Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной карьеры: методологические подходы'

Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной карьеры: методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
891
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / PROFESSIONAL CAREER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SYNERGISTIC APPROACH / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIO-CULTURAL APPROACH / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дидковская Я.В.

В статье анализируются методологические возможности интегративного, синергетического и социокультурного подходов к проблемам профессионального самоопределения и профессиональной карьеры. Особая роль данных подходов видится в возможности изучения изменения характера взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в трансформирующемся обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL CAREER: METHODOLOGICAL APPROACHES

This article analyzes the methodological possibilities of integrative, synergistic and socio-cultural approaches to self-determination and professional careers. The special role of these approaches is seen in the possibility of studying the changing nature of the relationship process of professional self-determination and professional career in a transforming society.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной карьеры: методологические подходы»

YAK 60.54

ББК 316.334.22-057.875

Я.В. ДИДКОВСКАЯ

Y.V. DIDKOVSKAYA

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

THE RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL CAREER: METHODOLOGICAL APPROACHES

В статье анализируются методологические возможности интегративного, синерге-тического и социокультурного подходов к проблемам профессионального самоопределения и профессиональной карьеры. Особая роль данных подходов видится в возможности изучения изменения характера взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в трансформирующемся обществе.

This article analyzes the methodological possibilities of integrative, synergistic and socio-cultural approaches to self-determination and professional careers. The special role of these approaches is seen in the possibility of studying the changing nature of the relationship process of professional self-determination and professional career in a transforming society.

Ключевые слова: профессиональная карьера, профессиональное самоопределение, синергетический подход, социокультурный подход, интегративный подход.

Key words: professional career, professional self-determination, a synergistic approach, socio-cultural approach, the integrative approach.

Социальные и профессиональные трансформации последних десятилетий ставят вопрос о направлении изменений в процессах профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, а также об изменениях характера взаимосвязи между ними. Внимание к данной теме связано и с процессами, происходящими в самой социологической науке. С одной стороны, в фокусе внимания социологов сегодня находится взаимообусловленность институциональных структур общества и социальных практик индивидов, подчёркивается подвижность и изменчивость самих структур, а идентичность начинает рассматриваться как результат свободного выбора индивидов. Это способствует развитию научного интереса к вопросам самоопределения в целом и, конкретно, самоопределения личности в профессии. С другой стороны, к настоящему времени в социологической теории и практике ещё недостаточно преодолены стереотипы гипертрофированного влияния структур (экономических, политических, социальных) на поведение личности, в том числе в сфере занятости и профессий.

В связи с этим цель статьи - определить возможные перспективные методологические подходы для изучения взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в условиях трансформирующегося общества.

Проведённый анализ существующих теоретических подходов в социологической теории и практике к проблемам профессионального самоопределения и профессиональной карьеры показал, во-первых, доминирование структурно-ориентированных подходов, когда профессиональное самоопределение рассматривается как интеграция индивидов в социально-профессиональные структуры общества, а профессиональная карьера -как перемещения (преимущественно восходящие) индивидов в структуре социально-экономических позиций; во-вторых, разграничение проблематики

профессионального самоопределения и карьеры, раздельный их анализ, вне взаимосвязи данных процессов, либо анализ профессионального самоопределения как предпосылки карьеры.

Эмпирические исследования 1990-х гг. зафиксировали наличие таких феноменов, как отложенное профессиональное самоопределение, «работающий студент» и др., которые пока не получили теоретического обоснования в рамках существующих теоретических концепций профессионального самоопределения и профессиональной карьеры. Это объясняется тем, что существующая методология изучения проблем профессионального самоопределения и профессиональной карьеры нацелена преимущественно на интерпретацию явлений в контексте линейной модели профессионального самоопределения, предполагающей последовательный переход от профессионального выбора через получение профессионального образования соответствующего профиля и уровня к развёртыванию карьеры в рамках выбранного.

Поэтому существует необходимость разработки новой методологии, которая позволила бы вписать наблюдаемые явления профессиональной жизни в целостную концепцию профессионального самоопределения, а также учитывала бы современные тенденции социологической теории. В качестве последних нами были выделены как важнейшие: намечающийся синтез социологии с естественными науками (их синергизм), смещение исследовательского фокуса со структур на процессы и деятеля, внимание к социокультурной составляющей социальной жизни. В связи с этим предлагаем для изучения процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, а также изменения характера взаимосвязи между ними, использовать ин-тегративный, синергетический и социокультурный подходы.

Остановимся подробнее на каждом из указанных подходов применительно к их методологическим возможностям в изучении процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в трансформирующемся обществе.

Интегративный подход. В ряде социологических работ теоретического характера [1, 2] отмечается переориентация современной социологии с изучения жёстких детерминирующих структур и функций, их влияния на поведение индивидов на исследование динамических процессов в обществе. Такой «динамический поворот» социологии связан с ускорением темпов общественных процессов и становлением общества неопределённости. Внимание на динамических качествах социальной реальности, изменчивости структур, их текучести приводит к изменению понятий, отображающих социальную реальность. Так, для обозначения современной социальной реальности П. Бур-дье вводит понятие «социальное поле» (аналогично поступает П. Штомпка), соответственно общество начинает рассматриваться как бесконечный поток событий, изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа. Отсюда следует важный вывод: для изучения процессов в современном обществе неопределённости ключевой единицей социологического анализа должно стать «событие».

Подчеркнём, что внимание переносится не просто со структур на процесс структурирования, происходит выдвижение на первый план анализа субъекта - деятеля. Вектор смещения исследовательских акцентов следующий: структура - процесс - деятель. Здесь перекликаются теория социальных изменений П. Штомпки, теория структурации Э. Гидденса, концепция «жизненных миров» П. Бергера и Т. Лукмана, концепция нелинейно-гуманистического мышления С. Кравченко и др. Идеи структурации обуславливают интегративность в анализе структур и действий, которую следует использовать как основу методологии в изучении профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в современном обществе.

В западной социологии формирующийся интегративный подход к изучению профессиональной карьеры заключается в её анализе как инструмента воспроизводства и изменения системы социальной стратификации.

К. Чудзиковски, В. Майрхофер, А. Мейер, М. Иелатчич представляют теоретическое обоснование возможности рассмотрения феномена карьеры в рамках теории поля П. Бурдье, предлагая использовать понятие «карьерное поле», рассматриваемое как конкурентная арена борьбы всех агентов, обладающих той или иной карьерой [3, 4].

Учёт состояния неопределённости общества, которое повлекло как в России, так и за рубежом смену моделей карьеры с традиционной «от учёбы переход к труду» на перемежающиеся периоды учёбы в её различных формах и занятости, привело к необходимости введения в терминологический оборот понятий жизненных, профессиональных и образовательных траекторий. В отечественной социологии эффективное применение концепции образовательных и профессиональных траекторий демонстрируют исследования Д.Л. Кон-стантиновского, В.С. Вахштайна, Д.Ю. Куракина, Г.А. Чередниченко и др. [5]. В использовании концептов «образовательные и профессиональные траектории», в отличие от понятия «профессиональная карьера», акцент смещён на движение индивидов в социальных, образовательных, профессиональных структурах от статуса к статусу, от одной позиции к другой. Значимым в использовании данного концепта является учёт влияния как объективных факторов продвижения индивидов (стартового положения в социальных структурах, ресурсов семьи, территориального фактора), так и субъективных (мотивов, устремлений, интересов самих индивидов). На наш взгляд, методологическая эвристичность и продуктивность термина «траектория» (жизненная, образовательная, профессиональная, карьерная) несомненны. Но, в отличие от Д.Л. Константиновского и Г.А. Чередниченко, мы предлагаем интерпретировать его не как движение индивидов в социоструктурном пространстве, между социально-экономическими позициями, а как движение индивидов в социокультурном поле.

Интегративность позволяет постулировать постоянную изменчивость идентичности в «текучем» обществе. З. Бауман говорит о рефлексивности общества как постоянном потоке изменений, предполагающих спонтанные выборы идентичностей. Меняющаяся идентичность в обществе неопределённости сопряжена с выбором, что даёт выход на новое понимание самоопределения, адекватное современной социальной реальности. Сегодня не имеет смысла рассматривать результатом выбора профессиональной идентичности интеграцию индивидов в социально-профессиональные структуры общества, поскольку сами структуры текучи, изменчивы, неопределённы. Выбор профессиональной идентичности следует рассматривать как событие в карьерной траектории движения индивидов в социальном (социокультурном) поле.

Синергетический подход. Значимая тенденция развития современной социологии - её синтез с другими областями знания, прежде всего с естественными науками - отражает усложняющийся характер современной реальности. Усложнение социальной реальности происходит за счёт тяготения общества к образованию глобальных информационных сетей (Кастельс), к хаотизации и новым формам самоорганизации, упорядочения хаоса (Урри), играизации (Кравченко), виртуализации и других процессов, фиксируемых новыми социологическими теориями. Общество сегодня настолько сложно и техногенно, что человеческий фактор становится значимым в эволюции природы, и наоборот, природные факторы становятся детерминантами социальных процессов (рискологическая концепция У. Бека).

Намечающийся синтез социологии с естествознанием означает, прежде всего, заимствование ею современной методологии некоторых естественных наук и математики (принципов, постулатов, подходов) для анализа социальной реальности нового, открытого, усложняющегося типа. Наиболее разработанным направлением такого синтеза на сегодня является синерге-тический подход, нацеленный на исследование нелинейной динамики общества.

На наш взгляд, основная методологически ценная для социологии идея синергетики состоит в рассмотрении современного общества как неравновесной среды (неопределённой, неустойчивой), в которой живут и действуют индивиды, а все социальные процессы, проходящие в такой среде, имеют нелинейный характер. Таким образом, социология не только меняет вектор исследования со структур на процессы и деятеля, подчёркивая их изменчивость, но и определяет характер самих изменений как нелинейный.

Рассмотрение процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в современном обществе с позиций синергетиче-ского подхода означает, что этим процессам мы приписываем свойства нелинейных социальных процессов и допускаем, что взаимосвязь между ними приобретает характер сложной причинности. Это проявляется в следующем:

1. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера могут выступать как инварианты причины и следствия: профессиональное самоопределение, состоявшееся на ранних этапах профессионального становления индивида, может определять соответствующий спектр карьерных траекторий, но и события на траектории профессиональной карьеры, их сочетание и значение, которое индивид придаёт им, могут обуславливать выбор профессиональной идентичности.

2. Появление на карьерной траектории профессионального самоопределения носит вероятностный характер - оно может появиться в любой точке траектории, а может вообще не состояться или носить формальный характер выбора определённой занятости. Распространение практики трудоустройства и построения карьеры вне связи с выбранной профессией, а также рост внешней (к содержанию профессии) мотивации при выборе будущей профессии показывает распространённость среди молодёжи траекторий без профессионального самоопределения как такового.

3. На траектории карьеры возможны как процессы самоорганизации, т. е. обретение устойчивой траектории через процесс профессионального самоопределения в любой её точке, так и обратные процессы - хаотизации, потери устойчивости вследствие как внешних по отношению к индивиду причин (колебания рынка труда, экономические кризисы и др.), так и внутренних (разочарование в выбранной ранее профессии, занятии). Соответственно траектория профессиональной карьеры может приобретать разные направления. Сегодня карьера может сопрягаться с потерей профессиональной идентичности, с перебором случайных занятий. Об этом свидетельствуют данные о существенной депрофессионализации слоёв «старых советских» специалистов, в основном, занятых в кризисных отраслях промышленности, и молодёжи в связи с активной трансформацией в 1990-е гг.

4. Свойство эмерджентности может проявляться в резких сменах сферы деятельности, профессии, при этом данные «повороты» на карьерной траектории чреваты вторичным профессиональным самоопределением. Если ранее для карьерного продвижения был необходим последовательный набор чётко обозначенных атрибутов (стаж, образование и квалификация, партийность и др.) и само продвижение было медленным, но ожидаемым, то сегодня возникает возможность быстрого темпа карьеры вследствие «случайного» сочетания событий на карьерной траектории, причём чётких критериев карьерного роста не существует. Образование и стаж, опыт практической деятельности, хотя и рассматриваются индивидами как ресурс карьерного роста, но не являются гарантами успеха.

5. Выбор профессии, учебного заведения, формы и уровня профессиональной подготовки осуществляется индивидами в ситуации неопределённости, когда последствия этого выбора для индивида не ясны и не могут быть спрогнозированы. Поэтому траектория будущей профессиональной карьеры в момент выбора не прослеживается индивидом, нет возможности долгосрочного планирования своего профессионального будущего, возможности разра-

ботать чётко структурированную стратегию профессиональной карьеры снижены. В связи с этим получило распространение такое явление, как «отложенное» профессиональное самоопределение.

Социокультурный подход. Следующая тенденция развития современной социологии, которая имеет, на наш взгляд, важное значение в построении методологии анализа профессионального самоопределения и профессиональной карьеры - это признание и акцентирование социокультурного характера процессов, происходящих в современном обществе.

Специфика социокультурной методологии, по А. Ахиезеру, состоит в принятии тезиса о том, что, прежде всего, изменения в культуре, в соответствующих культурных программах меняют содержание деятельности людей [6]. Н.И. Лапин видит суть социокультурного подхода в понимании общества как единства культуры и социальности, образованных и преобразованных деятельностью человека [7]. При этом под культурой Н.И. Лапин понимает совокупность способов и результатов деятельности человека, в том числе идеи, ценности, нормы, образцы, а под социальностью - совокупность взаимоотношений социальных субъектов.

На возможность использования социокультурного подхода при анализе трансформационных процессов в обществах неопределённости указывает А.Л. Темницкий. Центральным моментом его концепции является не баланс социальных и культурных компонентов, а их противоречие, которое Темниц-кий называет базовым социокультурным противоречием, служащим источником развития общества. Вслед за А. Ахиезером А.Л. Темницкий придаёт именно культуре, а не социальным отношениям инновационный характер, т.к. полагает, что «приданию культуре человека преобразующих, а не консервативных функций способствует новая, формирующаяся с к. ХХ в. социокультурная реальность» [8, с. 99].

Социокультурная методология может быть плодотворно использована в анализе процессов профессиональной карьеры и профессионального самоопределения. Тезис о противоречиях между культурой и социальностью как источнике развития следует дополнить вниманием к деятелю - самоопределяющемуся в профессии индивиду, вынужденному решать социокультурные противоречия, перед которыми его постоянно ставит общество неопределённости, и тем самым формировать свою стратегию профессиональной карьеры (выбирать направление карьерной траектории движения в социокультурном поле).

В методологическом плане социокультурный подход представляет собой фокусирование исследовательского интереса как на внешних причинах изменения профессиональных траекторий индивидов - социокультурных противоречиях общества неопределённости, так и на внутренних предпосылках - формируемых индивидами стратегий профессиональной карьеры в процессе разрешения ими актуальных социокультурных противоречий.

В анализе взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в современном обществе рассмотренные подходы должны дополнять друг друга, создавая новые эвристические возможности. Перенос синергетической методологии и терминов на социальную реальность не будет продуктивен без учёта специфики социальных объектов - отличия самоопределяющихся субъектов, индивидов от физических, биологических, химических микрочастиц, хаотически либо упорядоченно движущихся в неравновесной физико-химической среде. Учесть эту специфику, на наш взгляд, и позволяет дополнение синергетического подхода социокультурным и ин-тегративным, сформированным сугубо в рамках социологии и социогумани-тарных наук. Профессиональное самоопределение в трансформирующемся обществе можно интерпретировать как процесс самоорганизации в неравновесной среде, когда объекты (индивиды) в результате флуктуаций попадают в поле притяжения нового аттрактора (меняют траекторию). Но здесь мы должны принять во внимание активность, возможность деятельности инди-

видов (не только объектов, но и субъектов) и наличие культуры, осмысляющей, целеполагающей их деятельность, что даёт возможность формировать им стратегию - жизненную, профессиональную, образовательную, с учётом которой выстраивается траектория карьеры.

Таким образом, анализируемые в статье методологические подходы, на наш взгляд, обладают следующими преимуществами в исследовании процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры.

Синергетический подход позволяет фиксировать отношения сложной нелинейной зависимости между профессиональным самоопределением и профессиональной карьерой и выявить основные направления изменения характера взаимосвязи между данными процессами (от линейной к нелинейной). Синергетический принцип рассмотрения движения объекта в фазовом пространстве неравновесной среды позволяет анализировать профессиональную карьеру как траекторию движения самоопределяющегося субъекта в социальном поле, а ситуацию профессионального самоопределения интерпретировать как состояние бифуркации (точку бифуркации) на данной траектории.

Благодаря интегративному подходу, акцентирующему внимание на процессе взаимодействия и взаимообусловленности структур общества и действий индивидов, становится возможным выйти за рамки анализа детерминации процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры институциональными структурами общества, обратив фокус исследования на активность самоопределяющихся субъектов - индивидов. Индивиды конструируют стратегии профессиональной карьеры в изменяющихся условиях и, в результате процесса типизации этих стратегий, структурируют новую социально-профессиональную реальность (т. е. прослеживаются изменения во взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры благодаря изменениям в стратегиях индивидов).

Методологическая роль социокультурного подхода видится нам в возможности выделения социокультурных противоречий современного общества неопределённости как причин (факторов) трансформации взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, проявляющейся в изменениях жизненных, профессиональных и др. траекторий индивидов, в их стратегиях карьеры.

Литература

1. Кравченко, С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход [Текст] / С.А. Кравченко. - М. : МГИМО-Университет, 2006. - 170 с.

2. Зборовский, Г.Е. Ещё раз о реальных проблемах современной социологии [Текст] / Г.Е. Зборовский // СОЦИС. - 1999. - № 6. - С. 100-104.

3. Chudzikowski, K. In search of the blue flower? Grand social theories and career research: The case of Bourdieu's theory of practice [Text] / K. Chudzikowski, W. Mayrhofer // Human Relations. - 2011. - 64 (1). - P. 14-32.

4. Iellatchitch A. Career fields: a small step towards a grand career theory? [Text] / A. Iellatchitch, W. Mayrhofer, M. Meyer // International Journal of Human Resource Management. - 2003. - vol. 14. - P. 728-750.

5. Константиновский, Д.Л. Образование и жизненные траектории молодёжи: 1998-2008 годы [Текст] / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко, Ф.А. Хохлушкина. - М. : ЦСП и М, 2011. - 296 с.

6. Ахиезер, A. Философские основы социокультурной теории и методологии [Текст] / А. Ахиезер // Вопросы философии. - 2000. - № 9. - С. 29-45.

7. Лапин, Н.И. Социокультурный поход и социетально-функциональные структуры [Текст] / Н.И. Лапин // СОЦИС. - 2000. - № 7. - С. 3-12.

8. Темницкий, А.Л. Исследование возможности категории «социокультур-ность» [Текст] / А.Л. Темницкий // Социология 4М. - 2007. - № 24. - С. 81-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.