ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
ОБЩЕСТВА
ЦУБИНА Т.В.
Профессия все больше начинает рассматриваться как средство достижения жизненного успеха, для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 1315 лет. Согласно проведенным исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Выбор будущей профессии - это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах. [2]
Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии - это проблема? Думаю, причин несколько.
Во-первых, очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.).
Во-вторых, сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомится, с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек по вполне понятным причинам: как правило, бизнес-процессы не терпят посторонних, большая часть работы происходит в мыслительном (ненаблюдаемом) плане. Поэтому очень трудно объяснить ребенку, что папа/мама думает, поэтому устал(а).
В-третьих, на сегодняшний день практически исчезли все кружки по интересам: радиотехнический, юных фотографов, журналистов, конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах жизнедеятельности, поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого недостаточно, для того чтобы сделать осознанный выбор.
Необходимость социализации связана еще и с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Профессиональное самоопределение этой категории населения является по-прежнему одной из основных проблем общества, так как известно, что треть незанятого населения, невостребованного на рынке труда, - это молодежь. [1]
Профессия все больше начинает рассматриваться как средство достижения жизненного успеха, для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности.
Profession is increasingly coming to be seen as a means of achieving success in life, to find their place in society, and as a means of personal fulfillment. The problem of selfdetermination is relevant for both the student and for society. Adequate professional selfdetermination - this is important to achieve success in professional life.
Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: выбор вуза или колледжа; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания учебного заведения именно по этой специальности.
Переход на новую систему обучения актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка. Возникла необходимость создать такую систему образования, которая способствовала бы расширению возможности выбора каждым школьником своего жизненного пути. При этом подход к образованию становится как к средству и способу выживания в условиях постоянного выбора - познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях собственной деловой карьеры. Различные аспекты саморазвития личности становятся важными задачами школы. Статья 14 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоуправления личности, создание условий для ее самореализации». Идея становления творческой личности, лежащая в основе гуманистического мировоззрения педагогов школы, базируется на философии «самости». Являясь задачей познания личностью себя, она стала в школе принципом признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска: все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. В этой связи весьма актуальна проблема адекватного профессионального самоопределения старшеклассников, склонных к девиантному поведению, их особенностей. В Концепции Модернизации Российского образования на период до 2025 года в приоритетных направлениях образовательной политики отмечено, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены индивидуальным социальнопедагогическим сопровождением. Недооценка важности воспитательной работы педагога с такими детьми приводит к тому, что дети утрачивают способность к общению, сопереживанию, сочувствию, у них обнаруживается агрессивность или, наоборот, чрезмерная замкнутость, что нарушает экологию детского сообщества. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного учебновоспитательного комплекса мер. Такое категоричное суждение базируется на двух посылках. Во-первых, преодоление социальной дезадаптации детей возможно только в ходе оказания ребенку (его родителям или лицам, их заменяющим) социальной помощи, и такого рода помощь есть по своему существу специально организованная педагогическая деятельность. Во-вторых, опытом педагогики показано, что условия жизнедеятельности ребенка, способствующие его прогрессивному психическому развитию, могут быть специальным образом спроектированы с заранее заданными свойствами, могут быть созданы и создаются в результате целенаправленной педагогической деятельности. Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов. Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации
подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно. А это приведет к нравственно-моральной, духовной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.
Решение проблемы воспитания детей указанной группы достигается, прежде всего, путем гуманизации, обеспечения адаптивности и вариативности воспитательной деятельности, открытием специальных общеобразовательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением. Школа для детей и подростков с девиантным поведением - это учебновоспитательное учреждение открытого типа, призванное обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учреждение обеспечивает развитие личности воспитанников по средствам единения образовательного, воспитательного и социального процессов. Школа данного типа выполняет функции профилактического учреждения и создано для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать средние общеобразовательные учреждения; испытывающих трудности в общении с родителями (законными представителями).
В течение четырех лет в школе реализуется комплексная программа профессиональной ориентации учащихся «Я выбираю профессию», которая состоит из трех взаимодополняемых друг друга блоков:
— первый блок: состоит из традиционных занятий, на которых учащиеся узнают об особенностях своего темперамента, способностях, проходят профориентационное тестирование, учатся практическим навыкам: самопрезентации, составлению резюме, элементам делового этикета.
— второй блок: представляет собой работу «Виртуального музея профессий», в котором представлен широкий спектр разнообразных профессий, которые можно освоить в колледжах города Москвы, представлены требования предъявляемые к физическому здоровью, условия труда, сроки обучения, адреса местонахождения и другая полезная информация. Причем подросток является не только посетителем музея, но и непосредственным создателем - ибо одной из задач является расширение информационно-коммуникативной сферы учащегося.
— третий блок: экскурсионный, в апреле, мае месяце, после проведения заключительного анкетирования формируются группы учащихся и совместно с педагогами выезжают в колледжи, где им окончательно помогают сориентироваться в выборе профессии, знакомят с учебным заведением или производственными цехами, помогают написать заявление, рассказывают о возможных льготах. Результатом такой целенаправленной работы стало то, что каждый выпускник школы сумел найти свое место в жизни, подобрать понравившуюся и подходящую ему профессию, и успешно продолжать дальнейшее обучение.
Успешность до профессионального и профессионального образования сегодняшних школьников определяет место России в современной и завтрашней цивилизации и культуре.
Библиографический список:
1. Самоукин А.И. Выбор профессии - путь к успеху / А.И. Самоукин, Н.В. Самоукина - Дубна, 2000. - 268 С.
2. Собкин B.C. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад / В.С. Собкин - М.: ЮНЕСКО, 1998. - 214 С.
Ключевые слова: профессия, подросток с девиантным поведением, самоопределение, общество, жизненный успех.
Keywords: profession, as a teenager with behavioral problems, self, society, success in life.