ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Е.В. Бежанова
Bezhanova E.V. Pedagogical and psychological conditions of the forming effective professional selfdetermination of children from unfavourable family in rehabiltation center. In article we describe about peculiarity professional preference and professional plan children from unfavourable family. We also recommend pedagogical and psychological conditions for effective forming professional self-determination present category in rehabiltation center.
Нестабильность на рынке труда, рассогласованность потребности экономики в специалистах и объемом их выпуска в учебных учреждениях создают сложные условия для профессионального самоопределения подростков. При этом особо уязвимой группой становятся подростки из неблагополучных семей. Низкие материальные возможности подростка ограничивают его свободу о выборе профессии. Особенности психологической сферы подростков из неблагополучных семей, выражающиеся в заниженной самооценке, эмоциональной неразвитости, низком познавательном интересе, сужают его сферу профпригодности. При этом достаточно часто сферой самореализации для подростка из неблагополучной семьи становится преступный мир.
Нами было проведено исследование профессиональных предпочтений подростков из неблагополучных семей, находящихся на реабилитации в Реабилитационно-оздоровительном комплексе семьи «Б. Липовица». В результате сравнения профессиональных предпочтений и профессиональных планов у 146 подростков нами были выявлены профессиональные сферы оптимального и неоптимального профессионального выбора (табл. 1). Профессии оптимального выбора - это те профессии, которые являются для подростка предпочитаемыми и относятся к категории профессиональный план, неоптимальные -это те профессии, которые относятся к категории профессиональный план, но не являются предпочитаемыми.
Чем больше коэффициент отклонения, тем меньше шансов, по мнению подростка, приобрести данную профессию. Относя какую-либо профессию к категории «предпочитаемая», подросток не верит в то, что эта
профессия будет ему доступна. Данные показатели говорят нам, с одной стороны, о реалистичности профессиональных планов подростка, но, с другой стороны, учитывая специфику подросткового возраста, для которого нереалистичность профессиональных планов, доминирование в них романтических профессий является нормой, мы больше склоняемся к тому, что данные показатели говорят нам о заниженной самооценке подростка, о неверии в себя и общей пессимистичной картины будущего у подростка из неблагополучной семьи.
Таблица
Профессиональные предпочтения подростков из неблагополучных семей
Профессиональная область Коэффициент отклонения
Профессиональная сфера оптимального выбора
пищевая промышленность 0,00
военное дело и администрирование 0,00
музыка -1,80
ремонтные работы -1,50
охрана окружающей среды -1,00
строительство -0,60
педагогика -0,60
Профессиональная сфера неоптимального выбора
транспорт -0,15
здравоохранение, медицина 0,07
спорт 0,53
экономика 1,33
дизайнерское искусство 1,67
юриспруденция 1,70
информатика 2,00
сфера обслуживания 2,87
искусство 3,00
актерское мастерство 3,00
сельское хозяйство 4,00
психология 5,00
Общий коэффициент отклонения -0,53
Эффективное профессиональное самоопределение подростка зачастую единственная возможность выхода из сложной жизненной ситуации. Но подросток, имея сложные субъективные и объективные условия профессионального самоопределения, не подготовлен к тому, чтобы сделать его эффективным. И в этой ситуации необходима квалифицированная помощь специалистов. Одной из приоритетных задач реабилитационного центра является профессиональная реабилитация. В реабилитационном центре могут быть целенаправленно созданы оптимальные условия для проведения психологопедагогической работы с целью эффективного формирования профессионального самоопределения. В течение реабилитационного периода подросток может быть полностью погружен в непосредственные и опосредованные условия, способствующие развитию необходимых личностных свойств и качеств его личности, приобретению знаний, способствующих эффективному профессиональному самоопределению. Так, практически все реабилитационные мероприятия (дискотеки, творческие и спортивные конкурсы, уборка территории, просмотр кинофильмов и т. д.) могут быть направлены на создание данных условий.
Начать работу по целенаправленному созданию благоприятных психолого-педаго-гических условий для эффективного формирования профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей необходимо с того, чтобы создать перспективу для подростка. Компромиссный выбор профессии, который подросток вынужден сделать по причине материальной несостоятельности своих родителей и без учета своих интересов и способностей, он воспринимает болезненно, как тупик, из которого уже никогда не выбраться. Он не видит перспективы и не знает стратегии поведения в данной ситуации. Здесь педагог должен убедить подростка, что выбор профессии не существует один раз на всю жизнь, и подросток, в будущем сможет пойти учиться на ту профессию, на которую захочет, если сам будет активно действовать. Иначе говоря^ педагог должен убедить подростка в необходимости профессиональной мобильности, как стратегии поведения для подростка.
О профессиональной мобильности как эффективной стратегии поведения на рынке труда высказываются ученые П.И. Бабочкин, И.В. Василенко, И.И. Задорожная, Е.А. Кух-терина, Б.В. Мартынов, Е.Е. Немерюк,
М.Р. Рогачева [1-4]. В данном случае под профессиональной мобильностью подростка из неблагополучной семьи мы будем понимать как активность подростка, проявляющаяся в осуществлении перемещений в профессиональной и учебной деятельности с целью нахождения и достижения наиболее благоприятных условий для самореализации удовлетворения основных потребностей. Информируя подростка о профессиональной мобильности как стратегии поведения, мы тем самым помогаем ему изменить его негативное отношение к компромиссному выбору профессии, и этот выбор воспринимать ни как тупик, а шаг к достижению реальной профессиональной цели.
Далее педагог подготавливает подростка к практическому осуществлению профессиональной мобильности и общему эффективному поведению в процессе профессионального самоопределения при создании комплекса психолого-педагогических условий: 1) создание ситуаций, способствующих развитию адекватного самосознания и самооценки; 2) создание ситуаций, способствующих развитию креативности (личностный компонент); 3) возможность получения достоверной информации о правилах построения профплана на основе учета способностей, склонностей, интересов и знаний про-фессиограммы. 4) возможность получения достоверной информации о потребностях и особенностях российского рынка труда (когнитивный компонент); 5) создание ситуаций, способствующих формированию ответственного отношения к профессиональному самоопределению (эмоционально - волевой компонент); 6) организация практической деятельности по приобретению базовой профессиональной пробы (деятельностный компонент).
В процессе реабилитации само отношение к подростку со стороны педагогов и психологов должно способствовать развитию у него позитивной «Я-концепции». Для этого важно правильно использовать методы поощрения и наказания, уделяя особое внимание методам поощрения подростка в случае
его личного успеха в каком-либо мероприятии. В процессе реабилитации педагогу необходимо вести активное наблюдение за поведением подростка и постараться найти в каждом какое-либо положительное личностное качество, способность или умение. То есть действуя по принципу «найти то звено, потянув за которое, вытянуть всю цепь», указать подростку на его сильные стороны, на которые он может опереться в процессе построения профессионального плана.
Информируя подростка о правилах построения профессионального плана, педагог должен индивидуально с каждым подростком обсудить его профессиональные намерения. Подросток, с помощью педагога, через изучение профессиограммы профессии должен «примерить» профессию на себя и сделать соответствующие выводы самостоятельно. Здесь педагог может использовать различные психодиагностические методики, результаты которых позволят подростку повысить реалистичность его профессиональных намерений. Информируя подростка о рынке труда, педагог должен указать подростку на дефицит специалистов сферы обслуживания и представителей рабочих специальностей. Сфера обслуживания, строительство, ремонтные работы характеризуются подростками как мало престижные, но, тем не менее, являются сегодня востребованными на рынке труда.
В процессе реабилитации необходимо обеспечить возможность приобретения подростками опыта профессиональной деятельности (профессиональной пробы) в максимально возможных сферах труда. Данное условие будет способствовать уточнению профессионального плана и профессиональной мобильности в будущем.
В процессе формирования психологопедагогических условий профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей важно использовать психоло-го-педагогические средства, способствующие закреплению полученных результатов, обеспечивающих пролонгированное воздействие на личность подростка. Например, такие, как рекомендации-памятки, ведение подростком журнала достижений, а также
использовать средства киноискусства. А именно, использовать кинофильмы, демонстрирующие нравственное и ценностное отношение к труду, образцы стратегий поведения представителей различных профессий в процессе достижения профессиональной цели. К таким фильмам, по нашему мнению, можно отнести: «Форест Гамп» (режиссер Роберт Земескис, США, 1994 г.), «Карнавал» (режиссер Татьяна Лиознова, СССР, 1982 г.), «Мы из джаза» (режиссер Карен Шахназаров, СССР, 1983 г.), «Место встречи изменить нельзя» (режиссер Станислав Говорухин, СССР, 1979 г.). После просмотра фильма при этом рекомендуется организовать его обсуждение с подростками, с анализом особенностей личности главного героя, его профессионального пути и стратегии по реализации поставленной профессиональной цели.
Эффективное профессиональное самоопределение подростков из неблагополучных семей - важнейшая задача нашего общества. И здесь очень важно, чтобы работа по созданию психолого-педагогических условий проводилась с учетом комплекса проблем подростка и не заканчивалась рекомендацией профессии для него. Поэтому при проведении педагогической работы акцент делается на восстановлении потенциала подростка и подготовки его к тому, чтобы подросток умел правильно делать выбор профессии, не боялся самостоятельно делать этот сложный выбор, а самое главное, был готов воплотить свой выбор в жизнь, мужественно преодолевая препятствия, добиваться поставленной профессиональной цели.
1. Бабочкин П.И., Задорожная ИИ, Рогачева М.Г.
Социально-профессиональные ориентации
учащихся и факторы выбора профессии (региональный аспект). М., 2001.
2. Василенко И.В. Человек в социуме: мотивация и мобильность. Волгоград, 1998.
3. Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи. Тюмень, 2004.
4. Немерюк Е.Е. Рынок труда и социальнотрудовая мобильность. Саратов, 2003.
Поступила в редакцию 25.09.2006 г.