SELECT * FROM
closed_answers, close_answers_options WHERE
closed_answers.close_answers_options_id = close_answers_options.close answers options id
AND
close_answers_options.close_answers_options
close_answers_options.close_answers_options
В этом запросе добавляются два дополнительных условия, ограничивающие период актуальности вариантов ответа.
Таким образом, можно сделать ряд выводов. Во-первых, определение периодов актуальности для всех элементов анкеты устраняет неоднозначности, касающиеся формулировок вопросов, мест проведения анкетирований и т. п. Во-вторых, добавление дополнительной информации в БД расширяет возможности анализа, позволяя извлекать и анализировать данные в динамике. В-третьих, темпоральную БД значительно проще связать с событиями, непосредственно не отраженными в
_valid_end > NOW() AND valid_begin < NOW()
ней, но привязанными к определенным временным интервалам.
В целом темпоральная база данных представляется как востребованное в настоящее время расширение реляционных БД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образование, наука, бизнес: особенности регионального развития и интеграции: сб. трудов Всероссийской науч.-практ. конф. - Череповец: ИМИТ СПбГПУ, 2005. - 344 с.
2. ПорайД.С. Реализация концепции темпоральной базы данных средствами реляционной СУБД [Электронный ресурс] / Д.С. Порай, А.В. Соловьев, Г.В. Корольков. - Режим доступа: ftp://ftp.dol.ru/pub/ users/cgnt\'/download/sbornic/sbornic5/Doc8.doc
3. Snodgrass, R.T. Developing time-oriented database application in SQL / R.T. Snodgrass. - San-Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 2000. - 528 p.
УДК 331.5(470.12)
Анна Сергеевна Кельсина
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
В статье представлены результаты опроса школьников ю - 11 классов, обучающихся в Научнообразовательном центре ВНКЦ ЦЭМИ РАН, проведенного с целью изучения особенностей поведения и ценностных предпочтений подростков в сфере труда и занятости. Обозначены основные проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются на рынке труда.
зависит не только от образования, уровня и качества жизни, но и от мотивационных установок, трудовых ценностей.
Изучение их, как и жизненных планов молодежи, позволяет понять направленность и содержание ее трудовой активности, способствует эффективности разрабатываемых мероприятий в сфере образования, труда и занятости.
Формирование и развитие трудового потенциала молодежи напрямую
A.C. КЕЛЬСИНА -инженер-исследователь ВНКЦ ЦЭМИ РАН
В 2006 г. среди учащихся 10-11 классов школ Вологды, посещающих школьный экономический факультатив в Научно-образовательном центре ВНКЦ ЦЭМИ РАН, был проведен опрос по изучению поведения и ценностных предпочтений подростков в сфере труда и занятости. Опрошено 147 старшеклассников в возрасте 15-16 лет, из них 78 юношей и 69 девушек.
Как известно, в последние годы школьники активно участвуют в трудовой деятельности, особенно во время летних каникул. Судя по данным нашего опроса, такое положительное, отвечающее интересам и подростка, и общества явление характерно для 76% респондентов.
Большинство из них - юноши (рис. 1), которые работали малярами, грузчиками, плотниками, транспортировщиками и др. Это можно объяснить высоким спросом на рынке труда, особенно в летний период, на данные специальности. Некоторые юноши были дизайнерами, внештатными журналистами, инструкторами в туристических бюро, ди-джеями на свадьбах, девушки -смотрителями в музеях, вожатыми, упаковщицами, поварами, продавцами непродовольственных товаров и др. Часть подростков попробовали себя в разных видах деятельности.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Работали ли Вы в свободное от учебы время?» (в % от числа опрошенных)
60
40
20
о
6
Юно1ш
Да
24
2 ¿Щ
Деву ики Нет
Отдельные учащиеся продолжают работать на постоянной основе в свободное от учебы время промоутерами в рекламных агентствах. Этот вид деятельности широко распространен среди подростков. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в условиях города несовершеннолетним легче реализовать свои потребности в труде.
Продолжительность временной занятости опрошенных подростков в летние каникулы составляла от двух до девяти недель, заработная плата - от 500 до 2500 рублей в неделю.
Самым популярным мотивом к труду, судя по ответам (рис. 2), было желание «заработать деньги» - так ответили 48% опрошенных. Однако не стоит обвинять современных школьников в меркантильности: узнать цену деньгам, доставшимся собственным трудом, - это, несомненно, положительный жизненный опыт, и стоит надеяться, что своим заработком дети сумеют распорядиться рационально.
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «С какой целью Вы работали летом?» (в % от числа опрошенных)
Не отстать от дру зей Заняться чем-то новым Чем-то занять свое время Чтобы получить опыт в определенной области Заработать деньги
Стремились поработать, чтобы получить трудовой опыт, 26% опрошенных. Можно отметить, что у совре-
менных школьников явно прослеживается индивидуальное начало, поскольку лишь 2% отметили вариант
»
«не отстать от друзей». Это говорит о том, что подростки стали более самостоятельными и независимыми. Их выходу на рынок труда также способствует желание занять свободное время полезной деятельностью.
Несмотря на принимаемые меры, обеспечение занятости подростков представляет определенную сложность. По результатам исследования,
подавляющее оолынинство опрошенных старшеклассников трудоустроились с помощью родителей или знакомых, а самостоятельно - только пятая часть (рис. 3). Необходимость помощи детям в устройстве на работу вполне оправданна. А тем, кто проявил инициативность и самостоятельность в ее поиске, этот опыт непременно пригодится в жизни.
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы устроились на работу?» (в % от числа опрошенных) 80 71
60
40
20
0
-г
С помощью родителей или знакомых
21
Самостоятельно
Т -
Через биржу труда
Центром занятости населения г. Вологды с 2006 г. осуществлялась «Программа по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет». Основными направлениями ее реализации стали не только организация разнообразной временной занятости несовершеннолетних, но и «развитие межведомственного взаимодействия и социального партнерства на молодежном рынке труда»1. Таким образом, были задействованы школы, детские дома, школы-интернаты, Комплексный центр социального обслуживания населения, ЗАО «ВПЗ», ОАО «ЭТМ», ЗАО «Афис», ООО «Керамиксервис», МУЗ «Городская больница №1», ООО «МИМП», «БМЗ», «СПМК-1» и «Строй-технология» и др. Впервые начали сотрудничать со службой занятости ОАО «ВОМЗ», ЗАО «Вологодский учебноопытный молочный комбинат».
1 Дружинин А. А. Молодежный рынок труда и основные направления содействия занятости безработной молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orags.orl.ru/internet_ conf_2006/ sections/0108, doc
Особо следует отметить средние образовательные учреждения города, на базе которых в период летних каникул были организованы ученические ремонтные бригады. Помимо приобщения подростков к трудовой деятельности это имело и огромное воспитательное значение: формировалось бережное отношение к школьному имуществу, самому зданию школы, в ремонте которого ученики принимали непосредственное участие. Оплата их труда составляла до 500 рублей в неделю.
Вместе с тем данные нашего исследования показывают, что только 8% респондентов нашли работу с помощью Центра занятости (см. рис. 3). Это может быть обусловлено, во-первых, значительным превышением спроса на рабочие места для несовершеннолетних над предложением, а во-вторых, тем, что предпочтение в их предоставлении отдавалось детям из семей с трудным материальным положением и сиротам.
Права и обязанности несовершеннолетних на рынке труда установлены в Трудовом кодексе РФ (ст. 63, 69, 92, 94, 268 - 271), здесь обозначены также возрастные ограничения, виды работ, продолжительность рабочего времени, нормы выработки и т. д. Кроме того, Кодексом предусмотрен целый ряд требований, которые должен соблюдать работодатель при приеме на работу несовершеннолетнего и невыполнение которых чревато штрафными санкциями. Это тоже затрудняет решение проблемы временной занятости подростков, тем более что не всегда присутствует заинтересованность в приеме данной категории граждан.
По мнению большинства опрошенных школьников, устроиться на
хорошую работу в современных условиях прежде всего помогают «связи и знакомства» (82%; рис. 4). На втором месте по значимости находится «инициативность и предприимчивость» (44%). И лишь на третьем - «дисциплинированность, исполнительность, ответственность» и «наличие широких и глубоких знаний» (по 36%). Такое распределение ответов подтверждается тем фактом, что трудоустройство большей части подростков происходило с помощью родителей и знакомых. Поэтому в школе необходимо проводить соответствующую воспитательную работу, чтобы доказать детям, что знающие и инициативные люди могут добиваться успеха без знакомств. Примеров этого в реальной жизни предостаточно.
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, больше всего помогает в современных условиях получить хорошую работу?» (в % от числа опрошенных)
Готовность трудиться с полной отдачей
Наличие широких и глубоких знаний
Дисциплинированность, исполнительность, ответственность
Инициативность, предприимчивость Связи и знакомства
Чаще всего школьники испытывают от работы положительные эмоции: радость (27%), гордость (54%), вдохновение (21%). Отрицательные эмоции также имеют место: дискомфорт и отвращение - по 11%. Это связано с тем, что к соблюдению трудовой дисциплины, выполнению определенных операций в течение четко регламенти-
рованного времени необходимо привыкнуть, чтобы относиться с пониманием и ответственностью (рис. 5): Безразличными остались 27% подростков -видимо, характер труда и его результаты не вызвали у них интереса.
Отвечая на очень важный вопрос: «Если бы у Вас в будущем была материальная возможность не работать, то
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Какие эмоции остались у Вас от работы?»
(в % от числа опрошенных)
Раздражение Дискомфорт Отвращение Вдох новение_
Радость ШШЯАШШШЯШАШШШШШШШ 27
Безразличие .......................27
Гордость ..........{а...........а н | | а
10
20
30
40
50
60
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Если бы у Вас в будущем была материальная возможность не работать, то что бы Вы предпочли?» (в % от числа опрошенных)
Не работать Скорее не работать Затрудняюсь ответить
Скорее работать Работать
10
42
0
10
20
30
40
50
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы
предпочтение?» (в % от числа опрошенных)
Работа, обеспечивающая социальные льготы Работа на предприятии, которое близко от дома Работа, приносящая пользу людям Работа без физического утомления, с хорошими условиями Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе Работа, где руководство хорош относится к персоналу Работа, дающая возможность повышения квалификации Работа, где есть возможность сделать карьеру Интересная, творческая работа Высокооплачиваемая работа
что бы Вы предпочли?» - большая часть школьников (80%) выбрали варианты «работать» и «скорее работать» (рис. 6). То есть они понимают, что труд играет значительную роль в жизни.
Вместе с тем школьники предпочитают в будущем добиваться «высокооплачиваемой работы» (67%; рис. 7). И это характерно не только для молодежи. Как отмечают исследователи,
«ориентация на высокий заработок является абсолютно доминирующей для большинства и не зависит ни от возраста, ни от каких-либо других социально-демографических характеристик»2.
Однако, судя по данным опроса, значительная доля школьников (48%) ориентируются на будущую «интересную, творческую работу», которая представляется им как средство для развития способностей, таланта в определенной сфере профессиональной деятельности, чтобы реализовать себя, получить признание в обществе. Они не рассматривают работу только как экономическую необходимость, источник средств к существованию, что очень важно, поскольку такая ориентация помогает легче переживать кризисные ситуации в жизни. Это подчеркивает исследователь Г.Р. Хамидуллина: «Реформы в меньшей степени ударили по той части населе-
ния, которая ориентирована на работу как на ценность и творческий подход к ней. Они и оказались выигравшими в ходе реформ» .
В то же время для школьников, по их оценкам, актуальны вопросы и карьерного роста (31%), и повышения квалификации (25%). А вот работу, обеспечивающую социальные льготы, не выбрал никто. Это свидетельствует о том, что молодежь обычно не думает о болезнях и старости.
Отношение к созданию собственного дела выразилось в готовности большинства опрошенных (56%) работать в той или иной форме в сфере бизнеса. Это объясняется тем, что школьники, обучающиеся в НОЦ, знакомы не только с основами экономической теории, но и с азами ведения собственного дела (рис. 8). Лишь 16% респондентов ни в какой форме не собираются им заниматься.
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к созданию собственного бизнеса?»
(в % от числа опрошенных)
Затрудняюсь ответить
Я хотел бы заниматься индивидуальной трудовой деятельностью
Ни в какой форме заниматься собственным бизнесом я не собираюсь
Я хотел бы создать небольшое собственное дело
Я хотел бы создать свое большое и хорошо развивающееся дело
2 Темницкий А. Л. О статье А.Н. Демина «Особенности формирования трудового сознания молодежи (1995 - 2001 годы)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/ db/msg/ 116942.html
3 Хамидуллина Г.Р. Труд и трудовые ценности как компоненты обеспечения жизнедеятельности общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2000/ issuety21.html
На вопрос о значимости труда 84% школьников ответили с точки зрения его незыблемого приоритета в жизни человека. Однако, по мнению 8% учащихся, человек вполне может существовать и без работы (рис. 9). Неоднозначные ответы вызвал и вопрос о нравственной стороне труда: 57% респондентов считают, что в наше время стоит честно трудиться, 23% ответили на этот вопрос отрицательно, еще 20% затруднились с ответом (рис. Ю). Возможно, такое распределение ответов связано с особенностями рыночных преобразований в нашей стране, сопровождавшихся ростом преступности в сфере экономики. К тому же в СМИ и современных кинофильмах приводится множество примеров того, как можно легко заработать деньги, используя при этом не вполне законные средства.
После окончания школы 69% школьников планируют продолжить образование в вузе, 31% - совмещать учебу и работу, поскольку к этому их вынуждает стесненное материальное положение (рис. 11). Они понимают, что без образования нельзя получить квалифицированную работу, и в этом их немало убедил собственный опыт трудовой деятельности. Многочисленные исследования подтверждают и тот факт, что «практически во всем мире эластичность спроса на неквалифицированный труд сегодня выше, чем когда-либо раньше» . То есть ситуация в данном сегменте рынка труда становится все более нестабильной, поэтому и работа здесь будет вынуждать все больше полагаться на случайные доходы.
4 Хершберг Э. Глобальная реструктуризация, знания и обучение // Вопросы экономики. - 2004. -№8.-С. 66-76.
Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы работу неотъемлемой частью жизни человека?» (в % от числа опрошенных)
100 80 -60 -40 -20 -О
84
Да
Нет
Затрудняюсь
ответить
Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «Grow ш а наше время честно трудиться?»
(в % от числа опрошенных)
57
60 j j y
о !
И
23
20
Да
Нет Затрудняюсь
ответить
80
60
40
20
0
Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Каковы Ваши планы после окончания школы?» (в % от числа опрошенных)
31
Продолжить
образование
Работать
Учиться и работать
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы об особенностях трудового поведения современных подростков:
1. Их занятость в свободное от учебы время, несмотря на то, что в большинстве случаев им предоставлялась неквалифицированная работа, -положительное явление. Ускоряются процессы их адаптации к трудовой де5ПАлъноста и формирования трудового поведения. Вместе с тем расширяются
реальные представления подростков о рынке труда, накапливается трудовой опыт. Немаловажно и то, что работа в свободное от учебы время служит материальной поддержкой подросткам, особенно из малообеспеченных семей.
2. Участие в трудовой деятельности помогает определиться с выбором будущей профессии, а также реально увидеть связь между хорошим образованием и высокооплачиваемой работой.
3. Формгфуется иная по сравнению с началом реформ среда, благоприятствующая развитию позитивной мотивации подростков к трудовой деятельности, которая становится для них значимой жизненной ценностью, т. к. является осмысленной и не навязанной насильно извне. Труд считается в молодежной среде престижным занятием.
4. Для опрошенных подростков характерна ориентация не только на высокооплачиваемую, но и интересную, творческую работу, дающую возможность реализовать свои способности.
5. Необходимо предоставлять больше рабочих мест подросткам во время летних каникул, так как многие из них в этом нуждаются. Усилий Центра занятости г. Вологды в данном направлении недостаточно.
6. Молодежная безработица в области обусловлена, в частности, и такими причинами, как невладение выпускниками навыками грамотного поиска работы, ведения переговоров с работодателями, пассивность при решении вопросов трудоустройства.
Следовательно, занятость еще на этапе обучения в школе поможет подросткам получить необходимый опыт, и в дальнейшем это приведет к снижению остроты проблемы безработицы среди молодежи.