Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВЛИЯНИЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Мошкина Любовь Дмитриевна

В настоящее время обострилась проблема неадекватного профессионального самоопределения личности уже на этапе выбора траектории профессионального образования. Молодой специалист, осуществивший данный выбор под влиянием внешних факторов, часто в процессе обучения проявляет недостаток интереса к процессу обучения, как следствие - низкий уровень обученности; он испытывает неудовлетворенность профессиональной деятельностью или вообще не находит себя на рынке труда по освоенной профессии. Профессиональные намерения связаны с престижем профессии. Устойчивость профессиональных намерений связана с осознанием студентами требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению. Представлены результаты проведенного исследования профессионального самоопределения студентов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» на основе диагностических методик М. Рокича (выявление ценностей); Л. Йовайши (определение профессиональных намерений); Э. Шейна (типы карьерных ориентаций). В ходе проведенного исследования было обнаружено, что ценностные ориентации и важность профессиональных намерений недостаточно осознаются личностью на этапах выбора и в процессе профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Мошкина Любовь Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES ON PROFESSIONAL INTENTIONS AND PREFERENCES OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

At present, the problem of inadequate professional self-determination of the individual has become aggravated already at the stage of choosing the trajectory of professional education. A young specialist who made this choice under the influence of external factors often shows a lack of interest in the learning process during the learning process and, as a result, a low level of learning; experiences dissatisfaction with professional activities or does not find himself at all in the labor market in the mastered profession. Professional intentions are associated with the prestige of the profession. The stability of professional intentions is associated with students’ awareness of the requirements of the specialty, a clear idea of its difficulties and readiness to overcome them. The results of the study of professional self-determination of students in the “South Ural State College” based on the diagnostic methods of M. Rokeach (identification of values); L. Yovaisha (determination of professional intentions); E. Schein (types of career orientations) are presented. In the course of the study, it was found that value orientations and the importance of professional intentions are not sufficiently realized by a person at the stages of choice and in the process of vocational training.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 169-178. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(2(38):169-178. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

ВЛИЯНИЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Елена Викторовна Швачко1*, w2905@mail.ru Любовь Дмитриевна Мошкина2, 17-61@mail.ru

1 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

2 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

Аннотация. В настоящее время обострилась проблема неадекватного профессионального самоопределения личности уже на этапе выбора траектории профессионального образования. Молодой специалист, осуществивший данный выбор под влиянием внешних факторов, часто в процессе обучения проявляет недостаток интереса к процессу обучения, как следствие — низкий уровень обученности; он испытывает неудовлетворенность профессиональной деятельностью или вообще не находит себя на рынке труда по освоенной профессии. Профессиональные намерения связаны с престижем профессии. Устойчивость профессиональных намерений связана с осознанием студентами требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению. Представлены результаты проведенного исследования профессионального самоопределения студентов в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» на основе диагностических методик М. Рокича (выявление ценностей); Л. Йовайши (определение профессиональных намерений); Э. Шейна (типы карьерных ориентаций). В ходе проведенного исследования было обнаружено, что ценностные ориентации и важность профессиональных намерений недостаточно осознаются личностью на этапах выбора и в процессе профессионального обучения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональные намерения, профессиональные предпочтения, профессиональное самоопределение, студенты колледжа

Для цитирования: Швачко Е. В., Мошкина Л. Д. Влияние терминальных и инструментальных ценностей на профессиональные намерения и предпочтения студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 169-178.

Original article

THE INFLUENCE OF TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES ON PROFESSIONAL INTENTIONS AND PREFERENCES OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Elena V. Shvachko1*, w2905@mail.ru Lyubov D. Moshkina2, 17-61@mail.ru

1 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

2 South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia

Abstract. At present, the problem of inadequate professional self-determination of the individual has become aggravated already at the stage of choosing the trajectory of professional education. A young specialist who made this choice under the influence of external factors often shows a lack of interest

© Швачко Е. В., Мошкина Л. Д., 2023

in the learning process during the learning process and, as a result, a low level of learning; experiences dissatisfaction with professional activities or does not find himself at all in the labor market in the mastered profession. Professional intentions are associated with the prestige of the profession. The stability of professional intentions is associated with students' awareness of the requirements of the specialty, a clear idea of its difficulties and readiness to overcome them. The results of the study of professional self-determination of students in the "South Ural State College" based on the diagnostic methods of M. Rokeach (identification of values); L. Yovaisha (determination of professional intentions); E. Schein (types of career orientations) are presented. In the course of the study, it was found that value orientations and the importance of professional intentions are not sufficiently realized by a person at the stages of choice and in the process of vocational training.

Keywords: value orientations, professional intentions, professional preferences, professional self-determination, college students

For citation: Shvachko EV, Moshkina LD. The influence of terminal and instrumental values on professional intentions and preferences of students in secondary vocational education. Innovative development of vocational education. 2023;(2(38): 169-178. (In Russ.).

Введение

Проблема профессионального самоопределения все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Следует отметить исследования, в которых анализируется сущность профессионального самоопределения как детерминанты профессиональных намерений. Среди них работы Е. Ф. Зеера, Н. А. Исаева, В. Н. Карандашева, И. А. Килиной, Е. А. Климова, И. Б. Котова, Н. Н. Никитина, Н. С. Пряжни-кова, Е. П. Сичинского и др.

Цели исследования: на основе диагностики выявить ценностные ориентации, предпочтения и их влияние на профессиональные намерения студентов среднего профессионального образования (далее — СПО); предложить пути решения проблемы через педагогический инструментарий.

В эксперименте приняли участие студенты ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» (далее — ГБПОУ «ЮУГК», обучающиеся по направлению «Экономика и управление». Предмет исследования: формы и методы обучения, позволяющие ценностным ориента-циям влиять на профессиональные намерения студентов.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников по теме); диагностические (определение профессиональных намерений Л. Йовайши; типы карьерных ориен-таций по Э. Шейну; терминальные и инструментальные ценности по М. Рокичу); статистические (результаты исследования обрабатывались посредством пакета прикладных программ SPSS с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона).

По результатам работы представлен фрагмент программы развития профессиональных намерений, которая позволит более гибко осуществлять профессиональную деятельность в социальных условиях негарантированной занятости. Также полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности профессионального самоопределения студентов.

Современная молодежь в процессе образовательной и профессиональной деятельности все чаще сталкивается с проблемой дальнейшего выбора, будь то выбор направления следующего уровня образования или же смена сферы деятельности. Поэтому задача педагогов и образовательных организаций в целом заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осознанно подойти к этому выбору, сформировать у него знания и умения, которые позволят через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей выбрать оптимальный карьерный трек [1].

Период обучения в СПО характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности — реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего — жизнедеятельности в целом, т. е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения.

Ведущую роль в развитии этих взаимообусловленных процессов личностного роста играет формирование и развитие ценностных ори-ентаций и профессиональных намерений.

Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающаяся на профессиональное самоопределение [2].

В результате эмпирических исследований развития профессиональных намерений у обИ. А. Килиной [3] выявлены следующие стадии учающихся (табл. 1).

Таблица 1

Стадии развития профессиональных намерений у обучающихся

Наименование стадии развития профессиональных намерений Характеристика

1. Стадия предразмышления Обучающиеся не включены в проблему профессионального самоопределения (они не задумывались всерьез над своим профессиональным будущим, и только убедившись, что многие одноклассники включены в поиск профессии, активизируют самостоятельный поиск)

2. Стадия длительных и безрезультатных размышлений (растерянность, переживания) Подросток часто размышлял о том, с чего начать профессиональный путь, но так и не пришел к каким-либо результатам

3. Стадия разнотипных намерений Старшеклассник стоит перед выбором разнотипных профессиональных занятий

4. Стадия выбора однотипных профессий Молодой человек не может выбрать среди нескольких интересующих его однотипных профессиональных занятий

5. Стадия конкретных, но необоснованных профессиональных планов (нереалистичность) У старшеклассника конкретные намерения, не подкрепленные серьезной аргументацией и личностными предпосылками; расплывчатость планов (подросток предлагает заняться «чем-нибудь, связанным с техникой» и т. п.)

6. Стадия обоснованных профессиональных намерений Обучающийся имеет конкретный, обоснованный профессиональный план; знает, с какой профессии начнет профессиональную карьеру; может аргументированно объяснить свой выбор; знает, в каком учебном заведении будет получать профессиональное образование

Профессиональные предпочтения представляют собой некоторую избирательность и направленность по отношению к объектам выбора относительно сферы профессий и профессиональной деятельности. Проблема профессиональных предпочтений имеет в большей степени практическое значение, и часто в науке изучаются мотивы выбора профессии как основания неких предпочтений [4].

Мы разделяем точку зрения Е. В. Пилипен-ко [4], что когда речь идет о профессиональных предпочтениях, то в научной литературе выделяют, как правило, не их непосредственно, а то, что определяет эти предпочтения: черты характера личности, интересы, потребности, склонности, доминирующие мотивы, ценности и установки и т. д.

Социальную и профессиональную активность личности детерминируют ценностные ориентации. Социальная культура специалиста есть результат присвоения личностью общественных и профессиональных ценностей (терминальные и инструментальные), развития до уровня зрелости (целостности) сторон личности, имеющих профессиональную направленность [5]. Ценности являются ядром культуры.

Именно ценностные ориентации оказывают влияние на выбор профессии и характер профессионального развития. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.

Выявление терминальных (ценности-цели) и инструментальных ценностей (ценности-средства) осуществлялось с помощью методики М. Рокича (табл. 2). Некоторые результаты мы публиковали на промежуточном этапе исследования [6]. Так, из предложенных 18 терминальных ценностей обучающиеся предпочитают в первую очередь ценности, связанные с личным благополучием, а не с профессиональным развитием. Первое место они отдают здоровью. Далее — любовь, что объясняется возрастными особенностями опрашиваемых. Явное предпочтение отдается также материально обеспеченной жизни, занимающей третью позицию в рейтинге. Этот выбор может быть обусловлен выбором обучения на экономическом направлении. На последнем месте находятся творчество и счастье других.

Средства, которые могут быть использованы для достижения жизненных целей, — это инструментальные ценности. Результаты исследования показали: обучающиеся считают, что достичь материально обеспеченной жизни они могут с помощью таких качеств, как честность, воспитанность, ответственность — именно в такой последовательности. На последних местах: эффективность в делах; высокие запросы; непримиримость к недостаткам в себе и в других.

Л. Йовайша (табл. 2) выявляет склонности к следующим сферам профессиональной деятельности: сфера искусства; сфера технических интересов; сфера работы с людьми; сфера умственного труда; сфера физического труда [склонность к подвижной (физической) деятельности]; сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ). В ходе опроса по изучению профессиональных намерений [6] было выявлено заметное предпочтение (больше 50 %) — сферы материальных интересов (16,4 балла), физического труда (15,8 балла) и искусства (15,3 балла). Такие данные могут свидетельствовать о неустойчивости профессионального самоопределения, незрело-

сти и инфантильности личности подростков. Не все опрошенные готовы работать по полученной специальности. Наблюдается неопределенность в отношении профессиональной траектории и жизненных планов с точки зрения построения карьеры.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках исследования, определяя влияние ценностных ориентаций на профессиональные намерения студентов, мы провели корреляционный анализ. Выявленные корреляционные связи показывают, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого.

В таблице 2 мы видим наиболее значимые связи между ценностями и профессиональными намерениями. Обнаружена связь здоровья со сферой физического труда, общественного признания — со сферой технических и материальных интересов. Также обнаружена связь между развлечениями и сферой умственного труда, ценностью свободы и сферой работы с людьми. Счастливая семейная жизнь связана со сферой материальных интересов, счастье других — со сферой искусства и сферой физического труда, творчество — со сферой умственного труда.

Таблица 2

Корреляционная матрица показателей профессиональных намерений

и терминальных ценностей

№ п/п Терминальные ценности по М. Рокичу Профессиональные намерения по Л. Йовайше

Сфера искусства Сфера технических интересов Сфера работы с людьми Сфера умственного труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов

1 Активная деятельная жизнь -0,050 0,002 -0,010 0,068 0,190 -0,281*

2 Жизненная мудрость -0,177 -0,038 -0,081 0,140 0,144 -0,065

3 Здоровье -0,080 -0,065 -0,046 0,051 0,311* -0,281*

4 Интересная работа 0,170 0,117 -0,254 -0,023 0,141 -0,265

5 Красота природы и искусства 0,041 0,193 0,202 -0,152 -0,299* 0,181

6 Любовь -0,098 0,072 0,242 -0,249 0,248 -0,150

7 Материально обеспеченная жизнь -0,008 -0,128 -0,096 0,010 0,164 -0,003

8 Наличие хороших и верных друзей 0,138 -0,147 -0,231 0,220 -0,107 0,026

9 Общественное признание 0,230 -0,309* -0,135 -0,067 -0,048 0,328*

10 Познание -0,011 0,074 -0,046 -0,004 -0,181 0,220

11 Продуктивная жизнь -0,029 0,042 0,096 -0,009 -0,253 0,257

12 Развитие -0,201 0,040 0,125 -0,075 0,184 -0,050

13 Развлечения 0,095 -0,257 -0,067 0,355* -0,292* 0,111

Окончание таблицы 2

№ п/п Терминальные ценности по М. Рокичу Профессиональные намерения по Л. Иовайше

Сфера искусства Сфера технических интересов Сфера работы с людьми Сфера умственного труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов

14 Свобода -0,093 -0,214 0,307* -0,043 0,002 0,135

15 Счастливая семейная жизнь -0,120 0,272 0,048 -0,060 0,171 -0,333*

16 Счастье других 0,301* 0,089 -0,119 0,071 -0,395** 0,074

17 Творчество -0,020 0,229 0,148 -0,324* 0,103 -0,033

18 Уверенность в себе -0,039 0,034 -0,094 0,032 -0,036 0,094

Примечания. *р от 0,01 до 0,05; **р < 0,01.

Полученные корреляционные связи свиде- намерений, обусловленной неготовностью к бу-тельствуют о незрелости профессиональных дущей профессиональной жизни.

Таблица 3

Корреляционная матрица показателей профессиональных намерений и инструментальных ценностей

Профессиональные намерения по Л. Йовайше

№ п/п Инструментальные ценности по М. Рокичу а * е а 5 Ск Сс х ив * м ® 5 3й рее К г а ^ = = Сфера работы людьми Сфера «ственного труда Сфера хзического труда Сфера гериальных нтересов

и еи т м у ф и а §

1 Аккуратно сть 0,172 -0,189 -0,093 0,161 0,049 -0,213

2 Воспитанность 0,047 -0,009 -0,284* 0,295* 0,135 -0,282*

3 Высокие запросы 0,018 -0,054 -0,301* 0,118 0,129 -0,042

4 Жизнерадо стно сть 0,069 -0,178 0,227 0,151 -0,161 -0,083

5 Исполнительность 0,047 0,198 0,098 -0,004 -0,219 0,057

6 Независимость 0,125 -0,198 -0,215 0,031 0,312* -0,212

7 Непримиримость к недостаткам -0,079 0,052 0,144 -0,011 -0,139 0,115

8 Образованность -0,217 0,269 0,234 -0,101 0,050 -0,155

9 Ответственность -0,062 0,175 -0,088 -0,170 0,157 -0,009

10 Рационализм 0,387** -0,256 -0,136 -0,099 -0,158 0,276

11 Самоконтроль 0,147 0,111 -0,206 -0,112 -0,100 0,173

12 Смелость в отстаивании своего мнения -0,231 0,126 0,211 -0,237 0,060 0,211

13 Твердая воля -0,327* 0,182 -0,054 0,028 0,057 0,127

14 Терпимость -0,177 0,110 0,003 0,190 -0,170 0,051

15 Честность -0,171 -0,063 0,203 -0,088 0,139 0,035

16 Чуткость 0,154 -0,212 0,074 0,054 -0,047 -0,034

17 Широта взглядов 0,244 -0,081 0,328* -0,154 -0,224 0,026

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Эффективность в делах -0,010 0,144 -0,161 -0,134 0,131 0,008

Примечания: *р от 0,01 до 0,05; **р < 0,01.

Мы видим связь высоких запросов со сферой работы с людьми (-0,301), рационализма со сферой искусства (-0,387), связь широты взглядов со сферой искусства (0,244) и со сферой работы с людьми (0,328).

Показатели корреляционного анализа означают, что если коэффициент больше 0,70, то связь между показателями сильная; от 0,30 до 0,70 — связь умеренная, меньше 0,30 — связь слабая.

Перед нами низкие значения коэффициентов корреляции, что свидетельствует не только о незначительном влиянии ценностей на профессиональные намерения, но и о незрелости личности в целом, т. е. о низкой готовности к будущей жизни.

Таким образом, в ходе проведенного исследования была выявлена недостаточная сформи-рованность профессиональных намерений обучающихся, что в дальнейшем может повлиять на успешность их деятельности. Результаты исследования показали, что не все студенты СПО готовы работать по полученной специальности. Наблюдается неустойчивость, неопределенность в отношении профессиональных планов.

Анализ опыта профориентационной работы в ГБПОУ «ЮУГК» [6] показал, что сопровождение профессионального самоопределения обучающихся осуществляется с учетом принципов системности, этапности, активности, социального партнерства, открытости.

Традиционными формами погружения студентов в профессию являются производственное обучение и производственная практика.

Актуальными для обучающихся выпускных курсов являются мероприятия с участием работодателей, представителей профессии, трудовых династий, центров занятости населения: ярмарки вакансий, деловые игры, круглые столы, экскурсии на рабочие места, тренинги по самопрезентации на рынке труда и выходу из проблемных ситуаций. Примерами таких мероприятий могут служить ярмарка вакансий, деловая игра «Лицом к лицу... с работодателем», внеклассное мероприятие «Шаги в профессию», массовое профориентационное мероприятие «День юриста» и т. д.

Активно используется в ГБПОУ «ЮУГК» такая форма сопровождения профессионального самоопределения и построения карьеры обучающимися, как деловая игра. В профориентации обучающихся применяются групповые и индивидуальные консультации.

Разработаны (адаптированы), апробированы и рекомендованы к использованию следующие критерии сформированности профессионального самоопределения обучающихся, представленные в таблице 4. Критерии профессионального самоопределения личности обучающегося рассматриваются в их единстве и взаимосвязи. При этом когнитивный критерий ценен для накопления профессиональных знаний, т. е. для самообразования, мотиваци-онно-ценностный — для самопознания, дея-тельностно-практический — для самореализации личности.

Критерий Показатель Средство измерения

Когнитивный 1. Информированность о выбранной профессии. 2. Проработанность личного плана построения карьеры, оценка реалистичности профессионального плана. 3. Уровень самооценки потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к построению профессиональной карьеры 1. Анкета «Информированность студента о своей профессии, специальности». 2. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (Н. С. Пряжников). 3. Методика исследования самооценки личности (С. А. Будасси)

Мотивационно-ценностный 1. Осознанность мотивации к получению профессии. 2. Осознанность ценности будущей профессиональной деятельности и карьерных ориентаций. 3. Сформированность ценностных ори-ентаций, направленных на моделирование и построение личностно-профессиональ-ных планов 1. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова). 2. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Г. Шейн). 3. Тест «Ценностные ориентации» (М. Ро-кич)

Таблица 4

Критерии и показатели результативности профессионального самоопределения обучающихся профессиональных образовательных организаций [7, с. 314]

Окончание таблицы 4

Критерий Показатель Средство измерения

Деятельностно-практический 1. Уровень профессиональной направленности. 2. Уровень адаптации студента-первокурсника. 3. Активная позиция студента в освоении профессиональной деятельности, построении учебной и профессиональной карьеры 1. Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов (Т. Д. Дубовицкая). 2. Анкета для студента I курса. 3. Лист наблюдения участников профори-ентационных мероприятий

Результатом реализации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступает повышение конкурентоспособности ПОО за счет мероприятий, направленных на достижение планируемого результата по набору обучающихся, сохранению контингента, эффективному трудоустройству выпускников по полученной профессии,

специальности, адаптации и закрепляемости на рабочем месте.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь выпускникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста. Выборочно приводим фрагмент данной программы (табл. 5).

Таблица 5

Темы занятий по формированию профессиональных намерений

№ п/п Тема занятий Количество часов Методы формирования профессиональных намерений

1 Ориентировочное 1-2 Упражнение «Оригинальное знакомство»

2 Классификация профессий 1 Упражнение «Фантики». Игра «Молекулы»

3 Выбор и моделирование 1 Упражнение «Выбор»

4 Темперамент и выбор профессии 1-2 Личностный опросник Айзенка

5 Интересы и выбор профессии 1-2 Тест «Карта интересов»

6 Склонности и профессиональная направленность 1 Игра-имитация «Поезд». Опросник Е. А. Климова

7 Профессиональный тип личности 1 Тест «Профессиональный тип личности». Игра «Телеграф»

8 Новые профессии на рынке труда 1-2 Деловая игра «Кадровый вопрос»

9 Как достичь успеха в профессии 1 Упражнения «Паутина», «Деловые качества», «Веер»

10 Поддержка друзей 2 Упражнения «Лучшее качество соседа слева», «Поддержка»

Таким образом, работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и мозговой штурм.

Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в целях профориентации. Это и трудовое обучение, и организация экскурсий на предприятия, и организация встреч с представителями различных профессий.

Примерами интерактивных форм являются деловые, сюжетно-ролевые игры, кейсы, мастер-классы, профессиональные пробы. Участвуя в интерактивном занятии, обучающиеся приобретают навыки коллективного взаимодей-

ствия, сотрудничества, умения самопрезентации, учатся высказывать собственное мнение, отстаивать свои идеи по решению проблем, проявлять социальную активность, готовность к профессиональному выбору и дальнейшей социально-экономической деятельности. Как показывает практика, последнее время пассивные формы профориентации уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные современные формы, в которых они сами познают себя.

Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной, необходимо использовать современные практико-ориентиро-ванные формы и методы сопровождения профессионального самоопределения. Необходимость

практико-ориентированности профориентации нашла отражение в Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной ГБПОУ «ЮУГК». Авторы Концепции отмечают, что важно вовлечение обучающихся в систему практико-ориентированной деятельности для развития формирования готовности к профессиональному самоопределению. К такой деятельности можно отнести проектную, исследовательскую, творческую деятельность, трудовые и профессиональные пробы, мастер-классы, тренинги, чемпионат «Молодые профессионалы» и др.

Современные формы профориентационной работы — это не просто интересные для обучающихся формы работы, но, прежде всего, формы, вооружающие их средствами для самостоятельного выбора своего будущего.

Заключение

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области» [8] повышается необходимость разработки мероприятий, направленных на адекватное профессиональное самоопределение личности.

На основании полученных в настоящем исследовании данных можно сделать следующие выводы.

Важность профессионального самоопределения недостаточно осознается личностью на этапах выбора и в процессе профессионального обучения. Преодоление этой проблемы требует не только привлечения к ней внимания общества и государства, но и научного осмысления явлений и процессов, способствующих решению данной проблемы педагогическими методами

и формами (в частности, деловая игра, групповые и индивидуальные консультации, мозговой штурм и др.). Предложенная в данной статье программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь выпускникам в выборе профессионального пути. Разработаны и рекомендованы к использованию критерии и показатели результативности профессионального самоопределения обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Все эти мероприятия не только способствуют повышению эффективности профессионального самоопределения студентов, но и повышают конкурентоспособность профессиональных образовательных организаций.

С точки зрения психологической науки в области научных интересов авторов статьи находятся процессы профессионального самоопределения, которые связываются с лично ст-ным самоопределением личности. Поэтому в ходе дальнейших исследований необходимо выявить связь профессиональных намерений и мотивов с жизненными ценностями человека, а также возможно изучение профессионального самоопределения на разных стадиях возрастного развития личности.

В рамках психолого-педагогической поддержки самоопределения обучающихся, способствующей реализации сознательного выбора профессии, мы предлагаем введение учебного курса «Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся» с учетом специфики профессиональной деятельности будущих выпускников. В этом случае осознание студентами требований, предъявляемых специальностью, отчетливое представление о трудностях и готовность к их преодолению будут также положительно влиять на устойчивость профессиональных намерений и предпочтений.

Список источников

1. Гулюмова М. А., Сичинский Е. П. Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 118-126.

2. Зайцева Т. М., Кадышева О. С. Организация профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинской области: инновационные формы и приемы // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 2 (18). С.101-106.

3. Килина И. А., Понамарева Е. В., Траут Д. В. Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций : метод. рекомендации ; под ред. Е. Л. Рудневой. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. 170 с. (Профориентация).

4. Пилипенко Е. В. Профессиональные предпочтения обучающихся // Endless light in science. 2023. Март. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-predpochteniya-obuchayuschihsya.

5. Швачко Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство преодоления социальной апатии студенческой молодежи. Челябинск : Челяб. гос. ин-т культуры, 2012. 190 с. ISBN 978-5-94839-418-3. EDN RZKABL.

6. Мошкина Л. Д., Швачко Е. В., Кочегин А. Г. Профессиональное самоопределение студентов профессиональных образовательных организаций: результаты исследования // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 132-141.

7. Пахомова Е. А. Становление территориальной многоуровневой системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся : дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2017. 479 с.

8. Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 № 01/1739 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/571017437.

References

1. Gulyumova MA, Sichinsky EP. Implementation of the regional system for supporting professional self-determination of students in the Chelyabinsk region. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(3(35):118-126. (In Russ.).

2. Zaitseva TM, Kadysheva OS. Organization of career guidance in professional educational organizations of the Chelyabinsk region: innovative forms and techniques. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2018;(2(18):101-106. (In Russ.).

3. Kilina IA, Ponamareva EV, Traut DV. Soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya studentov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy = Accompaniment of professional self-determination of students of professional educational organizations. Kemerovo: GBU DPO "KRIRPO"; 2018. 170 p. (In Russ.).

4. Pilipenko EV. Professional preferences of students. Endless light in science. March 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-predpochteniya-obuchayuschihsya. (In Russ.).

5. Shvachko EV. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo preodoleniya sotsial'noy apatii studencheskoy molodezhi = Cultural and leisure activities as a means of overcoming the social apathy of student youth. Chelyabinsk: Chelyab. state Institute of Culture; 2012. 190 p. ISBN 978-5-94839-418-3. EDN RZKABL. (In Russ.).

6. Moshkina LD, Shvachko EV, Kochegin AG. Professional self-determination of students of professional educational organizations: research results. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(1(33):132-141. (In Russ.).

7. Pakhomova EA. Stanovlenie territorial'noy mnogourovnevoy sistemy pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya = Formation of a territorial multi-level system of pedagogical support of professional self-determination of students. Thesis. Veliky Novgorod; 2017. 479 p. (In Russ.).

8. On approval of the Concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students of the Chelyabinsk region: order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region dated August 14, 2020 No. 01/1739 // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/571017437. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. В. Швачко — доцент кафедры «Развитие образовательной системы», кандидат педагогических наук, доцент.

Л. Д. Мошкина — доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

E. V. Shvachko — Associate Professor of the Department "Development of the Educational System", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

L. D. Moshkina — Associate Professor of the Department of Psychology of Management and Performance, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 02.05.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.