням должностной, профессиональной и иной иерархии.
Современное развитие структурно-ориентированных подходов к карьере представляет теория сети контактов М. Грановеттера, разрабатываемая им с позиций сетевого подхода в рамках экономической социологии. В основе его концепции лежит идея о «силе слабых связей», т. е. о ценности информации, получаемой не от значимых лиц (друзей, родственников, семьи), а от знакомых [1]. «Слабые связи» выступают источником социального капитала для наиболее успешных руководителей и лидеров, рассматриваются в качестве значимого фактора карьеры. По мере перехода с одной работы на другую происходит расширение социально-профессиональных связей индивида или сети контактов (contactnetwoгk), рассматриваемых как результат его индивидуальной мобильности [2, с. 369].
Основополагающим моментом структурных теорий карьеры является интенциональность движения индивида по ступеням должностной и иной иерархии к успеху, причём предполагается существование объективных (заданных извне по отношению к индивиду) критериев этого успеха, доступных социологическому измерению, часто в количественной форме. Другой важный момент структурных теорий карьеры - это внимание к исследованию факторов успешности карьерного процесса, объективных (тенденции рынка труда, экономическое развитие, положение в социальной структуре и др.) и субъективных (способности, амбиции индивидов, доступ к информации). Отсюда становится очевидным, что в фокусе исследования находятся лишь вертикальные карьеры, а сама карьера мыслится как именно восходящее движение в социальных и профессиональных структурах. Все, что выходит за рамки восходящих перемещений, соответственно не включается в понятие карьеры как таковое и выпадает из поля исследования.
Сегодня начинает формироваться интегративный подход к анализу карьеры как попытка преодолеть ограничения структурно-ориентированных подходов (К. Чудзиковски, В. Майрхофер, А. Мейер, М. Иелатчич, Т. Заславская, Л. Рывкина, Д. Константиновский). Концептуальную основу данного подхода составляют идеи теории структурации Э. Гидденса, социального пространства П.Бурдье, некоторые положения теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц). Суть формирующегося интегративного подхода состоит в анализе карьеры как инструмента воспроизводства и изменения структуры общества. Однако данный подход к карьерной проблематике ещё не получил широкого распространения в социологической науке.
Таким образом, в социологической литературе профессиональное самоопределение и профессиональная карьера преимущественно рассматриваются раздельно как последовательные стадии профессионализации личности: от профессионального выбора в молодёжном возрасте через профессиональную подготовку к построению профессиональной карьеры. Отсюда взаимосвязь между процессами профессионального самоопределения и профессиональной карьеры мыслится как линейная зависимость, когда выбор профессии определяет последующую профессиональную карьеру, её форму, направление и успешность.
Рассмотренные методологические подходы, выработанные социологией к настоящему времени, ориентированы и работают на изучение «линейной взаимосвязи» профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, характерной для общества модерна и, в частности, для советского периода российского общества (общества второй половины ХХ века). Для того чтобы рассмотреть процесс изменения характера взаимосвязи профессиональной карьеры и профессионального самоопределения, необходима новая методология изучения процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры.
На наш взгляд, одним из методологических подходов, позволяющих вскрыть и комплексно осмыслить современный характер взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, является синергетический подход, нацеленный на исследование нелинейной динамики общества.
Ключевое понятие и один из основных принципов синергетики - нелинейность, понимаемое как свойство системы, делающее процесс самоорганизации менее предсказуемым путём создания спектра возможных аттракторов (траекторий движения системы, точки, объекта). Свойство нелинейности приобретается в точке бифуркации (состоянии неустойчивости, неопределённости).
С позиций синергетического подхода современное общество представляет собой неравновесную среду (состояние неопределённости, прохождение зоны бифуркации), в которой индивиды (объекты), испытывая влияние среды, выбирают и следуют своим траекториям. В соответствии с принципом синергетики - система элементна, а элемент системен - на траекториях движения самих индивидов мы можем рассматривать точки бифуркации, когда необходимо осуществить выбор дальнейшей траектории из спектра аттракторов (ситуация самоопределения). Здесь мы видим ситуацию двойной неопределённости - внешней и внутренней (среды и объекта, движущегося в этой среде).
Ситуация двойной неопределённости чревата флуктуацией - отклонением системы от средних значений, т. е. от нормы, обычая, типичного образца, обуславливает появление нового (инновационных форм поведения), но в рамках старого. Это является причиной хаотизации в ситуации неопределённости, наличия противоречий между старыми структурами, обусловленными логикой прежних траекторий, и новыми диссипативными, т. е. возникающими в процессе самоорганизации, структурами. Новое разрастается, вовлекая в себя все новые элементы, таким образом, идёт процесс структурации, образования структур в результате движения объектов в неравновесной среде (или действий индивидов).
Методология синергетического подхода показывает, что причиной флуктуации как появления новых форм поведения, новых стратегий индивидов является ситуация неопределённости общества, наличия противоречий между старыми структурами и новыми структурациями. Эта методология показывает, что действия индивидов в ситуации неопределённости могут структурировать ситуацию, придавать ей черты определённости, т. е. обретая устойчивую траекторию на определённый период времени (до следующего вхождения в зону бифуркации) - самоопределяясь, субъекты упорядочивают среду, создают структуры в неравновесном обществе.
Таким образом, свойство нелинейности включает в себя следующее:
1) вероятностная возможность самоорганизации системы в любой точке траектории её движения как перехода от хаоса к порядку;
2) возможность реверсивных движений системы, хаотизации, потери устойчивой траектории;
3) наличие противоречий между старыми и новыми (диссипативными) образующимися структурами (как источника переходов системы от порядка к хаосу и наоборот(упорядочения и хаотизации);
4) наличие спектра траекторий-аттракторов развития системы;
5) гибкость и чувствительность траекторий развития системы к малым (случайным) факторам, эмерджентность процесса, возможность неожиданных резких изменений траекторий;
6) сложный ритм колебаний, который влечёт за собой невозможность выделения последовательных стадий, этапов процесса;
7) непредсказуемость результатов изменений (последствий выбора траектории).
Рассматривая в рамках синергетической методологии профессиональную карьеру как траекторию движения индивидов между профессионально-значимыми событиями, а профессиональное самоопределение как возможное профессионально-значимое событие на карьерной траектории индивида, полагаем, что в трансформирующемся обществе между ними возникает сложная нелинейная взаимосвязь. Феномены, относящиеся к профессиональному становлению и развитию индивидов, зафиксированные эмпирическими социологическими исследованиями в течение последнего двадцатилетия, могут быть объяснены как «феномены нелинейности», вызванные новым характером взаимодействий профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в меняющемся обществе. При анализе конкретных характеристик нелинейной взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры мы опираемся на данные вторичных эмпирических социологических исследований, а также на результаты мониторинга студентов вузов Свердловской области, проводимого при участии автора с 1995 г. (анкетный опрос студентов третьекурсников проводится по целевой квотной выборке, объем выборки более 1500 респондентов).
Линейная связь между данными процессами, основанная на определённой хронологической последовательности этапов, когда направление и сфера реализации профессиональной карьеры зависела от первичного профессионального самоопределения, более не характерна для современной ситуации. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера начинают выступать как инварианты причины и следствия: профессиональное самоопределение, состоявшееся на ранних этапах профессионального становления индивида, может определять соответствующий спектр карьерных траекторий, но и события на траектории профессиональной карьеры, их сочетание и значение, которое индивид придаёт им, могут обуславливать выбор профессиональной идентичности.
Возникает неразделённость процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры на какие-либо этапы или стадии. Этап профессиональной подготовки, который ранее обеспечивал связь между этапом профессионального самоопределения и этапом карьеры, практически «растворяется» в обоих процессах. Распространение феномена работающего студента с началом 1990-х гг. наглядно демонстрирует отсутствие этап-ности. Профессиональная карьера начинает развиваться ещё до получения профессиональной подготовки и чаще вне связи с выбираемой профессией. В.И. Герчиков уже в середине 1990-х гг. отмечал тенденцию разрыва связи между работой студентов и их профессиональной подготовкой в вузе. По данным нашего мониторинга, около половины студентов вузов Свердловской области работают (46%). Среди работающих студентов связь работы с профессиональной подготовкой в вузе варьирует от очень высокой у студентов медицинских вузов (более 90%) до очень низкой у студентов технических и педагогических специальностей (менее 10%).
Профессиональное самоопределение как выбор и обретение индивидом своей профессиональной идентичности не только более не предшествует профессиональной карьере, но и его появление на карьерной траектории носит вероятностный характер - оно может появиться в любой точке траектории, а может вообще не состояться или носить формальный характер выбора определённой занятости. Распространение практики трудоустройства и построения карьеры вне связи с выбранной профессией, а также рост внешней (к содержанию профессии) мотивации при выборе будущей профессии показывает распространённость среди молодёжи траекторий без профессионального самоопределения как такового. Так, в ходе мониторинга мы выявили тенденцию снижения числа студентов, планирующих после окончания вуза работать по своей специальности с 66% в 1995 г. до 40% в 2010 г.
На траектории карьеры возможны как процессы самоорганизации, т. е. обретение устойчивой траектории через процесс профессионального само-
определения в любой её точке, так и обратные процессы - хаотизации, потери устойчивости вследствие как внешних по отношению к индивиду причин (колебания рынка труда, экономические кризисы и др.), так и внутренних (разочарование в выбранной ранее профессии, занятии). Соответственно траектория профессиональной карьеры может приобретать разные направления. Сегодня карьера не обязательно ведёт к последовательному поступательному росту, восходящим перемещениям, а может сопрягаться с потерей профессиональной идентичности, с перебором случайных занятий. Об этом свидетельствуют данные о существенной депрофессионализации сло-ёв «старых советских» специалистов, в основном занятых в кризисных отраслях промышленности, и молодёжи в связи с активной трансформацией в 1990-е гг., о распространении «кризисной» занятости среди потерявших свой социально-профессиональный статус в связи с реформированием экономики (реализаторы на рынках, «челноки», кондукторы в общественном транспорте и т.д.). Исследуя стратегии подготовленных в прежней социально-экономической реальности специалистов, И.П. Попова отмечает «распад социально-профессионального статуса», который выражался в выборе между основной работой, концентрирующей атрибуты социального положения, признания, карьеры, и поддерживающей работой, дающей дополнительные заработки [3].
В сравнении с прежней линейной взаимосвязью профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, реализующейся через систему распределения специалистов, сегодня возможности выбора для индивидов, безусловно, расширились, практически на всей траектории карьеры (между государственными и частными предприятиями, между учебными заведениями, разными формами профессиональной подготовки, возможностями сочетать различные типы занятости и т.д.). В каждой точке бифуркации индивиду предоставляется спектр возможных траекторий построения карьеры, но и возникает необходимость этого выбора в конкретной ситуации на рынке труда, причём речь не идёт о бесконечности возможностей, а, скорее, об ограниченности спектра траекторий в зависимости от ресурсов индивида и внешних условий выбора, определяемых противоречиями социокультурного поля (например, между значимостью материально-финансового успеха и недоступностью социально-профессиональных позиций, предоставляющих доступ к таким ресурсам). Социологические исследования фиксируют неравенство шансов индивидов в выборе своих карьерных перспектив через снижение доступности качественного профессионального образования. Исследования Д.Л. Константиновского, Ф.Э. Шереги наглядно демонстрируют неравные шансы на получение качественного профессионального образования для представителей разных социальных слоёв и групп нового российского общества. Уже в середине 1990-х гг. в составе получающих высшее образование возрос удельный вес детей из высокоресурсных групп - предпринимателей, интеллигенции, служащих, снизилась доля детей работников физического труда. Существенная дифференциация шансов наблюдается в зависимости от типа поселения и др. характеристик [4, 5].
Начинает проявляться свойство эмерджентности в резких сменах сферы деятельности, профессии, при этом данные «повороты» на карьерной траектории чреваты вторичным профессиональным самоопределением. Если ранее для карьерного продвижения был необходим последовательный набор чётко обозначенных атрибутов (стаж, образование и квалификация, партийность и др.) и само продвижение было медленным, но ожидаемым, то сегодня возникает возможность быстрого темпа карьеры вследствие «случайного» сочетания событий на карьерной траектории, причём чётких критериев карьерного роста не существует. Образование и стаж, опыт практической деятельности хотя и рассматриваются индивидами как ресурс карьерного роста, но не являются гарантами успеха. Тем не менее, социологические исследования фиксируют резкое повышение интереса ко второму высшему об-
разованию и набору дополнительных образовательных и профессионально-квалификационных ресурсов как повышающих вероятность продвижения в профессии. В частности, наши исследования показали резкий рост числа студентов планирующих получить второе высшее образование в 2003 г. (до 23%).
Выбор профессии, учебного заведения, формы и уровня профессиональной подготовки осуществляется индивидами в ситуации неопределённости, когда последствия этого выбора для индивида не ясны и не могут быть спрогнозированы. Поэтому траектория будущей профессиональной карьеры в момент выбора не прослеживается индивидом, нет возможности долгосрочного планирования своего профессионального будущего. Возможности разработать чётко структурированную стратегию профессиональной карьеры снижены. В связи с этим получило распространение такое явление как «отложенное» профессиональное самоопределение, когда собственно выбор профессии откладывается на потом, а сам выбор разделяется на более понятные элементы - выбор уровня подготовки, выбор вуза, формальный выбор специальности. При этом важным фактором выбора выступают наличные ресурсы (социальные и финансовые) семьи. Ещё один «эффект нелинейности», который связан с трудно прогнозируемыми последствиями профессионального самоопределения, - это прагматизация мотивов профессионального выбора как способ рационализации неопределённости. Выбирается та профессия, специальность, которая на момент выбора и по субъективным представлениям индивидов обеспечивает своим представителям определённый уровень дохода (уровень и стиль жизни). Данные нашего мониторинга студентов свидетельствует о резкой прагматизации мотивов выбора профессии в конце 1990-х гг. и сохранении этой тенденции в последующие годы [6, с. 40].
Таким образом, результаты многочисленных социологических исследований, в том числе исследований студенческой молодёжи, проведённых автором статьи, свидетельствуют об изменении характера взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в современном российском обществе. С позиций синергетического подхода происходящие изменения интерпретируются как переход от простой линейной связи к сложной нелинейной зависимости между профессиональным самоопределением и профессиональной карьерой. Изменившийся сложный характер взаимосвязи между данными процессами предполагает вероятностное появление профессионального самоопределения на протяжении всей траектории профессиональной карьеры как процесса самоорганизации индивидов в неравновесной среде или обществе неопределённости. Результатом профессионального самоопределения является переход к устойчивой карьерной траектории, по крайней мере, на некоторый временной интервал. С точки зрения синергетики должны быть внутренние либо внешние причины перехода системы к самоорганизации, т. е. в фазу устойчивой траектории. На наш взгляд, такой внутренней причиной может являться формирование гибкой стратегии профессиональной карьеры на уровне индивидов. Это обуславливает перспективность исследований стратегий профессиональных карьер в связи с изменившимся характером взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры.