ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Е. С. Нарышкина
Тема образования, пожалуй, одна из самых широко обсуждаемых не только в научных кругах, но и среди широкой общественности. Высказываются разнообразные точки зрения, предлагаются проекты и концепции, нередко взаимоисключающие друг друга. Единственное, что объединяет всех участников дискуссии, — так это стремление найти максимально успешную модель образования, результатом функционирования которой стал бы успешно действующий человек.
В центре новой постиндустриальной парадигмы, которая своим содержанием детерминирует содержание частных парадигм, образующих теоретическую основу отраслевых знаний, оказывается человек и его психическое, нравственное и духовное развитие. Следовательно, содержание частной парадигмы образования должно быть ориентировано на человека, на его качества.
Ориентация на человека в образовании предполагает всесторонний учет психологических знаний о человеке при организации образовательного процесса в вузе. Для того, чтобы обеспечить данное требование, необходимо иметь, в частности, информацию о том, каковы социально-психологические особенности выпускников средних образовательных учреждений; какие у них желание и возможности приобрести высшее профессиональное образование; какая демографическая ситуация в регионе.
Деятельность вузов неразрывно связана с деятельностью средних общеобразовательных учреждений, и чем выше уровень школьного образования, тем выше вероятность качественного комплектования вуза. Однако комплектование вуза зависит не только от качества общеобразовательной подготовки выпускников школ, но и от их жизненных установок, в том числе про-
229
фессиональных. Для того, чтобы выявить специфику профессиональных установок выпускников школ Северо-Запада России, был проведен мониторинг профессиональных интересов. Исследование проводилось в два этапа — в 2000 и в 2001 гг. В нем приняло участие более 900 человек, среди которых были учащиеся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Результаты проведенного исследования в 2000 г. показали, что 63,9% всех опрошенных учеников намерены продолжать образование. Так, 52,85% учеников девятых классов собирались продолжать обучение в школе, 71,53% выпускников одиннадцатых классов планировали поступать в высшие учебные заведения. В техникуме хотели бы учиться 7,82%, в лицее — 8,04% (столько же в колледже) из числа опрошенных. Среди учеников девятых классов поступать в ПТУ решили 11,4%. Наименьшей популярностью у девятиклассников пользовалась перспектива обучения в частной школе (1,03%). Среди выпускников одиннадцатых классов 11,61% хотели учиться и работать одновременно; идти работать после окончания школы или получать специальность на курсах практически никто не пожелал (по 0,37%).
Результаты аналогичного исследования, проведенного в 2001 г., показали, что 65,78% всех опрошенных учеников решили продолжать традиционное образование, т. е. около 71% выпускников одиннадцатых классов намерены поступать в высшие учебные заведения, а 67,5% учеников девятых классов намерены продолжить обучение в общеобразовательной школе.
Таким образом, в последние годы отмечается устойчивая тенденция, выражающаяся в желании получить образование. Подобное обстоятельство говорит о том, что в настоящее время высока престижность образования и большинство выпускников понимают его необходимость для дальнейшей деятельности. Наиболее популярным среди выпускников (одиннадцатые и девятые классы) оказывается традиционное образование. Предпочтение оказывается также получению базового профессионального образования в колледжах и средних специальных
230
учебных заведениях. На вопрос «В какой сфере деятельности вы бы хотели себя проявить?» 14,78% опрошенных в 2000 г. выбрали сферу коммерции, на втором месте по предпочтениям стояла сфера управления (12,17%). Третье место занимала промышленность (11,52%), четвертое - сфера науки и образования. Пятое место разделили сфера культу ры и искусства и сфера медицины (9,56% и 9,34% соответственно). 8,26% и 7,82% опрошенных хотели бы проявить себя в охране правопорядка и транспортной сфере. Наименьшей популярностью пользовалась сфера сельского хозяйства (1,74%).
Необходимо отметить, что примерно 1/9 учащихся выбрала более чем один вариант ответа, что свидетельствует о неопределенности сферы интересов (например, учащийся выбирает две различные сферы: медицину и строительство).
На вопрос «В какой сфере деятельности вы бы хотели себя проявить?» 23,03% опрошенных в 2001 г. выбрали спорт, на втором месте по предпочтениям оказалась сфера коммерции (17,11%).
Третье место заняла сфера науки и образования (16,45%). четвертое - сфера управления (15,13%). Наименьшее количество выборов - сфера сельского хозяйства (0,66%). Более половины всех учащихся (54,11%) выбрали профессию, связанную с общением с другими людьми, и практически никто не захотел связывать свою будущую профессию с природой.
Наиболее престижными оказались такие профессии, как программист, экономист, юрист, врач. Многие опрошенные выбрали профессию техника-технолога, менеджера, инженера, бухгалтера и преподавателя.
Весьма интересны ответы учащихся на вопрос о том, какие факторы влияют на выбор профессии. 33,04% старшеклассников при ответе отметили - «родители или другие родственники». Для 16,52% главным фактором при выборе профессии стало материальное положение в семье. 15,21% считают, что в этом деле решающую роль играют случайные обстоятельства. 5,65% опрошенных признали влияние радио и телепередач на
231
их выбор, а влияние кинофильмов заметили лишь 4,13%. Здоровье стало решающим фактором при выборе будущей профессии для 5,65%. Больше половины учащихся считают, что будущая профессия должна отвечать их интересам (63,47%), даст возможность стать самостоятельным (59,78%), позволит при* нести пользу людям (48,91%). Для 46,74% важным является также и хорошее материальное обеспечение.
По результатам оценки школьниками основных характеристик буду щей профессии можно сделать вывод о том, что выпускники современных общеобразовательных учреждений весьма прагматичны, поскольку ориентируются на достижение определенного социального благополучия и соответствующего социального статуса. Вероятно., именно этим объясняется тот факт, что многие социально важные, но не престижные в настоящее время профессии остаются вне поля зрения учащихся выпускных классов.
Таким образом, проведенный опрос показал, что в настоящее время получение высшего образования стало весьма престижным. Более половины опрошенных учащихся одиннадцатых классов говорят о своем желании поступать в высшие учебные заведения.
Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в выборе будущей профессии учащиеся ориентируются на ее престижность. При этом существенное влияние на выбор выпускника оказывают его родители, т. е. люди, имеющие жизненный опыт и сложившееся мнение о целесообразности занятия той или иной деятельностью.
232