DOI: 10.24412/1994-3776-2023-3-117-121
УДК: 316
В.Н. Володин
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ V. Volodin. Professional self-determination of youth
Аннотация. В данной статье анализируется психолого-педагогическая литература по вопросу о психологических предпосылках профессионального самоопределения молодежи. Определены основные факторы и этапы профессионального самоопределения. Факторами профессионального самоопределения являются самооценка,
сформированная ценностная ориентация, карьерная ориентация, наличие внутренней мотивации выбора, личностное планирование карьеры, уровень требований, склонностей, уровень личностных общих способностей и специальных способностей, таких как устойчивая мотивация, профессионализация.
Было выявлено, что профессиональное самоопределение является основной проблемой подросткового возраста, а это означает, что молодежь имеет два вида информации: с одной стороны, обо всем профессиональном мире, о требованиях каждой профессии, а с другой стороны, о себе, своих способностях и интересах. Процесс профессионального самоопределения
рассматривается как непрерывный личностный путь, на котором человек определяет для себя профессиональную деятельность.
Молодежь определяет профессиональную деятельность, к которой они склонны, на основе личностных качеств и различных факторов. Характерной психологической предпосылкой готовности старшеклассников к определенному выбору будущей профессии является именно формирование ценностных ориентаций, ярко выраженная индивидуальная карьерная
направленность, наличие внутренней мотивации выбора.
Ключевые слова: молодежь, профориентация,
профессиональное, самоопределение, профессия, деятельность.
Контактная информация: 193023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.30/32; E-mail: Vitvolnikvol@mail. ru
Annotation. This article analyzes the psychological and pedagogical literature on the issue of the psychological prerequisites for the professional selfdetermination of young people. The main factors and stages of professional self-determination are determined. The factors of professional self-determination are selfesteem, formed value orientation, career orientation, the presence of internal motivation for choice, personal career planning, the level of requirements, inclinations, the level of personal general abilities and special abilities, such as sustainable motivation, professional shyness. It was revealed that professional self-determination is the main problem of adolescence, which means that young people have two types of information: on the one hand, about the entire professional world, about the requirements of each profession, and on the other hand, about themselves, professionalization.
The process of professional self-determination is considered as a continuous personal path on which a person determines professional activity for himself.
Young people determine the professional activities to which they are inclined based on personal qualities and various factors. A characteristic psychological prerequisite for the readiness of high school students for a certain choice of a future profession is precisely the formation of value orientations, a pronounced individual career orientation, and the presence of internal motivation for choice.
Keywords: youth, career guidance, professional, selfdetermination, profession, activity.
Contact information: 193023, St. Petersburg, Griboedov Canal Embankment, 30/32;
E-mail: [email protected],
Володин Виталий Николаевич - аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
V. Volodin. - graduate student of St. Petersburg State University of Economics © Володин В.Н., 2023
Современное общество - быстроизменяющееся общество. На территории Российской Федерации данные факторы играют существенную роль в проблемах, ориентированных на профессиональное самоопределение молодёжи. Именно в молодом возрасте у людей проявляется определённый интерес к выбору будущих профессий посредством выбора изучения отдельных образовательных дисциплин.
Молодые люди, выросшие в эпоху современных технологий, могут долго думать о своем будущем и не понимать свои цели и интересы, связанные с будущей специальностью. Поэтому, зачастую, происходит необдуманное принятие решений и бессознательный выбор. В чем заключается психологическая предпосылка профессиональной самостоятельности современных старшеклассников?
В современном обществе существенно изменился процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Выбор будущей карьеры требует понимания того, чего хотят достичь старшеклассники и что они должны знать об окружающем мире и мире труда. Предметом исследования является процесс карьерного самоопределения молодежи.
Целью данной статьи является выявление психологических предпосылок профессионального самоопределения молодежи на уровне старшей школы [1, с. 13].
В исследовании были использованы методы: теоретический анализ психологопедагогической литературы. Основной целью данного исследования было выявление готовности и интересов учащихся к выбору профессии.
Адаптация к изменяющимся условиям рынка труда и профессиональной среды передает истинный смысл процесса определения своих интересов, способностей и целей в области выбранной профессиональной деятельности. Одновременно, понятие «профориентация» считается наиболее четким в плане определения потенциала и содержания. Именно поэтому возникают задачи обеспечения непрерывности процесса профессионального развития людей в рамках индивидуальной трудовой деятельности. Следует применять систему различных профориентационных мер и использовать человеческое самоопределение по выявлению утверждения личной позиции.
Следует отметить, что самый долгий путь занимает нахождение значения в будущей специальности, выявление своих личных возможностей и установок, а также предрасположенности к будущей специальности [2, с. 26].
В процессе выбора профессии каждый человек постоянно формирует конкретное видение своей будущей профессиональной сферы. В данный момент любой должен принять для себя решение и идентифицировать себя с будущей специальностью. Только здесь мы можем утверждать об итоге профессиональной ориентации личности. Необходимо отметить, что приоритетным является развитие личности, намеренное составление плана, его исправление и реализация с целью достижения совершенства. В действительности эта цель редко достигается. Несмотря на это, стандарты формируются не для их достижения, а для обеспечения целенаправленности стремлений.
По мнению магистра психологии М. Овникян профессиональное самоопределение человека - это модификация человеческих представлений о собственной индивидуальности и значении в жизни современного общества. Данное понятие ориентировано на формирование и установление профессиональной идентификации, что является главным действием индивидуального самоопределения.
Под профессиональным самоопределением принято понимать длительный многоступенчатый этап по формированию индивидуальности личности. Большое значение, прежде всего, играет его взаимодействие с определением профессионального самоопределения и построения направления профессионального развития.
Его принято определять при помощи собственного выбора будущей карьеры посредством определения собственных навыков и знаний [3, с. 41].
В своих научных исследованиях эксперт Д.В. Соколова отмечает, что в период преподавания различных дисциплин преподаватели обращают внимание на выявление определенных интересов и способностей, на изучение которых молодежь проявляет повышенное внимание.
На выбор профессионального самоопределения молодежи оказывают значительное влияние разные факторы внутреннего и внешнего характера. К ним относятся:
1. Стремление внести личный вклад в развитие общества;
2. Знание основных проблем и вызовов, стоящих перед государством;
3. Понимание важности целенаправленной и всесторонней учебы для достижения личной самоопределенности и саморазвития;
4. Приверженность к трудовой деятельности;
5. Формирование карьерных стремлений и желаний;
6. Интеграция собственного желания с другими целями;
7. Четкое представление о достижении заданных целей;
8. Понимание причин, которые мешают достижению цели [4, с.27].
Как было выявлено, профессиональное самоопределение молодежи представляет собой важный и непростой процесс по выявлению личностных особенностей, умений и навыков учащихся старших классов.
В этот период каждый должен принять ответственное решение по выбору будущего специалитета, но большинство не могут правильно и уверенно оценить собственные силы и возможности. Именно поэтому важным действием служит помощь родителей и преподавателей для помощи в определении профессии.
Следует заметить, что главным моментом при определении специальности служит принцип психологической подготовки. С одной стороны, готовность к выбору профессии -это стабильное жизненное настроение ученика, главной идеей которого является энергичное взаимодействие выбранных качеств, содержащее фокус интересов и предрасположенностей, понимание собственных отличительных особенностей в связи с выбором профессии.
Также с другой стороны, готовность к выбору профессии - это готовность выбрать специальность, по таким критериям как уверенность, предпочтения по определению профессии, представление о рабочей культуре, о физических и психологических факторах, которые оказывают воздействие на человека при выборе профессии.
Для учащихся старшего школьного возраста является важным условием правильный выбор в определении актуальной профессии для будущего существования. Следовательно, у них происходит формирование особенностей личности.
Также самоопределение и регуляция личности в старшей школе связаны с формированием собственного мировоззрения. В подростковом возрасте многие школьники открывают для себя свой внутренний мир. Они приобретают степень формально-логического мышления и наблюдают интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией экологических знаний [5, с. 63].
В ходе формирования индивидуальности у молодых людей формируются определенные качества, которые сыграют важную роль в будущем [6, с. 93].
Необходимо отметить тот факт, что большинство молодых людей относятся с подозрением к неустойчивому положению, потому что проживают новый этап в жизни от детского возраста к взрослости и самостоятельности.
В период сдачи государственных экзаменов, итоговых тестирований и переживаний о будущем, многие школьники испытывают чувство тревоги и нервного напряжения. Эти ситуации влияют на развитие и формирование определенных ценностей человека как полноправного члена современного общества.
На сегодняшний день в Российской Федерации молодежь не обладает полнотой сведений об актуальных и востребованных профессиях на трудовом рынке. К сожалению, из-за
недостатка информационных сведений и отсутствия целей у подростков наблюдается сложность при выборе профессиональной деятельности. Для них основными причинами выбора специальности являются высокая заработная плата и мнение третьих лиц из числа родственников и друзей, что, к сожалению, часто приводит к потере интереса и переходу на обучение по другой специальности.
Изучив мнение исследователя Л.Ю. Бондаревой, можно сделать вывод, что существует ряд психолого-педагогических факторов, которые способствуют профессиональному самоопределению учащихся старшей школы. Среди них стоит выделить следующее:
«Увлечение личным кругом интересов и стремление к будущей профессиональной реализации;
2. Формирование у молодого поколения адекватного представления о мире профессий;
3. Интерес к адекватному планированию будущей деятельности и постановке конкретных целей;
4. Создание специальных условий для отбора и самоопределения, школьников посредством проведения публичных тестирований [7, с. 74].
Необходимо отметить, что при обсуждении возникающих вопросов по будущим профессиям школьникам необходимы консультации со специалистами. В консультации входит выявление способностей человека к выбору определенной специальности, обсуждение дополнительной информации о профессиях и особенности обучения выбранному направлению. В настоящий момент для помощи по определению специальности является внедрение профильного образования в учебный процесс.
Для учащихся старших классов Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации определяют несколько различных направлений обучения в профильных классах. К ним относятся:
- Науки о природе и числах;
- Социальные дисциплины;
- Инновационные научные дисциплины;
- Науки о социальных и экономических процессах.
Для старшеклассников, которые не определились со своими предпочтениями, существует пятый - универсальный профиль.
Все учебные программы являются образцовыми, и администрация школы может изменять их по своему усмотрению. В школах, предоставляющих специализированное образование, уже появилось более 12 различных профилей: педагогический, медицинский, филологический, информационно-технологический и другие.
Профильное образование предполагает углубление знаний, склонностей и совершенствование ранее приобретенных навыков посредством создания системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Основным направлением этого специального образования является стремление помочь подрастающему поколению в формировании его самоидентификации и выработке реалистичных оценок собственных способностей и навыков.
Во время учебного процесса многие молодые люди могут прийти к осознанию того, что выбранное направление не подходит для них по всем критериям. В данной ситуации имеется возможность перехода в другую группу обучающихся.
В настоящее время в сфере образования Российской Федерации актуальным является направление индивидуализации, которое тесно взаимосвязано с возможностью планирования собственного образовательного и профессионального будущего и созданием индивидуальных образовательных путей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, учреждения образования предоставляют школьникам возможность формировать индивидуальные учебные планы, где содержатся не только обязательные предметы, но также предметы по
выбору, дополнительные курсы и общеобразовательные предметы, введённые в учебные планы.
Профессиональное самоопределение является основным в подростковом возрасте и подразумевает, что учащиеся обладают информацией двух видов: о представлении будущих специальностей в общем ключе, а также об их нормативных стандартах и условиях, и, конечно же, о собственной индивидуальности и жизненных установках.
Процесс профессионального самоопределения представляет собой непрерывный личный путь, в ходе которого, люди определяют для себя профессиональную деятельность, к которой они предрасположены, на основе личных качеств и различных факторов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные психологические предпосылки для профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста: собственные профессиональные перспективы, степень опыта и профессионализма, а также степень коммуникативных навыков и степень адаптации к новым условиям, направленность на круг интересов.
Рассмотрение основных предпосылок профессионального самоопределения привело к следующему предположению. В настоящее время среди учащихся старших классов наблюдается повышение значимости индивидуальных целей профессионального самоопределения и снижение значимости ожиданий общества. Школьники понимают, что они должны быть готовы к постоянно меняющимся условиям современного рынка труда.
Однако этот факт не отменяет того факта, что выбор профессии часто происходит без достаточного уровня обоснования, и выпускники не могут полностью обосновать свой выбор.
Поэтому проблема профессионального самоопределения является острой для образовательных учреждений. Важнейшей задачей образовательных организаций является создание условий для успешного определения профессиональных интересов и склонностей школьников и организация психолого-педагогической поддержки для формирования психологических предпосылок.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что успешное профессиональное самоопределение учащихся старшего школьного возраста зависит от эмоционального состояния, жизненных ценностей и убеждений, наличия четких представлений о достижении успеха в выбранной сфере, а также желания заниматься выбранной специальностью [8, с. 390].
Литература
1. Бендюков М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2018. - 336 c.
2. Буринская Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии / Н.Н. Буринская. - М.: Просвещение, 2019. - 160 c.
3. Волков, Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга,
2017. - 662 c.
4. Гавриленкова, Ирина Профориентация-глобальная проблема человека нового тысячелетия / Ирина Гавриленкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 203 c.
5. Каптерев А. Профориентация старшеклассников / Андрей К. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,
2018. - 192 c.
6. Кибанов А.Я. Организация профориентации и адаптации персонала / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2018. - 170 c.
7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2018. - 397 c.
8. Степанов В. Г. Профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2019. - 448 c.