Научная статья на тему 'Влияние жизненных установок старшеклассников на продолжение образования'

Влияние жизненных установок старшеклассников на продолжение образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарышкина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние жизненных установок старшеклассников на продолжение образования»

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Е. С. Нарышкина

Тема образования, пожалуй, одна из самых широко обсуждаемых не только в научных кругах, но и среди широкой общественности. Высказываются разнообразные точки зрения, предлагаются проекты и концепции, нередко взаимоисключающие друг друга. Единственное, что объединяет всех участников дискуссии, — так это стремление найти максимально успешную модель образования, результатом функционирования которой стал бы успешно действующий человек.

В центре новой постиндустриальной парадигмы, которая своим содержанием детерминирует содержание частных парадигм, образующих теоретическую основу отраслевых знаний, оказывается человек и его психическое, нравственное и духовное развитие. Следовательно, содержание частной парадигмы образования должно быть ориентировано на человека, на его качества.

Ориентация на человека в образовании предполагает всесторонний учет психологических знаний о человеке при организации образовательного процесса в вузе. Для того, чтобы обеспечить данное требование, необходимо иметь, в частности, информацию о том, каковы социально-психологические особенности выпускников средних образовательных учреждений; какие у них желание и возможности приобрести высшее профессиональное образование; какая демографическая ситуация в регионе.

Деятельность вузов неразрывно связана с деятельностью средних общеобразовательных учреждений, и чем выше уровень школьного образования, тем выше вероятность качественного комплектования вуза. Однако комплектование вуза зависит не только от качества общеобразовательной подготовки выпускников школ, но и от их жизненных установок, в том числе про-

229

фессиональных. Для того, чтобы выявить специфику профессиональных установок выпускников школ Северо-Запада России, был проведен мониторинг профессиональных интересов. Исследование проводилось в два этапа — в 2000 и в 2001 гг. В нем приняло участие более 900 человек, среди которых были учащиеся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Результаты проведенного исследования в 2000 г. показали, что 63,9% всех опрошенных учеников намерены продолжать образование. Так, 52,85% учеников девятых классов собирались продолжать обучение в школе, 71,53% выпускников одиннадцатых классов планировали поступать в высшие учебные заведения. В техникуме хотели бы учиться 7,82%, в лицее — 8,04% (столько же в колледже) из числа опрошенных. Среди учеников девятых классов поступать в ПТУ решили 11,4%. Наименьшей популярностью у девятиклассников пользовалась перспектива обучения в частной школе (1,03%). Среди выпускников одиннадцатых классов 11,61% хотели учиться и работать одновременно; идти работать после окончания школы или получать специальность на курсах практически никто не пожелал (по 0,37%).

Результаты аналогичного исследования, проведенного в 2001 г., показали, что 65,78% всех опрошенных учеников решили продолжать традиционное образование, т. е. около 71% выпускников одиннадцатых классов намерены поступать в высшие учебные заведения, а 67,5% учеников девятых классов намерены продолжить обучение в общеобразовательной школе.

Таким образом, в последние годы отмечается устойчивая тенденция, выражающаяся в желании получить образование. Подобное обстоятельство говорит о том, что в настоящее время высока престижность образования и большинство выпускников понимают его необходимость для дальнейшей деятельности. Наиболее популярным среди выпускников (одиннадцатые и девятые классы) оказывается традиционное образование. Предпочтение оказывается также получению базового профессионального образования в колледжах и средних специальных

230

учебных заведениях. На вопрос «В какой сфере деятельности вы бы хотели себя проявить?» 14,78% опрошенных в 2000 г. выбрали сферу коммерции, на втором месте по предпочтениям стояла сфера управления (12,17%). Третье место занимала промышленность (11,52%), четвертое - сфера науки и образования. Пятое место разделили сфера культу ры и искусства и сфера медицины (9,56% и 9,34% соответственно). 8,26% и 7,82% опрошенных хотели бы проявить себя в охране правопорядка и транспортной сфере. Наименьшей популярностью пользовалась сфера сельского хозяйства (1,74%).

Необходимо отметить, что примерно 1/9 учащихся выбрала более чем один вариант ответа, что свидетельствует о неопределенности сферы интересов (например, учащийся выбирает две различные сферы: медицину и строительство).

На вопрос «В какой сфере деятельности вы бы хотели себя проявить?» 23,03% опрошенных в 2001 г. выбрали спорт, на втором месте по предпочтениям оказалась сфера коммерции (17,11%).

Третье место заняла сфера науки и образования (16,45%). четвертое - сфера управления (15,13%). Наименьшее количество выборов - сфера сельского хозяйства (0,66%). Более половины всех учащихся (54,11%) выбрали профессию, связанную с общением с другими людьми, и практически никто не захотел связывать свою будущую профессию с природой.

Наиболее престижными оказались такие профессии, как программист, экономист, юрист, врач. Многие опрошенные выбрали профессию техника-технолога, менеджера, инженера, бухгалтера и преподавателя.

Весьма интересны ответы учащихся на вопрос о том, какие факторы влияют на выбор профессии. 33,04% старшеклассников при ответе отметили - «родители или другие родственники». Для 16,52% главным фактором при выборе профессии стало материальное положение в семье. 15,21% считают, что в этом деле решающую роль играют случайные обстоятельства. 5,65% опрошенных признали влияние радио и телепередач на

231

их выбор, а влияние кинофильмов заметили лишь 4,13%. Здоровье стало решающим фактором при выборе будущей профессии для 5,65%. Больше половины учащихся считают, что будущая профессия должна отвечать их интересам (63,47%), даст возможность стать самостоятельным (59,78%), позволит при* нести пользу людям (48,91%). Для 46,74% важным является также и хорошее материальное обеспечение.

По результатам оценки школьниками основных характеристик буду щей профессии можно сделать вывод о том, что выпускники современных общеобразовательных учреждений весьма прагматичны, поскольку ориентируются на достижение определенного социального благополучия и соответствующего социального статуса. Вероятно., именно этим объясняется тот факт, что многие социально важные, но не престижные в настоящее время профессии остаются вне поля зрения учащихся выпускных классов.

Таким образом, проведенный опрос показал, что в настоящее время получение высшего образования стало весьма престижным. Более половины опрошенных учащихся одиннадцатых классов говорят о своем желании поступать в высшие учебные заведения.

Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в выборе будущей профессии учащиеся ориентируются на ее престижность. При этом существенное влияние на выбор выпускника оказывают его родители, т. е. люди, имеющие жизненный опыт и сложившееся мнение о целесообразности занятия той или иной деятельностью.

232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.