ет формировать на рынке услуг дошкольного, среднего и дополнительного образования предложение, ориентируясь на потребности населения. Однако факторами, сдерживающими этот процесс, являются недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений, низкий уровень оплаты труда педагогов, неразвитость системы предоставления дополнительных образовательных услуг в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Вместе с тем именно платные услуги могут стать потенциальным источником для привлечения дополнительных средств в фонды учебных заведений.
В целях повышения качества образования в соответствии с запросами домохозяйств необходима организация муниципальным органом управления образованием маркетинговой работы, направленной на исследование потребностей различных социальных групп в соответствующих услугах и выработку научно обоснованных мер по оптимизации работы учебных заведений. Анализ результатов данной работы может стать основой для формирования целевого заказа на подготовку педагогических кадров учреждениями профессионального образования.
УДК 371.3(470.12)
Галина Валентиновна Леонидова Олеся Геннадьевна Воронович
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ (на примере школьников, обучающихся в НОЦ ВНКЦ ЦЭМИ РАН
и ДЮЦ «Единство»)
В статье представлены результаты опроса школьников, обучающихся в Научно-образовательном центре ВНКЦ ЦЭМИ РАН и детско-юношеском центре «Единство», проведенного с целью выявления мотивации профессионального выбора старшеклассников и выбора учебного заведения, в котором они планируют продолжить обучение после окончания школы. Определены основные проблемы в исследуемом вопросе, предложены варианты их решения.
Каждый год миллионы выпускников школ выбирают профессию. Задача эта непростая: приходится соизмерять субъективную ценность будущей специ-
альности (что может значить эта работа, насколько она интересна) и ее доступность. Однако для того, чтобы стать высококвалифицированным специа-
листом, надо приложить огромные усилия, И прежде всего - хорошо подготовиться к вступительным экзаменам в вуз. Неудивительно, что некоторые молодые люди идут по пути «наименьшего сопротивления», выбирая тот вуз, где меньше конкурс, легче программа, ниже ответственность.
В рамках исследования данной проблемы в 2006 году был проведен опрос среди 45 школьников от 14 до 16 лет, обучающихся на экономическом (Научно-образовательный центр ВНКЦ ЦЭМИ РАН) и математическом (детско-юношеский центр «Единство») школьных факультативах. Следует подчеркнуть, что все респонденты -это наиболее успешные ученики из профильных классов средних школ г. Вологды, участвующие в программе «Одаренные дети». Цели опроса: выявление профессиональных предпочтений школьников, мотивационной обоснованности и критериев, определяющих выбор профессии и учебного заведения, в котором они планируют продолжить обучение после окончания школы.
Исследование проводилось в двух аспектах:
1. Выявление мотивации выбора профессии.
2. Выявление мотивации выбора учебного заведения.
Результаты исследования, представляемые ниже, дают, на наш взгляд, основания для определенных выводов.
Мотивация выбора профессии.
Из числа опрошенных 40,5% старшеклассников сделали свой профессиональный выбор, 59,5% - не сделали (рис. 1). Как видим, далеко не всегда распределение детей по специализированным классам имеет положительный результат. Однако нельзя забывать, что не все школьники на этапе специа-
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Сделали ли Вы свой профессиональный выбор?»
(в % от числа опрошенных)
Выбрали профессию Не выбрали профессию
лизации могут четко определиться с выбором потенциальной профессии. Например, если большинство учащихся из школы №32 ее выбрали, то среди учеников из школ №2,8 и математического лицея наблюдается обратная тенденция.
Зачастую специализацию ребенка выбирают родители, или же они действуют по принципу «все равно, куда возьмут, главное - учиться в престижной школе». В связи с этим возникает ситуация, когда дети усиленно занимаются теми предметами, которые не пригодятся им в будущем. И возможно, в дальнейшем, двигаясь по инерции, они выберут ту специальность, к которой привыкли, а не ту, которая им на самом деле нравится.
Еще одним важным моментом является то, что в большинстве случаев школьники к 14—16 годам не имеют реального представления о ситуации на рынке труда, а также о сущности и возможностях множества современных профессий. Отсюда нередкое для молодых людей неумение соизмерять свои желания и возможности и, как следствие, возникающее несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами. В решении этой проблемы, безусловно, важна грамотная профориентационная работа -без давления со стороны взрослых и навязывания ими своего мнения.
Судя по данным опроса, среди критериев, влияющих на выбор профессии молодежью, можно выделить следующие: собственные интересы, предпочтения - 26% опрошенных, востребованность профессии на рынке труда -11%, престижность профессии, возможность карьерного роста - 5%. Причем и здесь мы наблюдаем диф-ференциацргю ответов по школам: учащиеся из школ N22 рх 32 выбрфают профессрпо, исходя преимущественно из собственных интересов, а учащиеся из школы №1 в первую очередь обращают вниманр!е на престиж профессии и возможность профессионального, карьерного роста.
Наиболее престижнымр! старшеклассникам представляются профессии в области информационных технологий (43%). Престрржно также, по Р1х мнению, стать частным предпринимателем или юристом (по 12%); директором крупной компавдш или архитектором (по 10%). Менее престижно -экономр1Стом Р1 банкиром (по 5%), по-литиком Р1 инженером (по 2%; рис. 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие профессии Вы считаете престижными?»
(в % от числа опрошенных)
■ Специалист в области информационных технологий
■ Частный предприниматель
■ Юрист
■ Директор крупной компании
■ Архитектор, дизайнер
■ Экономист
■ Банкир
! Политик Инженер
43
Основными причинами, обусловившими такой выбор, являются: высокая оплата труда (46%), необходимость качественного образования, усилий в процессе учебы (36%). Фактор сложности поступления в вуз на престижную специальность и самого обучения также накладывает определенный отпечаток на процесс выбора профессии. Бывают ситуации, когда школьники, недооценивая своих интеллектуальных возможностей, отдают предпочтение тому вузу, где меньше конкурс и проходной балл.
Б целом аналргз предпочтений старшеклассников показывает, что доминирующее в этой группе моло-дежр! приоритеты связаны, в первую очередь, с новыми информационны-мр1 технологаямр!, финансово-экономической и правовой сферами дея-тельносга. «Экономист», «програм-МР1СТ», «юрр!ст» - знаковые профессии, ставише стереотршами привлекательное™ в общественном сознании, продолжающие срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соот-ветствуюпщх вакансрш (спроса) Р1 появление безработицы среди выпускников указанных специальностей. Эти специальное™ сохраняют высоки*! отрицательный баланс. Так, предложение менеджеров разного уровня превышает спрос более чем в два раза, юристов - почти в два раза, экономистов - на одну треть [1]. Однако массовая подготовка таких спецргалрхстов продолжается. Во многом это объясняется тем, что прр! формрфовагош спектра образовательных услуг происходит опора прежде всего на общественное мнение, стереотипы, сложившиеся в общественном сознанирг, и мифологизирующие реалир! рынка труда. При
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Какие профессии Вы считаете наиболее востребованными?»
(в % от числа опрошенных)
■ Учитель
■ Врач, мед. работник
■ Рабочие профессии
■ Научный работник
■ Эколог
■ Специалист в области информационных технологий
■ Менеджер
■ Частный предприниматель Милиционер
■ Инженер
Рисунок 4. Мотивы выбора профессии учащимися
(в % от числа опрошенных)
■ С обет венные у влечения, интересы
■ Оплата труда
■ Уровень обучения поданной специальности в вузе
■ Собственные интеллектуальные способности, возможности
■ Воет ребованност ь профессии на рынке т руда
■ Престиж профессии, возможность карьерного роста
■ Мнение родственников, друзей
этом игнорируются возможности долговременного прогноза в сферах труда и образования, очевидно, в надежде на определенную инерционность системы образования («мгновенно все не рухнет»), а также в силу понимания сложности и проблематичности прогнозирования в настоящее время.
В то же время возникает противоречие, касающееся недооценки выпускниками школ спроса на специалистов сферы промышленного производства.
Наиболее востребованными в настоящее время, по мнению школьников, являются профессии учителя, врача и медицинского работника (по 22% опрошенных), рабочего (21%), научного работника (11%), эколога (7%). Наименее востребованы специалисты в области информационных технологий, менеджеры (по 5%), милиционеры и инженеры (2%; рис. 3). Старшеклассники обосновывают свой выбор главным образом спросом на специалистов указанного профиля. В целом это часто соответствует действительности, о чем свидетельствуют статистические данные [1].
На рисунке 4 отражены мотивы выбора профессии учащимися.
Для 38% от числа опрошенных он был осознанным - исходящим из собственных интересов и увлечений. Главный мотив 33% респондентов - оплата труда по выбираемой профессии. Наименее популярны такие варианты ответа, как уровень обучения по данной специальности в вузе (10%), соб-
ственные интеллектуальные способности и возможности (7%), востребованность профессии на рынке труда, ее престиж и возможность карьерного роста (по 5%), мнение родственников, друзей (2%).
Вместе с тем на вопрос о том, что сейчас в большей степени влияет на выбор профессии молодежью, школьники ответили следующим образом (рис. 5).
Данные рисунка позволяют Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос:
прийти к заключению о том, сейчас в б0ЛЬШей степени влияет на выб°Р "Р°Фессии
1 молодежью?» (в % от числа опрошенных)
что главным критерием при выборе профессии молодежь 62 считает оплату труда (62%). Значительно меньшая доля школьников отмечает престиж профессии, возможность карь-ерного роста (12%), легкость обучения в вузе по выбранной специальности (8%) и др. За-метно ниже рейтинг такого 1;
критерия, как собственные ин-теллектуальные возможности (5%).
Интересно, что такую же тенденцию выделяет психолог Б.А. Райзберг, определяя три критерия выбора профессии молодежью [2]:
о ожидание высоких денежных доходов, заработной платы;
о популярность профессии, известность, почитание в школьной среде;
о наличие спроса на специалистов данной профессии.
В меньшей степени сказываются индивидуальные предпочтения, основанные на разнообразных ассоциациях. Очевидно, это связано с особенностями возраста школьников, обусловливающими статичный подход к выбору профессии, не учитывающий того, что за время от момента выбора и до момента овладения профессией или получения специальности от ряда предпочтений, на которых основан выбор, может не остаться и следа.
Свойственная молодости психология радужных надежд и ожиданий также накладывает свой отпечаток. При оценке потенциальной профессии анализу подвергаются прежде всего привлекательные стороны прогнозируемой деятельности, ее преимущества. Выбор осуществляется в пользу
■ Оплата труда
■ Престижность профессии, возможность карьерного роста
■ Легкость обучения в вузе по данной специальност и
■ Собственные интеллектуальные возможности
■ Мнение родителей, друзей
■ Амбиции
Я Привилегии при поступлении в вуз
■ Общест венное мнение
; Затрудняюсь ответить
профессии, обладающей, по мнению избирающего, максимумом превосходств. Между тем тот факт, что преимущества сопряжены с недостатками, игнорируется.
Таким образом, недостаточная зрелость возраста и представлений, жизненного опыта школьников, делающих свой профессиональный выбор, сказывается в отсутствии полноценного и всестороннего анализа соответствия желаемого и возможного, целей и ограничений в виде наличия способностей, ресурсов, необходимых для овладения специальностью и многолетней работы по избранному профилю. Несоразмерное с возможностями желание обрести модную профессию порождает огромные конкурсы при поступлении в высшие учебные заведения.
Можно отметить также практическое отсутствие популярной литературы, доступной для восприятия вступающих в жизнь школьников, и профориентационной работы, объясняющей что есть специальность, профессия, каков их набор в России и в мире, в чем заключается деятельность, работа,
служба, соответствующая основным специальностям, профессиям, каковы перспективы, достоинства, недостатки разных вариантов выбора.
Мотивация выбора учебного заведения.
Результаты опроса показали, в какие учебные заведения планируют поступать старшеклассники (рис. 6).
Рисунок 6. Вузы, в которых школьники планируют продолжить свое обучение (в % от числа опрошенных)
-.18
МЙС- -
Б вузы Москвы и Санкт-Петербурга собираются поступать 33% респондентов, в Вологодский государственный технический университет -12%, в филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Вологде или в Вологодский государственный педагогический университет - по 7% и в Вологодскую государственную молочнохозяйственную академию - 3%. Не выбрали высшее учебное заведение 38% опрошенных.
Что касается мотивации выбора того или иного вуза (у выбравших вуз; рис. 7), то для 34% старшеклассников он соответствует выбранной ими спе-
Рисунок 7. Причины выбора вуза школьниками
(в % от числа опрошенных)
■ Вуз соответствует выбранной специальност и
■ Считаю, что образование лучше получить в большом городе
■ Считаю, что данный вуз является престижным
■ Все равно, где учиться, важно получить высшее образование
■ Знаю мало об учебных заведениях, поэт ому зат ру дняюсь от вет ит ь
15 15
Н«§
циальности. Как полагают 24% опрошенных, образование лучше получать в большом городе. Выбор 15% обусловлен престижностью вуза. Для 15% старшеклассников не имеет значения, в какое учебное заведение поступать, главное - получить высшее образование. Окончательно определиться с выбором не могут 12% респондентов, не имеющих полной информации о высших учебных заведениях.
Таким образом, в ходе исследования мы выявили несколько негативных моментов. Первый - то, что большинство старшеклассников не выбрали учебное заведение, в котором они планируют продолжать обучение. Это прежде всего связано с тем, что многие из них не выбрали свою будущую профессию, соответственно, и не определились с вузом.
До обозначения второго момента напомним, что наше исследование проводилось среди школьников, участвующих в программе «Одаренные
дети», по которой совместно работают ДЮЦ «Единство» и НОЦ ВНКЦ ЦЭМИ РАН. То есть исследовалась так называемая «школьная элита». А проблема СОСТОИТ в следующем.
Большинство учащихся планируют поступать в вузы Москвы или Санкт-Петербурга. Они считают столичное образование более качественным и престижным. Однако вопрос о качестве образования спорный, и однозначно утверждать, что образование в столице лучше, не стоит. Хотя, возможно, данный фактор имеет место быть в наиболее известных, «элитных», вузах (МГУ, МАИ, МГИМО и др.). И конечно, нет гарантии в том, что, окончив столичный вуз, молодые люди вернутся и будут работать в Вологодской области. Таким образом, происходит своеобразная «утечка мозгов» в столичные города, что, несомненно, наносит определенный урон региону.
Третьим моментом является то, что седьмой части исследуемой группы молодежи не важно, где учиться. Главное - получить высшее образование. На наш взгляд, такой подход к выбору учебного заведения не предполагает в
будущем работу по избранной специальности. Отсюда несоответствие между тем количеством специалис-тов-выпускников, которые необходимы для региона, и тем, которое регион реально получает. Данный дисбаланс заметно компенсируется за счет выпускников, обучающихся на платной основе. Тем не менее это не является положительным критерием при оценке продуктивности образовательных услуг.
Анализ ответов на вопрос о причинах, по которым выпускники вузов не работают по своей непосредственной специальности, показывает, что школьники понимают ситуацию, сложившуюся на рынке труда в настоящее время (рис. 8). Это и низкая оплата труда работников бюджетной сферы (43%), и противоречие между спросом и предложением (14%), и сложность трудоустройства выпускников вузов, не имеющих опыта и стажа (12%), и др. Более всего, опять-таки, настораживает тот факт, что 24% респондентов отмечают в своих ответах на данный вопрос неверно сделанный выбор профессии, учебу ради диплома.
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Почему выпускники вузов не работают по своей непосредственной специальности?» (в % от числа опрошенных)
43
14
12
■ Низкая оплат а труда
■ Сделали неверный выбор профессии; учились ради диплома об образовании
■ Невостребованность профессии нарынкетруда, недостаток рабочих мест для специалистов данного профиля
■ Сложность устроиться на работу без опыта, стажа и рекомендаций
■ Переизбыток одних специалистов и нехватка других
■ Плохое качество образования
Итоги нашего исследования позволяют прийти к следующим выводам:
1. Необходимо разработать подходы к профориентационной работе в школе. Здесь важно вернуться к вопросам связей между высшей и средней школой, воспитания у школьников повышенного чувства ответственности перед обществом. Школы должны определить содержание, формы профориентационной деятельности, которая проводится не разрозненными собственными мероприятиями, а включается в систему учебно-профориентационной работы. При планировании данной деятельности следует учитывать научные разработки и ориентироваться на компоненты, выделяемые исследователями при системном подходе к такой работе, - формирование профессионального самосознания и профессионального самоопределения.
2. Вузы должны вести информирование о профессиях дифференцированно, с учетом подготовки материалов в помощь школьникам, учителям, родителям, специалистам, занимающимся профориентационной работой. Целесообразно более активно использовать средства массовой информации, возможности сетевых информационных технологий для информирования школьников о различных профессиях, размещение информации о вузах на сайтах, включая страницы, подготовленные в помощь будущим абитуриентам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Збровский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г.Е. Збровский, Е. А. Шуклина. - Екатеринбург, 2003.
2. Райзберг, Б.А. Психологическая экономика / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 432 с.