Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение и социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (овз) и инвалидностью как компонент социального здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования'

Профессиональное самоопределение и социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (овз) и инвалидностью как компонент социального здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА И СТУДЕНТЫ С ОВЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / THE DISABLED INDIVIDUALS AND STUDENTS / SOCIAL HEALTH / SOCIAL INCLUSION / SELF-DETERMINATION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдуковская Е.А., Самсонова Е.В., Македонская О.А.

В статье рассмотрены ключевые подходы и особенности профессионального самоопределения и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как компонентов их социального здоровья. Представлены ведущие теоретические положения процесса профессионального самоопределения, приведены результаты диагностики социальной адаптации студентов к условиям высшего инклюзивного образования. Раскрыто содержание этапов профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурдуковская Е.А., Самсонова Е.В., Македонская О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AS A COMPONENT OF SO- CIAL HEALTH IN AN INCLUSIVE PROFESSIONAL ADUCATION

Аbstract The article presents the key approaches and features of professional self-determination and social adaptation of students with poor health and disability as components of their social health. The leading theoretical positions of the process of professional self-determination are presented, the results of diagnostics of social adaptation of students to the conditions of higher inclusive education are given. The content of stages of profeesional training for students with poor health and disability is opened

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (овз) и инвалидностью как компонент социального здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования»

<

со О

-О X -О

и

и

^ (и ОС

УДК 376.1

Е.А. Бурдуковская,1 О.А. Македонская,2 Е.В. Самсонова3

ФГБОУ ВО Амурский государственный университет1 г. Благовещенск

ФГАОУ ВО Дальневосточный федеральный университет2 г. Владивосток

Суйхуасский университет3 г. Суйхуа (КНР, Хэйлунцзян)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, количество студентов с инвалидностью, обучающихся по профессиональным образовательным программам высшего образования, составляло в 2015-2016 учебном году - 18043, в 20162017 - 19538, в 2017-2018 - 21757 человек [10]. Увеличение обучающихся в вузах студентов с ОВЗ и инвалидностью свидетельствует о том, что получение высшего образования для многих из них является и целью, и средством для восстановления ресурсов физического,психологического,социальногоздоровья.

Социальное здоровье как общее состояние и способность человека контактировать с окружающей действительностью, с природной, социальной средой, рассматривается нами как ведущий компонент индивидуального здоровья человека, обладающего готовностью к жизненному и профессиональному самоопределению. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью данный процесс сопряжён с множеством препятствий, преодоление которых возможно с применением медицинских, социальных, психолого-педагогических мер.

Востребованная сегодня в российских высших учебных заведениях модель инклюзивного образования, или «социальная модель», опирается на то, что причина инвалидности находится не в самом заболевании, а в существующих в обществе физических и организационных барьерах и стереотипах. Поэтому цель высшего образования -включение студента-инвалида в архитектурную и социально-образовательную среду высшего учебного заведения и организацию специальных условий для

Резюме В статье рассмотрены ключевые подходы и особенности профессионального самоопределения и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как компонентов их социального здоровья. Представлены ведущие теоретические положения процесса профессионального самоопределения, приведены результаты диагностики социальной адаптации студентов к условиям высшего инклюзивного образования. Раскрыто содержание этапов профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: лица и студенты с ОВЗ, социальное здоровье, социальная инклюзия, социальная адаптация, самоопределение.

формирования у него социальной компетентности [4].

Пряжникова Е.Ю. отмечает такие барьеры, препятствующие личностному и профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ: недостаточность информации о собственных профессиональных возможностях и перспективах, неосознанность и необъективность профессионального

выбора, неадекватные самооценка и уровень притязаний, нечёткое представление о жизненных реалиях и ценностях, недостаточность умения планировать и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы [6].

В российской научной среде рассматриваются два основных типа самоопределения: профессиональное и личностное, которые тесно связаны между собой и имеют общую основу для профессионального саморазвития в течение всей жизни человека. П рофессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное самоопределение - от самого человека. Часто именно трудные условия или сложные обстоятельства позволяют кому-то проявить себя по-настоящему, найти смысл уже в самом процессе самоопределения, а затем - в процессе профессиональной деятельности на протяжении всей трудовой жизни [5].

Климовым Е.А. предложена модель профессионального выбора, состоящая из трёх главных компонентов: «хочу» - «могу» -«надо», которые при адекватной самооценке и сформированном профессиональном выборе должны совпадать [3].

В российской концепции профессиональной ориентации отчётливо просматривается

психологическая направленность с опорой на мотивы и потребности, на ценностно-смысловую сферу личности (В.Д. Шадриков, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.Ф. Родичев и др.). Данные положения особенно актуальны для социального здоровья и понимания ведущей роли собственных внутренних сил лицами с ОВЗ и инвалидностью в построении профессиональных стратегий.

Самоопределение, социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ОВЗ первичны и являются главным условием получения ими профессиональной подготовки. Процесс личностного и профессионального самоопределения студентов с ОВЗ и инвалидностью должен быть максимально интегрирован с профессиональной подготовкой: образовательные программы, программы реабилитации, профориентации и трудоустройства реализуются в комплексе и направлены на достижение комплекса результатов профессионального образования [9].

Рассмотрим особенности профессионального и личностного самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья на каждом этапе инклюзивного профессионального образования.

На этапе подготовки к поступлению в высшее учебное заведение абитуриентам с ОВЗ и инвалидностью оказывается помощь по осознанию своих возможностей, формируется внутренняя готовность к принятию решения о выборе направления профессиональной подготовки с учётом ограничений здоровья. Особое значение имеет оказание морально-эмоциональной поддержки, стимулирование внутреннего психологического

Показатели социально-психологической адаптации

so

i ll ll ll ll ll ll

у jf у ж

человек

ОВЗ без овз ОВЗ без овз ! ОВЗ без овз ОВЗ без овз ОВЗ безовз ОВЗ без овз

55 80 45 70 60 80 55 80 50 70 70 85

адаптация самопринятие принятие эмоциональный интернальность стремление к

других комфорт доминированию

Рис. 1. Результаты методики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда

потенциала личности каждого студента [11].

В российских университетах на данном этапе активно реализуются адаптационные, профориентационные и дополнительные предметные курсы, которые становятся важным средством самоопределения личности. Профориентационные курсы нацелены на овладение технологией принятия решений о выборе направления профессиональной подготовки, навыками преодоления внешних препятствий на пути к профессиональным целям. Исходя из результатов начального этапа, выстраивается стратегия поддержки и сопровождения профессионального самоопределения студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе обучения в высшем учебном заведении.

Содержание высшего профессионального образования по образовательным программам и условия организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе профессиональной подготовки определяются адаптированной образовательной программой, но в сочетании с индивидуальной программой реабилитации. С целью эффективного сопровождения и поддержки студента с ОВЗ разрабатываются индивидуальные карты профессионального

самоопределения, используется технология «электронное портфолио» [7]; организуются профессиональные пробы, моделирующие реальную профессионально-трудовую деятельность, включающую систему по самостоятельной разработке, реализации и оцениванию результатов своей деятельности в зависимости от поставленной цели [8, 11]. В отличие от производственной практики, профессиональные пробы могут «встраиваться» в учебные и

■ Студенты с ОВЗ и Студенты без ОВЗ

ОВЗ без овз ОВЗ без овз i ОВЗ без овз ! ОВЗ без овз ОВЗ без овз ОВЗ без овз

41 64 52 81 44 70 41 77 54 77 39 55

адаптация принятие принятие эмоциональны! й интернальность стремление к

других комфорт доминированию

Рис. 2. Результаты начальной диагностики СПА

внеаудиторные занятия, в процесс самостоятельной работы и позволяют студентам с ОВЗ как можно раньше улучшить сенсомоторную координацию, эмоциональную и двигательную устойчивость, компенсировать и восстанавливать утраченные функции [2].

С целью разработки оптимальных образовательных и профессионально-

ориентированных стратегий студентов с ОВЗ изучаются их адаптационнные возможности. Например, в Амурском государственном университете в 20162017 учебном году была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (русифицированный вариант опросника, адаптированный Осницким А.К.). Критерии социальной адаптации по данной методике соотносятся с критериями успешного профессионального самоопределения. Выборка состояла из 20 студентов с ОВЗ и 20 случайно отобранных «условно» здоровых студентов [1].

Согласно общим результатам исследования показатели по шкалам «Адаптация» и «Самопринятие» у студентов с ОВЗ оказались ниже по сравнению с показателями «условно» здоровых студентов, что говорит о низкой адаптивности студентов с ОВЗ. Показатели по шкалам «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность», «Стремление к доминированию» так же имеют невысокие показатели по сравнению с результатами диагностики «условно» здоровых студентов, что указывает на наличие проблем у студентов с ОВЗ во взаимодействии и общении с окружающими (рис. 1).

В Дальневосточном федеральным университете реализован социально-ориентированный проект «Погружение» для первокурсников с ОВЗ [4].

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AS A COMPONENT OF SOCIAL HEALTH IN AN INCLUSIVE PROFESSIONAL ADUCATION

E.A. Burdukovskaya,1 O.A. Makedonskaya,2 E.V. Samsonova3

Amur State University, Blagoveshchensk;1 Far-East Federal University, Vladivostok,2 Suihua University, China, Heiluntzyan, Suihua3

Аbstract The article presents the key approaches and features of professional self-determination and social adaptation of students with poor health and disability as components of their social health. The leading theoretical positions of the process of professional self-determination are presented, the results of diagnostics of social adaptation of students to the conditions of higher inclusive education are given. The content of stages of profeesional training for students with poor health and disability is opened.

Key words: the disabled individuals and students, social health, social inclusion, self-determination, social adaptation DOI 10.22448/AMJ.2018.4.26-29

Адаптация Самопринятие Принятие другихЭмоциональный Интернальность Стремление к

комфорт доминированию

■ Студенты с ОВЗ ■ Студенты без ОВЗ

ОВЗ без ОВЗ ОВЗ без овз ОВЗ без овз ОВЗ без овз ОВЗ без овз ОВЗ без овз

53 67 66 81 56 70 52 79 58 78 40 55

адаптация самопринятие принятие эмоциональный интернальность стремление к

других комфорт доминированию

Рис. 3. Показатели СПА по итогам реализации проекта

Показатели социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ

на начало проекта на завершени и проекта на начало проекта на завершени и проекта на начало проекта на завершении проекта на начало проекта на завершени и проекта на начало проекта на на начало завершени проекта и проекта на завершении проекта

41 52 66 81 56 70 52 79 58 78 40 55

адаптация самопринятие принятие других эмоциональный комфорт интерна льность стремление к доминированию

Рис. 4. Показатели СПА в начале и по завершении проекта

По результатам начальной диагностики (в ней принимали участие 10 студентов с ОВЗ, принимавших участие в проекте, и 10 студентов первого курса, не принимавших участие в проекте и не имевших ограничений здоровья) можно сделать вывод, что, результаты, полученные в процессе обследования студентов с ограниченными возможностями здоровья, находятся в пределах среднего показателя, но в среднем на 15% ниже, чем показатели сверстников, не имеющих нарушений здоровья (рис. 2).

Итогом реализации проекта «Погружение» стал выстроенный каждым студентом маршрут саморазвития, который построен на основе результатов, полученных в процессе проведения активных форм работы: «Карта достижений», «Колесо ценностей», «Дерево целей» и др.

Повторная диагностика по методике К. Роджерса и Р. Даймонда показала, что средний показатель адаптивности у студентов с ОВЗ составляет 53%,

уровень принятия других - 56%. Уровень принятия себя составил 66%, что характеризует высокий уровень сформированности данного компонента. Уровень эмоционального комфорта - 52% и 79%. В целом, субъективная оценка сформированности компонентов социальной компетентности выросла по некоторым позициям более, чем на 50% (рис. 3, 4).

Таким образом, реализация предложенных моделей социально-профессиональной

адаптации подтверждает их эффективность в условиях инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Этап содействия в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидов осуществляется с привлечением государственных и коммерческих предприятий, общественных организаций инвалидов, волонтёров. Важно, чтобы поиск вакансий и согласование с работодателями вопросов своего трудоустройства осуществлялся студентами-

инвалидами самостоятельно, с учётом полученных навыков социальной адаптации. Для этого в профориентационных курсах предусматриваются специальные занятия по развитию навыков самоорганизации, планирования своей занятости и свободного времени. Владение практическими навыками применения компьютерных технологий становится необходимым для студентов с ОВЗ и инвалидностью практически по всем направлениям. Каждому студенту предлагается самостоятельно создать электронный банк информации об учреждениях и организациях по профилю обучения, которым он сможет воспользоваться в ближайшей и отдалённой перспективе для поиска возможностей найти удалённую работу - например, это может быть компьютерное моделирование, консультирование, разработка и поддержка сайтов в сети Интернет. Такой подходсегодняширокораспространёнипредоставляет возможность лицам с ОВЗ и инвалидам успешно работать в любой сфере труда, что значительно снижает риски возникновения проблем с трудоустройством.

Профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ и инвалидностью рассматривается как компонент социального здоровья. Главным условием успешного профессионального самоопределения является социальная адаптация студентов с ОВЗ на каждом этапе их профессиональной подготовки. Профориентационная помощь

студентам с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего инклюзивного профессионального образования ориентирована на развитие внутреннего потенциала личности с учётом особенностей здоровья.

Литература

1.Бурдуковская Е.А., Жук Т.И., Чжэн Вэньчжу. Инклюзивное образование в России: состояние, проблемы, перспективы // Сборник статей Российско-китайской международной конференции по высшему специальному образованию 15-16 июля 2017г. Суйхуасский университет, г. Суйхуа, КНР. С. 19-35.

2.Гордиевская Е.О. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения: дис. ...канд. пед. наук. СПб, 2009. 194 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. 304 с.

4.Македонская О.А., Семейкина К.С. Формирование социальной компетентности у студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях вуза // Сборник статей Российско-китайской международной конференции по высшему специальному образованию 15-16 июля 2017 г. Суйхуасский университет, г. Суйхуа, КНР. С. 3-18.

5.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений /Н.С.Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.

6.Пряжникова Е.Ю. Проблема профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья// Мой ориентир. Информационно-справочный ресурс Министерства образования Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://мой-ориентир.рф/публика-ции/problema-professionalnoy-orientatsii/ (дата обращения 03.03.2018)

7.Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г. Создание веб-портфолио студента: Методические рекомендации: Учеб. особие. Рязань.: Рязанский государственный радио-

технический университет, 2013. 22 с.

8.Самсонова Е.В. Модели профессионального самоопределения обучающихся в Амурской области// Сборник материалов Всероссийского совещания «Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии» (26.10.2012). М.: ФИРО, 2012. стр. 37-42.

9.Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Профессиональная ориентация лиц с учётом ограниченных возможностей здоровья/Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. Форум: ИНФРА. М., 2013. 352 с.

10.Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата РФ) [Электронный ресурс]. URL http: // www. gks. (дата обращения - 15.05.2018)

11.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения учащихся // Непрерывность образования и профессиональной карьеры учащейся молодёжи: вчера, сегодня, завтра: Научно-практическая конференция с международным участием / Сб. материалов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. С. 3-9.

Статья поступила в редакцию 21.10.2018

Координаты для связи

Бурдуковская Елена Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, заместитель проректора по учебной работе Амурского государственного университета. E-mail:bulena@mail.ru г.

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурский государственный университет: 675028 г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 211.

Самсонова Елена Владимировна, канд. пед. наук, профессор Суйхуасского университета, КНР. Е-mail: samsonova5858@mail.ru.

Македонская Ольга Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогической психологии ФГАОУ ВО Дальневосточного федерального университета. E-mail: oam-vl@yandex.ru

Почтовый адрес Суйхуасского университета: КНР, Хэйлунцзян, г. Суйхуа, ул. Хуанхэ, 18.

Почтовый адрес ФГАОУ ВО ДВФУ: 690920, г. Владивосток, остров Русский, посёлок Аякс -10, ул. Суханова, 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.