А. Г. Маклаков
Профессиональное самоопределение старшеклассников общеобразовательных учреждений Ленинградской области
В последние годы многие авторы говорят о кризисе образования и в том числе о кризисе системы высшего профессионального образования. Однако можно полагать, что первые кризисные явления в образовании появились в XX в. Поэтому неслучайно в 1967 г. на международной конференции по проблемам образования, состоявшейся в Виллиасберге [США], было заявлено о глобальном характере проблем в образовании современного человека.
Как считают отдельные авторы [1; 2], кризис в образовании в значительной степени связан со сменой образовательной парадигмы, что в свою очередь обусловлено целым рядом социально-экономических факторов и в том числе переходом к постиндустриальному обществу. Следует отметить, что постиндустриальное общество предполагает существование ведущей роли информационной среды, что само по себе обусловливает наличие лидирующей роли гуманитарных и общественных дисциплин в системе научного познания. Таким образом, на первый в план в современном обществе должны выдвигаются науки о человеке и обществе.
Для того чтобы проверить, насколько справедлив сформулированный выше вывод, в 2013-2015 гг. сотрудниками ЛГУ им. А.С. Пушкина был проведен опрос старшеклассников Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Опрос учащихся проводился дважды. В первом анкетировании приняли участие 460 человек, в том числе 193 - ученики девятого класса и 267 - ученики одиннадцатого класса. Второй опрос проводился через полтора года. Во втором анкетировании приняло участие 452 человека, среди которых 173 - ученики одиннадцатого класса и 280 - девятого. Таким образом, в общей сложности к проводимому исследованию было привлечено 912 человек.
Основными вопросами, на которые планировалось получить ответ, были следующие:
а) хотят ли учащиеся выпускных классов продолжать обучение в дальнейшем, и если да, то какие учебные заведения для них являются наиболее привлекательными;
б) определили ли выпускники школ для себя будущую профессию, и что повлияло на их выбор;
в) в какой степени нуждаются выпускники школ в помощи профессионального психолога при выборе профессии;
г) насколько осознан ими выбор будущей профессии.
На основании результатов первого опроса было установлено, что почти 64 % всех опрошенных намерены продолжать образование после завершения школьного обучения.
При этом почти 53 учеников 9-х классов намерены продолжать обучение в школе и почти 72 выпускников одиннадцатых классов собираются поступать в высшие учебные заведения (институты, университеты). В техникуме хотели бы учиться лишь 8 % опрошенных.
Среди учеников девятых классов 11 % респондентов, решили поступать в образовательные учреждения среднего профессионального образование с целью приобретения какой-либо профессии. При этом наименьшей популярностью у девятиклассников пользуется возможность продолжить обучение в частной школе -всего 1 %.
Среди выпускников одиннадцатых классов около 12 % опрошенных хотят одновременно учиться и работать.
Результаты аналогичного исследования, проведенного через полтора года, показали результаты, фактически аналогичные предшествующему опросу.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции в желании выпускников школ продолжить обучение и, в первую очередь, в направлении получения высшего образования. Полученные данные подтверждают вывод о том, что в настоящее время весьма высока престижность высшего образования. Стремление к получению высшего образования отмечается фактически у 70 % выпускников школ. Однако около 30 % абитуриентов, из числа тех, кто планирует продолжить обучение, готовы поступать в учебные заведения среднего профессионального образования.
Анализ проведенных опросов позволяет говорить о наиболее предпочитаемых для учащихся сферах профессиональной деятельности. По-прежнему на первом месте для выпускников школ стоят профессии, связанные с экономикой. От 25 до 30 % выпускников школ видят себя в будущем предпринимателями или управленцами.
Работе в промышленности хотят себя посвятить около 15 % выпускников, что по сути является положительной тенденцией по сравнению с 2013 г. Аналогичный опрос, проведенный в 2015 г. сотрудниками ЛГУ им. А.С. Пушкина показал, что в промышленности планировали на тот момент работать всего около 3,5 %.
Следующее место по популярности среди выпускников поделили сфера науки и образования, сфера культуры и искусства, а также сфера медицины (каждую из данных сфер деятельности выбрали от 8 до 9 % выпускников). Наименьшим предпочтением пользуется сфера сельского хозяйства (всего около 2 %).
Следует отметить, что данные тенденции весьма устойчивы, поскольку вторичный опрос, проведенный через полтора года, показал практически такие же результаты. Исключение составляет, спортивная деятельность. Желание заниматься профессиональным спортом выразили почти 15 % абитуриентов.
Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что почти половина учащихся, отвечая на вопросы о своей будущей профессии, выбрала более чем один вариант ответа. Скорее всего, данное обстоятельство указывает на то, что многие выпускники школ не сделали окончательного выбора в отношении будущей профессии. Более того, можно предположить, что сфера интересов у старшеклассников весьма неустойчива, и высокая точность прогнозирования профессионального выбора в отношении выпускников школ - невозможна.
Отдельно были проанализированы факторы, влияющие на выбор профессии. Так, в результате опроса было установлено, что около 33 % всех опрошенных отметили, что на их выбор повлияли «родители или другие родственники». Почти для 17 % главным фактором при выборе профессии стало материальное положение в семье. Около 16 % респондентов указали, что в выборе профессии решающую роль играют случайные обстоятельства, а 6 % опрошенных признали влияние радио- и телепередач на их выбор.
Таким образом проведенный опрос показал, что в настоящее время получение высшего образования является весьма престижным. Более половины опрошенных учащихся 11 классов говорят о своем желании поступать в высшие учебные заведения. Вместе с тем обращает внимание на себя тот факт, что выбор будущей профессии весьма прагматичен. Учащиеся в основном ориентируются на ее престижность. При этом существенное влияние на выбор выпускника оказывают его родители, т. е. люди, имеющие жизненный опыт и сложившееся мнение о целесообразности занятия той или иной деятельностью.
Список литературы
1. Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. - М.: Просвещение, 1967.
2. Маклаков А.Г. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Ленинградской области // XX Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - С. 245-248.